Интегрированный урок по литературе для 11 класса "Русский характер в изображении Шолохова.М .А. в рассказе "Судьба человека"
план-конспект урока (11 класс) по теме
Этот конспект предназначен для проведения интегрированного урока по двум предметам - литературе и обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
интегрированный урок | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
интегрированного
урока по литературе
для 11 класса.
Разработан учителем русского
языка и литературы
высшей категории
МОУ СОШ №88
Сусловой Ириной Сергеевной
Интегрированный урок
(литература и обществознание)
Урок развития речи.
«Русский характер» в изображении Шолохова. Рассказ «Судьба человека».
Творческая мастерская «На съемочной площадке».
Цели урока: 1. Способствовать глубокому пониманию смысла рассказа и его
места в творчестве М.А. Шолохова; пониманию смысла слов
«патриотизм, гражданственность», роль личности в истории.
2. Развивать индивидуальные творческие замыслы; умение
отстаивать собственную точку зрения.
3.Способствовать развитию вдумчивого читателя, умеющего
разбираться в «подтексте» автора, умеющего нравственные
понятия «видеть» в художественных авторских приемах и
произведении в целом.
4. Знакомство со съемочным процессом.
Оборудование:
1. Тексты рассказа «Судьба человека»
2. Портрет Шолохова.
3. Опорные записи, цитаты, рисунки.
Приемы работы:
1.Работа над понятиями.
2.Ролевая игра.
3.Устный опрос.
4.Работа над целями урока.
План работы:
1.Вступительное слово.
II. Работа в группах:
Актеры, операторы, костюмеры, гримеры, композиторы.
III. Обсуждение творческих проектов.
IV. Дом. задания по группам.
V. Обсуждение общего проекта.
VI. Подведение итогов .
Ход урока:
I.Слово учителя:
Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы побываем в творческой
мастерской на съемках фильма по рассказу М.А. Шолохова «Судьба
человека». Попробуем во время работы ответить на вопрос: « Что такое
русский характер»
Слово режиссеру:
Представьте себе, что я отвечаю за весь съемочный процесс, поэтому, во-
первых, мне нужно провести отбор актеров. На роль А.Соколова претендуют
два человека, я хочу поговорить с ними.
Режиссеру учитель заранее дает консультацию, но вопросы в итоге
составляет сам учащийся.
Приблизительные вопросы:
1.Вы согласны с утверждением, что «тогда человек станет лучше, когда вы
покажете, каков он есть?» (Эта табличка висит на доске )
2. Меняется ли Соколов характер за тот период, когда он показан в рассказе? Внешне или внутренне?
3.Что самое главное в его характере?
По ходу урока учитель, выступающий в роли продюсера фильма, может
помогать режиссеру, уточняя детали.
Режиссер:
Итак, самое главное в характере Соколова – простота, искренность,
самоотверженность, честность, способность сопротивляться ударам судьбы.
Актерам особенно важно через мимику, жесты, поведение показать основное
качество – душевную стойкость.
Я выбираю на эту роль актера N, потому что именно он доказал то, что хотел
автор подчеркнуть в образе главного героя.
Режиссер:
Приступаем к выбору операторов. Операторы заранее приготовили проекты съемок сцен.
Режиссер ( приблизительные вопросы) :
1.Представьте свой проект.
- получится ли у вас много съемок на натуре?
- что будет кульминацией в процессе съемок?
- какие планы будут преобладать во время съемки основной сцены Соколов в поединке с фашистами в концлагере?
Учитель обращает внимание на запись на доске: « Литература - не косметика, не украшивание жизни, но суровая , но суровая и неподкупная проверка человека, его возможность стать лучше…»
Режиссер операторам:
- вы согласны, что в вашей работе - это будет главным – не приукрашивать, а показать правду, порой жестокую и страшную.
-какие сцены будут способствовать этому?
Сейчас я приступаю к выбору композитора фильма. Его задачей было - распределение музыкальных тем к сценам фильма.
Вопросы режиссера:
- считаете ли вы, что основная музыкальная тема фильма - жизнеутверждающая ,оптимистическая мелодия?
-звучат ли трагические ноты в вашей симфонии (сцены неудачного побега, прощание с сыном и т. д.) .
какова музыка в конце фильма?
- включите ли в фильм песни?
Режиссер:
Слово костюмерам. Покажите эскизы костюмов главных героев. Гримеры показывают проект работы по сценам с актерами.
Ребята из разных групп могут задавать вопросы.
Сделаем выводы : Соколов предстает перед нами настоящим человеком с широкой русской душой. ГЛАВНОЕ В ФИЛЬМЕ ПОКАЗАТЬ ЕГО ГУМАНИЗМ И СТОЙКОСТЬ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по литературе и граждановедению «Мне чин один лишь лестен был,…чин человека…» (по басням И.А. Крылова)
Интегрированный урок по литературе и ОЖС. Предназначен для учащихся 6 классов. Длительность урока 2 часа. В данной разработке большое количество различных видов и форм работы: тезнология "синквейн", к...
Интегрированный урок по литературе и граждановедению «Мне чин один лишь лестен был,…чин человека…» (по басням И.А. Крылова)
Интегрированный урок по литературе и ОЖС. Предназначен для учащихся 6 классов. Длительность урока 2 часа. В данной разработке большое количество различных видов и форм работы: тезнология "синквейн", к...
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс
Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...
Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс презентация
продолжение презентации по творчеству Есенина,анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом"...
презентация к уроку по литературе "Концепция гражданской войны в рассказе Шолохова "Чужая кровь"
Презентация создана для урока по изучению рассказа Шолохова "Чужая кровь"...
Интегрированный урок по литературе и истории "Человек на изломе эпохи 50-60-х гг. 19 века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)"
Урок проводится в 8 классе при изучении творчества Льва Толстого.Цель урока: рассмотреть образ русского воинства на материале исторических документов, материале учебника истории и тексте рассказ...
Интегрированный урок истории-литературы "Человек на войне"
Разработка интегрированного урока истории и литературы в 11 классе....