Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике
проект по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной
программы по математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_dat_1.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной
программы по математике
Пояснительная записка
Одной из главных проблем, которую приходится решать учителям математики - это работа с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа с такими детьми. Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка, затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья, неблагоприятной обстановкой в семье. Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
- пропуски занятий по болезни;
- слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
- задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
- педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
- неблагополучная семья;
- проблема «улицы»;
- прогулы.
Поэтому необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал. Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении такого трудного предмета, как математика. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Мы, учителя предметники, должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед), родители ученика, он сам и его одноклассники.
Цель программы
- ликвидация пробелов у детей с академическими трудностями при обучении математике,
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
- создать благоприятную атмосферу на уроке; создание ситуации успеха, наиболее эффективного
стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- изменение форм и методов учебной работы на уроках математики, чтобы преодолеть пассивность
обучающегося и превратить его в активный субъект деятельности (использовать для этого
обучающие игры);
- оказание своевременной помощи на уроках и внеурочное время;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к
ученику, испытывающему трудности;
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности,
- освобождение учащегося от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и
успеха.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
- Получение знаний по предмету.
- Выбор форм получения знаний.
Родителей:
- В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
- В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
- Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;
- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- применение игровых форм обучения;
- применение памяток, карточек, творческих заданий.
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Система работы с детьми
Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся. Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности
Этапы формирования положительного отношения к учению | |||
Формируемые отношения | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
К содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий | Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успехов в работе, требующей значительных усилий |
К учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Оказание своевременной помощи ученику, испытывающему трудности
на определенном этапе урока
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Изложение нового материала | Поддержание интереса учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления. |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для учащегося наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий. |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
Диагностика уровня знаний является необходимым этапом в работе для преодоления неуспеваемости.
Виды дифференцированной помощи, оказываемой детям, испытывающим затруднения в обучении
Группы неуспевающих учащихся (по причинам неуспеваемости) | Мероприятия по работе с учащимися |
Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине |
|
Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам |
|
Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики |
|
Основными способами обнаружения затруднений в учёбе служат: наблюдение за реакциями учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи; вопросы учителя или его требования сформулировать то или иное положение; обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, выслушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает. Проверка работы проводится после того, как все учащиеся в классе закончат работу, с тем, чтобы каждый ученик получил возможность самостоятельно преодолеть трудности, возникшие в процессе выполнения задания. Наряду с обычной организацией самостоятельных работ, при которой ученик выполняет назначенный ему вариант, необходима и особая их организация, создающая ситуации выбора заданий учащимися.
Реально оценивать свои возможности ученикам помогает уровневая дифференциация. В результате
происходит повышение интереса к математике, устанавливаются партнерские отношения между
учеником и учителем, психологическое напряжение ученика на уроках снижается.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. Указание алгоритма решения или выполнения.
5. Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7. Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения
задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Формы индивидуальной работы с учащимися
1. Составление картотеки:
– индивидуальных заданий по темам (карточки, таблицы и т.д.)
- занимательного материала (ребусы, кроссворды, головоломки, иллюстрации)
- наглядный материал, изготовленный самими учащимися, в виде творческих работ к уроку)
2. Специальные индивидуальные задания на уроке, частично или полностью исключающие учащихся из общей самостоятельной работы.
3. Дифференцированные задания отстающим при проведении проверочных, самостоятельных и контрольных работах.
4. Предупреждающие опросы.
5. Выполнение учащимися заданий по индивидуальным карточкам дома.
6. Проведение консультаций. Проверка индивидуальных заданий в присутствии ученика.
7. Оказание помощи учащимся перед уроком.
План деятельности с детьми, испытывающими трудности в обучении.
1. Проведение психолого-педагогической диагностики обучающихся с целью определения
индивидуальных особенностей детей, испытывающих трудности в обучении, выявления уровня
обученности. Наметить детей с академическими трудностями.
2. Составление плана работы с детьми.
3. Составление расписания индивидуально-групповых занятий с детьми, испытывающими трудности
в обучении.
4. Разработка планов ликвидации пробелов в знаниях по каждому обучающемуся
5. Ведение журналов и тетради обучающихся для индивидуально-групповых занятий.
6. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный) для объективности результата.
7. Разработать систему работы над ошибками после проведения самостоятельных и контрольных работ.
