Представление опыта «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения».
учебно-методический материал по литературе

Гребенникова Ольга Викторовна

Представление опыта «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление опыта: «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения».

         Совершенствование речевой деятельности учащихся должно осуществляться в органическом единстве с обогащением духовного мира личности, ее художественно-эстетическим развитием, углублением восприятия литературного материала.

Стимулирование речевой деятельности обеспечивается созданием отражающих специфику предмета речевых ситуаций.

        Развитие устной и письменной речи школьников во все времена рассматривалось отечественной методикой в качестве одного из главных, стержневых направлений в изучении русского языка и литературы.    Обогащение словарного запаса учащихся, в том числе изобразительно-выразительными средствами русского языка на материале художественных произведений, обучение связной речи и развитие ее выразительности - таковы основные задачи, которые решались в практической работе словесника и теоретических исследованиях методистов в аспекте данной проблемы.

       Сегодня, однако, в понимании актуальности проблемы совершенствования речевой деятельности учащихся при изучении литературы жизнь вносит определенные коррективы.

       Становление в России гражданского общества, углубление гуманизации общественной жизни, начавшийся процесс возрождения духовности, возвращение к истокам и традициям отечественной культуры, освобождение от догматических и односторонних оценок явлений искусства меняют характер преподавания литературы в средней школе и стиль общения на уроках как между учителем и учащимися, так и между самими школьниками.

       К сожалению, в современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, обстановка крайне противоречива. Заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи, ее нравственно-эстетического обеднения, отстранения от культурных ценностей. Так, резко понизилась требовательность к культуре устной и письменной речи. Язык газетных и журнальных публикаций, а также ораторских выступлений, звучащих на различных собраниях, форумах, съездах, в радио и телевизионных передачах, отличается крайней бедностью, однообразием лексического состава, обилием штампов, ненужных заимствований, диалектизмов, неудачных новообразований, стилистически сниженных и даже откровенно грубых выражений. Мы постоянно вынуждены слушать выступающих, неверно расставляющих ударения в словах русского языка. Небрежное отношение к собственной речи проявляется также у говорящих и пишущих в построении высказываний, несоблюдении их жанровых особенностей. Это касается не только речей на общественно-политические и морально-этические, но и на литературно-художественные темы. Часто отмеченными недостатками страдает речь многих учителей, иногда далее преподающих русский язык и литературу.

Подобная речевая среда оказывает отрицательное влияние на речь школьников, невольно усваивающих при вхождении в активную жизнь равнодушие к родному языку и небрежность в обращении с ним, и на духовный мир в целом. Нормированию речевой культуры подрастающей личности препятствует во многом пассивное потребление произведений через средства массовой информации: телевидение, различного рода видео, что для многих заменяет само чтение художественной литературы и речевое общение интеллектуально-эстетического характера. К сожалению, в большинстве школ потребности в такого рода общении не формируется, не уделяется необходимого внимания, особенно в старших классах, работе по развитию речи школьников, а если она и проводится, то без должного учета современных научно-методических концепций; в первую очередь это касается работы над устной речью.

В современной методике русского языка последовательно проводится идея о необходимости целенаправленного формирования видов речевой деятельности учащихся в процессе обучения родному языку и поиска эффективных путей решения этой проблемы. Это нашло отражение во всех нормативных документах последних лет, в ряде школьных программ, учебниках и учебных пособиях. Именно поэтому доминирующей идеей проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения.

Овладев русским языком, ребёнок способен осуществлять четыре вида деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Психолог – лингвист Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания». Речевые навыки нужно отрабатывать специально, опираясь на изученный грамматический материал, систематически, проявляя настойчивость. Успех во многом зависит от способности, речевой и общей культуры учащихся, однако многое зависит и от учителя русского языка. Только в таком случае можно получить ощутимый результат.

Речевая деятельность представляет собой целенаправленный процесс создания и восприятия высказываний, осуществляемый с помощью языковых средств в ходе взаимодействия людей в различных ситуациях общения и начинать работу по развитию речевой деятельности нужно с исправления недостатков речевого развития у детей, пришедших в школу.

Существует несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна:

  • Потребность высказывания — условие возникновения и развития речи.
  • Содержание речи — условие наличия материала высказывания, т.е. того, о чем нужно сказать.
  • Средства языка — условие вооружения человека общепринятыми знаками, т.е. главным образом словами их сочетаниями, различными оборотами речи.

