Воспитание детей средствами фольклора
классный час на тему
История и жизнь человека показывает, что духовность, духовная пища составляют его неотъемлемое свойство и силу. Без них он уподобляется птице, лишенной обоих крыльев. Внутренняя пустота человека обрекает его на бесцветное и безрадостное существование. Народ давно понял это, и создавал себе могучую опору в красивых, увлекательных словесных сочетаниях, узорах, образах. Это были удачно и счастливо найденные им формы самовыражения – песни, сказания – поэмы, сказки, пословицы, поговорки, этические правила, педагогические и философские поучения, основанные на опыте бытия коллектива соплеменников, земляков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npk_vospitat._vozdeystvie_folklor_u-u.docx | 825.12 КБ |
npk_vospitat._vozdeystvie_folklor_u-u.docx | 825.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательное воздействие бурятского фольклора на современных подростков
С.Н.Марактаева
МБОУ Аларская средняя общеобразовательная школа
История и жизнь человека показывает, что духовность, духовная пища составляют его неотъемлемое свойство и силу. Без них он уподобляется птице, лишенной обоих крыльев. Внутренняя пустота человека обрекает его на бесцветное и безрадостное существование. Народ давно понял это, и создавал себе могучую опору в красивых, увлекательных словесных сочетаниях, узорах, образах. Это были удачно и счастливо найденные им формы самовыражения – песни, сказания – поэмы, сказки, пословицы, поговорки, этические правила, педагогические и философские поучения, основанные на опыте бытия коллектива соплеменников, земляков.
Фольклор занимает важное место в традиционной культуре бурят, является одним из средств воспитания в бурятской педагогике.
Традиции, обряды, народные праздники - всё этот покоряет своей необычностью и красочностью. Наши ребята проявляют большой интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
В настоящее время бурятский язык испытывает интенсивный процесс ассимиляции. От школьников до людей 25-50 лет и даже старше - являются уже русскоязычными. Например, в Аларском районе дети - буряты дошкольного и школьного возраста не говорят на родном языке. Нивхский писатель В.Санги писал: «… если язык выходит из сферы бытового, производственного, общественного употребления, никакие учебники, никакие даже самые совершенные школьные программы не возродят языка».
В аларской средней школе бурятский язык преподаётся с 1992 года. И все эти годы параллельно провожу занятия в фольклорном кружке «Тэрэнги». Чтобы дети, не владеющие языком, не знающие культуру, обычаи и традиции, начали понимать и ценить утраченные связи современного человека с культурой своего народа, я в урочной и внеурочной деятельности стараюсь так построить свою работу и подобрать такой материал, чтобы дети почувствовали интерес и желание узнать как можно больше из истории своего народа, его традиции, обычаи, культуру. Плодотворная работа по возрождению утраченного, дополняются в кружковой работе. Занятия в кружке оказывают большое влияние на сознание детей, и проводятся, в основном основываясь на местный материал. В нашей школе введён в программу этнокультурный компонент. Каждый предметник старается преподнести содержание программного материала на гуманистической и гуманитаризационной основе с учётом окружающей действительности при наличии связи с производственными факторами и краеведением. Учителя ведут факультативы по изучению родного края, изучение работ писателей и поэтов округа и своего района, округа, области, этноэкологию. И в рамках экспериментального проекта по обучению детей на традициях этнопедагогики была создана творческая группа учителей. Всего в группе работает 4 кружка, 2 проекта, и 4 учителя имеют авторские программы. Учитывая всё это, я, как учитель родного языка, в своей работе стараясь использовать резервы многовековой народно - педагогической мудрости, прежде всего, использую различные жанры фольклора бурятского народа. Работа фольклорного кружка «Тэрэнги» является программой дополнительного образования детей и разработана в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.
Для того чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию и культуре, возникла необходимость в разработке авторской программы по бурятскому фольклору «Тэрэнги». Кроме познавательного он имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании духовных ценностей своего народа.
Обучение детей по данной программе создаёт дополнительные условия для развития предпрофильной подготовки учащихся.
Основная цель изучения данной программы:
Ознакомление детей с наиболее распространенными бурятскими традициями, обычаями, обрядами и праздниками своей местности – Алари.
