Программа работы с детьми ОВЗ
рабочая программа (8 класс) на тему

Крылова Алевтина Львовна

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Отдел образования администрации муниципального образования

«Звениговский муниципальный район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»

 

 

 

 

 

Адаптированная программа

 

по марийскому языку
для детей с ограниченными возможностями здоровья

 

 

учителя марийского языка

Трофимовой Алевтины Львовны

 

 

 

 

 

 

 

 

Красногорский, 2014


 

Утверждено

Директором Красногорской

СОШ №2

Михайловой Р.Г.

_________________________

Согласовано

Заместителем директора

по УМР

Холкиной О.Н.

__________________________

Рассмотрено на заседании ММО учителей марийского языка Руководитель ММО

Янгелова М.С.

__________________________

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 

для детей с ограниченными возможностями здоровья

на 2014-2015 учебный год

                          

Предмет

Классы

Часы

В неделю

Контрольные работы

Творческие исследования

АКР, экзамен

марийский язык

8 в

34

1

 

 

 

 

Адаптированная программа предназначена для …. 8 в класс – умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей травмой или физическими агентами.
Пояснительная записка

Предметная область: марийский (государственный) язык, 8 класс.

Изучение марийского (государственного) языка в 8 классе учащимися с диагнозом ОВЗ направлено на достижение следующих целей:

·   формирование умений общаться на марийском языке с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья: повторять слова и выражения за учителем, работать в хоровой и групповой деятельности, называть времена года, рассказать о семье, о столице, школе, дне победы (с помощью подсказок);

·   развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению марийским языком на третьем году обучения;

·   освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на марийском языке;

·   приобщение детей к новому социальному опыту с использованием марийского языка: знакомство учеников с миром финно-угорских сверстников,  с финно-угорским детским фольклором;  воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

·   формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших  школьников.

Программа рассчитана на учебную нагрузку 1 час в неделю – 34 часа в год.

Содержание курса отбиралось в строгом соответствии с требованиями учебных программ и стандартов к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся на третьем году обучения марийскому (государственному) языку. К концу года учащиеся должны овладеть элементарными навыками во всех четырёх видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. Языковой материал призван обеспечить необходимый и достаточный уровень речевого взаимодействия в рамках учебных ситуаций и сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной. Следует отметить, что процесс обучения продвигается медленно, прогресс наблюдать сложно из-за индивидуальных особенностей детей.

 

Содержание учебной дисциплины «Марийский государственный). 8 класс»

Предметное содержание речи:

1. Марийская письменность.

2. Берегите природу.

3. Современная Йошкар-Ола.

Говорение:

Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, извиниться; диалог расспрос - уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Куда? (по мере способности ученика); диалог побуждение к действию - уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания – 8-10 реплик с каждой стороны (все выполняется с помощью подсказок и опоры)

Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в речи изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 8-10 фраз (ставить нужные слова из данного списка в маленькие предложения).

Слушание (аудирование):

Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных рассказов (с опорой на иллюстрацию). Время звучания текста для аудирования - до 1 минуты (сидеть внимательно слушать и понимать три-четыре слов).

Чтение:

Продолжить обучение правильному чтению.

Письмо и письменная речь:

Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний.

Графика и орфография:

Основные правила орфографии.

Фонетическая сторона речи:

Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний марийского языка. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (союзах, послелогах, частицах), членение предложений на смысловые группы. 

Лексическая сторона речи:

Знать элементарные слова для 8 класса. 

Грамматическая сторона речи:

Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова: «кӧ», «мо», «кунам», «кушто», «кушко», «молан», «кузе». Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения (перевод и работа по схеме и по образцу). Падежи в марийском языке, спряжения глаголов.


Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса.

В результате изучения марийского языка в 8 классе  ученик с диагнозом ОВЗ  должен знать/ понимать:

1. Падежи изучаемого языка; правописание безударных гласных;

2. Спряжение и прошедшее время глаголов; наклонения глаголов, степени сравнения прилагательных;

3. Наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).

 

В области говорения учащиеся должны уметь:

1.     Задавать элементарные вопросы по изученной теме и отвечать на них;

2.     Начинать и заканчивать разговор;

3.     Извиняться и реагировать на извинения;

4.     Делать элементарные высказывания по определенной теме.