       Таким образом, речевая деятельность направлена или на выражение собственной мысли, чувства, или на восприятие чужих мыслей, переживаний. Следовательно, мысль и является предметом речевой деятельности. Речевое общение осуществляется с помощью языка, который выступает в качестве средства речевой деятельности.

      Устная речь появляется раньше письменной как следствие непосредственной потребности общения; письменная речь усваивается в результате специального обучения.

      Письменная речь сложнее и полнее устной. Предложения больше по объему, чаще используются конструкции, осложняющие предложение, преобладают слова книжной лексики. В письменной речи невозможны паузы, логические ударения, интонация, жесты: компенсация осуществляется за счет употребления знаков препинания, деления на абзацы и т.д.

        Письменная речь осложнена орфографией. Слабый навык является серьезной помехой в развитии письменной речи. Письменная речь – речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию.

       Процесс развития речи можно представить в виде двух взаимосвя-занных направлений: совершенствование собственно речевой деятельности (обучение созданию высказываний, обучение восприятию высказываний) и формирование отдельных речевых умений (создание высказываний, восприятие высказываний).

         Для достижения поставленной цели необходима кропотливая и многоплановая работа. Учителю необходимо изучить уровень речевого опыта первоклассника в период изучения грамоты. Совершенствование речевой деятельности школьников - процесс долгий и кропотливый, требующий от учителя серьёзного подхода, глубокой проработки каждого этапа обучения.

Начиная с 5 класса, особую роль играет работа с текстом, которая помогает понимать прочитанное, совершенствовать письменную и устную речь.      Главное на уроке – совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, аудирования, письма, говорения. В центре внимания урока находится текст как лингвистическая единица, речевое высказывание. Однако, надо признать, что не менее важным для уроков не только литературы, но и русского языка должно стать чтение. Если говорить о взаимосвязанном обучении разным видам речевой деятельности, то нельзя не признать, что именно чтение, восприятие текста при чтении предопределяет успех в овладении умениями и навыками, связанными с письмом, слушанием устной речью.

        Совершенствование видов речевой деятельности учащихся 7-9 классов на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС предполагает продолжение работы по закреплению общеучебных умений и навыков, приобретенных в начальной школе.

       Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие и совершенствование создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

         Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

         Итак, совершенствование речевой деятельности учащихся 7-9 классов на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС предполагает формирование четырех обобщенных умений: ориентироваться в ситуации общения, в том числе осознавать свою коммуникативную задачу; планировать содержание сообщения; формулировать собственные мысли и понимать чужие; осуществлять самоконтроль за речью, восприятием ее собеседником, пониманием основного содержания речи.

         Старший этап носит ярко выраженную коммуникативную направленность. Задача этого этапа заключается в дальнейшем совершенствовании умений устного общения и в расширении сферы общения учащихся путём включения новых тем. На старшем этапе обучения учащиеся закрепляют знания, навыки и умения, приобретенные ими за предыдущий период.

         На завершающем этапе обучения происходит совершенствование умений учащихся пользоваться различными приемами обогащения их словарного запаса, расширение их потенциального словаря и лингвистических знаний. На первый план выступает самостоятельное использование языка как средства получения учащимися новой информации, которая бы по-иному представляла известные им факты, расширяла их информированность в различных областях знаний, вводила в новые сферы их применения.

         Развитие речи современных старшеклассников на занятиях по литературе и русскому языку необходимо проводить с повышенной эффективностью при реализации деятельностного подхода к данной проблеме, то есть в процессе речевой деятельности, тесно связанной с другими видами человеческой деятельности.

Совершенствование речевой деятельности обеспечивается формированием у старшеклассников представлений о жанровых особенностях монологических высказываний на литературную тему, в основу классификации которых положена теория функциональных стилей.

Речевая деятельность старшеклассников активизируется их участием в разнообразных диалогах на литературно-художественные темы: учебно-критических, учебно-литературоведческих и театрально-художественных.

Одним из условий эффективности формирования и совершенствования речевой деятельности учащихся является реализация межпредметных связей литературы и русского языка, а также литературы и истории.

Одним из ведущих стимулов речевой деятельности учащихся старших классов на уроках литературы является правильный и научно обоснованный выбор речевых ситуаций, повышающих одновременно интерес к освоению предмета. Речевая ситуация, рассматриваемая нами как условие речевой деятельности личности и как методический прием ее активизации, способствует эффективности работы по развитию речи только в том случае, когда ее создание сочетается с обучением школьников различным видам монолога, ведению устного диалога и т.д.

