Обобщающий урок по произведениям М.Ю. Лермонтова
материал (10 класс) по теме

Абакарова Мухлисат Мухудадаевна

Обобщающий урок по произведениям М.Ю. Лермон­това, посвященных Кавказу на тему:

" Поговорим о бурных днях Кавказа"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lermontov.docx35.72 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по произведениям М.Ю. Лермонтова, посвященных Кавказу на тему:

" Поговорим о бурных днях Кавказа"

Тип урока: урок- исследование.

Цели:

  1. Изучить "Кавказские страницы биографии М.Ю. Лермонтова обобщить его    произведения о Кавказе";
  2. Показать многогранность натуры поэта;  
  3. Развивать речь учащихся, их эстетический вкус; навыки исследования, выразительного чтения, анализа текста худ. произведения;
  4. Воспитывать любовь к русской классической поэзии, к родному краю.

Оборудование и материалы:

1. Мультимедийный  комплекс (компьютер, проектор, экран)

2. Проект и слайдовая презентация учеников;

3. Выставка книг;

4. Иллюстрация по теме;

5. Макет Кавказа и на нем даты пребывания поэта на Кавказе: 1818, 1820, 1825, 1837, 1840, 1841.

Эпиграф:

" Как сладкую песню

  Отчизны моей

   Люблю я Кавказ....

                                     ( М.Ю.Лермонтов)

" Тебе, Кавказ, суровый царь земли",

Я посвящаю снова стих небрежный...

                                         (М.Ю.Лермонтов)

"Здесь Пушкина изгнанье началось

И Лермонтова кончилось изгнанье

                                            (А.Ахматова)

"Кавказ! Далекая страна!

                    вольности простой!

И ты несчастьями полна

И окровавлена войной!

                                               (М.Ю.Лермонтов)

"Твоим горам я путник не чужой..."

                                                 (М.Ю.Лермонтов)

Ход урока:

(Урок  начинается с песни "Выхожу один я на дрогу ...")

1. Вступительное слово учителя.

(Под мелодию пандура  читаю стихотворение Р.Гамзатова "Лермонтову")

        Учительница: Здравствуйте ребята здравствуйте уважаемые гости. Наверное вы поняли о каком великом поэте мы будем говорить сегодня.

        Дети : о Лермонтове.

        Учительница:  Да . Певец Кавказа , павший молодым и в его творчестве  сам Кавказ с вершинами седыми .

        "Поговорим о бурных днях Кавказа"- вот тема нашего урока

        У нас сегодня обобщающий урок- исследование посвящённых 200 - летию со  дня рождения М. Ю.Лермонтова ( посвященных Кавказу).

        Мы поговорим о Кавказских страницах творчества  Лермонтова, постараемся обобщить его произведения о Кавказе, хотя это невозможно, конечно, на одном уроке.

        Итак, ребята, изучение творчества  Лермонтова на какие мысли вас побудило?

        Ученик : Еще после изучения стих.  "Парус" Лермонтова  мне представлялся одиноким,  свободолюбимым , а после чтения стих."Кавказ" я понял ,что Лермонтов как орел в  наших верах , а после чтения стих. " Сон" я понял , что он с родним нам , нашим горам.

        Ученик:   Мне казалось, что Кавказ для Лермонтова явилось символом вольной , неукротимой , самобытной , природы.

        Учительница :   Да ребята , ведь это край уходящих в небо вершин и буйно цветущих садов , вольнолюбивых людей, еще неиспорченных цивилизацией.

        Ученик: " Это земля как- то таинственным образом была связана с судьбой поэта.

        Учительница: Лермонтовский Кавказ ... Он удивителен также как и судьба поэта.

          Образ Кавказа появился в произведениях Лермонтова разных лет. Он видел Кавказ глазами путешественника, художника, поэта и война.

Невозможно до конца понять роль Кавказа в творчестве М.Ю.Лермонтова, не зная какую роль .Восток играл в его жизни.

        Поэтому хотелось бы сначала обратиться к биографии поэта.

             (после видео слайда)

Очень печально, когда связывает счастье и горе с одним самым любимым местом - Кавказом .

К сегодняшнему уроку многие из вас проделали большую работу .         Д/заданием у вас было : кому составление проекта, кому песня на стихи Лермонтова, кому выразительное чтение с правильной интонацией , кому инсценировка по произведению ,кому слайдовая презентация.

        Начнем с проекта Магомедов Магомед у нас готовил проектную работу по творчеству Лермонтова и ознакомившись с  домашним заданием  т.е. с составлением проекта я решила, что весь урок тоже и есть наш совместный с ним проект.

                      Пожалуйста,  Магомед.