Программа кружка «Тэрэнги» состоит из пяти разделов: изучение легенд, преданий об Алари, благопожеланий, обрядов и праздников, народные, эстрадные песни, изучение героического эпоса «Гэсэр», «Абай Гэсэр»:
I - раздел. Легенды об Алари – предполагает изучение легенд об Алари, преданий о святых местах, людях, изучение своей родословной, знание своих корней.
II - раздел – сбор материала малых жанров устного народного творчества, обработка. ( Пословицы, загадки, песни, благопожелания и т.д.)
III - раздел – обряды свадебные, религиозные, обычаи почитания предков, поверья и приметы, бурятские и русские народно – календарные праздники.
1V - раздел – изучение, сбор и составление, выпуск буклетов народных, застольных песен, способствовать воспроизведению этих песен в фольклорных группах нашего села, эстрадные бурятские песни.
Работа проводилась с апреля 2004 г. по декабрь 2012 года членами фольклорного кружка «Тэрэнги»: нами были изучены имеющиеся материалы в библиотечном фонде, где обнаружили, что очень мало народных песен аларских бурят. И решили собрать материал – разновидности ёхора, застольные, свадебные песни. Очень мало людей осталось, которые знают песни. А знают или помнят песни только люди старшего поколения. Собранный материал нам очень дорог. Весь материал был записан со слов людей преклонного возраста. Это люди из деревень Куркат, Кукунур, Алзобей, Аларь, Кутулик, Аляты, Ныгда и т.д. Проведена очень большая, кропотливая работа по обработке этого материала.
Нам достались от предков великолепные песни.
Творчество певцов явилось отражением общих путей развития фольклора бурят, в частности в нем отчетливо виден расцвет лирической поэзии, малых жанров с их свойством откликаться на жизненные реалии и происходящие изменения в окружающем мире. Лирическая песня, выделившись из недр лироэпической поэзии в процессе внутри жанрового развития, постепенно расширяла свой тематический диапазон и обновляла художественную форму. В основе этого процесса лежат возвышение личности, обогащение её внутреннего мира и постепенное усложнение индивидуального сознания. Лирический герой говорит теперь не только об увиденном и содеянном, но всё чаще, открывает мир своих чувств, мысленно окидывая внутренним взором пережитое.
Весь собранный материал по сбору разновидностей ёхора, песен, легенд, преданий мы используем при проведении праздников, фестивалей, конкурсов. В 2011 году участники фольклорного кружка «Тэрэнги» записали песни у Хинхаевой Екатерины Иосифовны из деревни Кукунур, ей 78 лет - участницы фестиваля «Алтаргана - 2008». Это человек, знающий наши обычаи, свято чтит их. До сир пор баба Катя, как мы все её называем, участвует в фольклорных праздниках, исполняет народные песни. Записанные со слов бабы Кати песни исполняют наши учащиеся, это Саганов Пётр, Марактаева Валентина, Петинова Полина, Озонова Мария, Преловская Карина. Вот одна из песен: «Баабайн басаган»
1. Хадаяа дабахам гэхэнь гээбы,
Буряадхан аргалтайб гэхэнь гээбы,
Болзолдоод зугаалая гэхэнь гээбы,
Yетэн хажуудам гэхэнь гээбы.
2. Уулаяа дабахам гэхэнь гээбы,
Урихан тэргэтэйб гэхэнь гээбы,
Ханилаяа хоюулаа гэхэнь гээбы,
Хажуудаа нэгэнтэйб гэхэнь гээбы.
Вторая песня «Мэндын дуун»:
1. Алтан hайхан богоhоншьи алхаад одироод hууналби.
Мүнхэ hайхан жаргалдаа мэндэеэ хэлэхэеэ hууналби.
2. Мүнгэн hайхан богоhоншьи мүльсэжэ одироод hууналби.
Мүнхэ hайхан жаргалдаа мэндэеэ хэлэхэеэ hууналби.
У Булгатова Савелия Баировича записана народная песня «Баабайяа бариhан булгааhа…» - 75 лет, с. Аларь, 2011 год.
1. Баабайяа бариhан булгааhа хадаа
Баруун ханаhаан шэнэл елдаа.
Баабайяа олон урагы ел даа
Улам саашань үргэлжүүл ел даа.