Большие возможности для речевой деятельности старшеклассников представляют заключительные занятия по литературной теме как крупной обзорной, так и монографической.

На таких занятиях в девятом классе целесообразными разновидностями речевой деятельности являются сбор материала для выступления, работа по обогащению содержания статьи учебника повторительно-обобщающего характера, составление вспомогательных материалов для устных ответов и сочинений, развернутые ответы на вопросы. В десятом классе основной упор делается на подготовку исследовательских докладов, обобщающих наблюдения над одним или несколькими произведениями писателя, и оппонирующих выступлений. Уровень речевой и познавательной самостоятельности одиннадцатиклассников определяется умением создавать собственную программу по сбору материала и организации текста высказывания, давать мотивировку своим интеллектуальным и речевым действиям, выбору определенного речевого жанра, объяснять логику построения выступления.

Таким образом, совершенствование речевой деятельности старшеклассников в свете современных требований методики преподавания русского языка и литературы предполагает опору на имеющиеся у школьников речеведческие знания и речевые умения, организацию самостоятельного исследования речевых понятий и речевых явлений, проверку результатов собственного исследования теоретическими данными, зафиксированными в учебно-научных и научных источниках, оформление результатов работы с теоретическими сведениями в виде краткого конспекта, схемы, таблицы, которые впоследствии могут использоваться как справочный материал. На этапе тренировки в применении речеведческих знаний создаются условия для приобретения разнообразного опыта коммуникативной деятельности, что обеспечивается постоянным обращением к текстам как основной дидактической единице, моделированием ситуативных заданий, формированием умений оценивания собственной речи и речи других людей на основе критериальной системы.

Система работы по совершенствованию видов речевой деятельности

Русский язык – это клад, которым можно овладеть, если изучить его средства и законы их использования. К этому кладу, ребёнок идет несколькими дорогами: его ведут семья, детский сад, улица, школа. Овладев русским языком, ребёнок способен осуществлять четыре вида деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Совершенствованию этих умений нет предела.

Речь учащихся бывает, бессвязна, непоследовательна, невыразительна, так как реалии нашей жизни – телевизор, компьютер. Они оставляют ребёнка одного. Общения нет, диалога с окружающими людьми нет. Способность мыслить, рассуждать, думать теряется. Одна из главных задач учителя – научить правильно, выражать свои мысли, чувства. Ведь размышлять может тот, кто умеет говорить.

Психолог – лингвист Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».

«Заговори, чтобы я тебя увидел» - так говорил Сократ, обращаясь к своим ученикам, и, определяя, на что он способен.

Речь – форма общения, опосредованная языком. Речевая деятельность представляет собой процесс активный, целенаправленный. Почему активный? Потому что сущность процесса состоит для одного в выдачи сообщения, для другого – в его восприятии. Почему целенаправленный? Потому что между партнёрами возникает потребность что – то сообщить, чем – то поделиться с одной стороны, получить информацию, запомнить, понять - с другой стороны.

Начать эту работу нужно с исправления недостатков речевого развития у детей, пришедших в школу. Учителю необходимо изучить уровень речевого опыта первоклассника в период изучения грамоты.

Ушинский писал: «Метода, предлагаемая мною, в сущности, очень проста…2) приучить слух дитяти к отысканию отдельного звука в слове; 3) приучить язык дитяти к отчетливому произношению звуков; 4) приучить внимание дитяти останавливаться на словах и звуках, их составляющих; и 5) приучить и глаз, и руку, и слух, и язык, и внимание дитяти разлагать и складывать слова, представляемые в уме, произносимые, писаные и печатные».

1) При воспитании звуковой культуры речи надо уделять большое внимание:

развитию правильного произношения (внятности речи), этому способствуют чистоговорки, артикуляционные зарядки, подражание «коровушка му-му, барашек бее-е»;

корректировке темпа речи, где используются скороговорки и паузы; 2

увеличению силы и высоты голоса;

развитию фонематического слуха, которое достигается дидактическими играми. «Узнай и назови букву», « Подбери слово со звуком», « Переставь буквы»;

развитию речевого дыхания.

2) Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков правильной речи.

договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах, рифмовках (Лучше нас лесных ежей нет на свете сторожей);

согласование существительного и местоимения (мой портфель, моя комната);

употребление прилагательных - «Из чего предмет?»- пластиковое окно, металлическая линейка;

3) Выявить уровень сформированности фразовой речи:

- предложить детям пересказать небольшой текст, рассказать о каком- то событие.

4) Совершенствование речевого общения, коммуникативная адаптация.