 

В области аудирования:

1.     Понимать и реагировать на устное высказывание учителя или партнёра по общению в пределах сфер и тематики, обозначенной программой;

2.     Понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями;

3.     Понимать короткие сообщения.

 

В области чтения:

Читать про себя и вслух, уметь находить новые слова в словаре.

 

В области письма  учащиеся:

·  Овладевают правописанием слов;

·  Выполняют письменные задания;

·  Должны уметь списывать текст на марийском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей.

 

Ученик с диагнозом ОВЗ к концу 8 класса должен уметь правильно писать и склонять слова, выполнять с помощью схем и образца упражнения, читать легкие слова и выражения, составлять текст из 8 предложений по изученным темам. Ученик должен знать, как строятся предложения в марийском языке, должен соблюдать правила поведения на уроке и выполнять задания учителя на уроке и дома.

 

 

Календарно-тематическое планирование по марийскому (государственному) языку для 8 класса

 

 

Дата

№ урока

Название темы

Вид деятельности

Отметка об освоении

Подпись

 

1

Марий Элын ял озанлыкше.

Овладение минимумом лексики по теме

 

 

 

2

Марий Элын ял озанлыкше.

 

 

 

3

Мосолов – икымше марий академик.

 

 

 

4

Шуко тунемат – шуко палет.

Работа с текстом

 

 

 

5

Шанчызе еш.

Чтение, пересказ

 

 

 

6

Икымше марий книга-влак.

Конспект

 

 

 

7

Икымше марий букварь-влак да нунын авторышт.

тест

 

 

 

8

Марий литератур йылмын шочмыжо.

Пересказ с опорой на текст

 

 

 

9

Пуртус.

 

 

 

10

Кундемысе эмшудо-влак.

Диалог, нарисовать

 

 

 

11

Йошкар-Ола.

Диалог

 

 

 

12

Оласе тунемме вер-влак.

чтение

 

 

 

13

Ола мучко экскурсий дене.

Составление текста по картинке

 

 

 

14

Чием.

 

 

 

15

Общественный верлаште шкем кучен  моштымаш.

Беседа

 

 

 

16

Марий калыкын чиемже: ожно да кызыт.

повторить

 

 

 

17

Ушештарымаш.

Чтение, перевод с помощью словаря

 

 

 

18

Морко кундем.

Перевод с помощью словаря

 

 

 

19

Морко кундем.

чтение

 

 

 

20

Талант памаш.

диалог

 

 

 

21

Морко кундем мучко экскурсий дене.

чтение

 

 

 

22

В.Колумб .

Наизусть стихотворени

 

 

 

23

Теле каныш.

Овладение минимумом лексики по теме

 

 

 

24

Могай сылне Москва!

презентация

 

 

 

25

Марий кугыжаныш институт, спорт факультет.

Дополнительный материал

 

 

 

26

Йоратыме спортсмен.

диалог

 

 

 

27

Кинотеатрыште.

Чтение и перевод

 

 

 

28

Йоратыме артист.

Сообщение. сочинение

 

 

 

29

Шошо пуртус.

Нарисовать, работа с приметами

 

 

 

30

26 апрель – Талешке кече.

Работа с текстом

 

 

 

31

9 май – Сенымаш кече.

Составление текста с помощью опорных слов

 

 

 

32

Июнь – шокшо кенежын туналтышыже.

Ответить на вопросы

 

 

 

33

Марий Элысе каныме вер-влак.

Диалог

 

 

 

34

Пунчер санаторий.

Чтение, составление плана

 

 

       

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptirovannaya_programma.docx30.42 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования и науки Республики Марий Эл

Отдел образования администрации муниципального образования

«Звениговский муниципальный район»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»

Адаптированная программа

по марийскому языку
для детей с ограниченными возможностями здоровья

учителя марийского языка

Трофимовой Алевтины Львовны

Красногорский, 2014


Утверждено

Директором Красногорской

СОШ №2

Михайловой Р.Г.

_________________________

Согласовано

Заместителем директора

по УМР

Холкиной О.Н.