     

 

     М.М. : Проект:" Перебирая даты на Кавказе"

Хочу начать проект со своего любимого стихотворения М.Ю. Лермонтова "Тебе, Кавказ, суровый царь земли..."

     

        (читает стихотворение)

     Проект мой называется" Перебирая даты на Кавказе".

     Кавказ был колыбелью поэзии Лермонтова, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его величавой природы , как Лермонтов писал критик Белинский .Слайд

     За свою короткую жизнь Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах в 1818 году , когда ему было 4 года , потом в 1820, и третий - 1825году.Слайд

      С пребыванием на Кавказ летом 1825 году связано первое сильное детское увлечение Лермонтова . Когда мальчику было 10 лет , он здесь встретил девочку лет 9 и в первый раз узнал чувство любви , оставшееся память на всю его жизнь .

       Пробуждение первого чувства соединилось с тонкой душой поэта и влилось в стихотворение в прозе , т.е в ритмическую прозу " Синие горы Кавказа"    

     Учительница : Ребята, кому было домашним заданием стихотворение " Синие горы Кавказа "

        (Расулова читает стихотворение )

        Слайд

     Да, кажется поэт купается в красках Кавказа и в его сказочно райском очаровании.

      Ребята, почему  ритмическая проза ,что это такое ?

        Словарная работа . ( слайд)

Ритмическая проза - это особая организация художественной речи , которая находится на границе между прозой и стихом .Она в большей степени ритмически упорядочена , чем проза и обычно лишена рифм и воспроизводится в виде сплошного текста.

        Продолжай, Магомед.

       М.М.: Знакомство с Кавказом не ограничена детством Лермонтова. За стихотворение "Смерть поэта" 29 января 1834 году вся Россия была потрясена известием  о трагической гибели на дуэли А.С.Пушкина .Лермонтов воспринял его смерть как личную трагедию .слайд. Он написал стихотворение "Смерть поэта ", в котором от лица целого поколения выразил всенародное горе и негодование . 25 февраля по высочайшему повелению Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ. Он изъездил линию от Кизляра до Тамани , ночевал в чистом поле , засыпал под крик шакалов .

Учительница: Ребята, давайте здесь послушаем Исмаила.

        (Смерть поэта читает Исмаил)

     Да, ребята, смерть  Пушкина забросила Лермонтова в неволю, т.е. на Кавказ,  но кто бы мог подумать , что он полюбит эту неволю.

С этим стихотворением Лермонтов возникает как личность.

      Ученик: А почему ссылали именно на Кавказ?

      Учительница: Ну, для начала давайте обратим внимание на год ссылки 1837 год , в это время на Кавказе  шла что? Кавказская война .

     Давайте маленько вспомним историю. Сколько лет  длилось Кавказская война? ( слайд) С какого по какой год? С 1829-1859.

       Ученик : Потому, что народ Кавказа воевал против политики русского царизма и Николай ! (слайд) ссылает его специально на горячую точку со словами : " Пусть какая- та шальная чеченская пуля убьет Лермонтова в бою. Но Лермонтов  оказался в бою сильным воином.  

         Учительница : Ребята , а нельзя было , не ссылать на Кавказ, а сажать в тюрьму?

         Ученик : Николай ! не посадил его в тюрьму, потому, что боялся мнения общественности , ведь в это время только погиб молодой Пушкин , а как он еще и Лермонтова посадит?

         Учительница: Верно, ребята, верно и то, что Лермонтов был храбрым офицером , и в минуты затишья он всегда брался за перо.

Он хотя и сражался в наших краях, как офицер , но полюбил эти горы, но очень он полюбил горцев свободолюбивых , потому, что они были роднее его души.

        Посмотрите , ребята , хронику Кавказской войны .

          М.М.: Я продолжу...

В конце 1837 года Лермонтов хлопотами бабушки переводят в Новгород , в гусарский полк .Он возвращается в Россию, испоенный удивительных творческих замыслов .

Знаменитая поэма " Мцыри", "Беглец",  "Ашик - Кериб" , "Дары Терека", Казанская колыбельная", Тамара", Свиданье","Кинжал", "Прощение ","Хаджи Абрек",и конечно же "Герой нашего времени".

  Все это стало результатом его испытаний по Кавказу.

           Учительница: Напомнить нам фрагменты этого романа помогут эпизоды, которые инсценировали наши ребята. слайд

        (после сценки)

         Спасибо, ребята, интересный фрагмент выбрали.

      Ребята , будут комментарии?

           Ученик: Бела способна была любить самозабвенно. Ее любовь-это увлечение, ее чувства глубоко человечны и разумны. Она молчалива  , с чувством собственного достоинства отвергает Печорина в начале, равнодушно относится и к его подаркам. Она хочет, чтобы за ней признали право свободного выбора. "Я не раба его"- говорит она.  