- хоровое повторение вывода, послоговое прохлопывание, чередование индивидуальных ответов с хоровыми;

- учебное общение в паре;

- подбор точных формулировок, выделение голосом главного, проговаривание хором запоминаемого, построение ответа на основе вопроса.

Использование возможностей урока для развития речевой деятельности:

четкое представление целостности урока;

нестандартное начало урока - найди лишнее слово, объясни значение, отгадай

загадку, дай развернутое объяснение, назови слово, поменяв порядок букв);

- продуманность отбора материала – содержание всех упражнений подчинено

одной теме, введение новых слов, пословиц, поговорок, фразеологизмов.

Приемы работы над словом, предложением

Слова – сравненияСравнение – это уподобление одного предмета другому. Уподобить – значит сделать похожим, подобным.

3

1. Вставьте слова вместо точек так, чтобы получилось сравнение, которое мы употребляем в речи.

Трещит, как … (сорока, ворона, воробей).

Упрямый, как … (лошадь, осёл, сова, баран).

Колючий, как … (ёлка, ёрш, ёж, заяц).

Трудиться, как … (муравей, пчёлка, лиса).

2. Творческая работа.

На что похожи:

облака –

ромашка –

лёд –

луна –

змея –

3. Работа может строиться в виде беседы с детьми.

- Почему про облака говорят, что они точно вата? (Потому что похожи на вату.)

- Почему о воде говорят, что она словно зеркало? ( Потому что в ней отражаются

деревья, кустарники, солнце, луна.)

- Как вы думаете, с какой целью так говорят? (Чтобы было интересно, чтобы ярче мы

могли представить этот предмет.)

Для первичного знакомства с переносными значениями лучше использовать загадки, в которых метафорический перенос осуществляется по сходству и переносными значениями обладает одно слово или словосочетание. Например: «Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик». Стрекоза – голубой аэропланчик. «Зубастый зверёк грызёт со свистом дубок». Пила – зубастый зверёк. «Рассыпала Лукерья серебряные перья, закружила, замела, стала улица бела». Метель – Лукерья. Слова: рассыпала, закружила, замела - выступают в переносном значении.

Это нужно для того, чтобы понимать смысл читаемых книг, содержание стихов и песен, рассказов, поэтому, надо усвоить не только прямые значения слов и выражений, но и переносные и уметь их употреблять в своей речи.

Речевые разминки.

1. «Подбери синоним (близкое по смыслу слово)»

Зябнуть (мёрзнуть, замерзать), сиять (блестеть, сверкать), помогать (оказывать помощь, поддерживать, выручать); аккуратный ( чистый, опрятный), храбрый (смелый, отважный), бедный (нищий), жёлтый (золотистый), здоровый (крепкий); жилище (дом, квартира, жильё), беда (горе, несчастье), азбука (алфавит, букварь), дети (ребята, детвора).

2. Устаревшая лексика, фразеологизмы. « Скажи по-другому»

Объяснить, что означает выражение.

Пичужка (птичка), потчевать (угощать), глаз не смыкать (не спать, охранять), насилу ушел (спасся), сундук (ящик), не дает мне покоя (мешает).

3. «Доскажи пословицу» Чему учат нас пословицы?

Без труда не вытащишь и… ( рыбку из пруда). Скучен день до вечера, коли … (делать нечего). Не спеши языком - торопись … (делом). У лентяя Федорки всегда … (отговорки).

Работа с пословицами и поговорками помогает ребёнку корректировать произношение отдельных звуков, расширяет его словарный запас.

1. Составить пословицы из набора слов.

- утаишь, в мешке, шила, не;

- человека, лень, труд, портит, а, кормит;

- под елками, лежит, под соснами, с иголками, мешок;

- говорит, кто, мало, много, тот, делает.

2. В пословице одно слово заменено другим, найти, какое это слово.

Испортишь, перцем, не кашу (Кашу маслом не испортишь)

Чужое взять - свое найти (Чужое взять – своё потерять)

Сперва подумай, а потом помолчи (Сперва подумай, а потом скажи)

3. Составить рассказ по картинке с использованием пословиц. Составить рассказ – разъяснение о любой пословице с примерами.

Приемы работы над связностью текста. Развитие речевых умений.