2. Мамаяа бариhан булгааhа хадаа
Урда толоhоон заhахабдил даа,
Мамаяа, баабайяа урагы ел даа
Yшѳѳ саашань үргэлжүүл ел даа.
У Дадуевой Александры Базыровны была записана песня «Yхэр малай үбэй хада…»
1. Yхэр малай үбэй хада, үүхэн - тоhон хаанаhааемааб?
Эжы, баабай үбэй хада, эдэ - бидэ хаанаhааемааб?
2. Туруутай малай үбэй хада, зѳѳхэй, мяхан хаанаhааемааб?
Тѳѳдэйн, тѳѳ баабайн үбэй хада, бидэ иигэжэ hуухабойбди.
3. Улаагша үнеэнэй үбэй хада, үрмэ тараг хаанаhааемааб?
Урихан худанши үбэй хада, уг түрэл хаанаhааемааб?
Особую роль в воспитании подрастающего поколения играют сказки, легенды, предания.
Бурятская народная поэзия складывалась, развивалась на протяжении многих веков. И один из её жанров народная песня, которая отражает жизнь и труд простых людей, их духовный склад, специфику национального характера. Песня являются самым распространённым видов устной народной поэзии, которые поют все и взрослые, и молодые, в труде и в отдыхе, в играх и на гуляньях.
В повседневной жизни, в быту и в обычаях народа фольклор всегда был действенным средством воспитания подрастающего поколения. Поэтому фольклор не случайно является составной частью педагогики. И сегодня использование фольклора является мощным воспитательным потенциалом.
Исполнительница народных песен - участница областного Сурхарбана - Марактаева В - ученица 4 класса. (Победитель регионального конкурса «Баатар - Дангина - 2013»).
Победитель муниципальных, окружных конкурсов, исполнитель народных песен.
Лауреаты Областного конкурса «Язык - душа народа - 2010», члены фольклорного кружка «Тэрэнги».
Предварительный просмотр:
Воспитательное воздействие бурятского фольклора на современных подростков
С.Н.Марактаева
МБОУ Аларская средняя общеобразовательная школа
История и жизнь человека показывает, что духовность, духовная пища составляют его неотъемлемое свойство и силу. Без них он уподобляется птице, лишенной обоих крыльев. Внутренняя пустота человека обрекает его на бесцветное и безрадостное существование. Народ давно понял это, и создавал себе могучую опору в красивых, увлекательных словесных сочетаниях, узорах, образах. Это были удачно и счастливо найденные им формы самовыражения – песни, сказания – поэмы, сказки, пословицы, поговорки, этические правила, педагогические и философские поучения, основанные на опыте бытия коллектива соплеменников, земляков.
Фольклор занимает важное место в традиционной культуре бурят, является одним из средств воспитания в бурятской педагогике.
Традиции, обряды, народные праздники - всё этот покоряет своей необычностью и красочностью. Наши ребята проявляют большой интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
В настоящее время бурятский язык испытывает интенсивный процесс ассимиляции. От школьников до людей 25-50 лет и даже старше - являются уже русскоязычными. Например, в Аларском районе дети - буряты дошкольного и школьного возраста не говорят на родном языке. Нивхский писатель В.Санги писал: «… если язык выходит из сферы бытового, производственного, общественного употребления, никакие учебники, никакие даже самые совершенные школьные программы не возродят языка».
В аларской средней школе бурятский язык преподаётся с 1992 года. И все эти годы параллельно провожу занятия в фольклорном кружке «Тэрэнги». Чтобы дети, не владеющие языком, не знающие культуру, обычаи и традиции, начали понимать и ценить утраченные связи современного человека с культурой своего народа, я в урочной и внеурочной деятельности стараюсь так построить свою работу и подобрать такой материал, чтобы дети почувствовали интерес и желание узнать как можно больше из истории своего народа, его традиции, обычаи, культуру. Плодотворная работа по возрождению утраченного, дополняются в кружковой работе. Занятия в кружке оказывают большое влияние на сознание детей, и проводятся, в основном основываясь на местный материал. В нашей школе введён в программу этнокультурный компонент. Каждый предметник старается преподнести содержание программного материала на гуманистической и гуманитаризационной основе с учётом окружающей действительности при наличии связи с производственными факторами и краеведением. Учителя ведут факультативы по изучению родного края, изучение работ писателей и поэтов округа и своего района, округа, области, этноэкологию. И в рамках экспериментального проекта по обучению детей на традициях этнопедагогики была создана творческая группа учителей. Всего в группе работает 4 кружка, 2 проекта, и 4 учителя имеют авторские программы. Учитывая всё это, я, как учитель родного языка, в своей работе стараясь использовать резервы многовековой народно - педагогической мудрости, прежде всего, использую различные жанры фольклора бурятского народа. Работа фольклорного кружка «Тэрэнги» является программой дополнительного образования детей и разработана в соответствии с Примерными требованиями к программам дополнительного образования детей.