8. Разработать систему дифференцированных домашних заданий.
9. Разработать программу деятельности с родителями обучающихся.
План работы с детьми с академическими трудностями на учебный год
№ п/п | Мероприятия | Срок |
1 | Взять на учет и составить список детей с АТ по итогам диагностики учащихся. | Сентябрь |
2 | Установление причин отставания ДАТ. Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе с ДАТ. | Сентябрь |
3 | Составление плана работы с ДАТ. | Сентябрь |
4 | Индивидуальные беседы с ДАТ о состоянии их учебных дел. | Выборочно, по ситуации. |
5 | Работа с родителями ДАТ. | В течение всего учебного года. |
6 | Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть | Обновлять по мере необходимости. |
7 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. | В течение учебного года. |
8 | Вести обязательный тематический учет знаний ДАТ. | В течение учебного года. |
Прогнозируемый результат:
1. Создание условий для повышения уровня качества образования, эффективности урока.
2. Повышение уровня качества образования
План работы с учащимся по четвертям
Мероприятия | Сроки | |
1 | Проведение контрольных срезов знаний по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) Определение фактического уровня знаний. б) Выявление в знаниях пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
2 | Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний. | После каждой проведенной работы |
3 | Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания, фиксировать это в плане урока. | В течение четверти |
4 | Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата. | В течение четверти |
5 | Поставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок. | По мере необходимости |
6 | Вести обязательный индивидуальный для учащегося тематический учет знаний по предмету. | В течение четверти |
7 | Учить навыкам самостоятельной работы. | В течение четверти |
График занятий с учащимися (указать класс)
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению и полной утрате позиции школьника, проявляющейся в стремлении оставить школу.
Список учащихся, испытывающих трудности по математике в учебном году по группам
1 группа | 2 группа | 3 группа |
План работы по математике с учащимися 1 группы на 1 - 4 четверть
Эти учащиеся требует особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом, эти учащиеся без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу, уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности выполнения.
Характеристика (отдельно каждого из учащихся этой группы)
План работы по математике с учащимися 2 группы на 1 - 4 четверть
Характеристика учащихся этой группы.
У этих детей качество мыслительной деятельности достаточно высокое, но отсутствует мотивация учения: у учащихся неправильно сформировалось отношение к образованию, они не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности. У учащихся этой группы проблема слабого развития волевой сферы. Знания усваиваются без интереса, формально, не отвечают потребности в их приобретении. Эти учащиеся не всегда готовы к урокам, не выполняют домашние задания, не учат теоретический материал, на уроках отвлекаются, бездельничают, часто пропускают уроки.
План работы по математике с учащимися 3 группы на 1 - 4 четверть
Характеристика учащихся этой группы. Для этих учащихся характерно низкое качество мыслительной деятельности, которое сочетается с отрицательным отношением к учению и полной утрате позиции школьника. У учащихся низкий уровень развития учебной мотивации, неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. У этих учащихся присутствует интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания, отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых строится обучение. Эти учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, выполняют работу не качественно и в медленном темпе. Плохо знают изучаемый и ранее пройденный материал, длительно обдумывают ответ на поставленный вопрос, не умеют употреблять знакомый материал в новой ситуации. Это избалованные, неорганизованные учащиеся, которые проявляют небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей, часто не выполняющие домашние задания, и неаккуратно обращающиеся с учебниками и учебными принадлежностями.
Индивидуальные (групповые) дополнительные занятия по темам класса | ||
Тематика занятий | Сроки | Дата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа коррекционной работы с детьми, испытывающими трудности в обучении
Приводится программа корекционной работы для детей с трудностями в обучении...
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике
Программа работы с детьми, испытывающими трудности в освоении образовательной программы по математике...
Организация работы с учащимися, испытывающими трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовер...
Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении
Программа работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении...
Технологии и методы работы с детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации. Значение творчества и развитие творческого мышления.
В повседневной жизни основное развитие творческих способностей происходит через игру. В игре дети больше всего проявляют свои наклонности, по любимым играм можно судить о том, какая сфера деятельности...
Рабочая программа "Программа психологического сопровождения учащихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развития и социальной адаптации"
Авторско-составительская рабочая программа (в соавторстве). Уровень образования основной общий (2018-2019 учебный год)...