- учить слышать друг друга;

- высказывать своё мнение по поводу ответа одноклассника;

- соглашаться или не соглашаться с мнением других. 5

Школьникам предлагается ответить на вопрос: «В чём сходство и различие басен Эзопа «Ворона и лисица» и «Ворона и лисица» И.А. Крылова?» Построить доказательные ответы, обращаясь к текстам, внимательно выслушивать выступления одноклассников, не повторяться. Что же выясняется? Сюжет басни один и тот же, но одна басня написана прозой, а другая стихами. Разное композиционное построение: мораль в басне Крылова не в конце, а в начале. Крылов создает более разнообразные образы животных, чем Эзоп.

Важно в этой работе формировать способность самостоятельно ставить вопросы и искать ответы на них.

После чтения первого отрывка рассказа «Стальное колечко» К. Паустовского детям предлагается ответить на вопросы: «Тебе нравится Варюша?», «Что ты можешь сказать о её характере?»

Учитель говорит: « Сформулируйте такие вопросы, с помощью которых вы сможете выяснить у одноклассников, как они относятся к Варюше.

1) Как ты думаешь, как Варюша относится к деду?

2) Как ты думаешь, как Варюша разговаривает с незнакомыми людьми?

3) На твой взгляд, что девочка чувствует?

4) По какой причине Варюша беспокоится?

Проведение такой групповой работы помогает учащимся лучше понять данное произведение, и меняется характер взаимоотношений между детьми. Они становятся более тактичными по отношению друг к другу, строят своё поведение с учётом позиции других людей.

Развитие речи на основе восприятия произведений изобразительного искусства.

Словарный диктант представляет собой запись учащимися слов по развёрнутому определению учителя.

- Художник, занимающийся живописью. (Живописец.)

- Изображение природы. (Пейзаж.)

- Изображение человека на картине. (Портрет.)

- Набросок к будущей картине, неоконченный рисунок. ( Эскиз.)

Этот вид упражнений формирует и орфографический навык, и способствует развитию речи, мышления.


Дидактические игры способствуют обогащению словарного запаса, развивают умение составлять описание героев картины. Например: игра «Цепочка», игра «Я знаю», игра « Времена года»

Словарь настроений и чувств.

Упражнения, направленные на восприятие произведений:

Первая группа упражнений предполагает формирование умений определять тему и основную мысль картины.

- рассматривание репродукции картины;

- попробуйте представить себе картину;

- какие звуки можно услышать при рассматривании картины;

- чтобы вам хотелось сделать, если бы вы попали в картину;

- определить, что это за картина: пейзаж, портрет, сюжетная картина.

Вторая группа упражнений способствует эмонациональному настрою учащихся.

- сопоставление основной мысли картины с пословицами;

- сравнение основного настроения картины и музыкального произведения

с использованием словаря настроений;

- нарисовать красками музыку, которую вы слышите или изобразить цветовую гамму

стихотворения.

Третья группа упражнений направлена на формирование умения выполнять целостный анализ произведения.

- объяснение названия картины;

- придумать другое название;

- анализ цветовой гаммы картины;

- определение изобразительных средств;

- выявление характера персонажа.

Четвертая группа упражнений направлена на создание собственных речевых высказываний и обогащение словаря учащихся.

- избегайте повтора слов;

- подбор синонимов к данному слову; 7

- подберите прилагательные и глаголы, которые помогают описать персонаж

- работа со словарём.

- составление предложений, посвященных жизни и творчеству художника.

Совершенствование речевой деятельности школьников - процесс долгий и кропотливый, требующий от учителя серьёзного подхода, глубокой проработки каждого этапа обучения. Все этапы этого процесса, рассмотренные мною, это ещё не само обучение речевой деятельности, а лишь необходимая база для того, чтобы подлинное совершенствование речевой деятельности учащихся стало возможным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки по всем видам речевой деятельности по иностранному языку (аудирование, чтение, говорение, письмо)

Критерии оценки по всем видам речевой деятельности по английскому языку (аудирование, чтение, говорение, письмо)Оценка письменных работ (контрольные работы, самостоятельные работы, словарные...

Доклад на тему:"Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения".

quot;Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения"....

"Развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы"

В современном российском обществе и народном образовании, зеркально отражающем состояние общества, обстановка крайне противоречива. Заметна тенденция бездуховного развития значительной части молодежи,...

Представление опыта на МО «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения».

Представление опыта на МО  «Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи чтения, письма, говорения»....

Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения

quot;Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения"....

"Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения".

Главное на уроке- совершенствование всех видов речевой деятельности уч-ся  в  их взаимосвязи....

"Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения".

quot;Совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся в их взаимосвязи: чтения, письма, говорения".Требования государственного стандарта формировать коммуникативную компетенц...