           Учительница: О чем же говорит ее поступок?                                                                                                                                                        

            Ученик:  Я считаю, что если человек полюбил , он должен следовать этому пути.

            Ученик: Я считаю, что Бела правильно сделала, что не ушла домой, потому, что по законам гор ее убили бы , а тут Печорин своей любовью и преданностью заставил ее влюбиться в себя , хотя итог. конечно , был печальным.

            Учительница: А чем это объясняется? печальный конец

            Ученик : Тем , что Печорин по своей сути был человеком , которому надоело все. чего добивался.

Учительница: Печорин - человек с неординарным характером."Мы презираем тех, кто нас любит "- говорит он.

        Продолжай , Магомед.

             М.М.: Во время 2 ссылки в 1820 году  (слайд) , после дуэли с сыном фр. посла Эрнестом де Барантом Лермонтов попадает в малую Чечню. Спустя год, после 2 месячного отпуска в Петербурге Лермонтов решил задержаться для лечения на минеральных водах .Здесь он пишет целый ряд стихотворений "Пророк", "Выхожу один я на дорогу","Свиданье","Они любят друг друга","Люблю я Кавказ".

              Учительница: Обратимся к нашему эпиграфу                                                                 "Как сладкую песню отчины моей,

Люблю я Кавказ".

    Давайте послушаем это стихотворение в песенном репертуаре нашего Магомеда и замечательных девочек - звездочек.

        Пожалуйста, ребята.

        Ребята и еще  перед вами листочки с этим текстом , вы слушая песню, за одно выделите карандашом художественно - выразительные средства : эпитет, метафора, олицетворение , сравнение и.т.д.

        И последние строчки хором поем.(это будет физминуткой).

        Да, ребята, в песне нежный лиризм чувств и воспоминаний героя переплетаются.

         Молодцы, ребята. Спели на "5" спасибо.

           Ребята, теперь давайте попытаемся проанализировать его.

        Анализ текста.

        

         Учительница: С чем сравнивает Лермонтов Кавказ?

        ( со словами песней Отчизны)

     Подберите к слову " сладкий" синонимы, объясняющие его значение в данном строе.

     Сладкий - сладкозвучный, приятный, отрадный, благозвучный, мелодичный, гармоничный, стройный.

     Ребята Лермонтов любил вечер. Как вы думаете, почему вечер , упоминаемый в стихотворении поэт называл "Розовым "?

     Какая картина встает перед глазами благодаря такому эпитету?

     Величественные горы Кавказа в лучах заходящего солнца.

     Ребята, не зря мы повторили последние строчки песни , потому, что - это композиционно.

     Композиционную роль выполняет строчки "Люблю я Кавказ!",которые вы говорите хором .Она создает рефрен, связывающий различные темы главной мыслю.

        Словарная работа.(слайд)

     Рефрен - стилистический прием повторения последней строки для связи строф и выражения главной мысли стихотворения. (Запишите).

     М.М.: Переходим к раковому году.                                                                       Пятигорск сыграл роковую роль в жизни поэта. Здесь, среди знакомых,  Лермонтов находит своего товарища по школьных юнкеров Мартынова. На одном из вечеров шутки Лермонтова задели Мартынова, человека хвастливого, завистливого и самовлюбленного. Ссора повлекла за собой вызов, и Лермонтов его принял .15 июля 1841 года у подножья горы Машук состоялась дуэль, точнее совершилось злодейское убийство великого поэта.                              

      Хочу завершить свой проект словами А.Ахматовой:"Здесь Пушкина изгнанье началось и Лермонтова кончится изгнанье"

       Учительница: Спасибо , Магомед, молодец. Проект  был очень содержательный и интересный.

        Давайте, ребята, посмотрим этот момент дуэли в фильме , снятый в 80-х годах.

        (после фильма)

      Исмаил поднимает руку и говорит: " Я хотел бы здесь прочитать стихотворение " Памяти Лермонтова".

Учительница: О чем бы  мы с тобой поговорили.

         О, если бы ты жил теперь, поэт.

       Большой патриот своей родины, доказательством которого служит его удивительное стихотворение "Родина, в котором он понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно.

       Листая следующие страницы нашего урока, мы перейдем к Ю. Саиды а Лермонтове , с другой стороны уже как художнике.(слайд)

       Саида: М.Ю. Лермонтов был очень талантлив. Он отлично играл на скрипке, был блистательным шахматистом, говорил на нескольких языках и хорошо рисовал карандашом, акварелью  и масляными красками. Так, свое отношение к Кавказу Лермонтов запечатлевал на холсте. Лермонтову писателю всегда помогал Лермонтов - художник. Остались многочисленные рисунки, акварели и несколько картин, выполненных  с большим профессиональным мастерством. Наиболее интересны пейзажи, выполненные маслом: "Вид Пятигорска", " Кавказский вид с Саклей", " Вид горы Крестовой", " Вид Тифлиса", " Окрестности селения Карагач".    

