«Воспитание детей средствами традиционной русской культуры и декоративно-прикладного искусства через изучение дисциплины «Народный костюм»»
статья по теме
Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 18.66 КБ |
Предварительный просмотр:
«Воспитание детей средствами традиционной русской культуры и декоративно-прикладного искусства через изучение дисциплины «Народный костюм»»
«По одежке встречают, по уму провожают» - гласит русская поговорка, т.е. при первом знакомстве человека оценивают не столько по уму и характеру, сколько по внешности. Красота и аккуратность одежды, головного убора, прически, подчеркивающие лучшие качества обладателя, - все это с древности являлось своеобразной визитной карточкой, по которой судили о знатности и богатстве, национальной и сословной принадлежности, возрасте и семейном положении человека. Одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
Национальный костюм, выдающийся памятник материальной культуры, доставшийся нам в наследство от предков, продолжает жить, как живы до сих пор русский фольклор, предметы русских народных промыслов. Костюм – это плод коллективного труда многих поколений народных умельцев. Благоговейное отношение к творчеству, к искусству – радости в любых его формах – вот что раскрывает нам наследие наших предков. Искусство-радость является и основой русского народного костюма. Сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав ее связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры, когда магическое значение вещей, изображений превращалось в эстетическое, уже не можешь оторваться от нее. Чем пристальнее изучаешь народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нем ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с настоящим и будущим.
Русский народный костюм – значительная область традиционной национальной культуры как по широте и глубине связей, так и по богатству выражения. В образно-стилистической структуре народного костюма зримо отразились религиозно-магические, этические и эстетические представления народа, его темперамент, характер, высокий уровень духовной и материальной культуры. Народный костюм представляет собой целостный художественный ансамбль, несущий определенное образное содержание, обусловленное назначением и сложившимися традициями. Его образуют гармонично согласованные предметы одежды, украшения и дополнения к ним, обувь, прическа, головной убор, грим. В искусстве костюма органично соединились различные виды декоративного творчества; вышивка, кружевоплетение, ткачество, низание, шитье, аппликация и изобразительное использование разнообразных материалов: тканей, кожи, меха, лыка, бисера, бус, блесток, пуговиц, шелковых лент, тесьмы, позумента, кружев, речного жемчуга, перламутра, цветнограненных стеклышек и др. Величавая торжественность форм и радостная декоративность праздничных одежд способствовали утверждению человека в уважении к коллективу, к традиции, к культуре. Поэтому, можно утверждать, что народный костюм как концентрированное художественное выражение общественной практики обладает познавательной, воспитательной, а главное - эстетической функцией. Самобытностью и красотой национального костюма восхищаются и современные модельеры. В век технического прогресса, люди, тонко чувствующие прекрасное, особенно ценят теплоту и энергию, даримую рукотворным шедевром искусства народного костюма. В народном костюме слились воедино два начала – функциональное и эстетическое. Как правило, народный костюм сейчас используется в двух направлениях: как сценический и как празднично-обрядовый. Профессиональные и самодеятельные коллективы художественного творчества широко применяют традиции народного костюма.
К сожалению, в общеобразовательных школах дети до сих пор не получают даже общих представлений о столь значительном явлении национальной культуры, каким является русский народный костюм. Из-за отсутствия учебных пособий по данной тематике и возникла необходимость в написании данной программы, которая логически дополняет другие программы школы танца «Радуга». Подразумевается, что дети, обучающиеся в коллективе в дальнейшем переходят в народный ансамбль танца «Воркута» и знание национального костюма для них имеет большое значение.
Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Народный костюм не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание детей на традициях русской культуры
Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской национальной культуры, на собрании национальных достижений....
Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"
Духовно-нравственное воспитание личности учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества в рамках изучения темы:"Русские народные куклы"...
Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ
Использование элементов русского фольклора и декоративно-прикладного искусства на групповых занятиях учителя-дефектолога с детьми ОВЗ...
Ознакомление детей с традиционной русской культурой. Пасха
(методическое пособие для педагогов дополнительного образования, воспитателей, учителей начальных классов)...
Патриотическое воспитание детей средствами народного искусства
В статье описывается о патриотическом воспитании обучающихся по программе "Фольклор и народные традиции" модульной школы "Русская горница"...
Социализация личности детей «группы риска» средствами декоративно-прикладного творчества (на примере реализации программы «Народная кукла»)
Подростковый возраст – это период, когда через разного рода конфликты подросток обретает чувство личности и стремится к самостоятельности. В этот момент важно, чтобы старшие признавали чувство в...
Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции
В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций и освоение практики бисерного рукоделия....