Для того чтобы приобщить детей к глубинному традиционному наследию и культуре, возникла необходимость в разработке авторской программы по бурятскому фольклору «Тэрэнги». Кроме познавательного он имеет важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, основанного на понимании духовных ценностей своего народа.
Обучение детей по данной программе создаёт дополнительные условия для развития предпрофильной подготовки учащихся.
Основная цель изучения данной программы:
Ознакомление детей с наиболее распространенными бурятскими традициями, обычаями, обрядами и праздниками своей местности – Алари.
Программа кружка «Тэрэнги» состоит из пяти разделов: изучение легенд, преданий об Алари, благопожеланий, обрядов и праздников, народные, эстрадные песни, изучение героического эпоса «Гэсэр», «Абай Гэсэр»:
I - раздел. Легенды об Алари – предполагает изучение легенд об Алари, преданий о святых местах, людях, изучение своей родословной, знание своих корней.
II - раздел – сбор материала малых жанров устного народного творчества, обработка. ( Пословицы, загадки, песни, благопожелания и т.д.)
III - раздел – обряды свадебные, религиозные, обычаи почитания предков, поверья и приметы, бурятские и русские народно – календарные праздники.
1V - раздел – изучение, сбор и составление, выпуск буклетов народных, застольных песен, способствовать воспроизведению этих песен в фольклорных группах нашего села, эстрадные бурятские песни.
Работа проводилась с апреля 2004 г. по декабрь 2012 года членами фольклорного кружка «Тэрэнги»: нами были изучены имеющиеся материалы в библиотечном фонде, где обнаружили, что очень мало народных песен аларских бурят. И решили собрать материал – разновидности ёхора, застольные, свадебные песни. Очень мало людей осталось, которые знают песни. А знают или помнят песни только люди старшего поколения. Собранный материал нам очень дорог. Весь материал был записан со слов людей преклонного возраста. Это люди из деревень Куркат, Кукунур, Алзобей, Аларь, Кутулик, Аляты, Ныгда и т.д. Проведена очень большая, кропотливая работа по обработке этого материала.
Нам достались от предков великолепные песни.
Творчество певцов явилось отражением общих путей развития фольклора бурят, в частности в нем отчетливо виден расцвет лирической поэзии, малых жанров с их свойством откликаться на жизненные реалии и происходящие изменения в окружающем мире. Лирическая песня, выделившись из недр лироэпической поэзии в процессе внутри жанрового развития, постепенно расширяла свой тематический диапазон и обновляла художественную форму. В основе этого процесса лежат возвышение личности, обогащение её внутреннего мира и постепенное усложнение индивидуального сознания. Лирический герой говорит теперь не только об увиденном и содеянном, но всё чаще, открывает мир своих чувств, мысленно окидывая внутренним взором пережитое.
Весь собранный материал по сбору разновидностей ёхора, песен, легенд, преданий мы используем при проведении праздников, фестивалей, конкурсов. В 2011 году участники фольклорного кружка «Тэрэнги» записали песни у Хинхаевой Екатерины Иосифовны из деревни Кукунур, ей 78 лет - участницы фестиваля «Алтаргана - 2008». Это человек, знающий наши обычаи, свято чтит их. До сир пор баба Катя, как мы все её называем, участвует в фольклорных праздниках, исполняет народные песни. Записанные со слов бабы Кати песни исполняют наши учащиеся, это Саганов Пётр, Марактаева Валентина, Петинова Полина, Озонова Мария, Преловская Карина. Вот одна из песен: «Баабайн басаган»
1. Хадаяа дабахам гэхэнь гээбы,
Буряадхан аргалтайб гэхэнь гээбы,
Болзолдоод зугаалая гэхэнь гээбы,
Yетэн хажуудам гэхэнь гээбы.