__________________________

Рассмотрено на заседании ММО учителей марийского языка Руководитель ММО

Янгелова М.С.

__________________________

Календарно-тематическое планирование  

для детей с ограниченными возможностями здоровья

на 2014-2015 учебный год

                           

Предмет

Классы

Часы

В неделю

Контрольные работы

Творческие исследования

АКР, экзамен

марийский язык

8 в

34

1

Адаптированная программа предназначена для …. 8 в класс – умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей травмой или физическими агентами.


Пояснительная записка

Предметная область: марийский (государственный) язык, 8 класс.

Изучение марийского (государственного) языка в 8 классе учащимися с диагнозом ОВЗ направлено на достижение следующих целей:

  • формирование умений общаться на марийском языке с учетом речевых возможностей и потребностей обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья: повторять слова и выражения за учителем, работать в хоровой и групповой деятельности, называть времена года, рассказать о семье, о столице, школе, дне победы (с помощью подсказок);
  • развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению марийским языком на третьем году обучения;
  • освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на марийском языке;
  • приобщение детей к новому социальному опыту с использованием марийского языка: знакомство учеников с миром финно-угорских сверстников,  с финно-угорским детским фольклором;  воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
  • формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших  школьников.

Программа рассчитана на учебную нагрузку 1 час в неделю – 34 часа в год.

Содержание курса отбиралось в строгом соответствии с требованиями учебных программ и стандартов к формированию комплексных коммуникативных умений учащихся на третьем году обучения марийскому (государственному) языку. К концу года учащиеся должны овладеть элементарными навыками во всех четырёх видах речевой деятельности: чтении, аудировании, говорении и письме. Языковой материал призван обеспечить необходимый и достаточный уровень речевого взаимодействия в рамках учебных ситуаций и сфер общения: социально-бытовой, учебно-трудовой и социально-культурной. Следует отметить, что процесс обучения продвигается медленно, прогресс наблюдать сложно из-за индивидуальных особенностей детей.

Содержание учебной дисциплины «Марийский государственный). 8 класс»

Предметное содержание речи:

1. Марийская письменность.

2. Берегите природу.

3. Современная Йошкар-Ола.

Говорение:

Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения, а также в связи с прочитанным или прослушанным произведением детского фольклора: диалог этикетного характера - уметь приветствовать и отвечать на приветствие, познакомиться, представиться, попрощаться, извиниться; диалог расспрос - уметь задавать вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Куда? (по мере способности ученика); диалог побуждение к действию - уметь обратиться с просьбой и выразить готовность или отказ ее выполнить, используя побудительные предложения. Объем диалогического высказывания – 8-10 реплик с каждой стороны (все выполняется с помощью подсказок и опоры)

Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в речи изучаемого языка. Составление небольших монологических высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки; описание персонажей прочитанной сказки с опорой на картинку. Объем монологического высказывания – 8-10 фраз (ставить нужные слова из данного списка в маленькие предложения).

Слушание (аудирование):

Восприятие и понимание речи учителя и собеседников в процессе диалогического общения на уроке; небольших простых сообщений; основного содержания несложных рассказов (с опорой на иллюстрацию). Время звучания текста для аудирования - до 1 минуты (сидеть внимательно слушать и понимать три-четыре слов).

Чтение:

Продолжить обучение правильному чтению.

Письмо и письменная речь:

Списывание текста; вписывание в текст и выписывание из него слов, словосочетаний.

Графика и орфография:

Основные правила орфографии.

Фонетическая сторона речи:

Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний марийского языка. Ударение в слове, фразе, отсутствие ударения на служебных словах (союзах, послелогах, частицах), членение предложений на смысловые группы. 

Лексическая сторона речи:

Знать элементарные слова для 8 класса. 

Грамматическая сторона речи:

Основные коммуникативные типы предложения: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы, вопросительные слова: «кӧ», «мо», «кунам», «кушто», «кушко», «молан», «кузе». Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения (перевод и работа по схеме и по образцу). Падежи в марийском языке, спряжения глаголов.


Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса.

В результате изучения марийского языка в 8 классе  ученик с диагнозом ОВЗ  должен знать/ понимать:

1. Падежи изучаемого языка; правописание безударных гласных;

2. Спряжение и прошедшее время глаголов; наклонения глаголов, степени сравнения прилагательных;

3. Наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме).

