Урок по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Иванникова Ольга Александровна

Урок основан на деятельностном подходе. Содержит информацию по формированию УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr_urok1.doc120.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Баллада М.Ю. Лермонтова "Бородино" — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения.

Тип урока

Урок –викторина

Педагогическая технология:

Проблемная

Методика  

Игровая технология, проектная деятельность

Методы

Частично- поисковые, проектный,  устного рисования, методы погружения в текст

Оценка педагогической ситуации

Класс разноуровневый: есть сильные и слабые дети. Не у всех учащихся сформирована стойкий интерес к чтению художественной литературы. Я думаю,  что выбранное мною произведение поможет повысить интерес к чтению. Для внеклассного чтения выбрано ёмкое и интересное произведение, которое позволит закрепить на практике знания литературоведческих понятий и терминов\, а также позволит учащимся глубже всмотреться в писательское слово, позволит увидеть авторскую позицию.

Оборудование:

Проектор с экраном, презентация- сопровождение к уроку, иллюстрации, листы самоанализа, листы оценки для жюри, раздаточный материал для конкурсов.

Цели урока:

образования

  • Познакомить учащихся с биографией М.Ю. Лермонтова и  с его балладой "Бородино"
  • Познакомить учащихся с историческими событиями  - ключевым боем на Бородинском поле 1812 года
  • Повторить ключевые литературоведческие термины.
  • Продолжить формировать навык анализа текста.

развития

  • Развивать умение работать с текстом, подбирать цитаты, работать с терминами и понятиями.
  • Развивать умение работать в команде.

воспитания

  • Воспитывать любовь к литературе.
  • Воспитывать чувство патриотизма

Планируемые результаты:

предметные

  • Научиться понимать стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки, слушать художественное чтение текста, усваивать литературоведческую терминологию

метапредметные (УУД)

  • Познавательные: уметь выделять в тексте главное, формулировать вариант решения поставленной на уроке задачи. Регулятивные: уметь сравнивать свои действия с ожидаемым результатом; уметь оценивать содержание своего ответа.

Коммуникативные: уметь применять изученные навыки при работе по анализу текста; уметь работать в команде, уметь представлять результаты своих исследовний.

личностные

  • Формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России

Формы организации познавательной деятельности

Репродуктивная: работа над словарем, наблюдение над речью рассказчика; работа с литературоведческими терминами, выразительное чтение наизусть.

Продуктивная,  творческая: устное словесное рисование портретов участников, представление результатов исследования в виде доклада

Поисковая: комментирование художественного произведения, выделение цитат из текста и соотнесение их с иллюстрациями художников,  поиск информации на заданную тему.

Структурные элементы (этапы) урока

Содержание взаимодействия с учащимися

Организационный момент. Цели (1 мин).

Учитель приветствует ребят, настраивает на рабочий лад.

- Ребята, сегодня мы продолжим обучаться анализу текста.

Мотивация (1 мин)

2012  год – 200-летняя годовщина  И все мы будем неоднократно возвращаться к этой теме на уроках литературы, опд, истории. Но в истории России битва за Москву на Бородинском поле была дважды: в 1812 году и в 1942 году. И именно на период с 20 декабря по двадцатое января в 1942 на 1943 год под Москвой шли ожесточенные бои. И по свидетельству очевидцев и участников сражений нам известно, что офицеры в минуты затишья учили "Бородино" М.Ю. Лермонтова и в бой шли, цитируя балладу. Так им было актуально это стихотворение!

Сегодня мы продолжим знакомство с поэтом и писателем М.Ю. Лермонтовым, узнаем об истории создания произведения, поучимся элементам анализа произведения, узнаем новые понятия.

Анализировать и делать выводы - очень важное умение, которое пригодится в жизни.

Учащиеся разбиваются на группы, жюри получают листы для оценивания

Повторение пройденного

(5 мин.)