         Любая кавказская панорама Лермонтова во многом совпадает с реальной топографией изображаемых мест  в произведениях.

         Учительница: Спасибо, Саида, за Лермонтова - художника. Видите, ребята во многих картинах он описывает горы, настолько сильна была его любовь к горам Кавказа.

Итак, хотели бы узнать , о чем заставил подумать наш урок.

Что вы взяли для себя с этого урока?

           Ученик: Я понял, что всегда нужно отстаивать свою точку зрения . Примером для меня является его стихотворение " Смерть поэта".

Ученица: Я поняла, что человек может быть одинок без любви.

Ученик: Я понял, что Лермонтов сын страданья и невозможно представить его судьбу по- другому.

Ученик: Я понял, что к окружающим людям нельзя относится равнодушно, бессердечно, как Печорин к Максиму Максимычу.

Ученик: Я понял, что у человека добрые друзья, окружение, к которому он может пойти в любой момент, кто примет и поймет его в любую минуту. Я понял, что таковых у него не было.

Ученик: Я подумала, что если бы мама воспитала Лермонтова, он и завел бы семью пораньше.

А для меня примером стала бабушка, которая все делала для внука, которая даже труп после смерти внука перевезла в Тарханы.

Ученик: Я поняла, что нельзя не любить Кавказ, мою Родину.

Ученик: Нельзя сломить наш народ,  никакие боевики, террористы не могут нарушить покой на этих каменистых вершинах и узких ущельях.

Учительница: Молодцы, ребята.

Урок окончить мне хочется стихотворением нашего Расула Гамзатова, темой которого были взяты его слова:

        " Поговорим о бурных днях Кавказа".

        (читаю)

                            В итоге включается песня

Домашним заданием написать сочинение на тему: " Диалог с Лермонтовым". О чем бы вы поговорили с ним.

            А в конце хотела бы в память о нашем уроке подарить вам вот такие билетики с автографом самого М.Ю.Лермонтова.

Еще раз поздравляю вас с 200-летием великого поэта.

А здесь внутри страничка поэзии Лермонтова о Кавказе, на обратной стороне  календарь 14-15 года с нашим с вами фотографиями.

                                Сегодня вы все молодцы.

             Большое вам спасибо за урок. Спасибо Магомеду за исследовательскую проектную работу. Из него может выйти будущий  Лермонтовед и, наверное, внесет новую лепту в изучении творчества этого великого поэта. Спасибо тебе, и, конечно же, тебе самая большая пятерка .

    1. В номинации " лучший проект " самая большая медаль тебе с портретом поэта.

    2. В номинации " лучшая песня" наш гитарист и девочки-звездочки получают медали.

     3. В номинации " лучшая инсценировка" наши будущие актеры получают медали.

Сегодня вы все молодцы

                        Большое вам спасибо за урок.

          Спасибо Магомеду за исследовательскую проектную работу. Из него может выйти будущий Лермонтовед  и, наверное, он внесет новую лепту в изучении творчества этого великого поэта.                                      

Спасибо тебе, и, конечно же, тебе самая большая пятерка.

1.В номинации "лучший проект" самая большая медаль тебе с портретом поэта.

2. В номинации "лучшая песня" наш гитарист и девочки- звездочки получают медали.

3. В номинации "лучшая инсценировка" наши будущие актеры получают медали.

4. В номинации "лучшая презентация Юсупова Саида получает медаль.

 5.  В номинации "лучшее выразительное чтение наизусть Болоцилаев Исмаил и Расулова Патимат получают медали.

6. В номинации "лучшая комиссия" лучше всех нас слушали и вместе с нами переживали Загират Пайзудиновна, вам медаль за поддержку "талантливые молодежи", т.е. нас.

                           Спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок основан на деятельностном подходе. Содержит информацию по формированию УУД...

Урок литературы "Обобщающий урок по творчеству М.Ю. Лермонтова"

Урок-творческая мастерская предназначен для учащихся 9-10 класса....

Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Иллюстрации к стихотворению,словарь,проблемные вопросы....

Громадина Т.А. Обобщающий урок по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья"

Обобщающий урок в 7 классе по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья" состоит из вопрос, на которые обучающиеся должны найти ответ в тексте....

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»

Обобщающий урок по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» в 9 В классе по теме: «Печорин – герой своего времени?»...

Обобщающий урок по творчеству М.Ю.Лермонтова

Конспект урока по литературе по жизни и творчеству М.Ю.Лермонтова в 6 классе...

Разработка урока по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

Урок по литературе , М.Ю.Лермонтов"Бородино"...