Урок по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок основан на деятельностном подходе. Содержит информацию по формированию УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr_urok1.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ) СПЕЦИАЛИСТОВ
ЦЕНТР ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА"
ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе курсов повышения квалификации
«Проектирование образовательного процесса по русскому языку и литературе в контексте ФГОС»
Интегрированный урок-викторина
«Баллада М.Ю. Лермонтова "Бородино" — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения»
Слушателя курсов Космыниной Татьяны Ивановны, учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 106 г.о. Самара ______________________________________ (подпись, дата) |
Самара 2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Соответствие деятельности учителя основным направлениям федеральной и региональной политики в сфере образования.
В последние годы в сфере российского образования происходят кардинальные изменения. Они касаются не только содержания, но и методики образования. Заказ современной школы сформулирован в ежегодном Послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию 12 ноября 2009 года: «Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» и является одним из основных положений Национальной Образовательной Инициативе «Наша новая школа» Данные задачи невозможно решить только средствами традиционного подхода к преподаванию, при котором ученик остаётся объектом обучения. Необходим переход к такой стратегии, при которой ученик превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся учителем, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни.
С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Согласно пункту 6 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения от 17 декабря 2010 года выпускник средней школы должен обладать набором личностных характеристик:
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Проблемы, возникающие при обучении литературе.
- неумение работать с текстовой информацией (как научной, так и художественной), неумение выбирать нужное из потока информации и систематизировать полученные знания, из-за этого нежелание читать;
- низкая мотивация обучения: пассивность на уроках, нежелание активно участвовать в процессе обучения, отказ от участия в творческих конкурсах;
- страхи и стресс, которые испытывают ученики перед контрольными работами и ответами на уроке, восприятие рефлексии как наказания, а не проверки собственных знаний и восприятия материала;
- анализ и систематизация – новые виды деятельности для выпускников начальной школы.
Цель работы, рассчитанная на решение проблем, возникающих при обучении: построить обучение школьников на основе новых педагогических технологий, базирующихся на деятельностном подходе, чтобы ученик непрерывно овладевал прочными знаниями, жизненно важными способами деятельности, ключевыми компетенциями, мог проявить активность, самостоятельность.
Отсюда вытекают следующие задачи:
- повысить сознательность и прочность усвоения знаний учащихся по русскому языку и литературе, обеспечить удачную сдачу ГИА и ЕГЭ;
- вырабатывать у школьников умение самостоятельно приобретать новые знания из разных источников, глубоко осмысливать их и включать в систему, творчески применять на практике;
- прививать школьникам культуру умственного труда и научить их самостоятельно трудиться продуктивно, с интересом подходить к достижению поставленной цели;
- помогать формировать в ребёнке качества личности, которые актуальны и востребованы в современном обществе, в том числе умение оценить презентовать свои достижения и продукты деятельности.
Новизна работы в том, что при изучении произведения применен деятельностный подход, при котором роль учителя – проконтролировать получаемые знания, а всю исследовательскую работу сделает сам учащийся.
Заключение
Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей - тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.
- Более эффективное использование учебного времени;
- Увеличение времени на отработку практических умений и навыков;
- Использование современных форм обучения;
- Повышение роста профессионального мастерства учителя.
Цель литературного образования определяется как воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя. Компетентность читателя предполагает способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры; готовность к диалогу с автором через текст; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся. В соответствии с поставленной целью под литературным образованием понимается освоение литературы в процессе творческой читательской деятельности.
Деятельностный подход помогает экономить время урока, при этом учащийся получает огромный багаж информации, но из-за того, что он сам переживал процесс добывания информации, она для него не пустой звук, а накопленное знание и опыт. Таким образом, формируются универсальные учебные действия: ученик учится критически мыслить, оценивать себя и товарищей, общаться в группе.
Список использованной литературы
- Альбедиль М. Ф. Рассказы по отечественной истории. СПб.: Норинт, 2001. С. 212-217.
- Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск, 2003.-234 с.
- Бахвалов В.А. Методики и технологии образования. - Рига,2007.
- Бегунова А. И. От кольчуги до мундира: Кн. Для учащихся. М.: Просвещение, 1993.- 157 с.
- Вишнякова Е.Е.Не только о технологии.. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200401504
- Герои 1812 года / Сост. В. Левченко. - М.: Мол. гвардия, 1997. - 608 с.
- Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 256 с.
- Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. М.: Альтернатива, 2009.- 413 с.
- Палат Е.С. Новые информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М.:Дрофа, 2007.
- Рыжова В.Н..Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. //Завуч- №8, 2003.- С.7-10.
- Сухарева Е.А. Интегрированный урок (литература + история) по теме "Гроза 12-го года настала..." (по роману Л.Толстого "Война и мир" и историческим материалам). // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2008 / 2009 учебный год (http://festival.1september.ru).
- Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. М.: Мысль, 1988. - 348 с.
- Шаламов И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. – Барнаул: Барнаульский государственный университет, 2010.- 278с.
- Школьный толковый словарь: Пособие для учащихся… М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока «Мы в ответе за тех, кого приручили» урок по произведению Л.Андреева "Кусака"
Урок предназначен для учащихся 7 класса, по УМК В.Я. Коровиной. Направлен на развитие коммуникативно-речевой компетенции, воспитание гуманного отношения к животным, одного из критериев нравственности....
Открытый урок по произведению В. Г. Распутина "Уроки французского"
Открытый урок по литературе в 6б классе МБСКОУ СКОШ № 34. Тема: «Что говорит сердце… » Нравственная проблематика рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»....
Презентация к уроку по произведению В Некрасова "В окопах Сталинграда" - культовое произведение о войне" .
Презентацию можно использовать в начале изучения произведения или при завершении. работы. Она содержит краткие сведения об авторе, заостряет внимание на основных проблемах, помогает понять авторскую ...
Урок внеклассного чтения в 8 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида Тема урока : «Бессмертные произведения И.А. Крылова. Мы с каждым годом любим всё сильней».
Данный урок позволяет воспитывать любовь к литературе и гордость за великие произведения баснописца И.А.Крылова....
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №1 " Жизнь на миру"
Система уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе. Урок №1...
Конспект урока по произведению Виктора Астафьева " Конь с розовой гривой" . Урок №3 " Уроки доброты"
Урок №3 из серии уроков по изучению творчества Виктора Астафьева в 6 классе...
Работа с текстом на уроке литературы в 8 классе. Разработка урока по произведению А.И.Куприна «Гамбринус» с использованием стратегии «Продвинутая лекция» (технология «Критическое мышление»).
Анализ произведения А.И.Куприна "Гамбринус" в 8 классе. Использована одна из стратегий технологии " Развитие критического мышления через чтение и письмо" - "Продвинутая лекция"....