Диктант по литературоведческим терминам ( выполняют все участники по группам, каждая группа записывает ответы в бланк и отдаёт жюри; за каждый правильно названный термин 1 балл):

  • самый напряженный момент в произведении (кульминация);
  • главные персонажи в произведении (герои);
  •  основная мысль текста (идея).
  • разговор двух лиц (диалог)
  • разговор одного лица (монолог)
  • красочное определение (эпитет)
  • образное сравнение (метафора)

Усвоение изучаемого  материала

 (25мин)

1 конкурс. Конкурс чтецов

  • Чтение баллады "Бородино" учащимися. Каждая группа выдвигает чтеца для выразительного чтения отрывка, баллада делится на 4 фрагмента, участники вытаскивают жребий по порядку чтения и поочередно читают свой фрагмент. Оценка от 1 до 5 баллов.

2 конкурс. Экскурс в историю.

  • Чтение докладов (20 минут). Учащиеся получили заранее темы для исследования, в итоге один из участников группы должен представить результаты исследования в виде доклада с презентацией.

Темы докладов:

  1. История Бородинского сражения.
  2. Героизм солдат во время Бородинского сражения.
  3. Прототипы героев баллады.
  4. Итоги Бородинского сражения, их значимость в истории России

Ответы оцениваются от 1 до 5 баллов.

Обеспечение осознанности усвоения материала (10мин)

3  конкурс.  Работа с толковым словарем.

Каждая команда  получает по жребию найти значение двух терминов. За каждый термин – 2 балла

Редут , зимние квартиры, лафет,  бивак, кивер, уланы, драгуны. картечь

4 конкурс. Восстанавливаем события. - подбираем цитаты.

На доске через проектор выводится иллюстрация, изображающая этап Бородинского сражения и даётся краткая историческая справка, команды должны в специальный бланк записать цитаты, соответствующие этапу боя. За каждую цитату по одному баллу.

Историческая справка

Строки стихотворений

12 июня 1812 года огромная французская армия под предводительством императора Наполеона вторглась в пределы России. Началась знаменитая война с французами. Два месяца отступали русские войска. * Наконец главнокомандующий Кутузов принимает решение дать сражение. Местом битвы выбрано поле под Москвой у деревни Бородино.*

Мы долго молча отступали…

И вот нашли большое поле…

Первое столкновение состоялось 24 августа.* 25 августа – день затишья. Все готовились к тяжелому бою: строили укрепления (редут), чистили ружья, точили штыки.*

Два дня мы были в перестрелке…

Прилег вздремнуть я у лафета…

Бородинская битва состоялась 26 августа.* И русские, и французы сражались до конца.*

Кульминационный момент

Ну ж был денек!..

Вам не видать таких сражений…

Мужество и героизм русских солдат не позволили Наполеону одержать победу.* С наступлением темноты французская армия отступила на прежние позиции. * Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: “С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна”*

Изведал враг в тот день немало…

Вот затрещали барабаны…

Когда б на то не Божья воля,

Не отдали б Москвы!

5 конкурс. Размышляем над прочитанным, отвечая на вопросы. Отвечает тот, кто первый поднял руку, команда получает возможность получить дополнительный балл.

 - Кто герои  баллады ?

(Герои лермонтовского стихотворения – русские люди, победившие в войне с французами, - простые солдаты, руководимые талантливыми военачальниками: “…могучее, лихое племя, богатыри - ие вы…” )

- В чем секрет победы русских войнов?

(Они горячо любят Родину, этим и объясняется их героизм, смелость, беззаветная преданность: “Уж мы пойдем ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!”)

- Какие качества проявляются в характере русских солдат во время боя и выделяются автором баллады?

(Русский солдат умеет хранить спокойствие, он рассудителен и мудр: “Но тих был наш бивак открытый: кто штык точил, ворча сердито, кусая длинный ус”.

Он умеет быть искренне благодарен командирам за науку: “Полковник наш рожден был хватом: слуга царю, отец солдатам… Да, жаль его: сражен булатом, он спит в земле сырой”.

Русский солдат верен клятве, верен Родине. Он умрет, но не изменит: “И клятву верности сдержали мы в Бородинский бой!”

Как правильно вы рассудили, как верно дополняли свои мысли словами поэта, в которых так ясно отразились чувства народа русского, народа-героя)

- Однако и до сегодняшнего урока мы знали о событиях под Бородино в 1812 году, а читали стихотворение с таким интересом! Почему?

(Мы встретились с произведением искусства. А искусство не только рассказывает о чем-то, но и делает нас соучастниками событий, заставляет пережить изображаемое.