2. Уулаяа дабахам гэхэнь гээбы,
Урихан тэргэтэйб гэхэнь гээбы,
Ханилаяа хоюулаа гэхэнь гээбы,
Хажуудаа нэгэнтэйб гэхэнь гээбы.
Вторая песня «Мэндын дуун»:
1. Алтан hайхан богоhоншьи алхаад одироод hууналби.
Мүнхэ hайхан жаргалдаа мэндэеэ хэлэхэеэ hууналби.
2. Мүнгэн hайхан богоhоншьи мүльсэжэ одироод hууналби.
Мүнхэ hайхан жаргалдаа мэндэеэ хэлэхэеэ hууналби.
У Булгатова Савелия Баировича записана народная песня «Баабайяа бариhан булгааhа…» - 75 лет, с. Аларь, 2011 год.
1. Баабайяа бариhан булгааhа хадаа
Баруун ханаhаан шэнэл елдаа.
Баабайяа олон урагы ел даа
Улам саашань үргэлжүүл ел даа.
2. Мамаяа бариhан булгааhа хадаа
Урда толоhоон заhахабдил даа,
Мамаяа, баабайяа урагы ел даа
Yшѳѳ саашань үргэлжүүл ел даа.
У Дадуевой Александры Базыровны была записана песня «Yхэр малай үбэй хада…»
1. Yхэр малай үбэй хада, үүхэн - тоhон хаанаhааемааб?
Эжы, баабай үбэй хада, эдэ - бидэ хаанаhааемааб?
2. Туруутай малай үбэй хада, зѳѳхэй, мяхан хаанаhааемааб?
Тѳѳдэйн, тѳѳ баабайн үбэй хада, бидэ иигэжэ hуухабойбди.
3. Улаагша үнеэнэй үбэй хада, үрмэ тараг хаанаhааемааб?
Урихан худанши үбэй хада, уг түрэл хаанаhааемааб?
Особую роль в воспитании подрастающего поколения играют сказки, легенды, предания.
Бурятская народная поэзия складывалась, развивалась на протяжении многих веков. И один из её жанров народная песня, которая отражает жизнь и труд простых людей, их духовный склад, специфику национального характера. Песня являются самым распространённым видов устной народной поэзии, которые поют все и взрослые, и молодые, в труде и в отдыхе, в играх и на гуляньях.
В повседневной жизни, в быту и в обычаях народа фольклор всегда был действенным средством воспитания подрастающего поколения. Поэтому фольклор не случайно является составной частью педагогики. И сегодня использование фольклора является мощным воспитательным потенциалом.
Исполнительница народных песен - участница областного Сурхарбана - Марактаева В - ученица 4 класса. (Победитель регионального конкурса «Баатар - Дангина - 2013»).
Победитель муниципальных, окружных конкурсов, исполнитель народных песен.
Лауреаты Областного конкурса «Язык - душа народа - 2010», члены фольклорного кружка «Тэрэнги».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства"
для преподавателей и учителей изобразительного искусства...
Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.
Доклад о воспитании детей средствами этнокультурного образования....
Духовно-нравственное воспитание детей средствами этнокультурного образования.
Доклад о воспитании детей средствами этнокультурного образования....
Значение раннего музыкально-эстетического воспитания детей средствами вокального и хорового исполнительства.
В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственнейшая роль. Наблюдая за детьми, которые обучаются в ДМШ, и, сравнивая их с обычными учениками общео...
«Воспитание детей средствами традиционной русской культуры и декоративно-прикладного искусства через изучение дисциплины «Народный костюм»»
Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного т...
презентация "Патриотическое воспитание детей средствами краеведческой деятельности по программе"
Из опыта работы творческого объединения «Летопись родного края»Педагог дополнительного образования МУДОД ЦВР Конова И.И. ...
" Эстетическое воспитание детей средствами природы"
Эстетическое воспитание - воспитание это целенаправленный процесс, систематический процесс воздействия на личность с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира....