" Эстетическое воспитание детей средствами природы"
статья по теме
Эстетическое воспитание - воспитание это целенаправленный процесс, систематический процесс воздействия на личность с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
" Эстетическое воспитание детей средствами природы". | 15.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог дополнительного образования: Чикичева. Н.В.
Статья на тему: Эстетическое воспитание детей средствами природы.
Эстетическое воспитание – это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.
Эстетическое воспитание – понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Однако познание искусства настольно многогранно и своеобразно, что оно выделяется из общей системы эстетического воспитания как особая его часть. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания. Особенно тесна его связь с нравственным воспитанием.
В процессе осуществления эстетического воспитания необходимо решить следующие задачи:
1. Систематически развивать эстетическое восприятие.
2. Развитие художественно – творческих способностей.
3.. Формировать основы эстетического вкуса.
.
С детских лет до пути взросления ребенка надо окружить его красотой. Красота воспринимается ребенком как единство формы и содержания. Однако восприятие становится эстетическим только тогда, когда оно эмоционально окрашено, сопряжено с определенным отношением к нему. Эстетическое восприятие неразрывно связано с чувствами, переживаниями. Особенностью эстетических чувств является бескорыстная радость, светлое душевное волнение, возникающее от встречи с прекрасным. Педагог должен вести ребенка от восприятия красоты, эмоционального отклика на нее к пониманию, формированию эстетических представлений, суждений, оценок. Эта работа кропотливая, требующая от педагога умения систематически, ненавязчиво пронизывать жизнь ребенка красотой, всячески облагораживать его окружение.
Детям доступны почти все виды художественной деятельности – литература, музыка, рисование. Ребенок удовлетворяет свою потребность в действенном, образном выражении своих впечатлений. Сначала зарождается замысел, а затем и средства претворения его в жизнь. Таким образом, у детей наблюдаются ростки творчества, которые проявляются в развитии способности к созданию замысла и его реализации, в умении комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче мыслей, чувств, переживаний. Однако для развития художественно - творческих способностей у детей необходимо их соответствующее обучение в процессе, которого они овладевают способами образного выражения и изображения своих замыслов. Обучение вызывает положительные эмоции, развивает способности. Цель обучения навыкам художественной деятельности заключается не только в том, чтобы дать детям знания и навыки, но и в том, чтобы вызвать у них интерес и желание к самостоятельной художественной деятельности.
Эстетический вкус проявляется в том, что человек получает удовольствие, духовное наслаждение от встречи с истинной красотой в искусстве, в жизни и в быту. Эстетический вкус – понятие широкое; оно включает в себя не только понимание, наслаждение глубокими, прекрасными произведениями искусства, но и понимание красоты природы, труда, быта, одежды. Воспитывая у детей основы эстетического вкуса, мы учим их видеть красоту окружающего мира, беречь его.
Основные средства эстетического воспитания детей.
С самого раннего возраста дети должны видеть порядок и уют дома. Удобная мебель. Гармоничное сочетание цветовых пятен, яркие игрушки, доброе отношение членов семьи друг другу. Разумеется, мало окружить детей красивыми вещами, надо научить видеть красоту, беречь её, ценить. В общественных учреждениях – с первых дней посещения ,надо приучать ребенка к эстетике внешнего вида в сочетании с культурой поведения.
Мощным средством эстетического воспитания служит родная природа. Особенно ярко и глубоко воспринимается ее красота в детстве, запечатленная в чувствах и мыслях, проносятся через всю жизнь человека. Педагог раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть ее прелесть в капле росы на цветке, в красках заката или любованием природы в разное время года. Надо только видеть эту красоту самому и найти слова, доступные сердцу ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут художественные произведения о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. Дети как губка впитывают, наблюдают, как ведут себя взрослые по отношению к природе, труду, коллегам. Мы должны постоянно помнить об этом и являться для них образцом. Еще одним средством воспитания является экскурсия. Педагог должен тщательно продумать, и подготовится к ее проведению. Экскурсии расширяют кругозор детей, учат их видеть, сопоставлять, обобщать, что составляет основу для развития творческого воображения и способностей. Дети получают и накапливают необходимый им чувственный опыт. Приведем пример: дети собирают природный материал: сухие листья, камешки, причудливой формы лесные коряги. Задание детям придумайте, какие поделки можно сделать из природного материала? В детях раскроется самостоятельное художественное творчество. И реализуются те задачи, которые поставил перед собой и детьми педагог. Заканчивая статью, хотелось бы вспомнить слова М. Горького.
« Любить детей – это и курица умеет.
А вот воспитать их – это великое государственное дело,
Требующее таланта и широкого знания жизни».
2014. г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами искусства"
Рабочая программа...
Методическая разработка "эстетическое воспитание детей средствами изобразительного искусства"
для преподавателей и учителей изобразительного искусства...
Значение раннего музыкально-эстетического воспитания детей средствами вокального и хорового исполнительства.
В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственнейшая роль. Наблюдая за детьми, которые обучаются в ДМШ, и, сравнивая их с обычными учениками общео...
Художествено-эстетическое воспитание детей средствами танца
В процессе эстетического воспитания формируются индивидуальные творческие способности. Процесс формирования творческих способностей детей и подростков предполагает организацию художественного творчест...
Особенности формирования эстетического воспитания детей средствами хореографии
Хореографическое искусство всегда привлекало к себе внимание детей. Оно приобрело широкое распространение в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах....
Мастер-класс «Эстетическое воспитание детей средствами теле – и видеопрограмм»
Система эстетического воспитания подразумевает такое педагогическое воздействие на ребенка, которое способствует развитию у него способности воспринимать прекрасное вокруг себя, отличать красивое, гар...