- А какие языковые средства использует поэт для создания художественной картины жизни?

(Речь автора богата эпитетами (красочными определениями), сравнениями, метафорами, например: синие верхушки, поле грозной сечи, клятва верности, русский бой удалый, протяжный вой; умремте, как наши братья умирали; французы двинулись, как тучи; утро осветило пушки; звучал булат, картечь визжала.

Самому сражению в «Бородино» уделено всего три строфы из четырнадцати, а тому, что предшествовало битве, - целых шесть. Напряжение томительного ожидания, ропот «стариков»-ветеранов: «Не смеют, что ли командиры чужие изорвать мундиры о русские штыки» вдруг превращаются в энергичную боевую картину: «Все побывали тут», «гора кровавых тел», «слились в протяжный вой»)

Рефлексия (5 мин.)

Индивидуальная самостоятельная работа. Все участники получают тест с заданиями, пока жюри подводит итоги. У учителя есть возможность проверить и проанализировать полученные знания учащихся.

Тест

1. Исторической основой произведения является:  

А. Великая Отечественная война;

     Б.  Отечественная война 1812 года;

В. Русско-японская война.  

2.О Бородинском сражении рассказывает:

  1. Молодой новобранец;

Б. Командующий армией;

  1. Старый солдат.

      3. Герой стихов (рассказчик) служил в :

  1. Артиллерии;

Б. Кавалерии;

  1. Танковых войсках.

4.Кому принадлежат слова:

«Ребята! Не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали…»:

 А. Старому солдату;

 Б. Драгуну;

 В. Полковнику.

5.В строках: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: богатыри – не вы…» - используется:

А. Сравнение;

Б. Антитеза;

В. Метафора

6. Какое настроение царит  в русской армии перед боем:

А. Ликование;

Б. Солдаты готовятся к бою;

В. Все легли спать.

7. Изображение боя представляет собой:

А. писание;

Б. Рассуждение;

В. Повествование.

8. В строках: «…носились знамена, как тени», «… земля тряслась, как наши груди», «… французы двинулись, как тучи» - автор прибегает к :

А. Метафоре;

Б.Сравнению;

В. Эпитету.

9. Стиль речи, к которому можно отнести фразы: « скажи-ка, дядя», « у наших ушки на макушке», «постой-ка брат мусью»:

А. Художественный;

Б. Разговорный;

В. Деловой.

10. На следующий день после Бородинского сражения русские солдаты были готовы:

А. Укрепить свои позиции;

Б. Продлить бой;

В. Сдаться французам.

Выводы (1 мин.)

В «Бородино» нет полководцев. Все события мы видим глазами рядового участника событий. «Дяде» есть чем гордиться, но это гордость за своих товарищей и все свое поколение. Он только раз упомянул о своем участии в битве, и то задолго до нее, когда «забил заряд» «в пушку туго». Весь его рассказ – не о себе, а о других; он незаметен в единой солдатской массе: «на наш редут», «перед нами», «наш бой», «наши груди», «считать мы стали раны» – Лермонтов рисует бой, а не бойцов и не бойца, изображает общее стремление отстоять Родину от врага.

     Героизм русских воинов – в их единстве, в общей готовности умереть за Родину.

201 год прошел со дня Бородинского сражения, Почему и сегодня нас волнует и стихотворение Лермонтова, и события,

 в нем описанные? Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества будет жить вечно и этот подвиг “недаром помнит” и будет помнить “вся Россия”.

Домашнее задание  

(2 мин.)

Написать эссе на тему: «Образ солдата-ветерана, рассказывающего историю о Бородинском сражении»

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ)  СПЕЦИАЛИСТОВ

ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА"

ИТОГОВАЯ РАБОТА

по программе курсов повышения квалификации

 «Проектирование образовательного процесса по русскому языку и литературе в контексте ФГОС»

Интегрированный урок-викторина

 «Баллада М.Ю. Лермонтова "Бородино" — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения»

Слушателя курсов

Космыниной Татьяны Ивановны,

учителя  русского языка и литературы МБОУ СОШ № 106 г.о. Самара                                            

______________________________________

(подпись, дата)

                

Самара 2013 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. Интеграция – способ формирования метапредметных УУД

3

  1. Урок «Баллада М.Ю. Лермонтова"Бородино" — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения»

5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

18

ПРИЛОЖЕНИЯ

19

Введение

Соответствие деятельности учителя основным направлениям федеральной и региональной политики в сфере образования.

