Интегрированный урок по литературе для 11 класса "Русский характер в изображении Шолохова.М .А. в рассказе "Судьба человека"
план-конспект урока (11 класс) по теме

Этот конспект предназначен для проведения интегрированного урока по двум предметам - литературе и обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интегрированный урок19.03 КБ

Предварительный просмотр:

            Конспект

 интегрированного

урока по литературе

          для 11 класса.

                           

 

                     Разработан учителем русского

                                        языка и литературы

                                             высшей категории

                                              МОУ СОШ №88

                           Сусловой Ириной Сергеевной

                        Интегрированный урок

                                    (литература и обществознание)

                                             Урок развития речи.

«Русский характер» в изображении Шолохова. Рассказ «Судьба человека».

                   Творческая мастерская «На съемочной площадке».

Цели урока: 1. Способствовать глубокому пониманию смысла рассказа и его

                          места в творчестве  М.А. Шолохова; пониманию смысла слов

                          «патриотизм, гражданственность», роль личности в истории.

                      2. Развивать индивидуальные творческие замыслы; умение

                          отстаивать собственную точку зрения.

                       3.Способствовать развитию вдумчивого читателя, умеющего

                          разбираться в «подтексте» автора, умеющего нравственные

                          понятия «видеть» в художественных авторских приемах и

                          произведении в целом.

                        4. Знакомство со съемочным процессом.

Оборудование:

1. Тексты рассказа «Судьба человека»

2. Портрет Шолохова.

3. Опорные записи, цитаты, рисунки.

Приемы работы:

1.Работа над понятиями.

2.Ролевая игра.

3.Устный опрос.

4.Работа над целями урока.

                 План работы:

1.Вступительное слово.

II. Работа в группах:

Актеры, операторы, костюмеры, гримеры, композиторы.

III. Обсуждение творческих проектов.

IV. Дом. задания по группам.

V. Обсуждение  общего проекта.

VI. Подведение  итогов .

                                    Ход урока:

I.Слово учителя:

Ребята, сегодня у нас необычное занятие.  Мы побываем в творческой

мастерской на съемках фильма по рассказу М.А. Шолохова  «Судьба

человека». Попробуем во время работы ответить на вопрос: « Что такое

русский характер»

                                           Слово режиссеру:

Представьте себе, что я отвечаю за весь съемочный процесс, поэтому, во-

первых, мне нужно провести отбор актеров. На роль А.Соколова претендуют

два человека, я хочу поговорить с ними.

Режиссеру учитель заранее дает консультацию, но вопросы в итоге

составляет сам учащийся.

Приблизительные вопросы:

1.Вы согласны с утверждением, что «тогда человек станет лучше, когда вы

покажете, каков он есть?» (Эта табличка висит на доске )

2. Меняется ли Соколов характер за  тот период, когда он показан в рассказе? Внешне или внутренне?

3.Что самое главное в его характере?

 По ходу урока учитель, выступающий в роли продюсера фильма, может

помогать режиссеру, уточняя детали.

                                                     Режиссер:

Итак, самое главное в характере Соколова – простота, искренность,

самоотверженность, честность, способность сопротивляться ударам судьбы.

Актерам особенно важно через мимику, жесты, поведение показать основное

качество – душевную стойкость.

Я выбираю на эту роль актера N, потому что именно он доказал то, что хотел

автор подчеркнуть в образе главного героя.

                                                    Режиссер:

Приступаем к выбору операторов. Операторы заранее приготовили проекты съемок сцен.

            Режиссер ( приблизительные вопросы) :

1.Представьте свой проект.

- получится ли у вас много съемок на натуре?

- что будет кульминацией в процессе съемок?

- какие планы будут преобладать во время съемки  основной сцены  Соколов в поединке с фашистами в концлагере?

Учитель обращает внимание на запись на доске: « Литература - не косметика, не украшивание жизни, но суровая , но суровая и неподкупная проверка человека, его возможность стать лучше…»  

         Режиссер операторам:

 -  вы согласны, что в вашей работе -  это будет главным – не приукрашивать, а показать правду, порой жестокую и страшную.

 -какие сцены будут способствовать этому?

Сейчас я приступаю к выбору композитора фильма. Его задачей было - распределение музыкальных тем к сценам фильма.

                        Вопросы режиссера:

- считаете ли вы, что основная музыкальная тема фильма - жизнеутверждающая ,оптимистическая мелодия?

-звучат ли трагические ноты в вашей симфонии (сцены неудачного побега, прощание с сыном и т. д.) .

какова музыка в конце фильма?

- включите ли в фильм песни?

                        Режиссер:

 Слово костюмерам. Покажите эскизы костюмов главных героев. Гримеры показывают  проект работы по сценам с актерами.

 Ребята из разных групп могут задавать вопросы.

Сделаем выводы : Соколов предстает перед нами настоящим человеком с широкой русской душой. ГЛАВНОЕ В ФИЛЬМЕ ПОКАЗАТЬ ЕГО ГУМАНИЗМ И СТОЙКОСТЬ.

   

                                 

                                                     

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по литературе и граждановедению «Мне чин один лишь лестен был,…чин человека…» (по басням И.А. Крылова)

Интегрированный урок по литературе и ОЖС. Предназначен для учащихся 6 классов. Длительность урока 2 часа. В данной разработке большое количество различных видов и форм работы: тезнология "синквейн", к...

Интегрированный урок по литературе и граждановедению «Мне чин один лишь лестен был,…чин человека…» (по басням И.А. Крылова)

Интегрированный урок по литературе и ОЖС. Предназначен для учащихся 6 классов. Длительность урока 2 часа. В данной разработке большое количество различных видов и форм работы: тезнология "синквейн", к...

Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс

Цель урока: Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».Задачи:- познакомить с жизнью и творчеством великого русского поэта серебряно...

Урок по литературе "С.А.Есенин. Поэтическое изображение Родины и родной природы" 5 класс презентация

продолжение презентации по творчеству Есенина,анализ стихотворений "Низкий дом с голубыми ставнями...", "Я покинул родимый дом"...

презентация к уроку по литературе "Концепция гражданской войны в рассказе Шолохова "Чужая кровь"

Презентация создана для урока по изучению рассказа Шолохова "Чужая кровь"...

Интегрированный урок по литературе и истории "Человек на изломе эпохи 50-60-х гг. 19 века в творчестве Л.Н. Толстого («Севастопольские рассказы»)"

Урок проводится в 8 классе при изучении творчества Льва Толстого.Цель урока: рассмотреть образ русского воинства на материале исторических документов, материале учебника истории и  тексте рассказ...

Интегрированный урок истории-литературы "Человек на войне"

Разработка интегрированного урока истории и литературы в 11 классе....