В области говорения учащиеся должны уметь:

  1. Задавать элементарные вопросы по изученной теме и отвечать на них;
  2. Начинать и заканчивать разговор;
  3. Извиняться и реагировать на извинения;
  4. Делать элементарные высказывания по определенной теме.

В области аудирования:

  1. Понимать и реагировать на устное высказывание учителя или партнёра по общению в пределах сфер и тематики, обозначенной программой;
  2. Понимать просьбы и указания учителя, сверстников, связанные с учебными и игровыми ситуациями;
  3. Понимать короткие сообщения.

В области чтения:

Читать про себя и вслух, уметь находить новые слова в словаре.

В области письма  учащиеся:

  • Овладевают правописанием слов;
  • Выполняют письменные задания;
  • Должны уметь списывать текст на марийском языке, выписывать из него и (или) вставлять в него слова в соответствии с решаемой учебной задачей.

Ученик с диагнозом ОВЗ к концу 8 класса должен уметь правильно писать и склонять слова, выполнять с помощью схем и образца упражнения, читать легкие слова и выражения, составлять текст из 8 предложений по изученным темам. Ученик должен знать, как строятся предложения в марийском языке, должен соблюдать правила поведения на уроке и выполнять задания учителя на уроке и дома.


Календарно-тематическое планирование по марийскому (государственному) языку для 8 класса

Дата

№ урока

Название темы

Вид деятельности

Отметка об освоении

Подпись

1

Марий Элын ял озанлыкше.

Овладение минимумом лексики по теме

2

Марий Элын ял озанлыкше.

3

Мосолов – икымше марий академик.

4

Шуко тунемат – шуко палет.

Работа с текстом

5

Шанчызе еш.

Чтение, пересказ

6

Икымше марий книга-влак.

Конспект

7

Икымше марий букварь-влак да нунын авторышт.

тест

8

Марий литератур йылмын шочмыжо.

Пересказ с опорой на текст

9

Пуртус.

10

Кундемысе эмшудо-влак.

Диалог, нарисовать

11

Йошкар-Ола.

Диалог

12

Оласе тунемме вер-влак.

чтение

13

Ола мучко экскурсий дене.

Составление текста по картинке

14

Чием.

15

Общественный верлаште шкем кучен  моштымаш.

Беседа

16

Марий калыкын чиемже: ожно да кызыт.

повторить

17

Ушештарымаш.

Чтение, перевод с помощью словаря

18

Морко кундем.

Перевод с помощью словаря

19

Морко кундем.

чтение

20

Талант памаш.

диалог

21

Морко кундем мучко экскурсий дене.

чтение

22

В.Колумб .

Наизусть стихотворени

23

Теле каныш.

Овладение минимумом лексики по теме

24

Могай сылне Москва!

презентация

25

Марий кугыжаныш институт, спорт факультет.

Дополнительный материал

26

Йоратыме спортсмен.

диалог

27

Кинотеатрыште.

Чтение и перевод

28

Йоратыме артист.

Сообщение. сочинение

29

Шошо пуртус.

Нарисовать, работа с приметами

30

26 апрель – Талешке кече.

Работа с текстом

31

9 май – Сенымаш кече.

Составление текста с помощью опорных слов

32

Июнь – шокшо кенежын туналтышыже.

Ответить на вопросы

33

Марий Элысе каныме вер-влак.

Диалог

34

Пунчер санаторий.

Чтение, составление плана



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Программа работы с детьми группы риска

Как организовать работу с данной категорией  детей....

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Основываясь на общегосударственной технологии работы с детьми, требующими особого внимания, представленной в текстах важнейших международных и российских законов ( « Конвенция ООН о правах ребенка», 1...

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...

Примерная программа работы с детьми из социально неблагополучных семей, детьми, попавшими в трудные жизненные ситуации

В связи с ухудшающейся общей социально-экономической ситуацией в стране, вызванной целым комплексом исторических, культурных, политических и экономических причин на данном этапе развития общества возр...

Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике

Программа работы с детьми, испытывающими   трудности  в освоении образовательной                             ...