В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Они касаются не только содержания, но и методики образования. Заказ современной школы сформулирован в ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» и является одним из основных положений Национальной Образовательной Инициативе «Наша новая школа» Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни.

С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Согласно пункту 6 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения от 17 декабря 2010 года выпускник средней школы должен обладать набором личностных характеристик:

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Проблемы, возникающие при обучении литературе.

  • неумение работать с текстовой информацией (как научной, так и художественной), неумение выбирать нужное из потока информации и систематизировать полученные знания, из-за этого нежелание читать;
  • низкая мотивация обучения: пассивность на уроках, нежелание активно участвовать в процессе обучения, отказ от участия в творческих конкурсах;
  • страхи  и стресс, которые испытывают ученики перед контрольными работами и ответами на уроке, восприятие рефлексии как наказания, а не проверки собственных знаний и восприятия материала;
  • анализ и систематизация – новые виды деятельности для выпускников начальной школы.

Цель работы,  рассчитанная на решение проблем, возникающих при обучении: построить обучение школьников на основе новых педагогических технологий, базирующихся на деятельностном подходе, чтобы ученик непрерывно овладевал прочными знаниями, жизненно важными способами деятельности, ключевыми компетенциями, мог проявить активность, самостоятельность.

Отсюда вытекают следующие задачи:

  • повысить сознательность и прочность усвоения знаний учащихся по русскому языку и литературе, обеспечить удачную сдачу ГИА и ЕГЭ;
  • вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему, творчески применять на практике;
  • прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;
  • помогать формировать в ребёнке качества личности, которые актуальны и востребованы в современном обществе, в том числе умение оценить презентовать свои достижения и продукты деятельности.

Новизна работы в том, что при изучении произведения применен деятельностный подход, при котором роль учителя – проконтролировать получаемые знания, а всю исследовательскую работу сделает сам учащийся.

Заключение

Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей -  тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

  • Более эффективное использование учебного времени;
  • Увеличение времени на отработку практических умений и навыков;
  • Использование современных форм обучения;
  • Повышение роста профессионального мастерства учителя.

Цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя. Компетентность читателя предполагает способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; готовность к диалогу с автором через текст; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся. В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.

Деятельностный подход помогает  экономить время урока, при этом учащийся получает огромный багаж информации, но из-за того, что он сам переживал процесс добывания информации, она для него не пустой звук, а накопленное знание и опыт. Таким образом, формируются универсальные учебные действия: ученик учится критически мыслить, оценивать себя и товарищей, общаться в группе.

Список использованной литературы

  1. Альбедиль М. Ф. Рассказы по отечественной истории. СПб.: Норинт, 2001. С. 212-217.
  2. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2003.-234 с.
  3. Бахвалов В.А.  Методики и технологии образования. - Рига,2007.
  4. Бегунова А. И. От кольчуги до мундира: Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1993.- 157 с.
  5. Вишнякова Е.Е.Не только о технологии.. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200401504 
  6. Герои 1812 года / Сост. В. Левченко. - М.: Мол. гвардия, 1997. - 608 с.
  7. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 256 с.
  8. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. М.: Альтернатива, 2009.- 413 с.
  9. Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М.:Дрофа, 2007.
  10. Рыжова В.Н..Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. //Завуч- №8, 2003.- С.7-10.
  11. Сухарева Е.А. Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гроза 12-го года настала..." (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам). // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008 / 2009 учебный год (http://festival.1september.ru).
  12. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М.: Мысль, 1988. - 348 с.
  13. Шаламов И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. – Барнаул: Барнаульский государственный университет, 2010.- 278с.
  14.  Школьный толковый словарь: Пособие для учащихся… М.:   Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"

Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....

Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"

Открытый  урок по литературе в 6б  классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема:  «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....

Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .

Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"

Система уроков по изучению творчества Виктора  Астафьева в 6 классе. Урок №1...

Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"

Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...

Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).

Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....