Заочная экскурсия в Петербург Пушкина при повторении темы «Сложноподчиненные предложения»
план-конспект урока (9 класс) на тему
Научно-методическая разработка «Заочная экскурсия в Петербург Пушкина при повторении изученного о сложноподчиненных предложениях» - это попытка соединить в двух уроках элементы русского языка и литературы, и предназначена она для учителей и учащихся 9-х классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_uroka.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №15
Заочная экскурсия в Петербург Пушкина
при повторении темы «Сложноподчиненные предложения»
(интегрированный урок русского языка и литературы)
Составитель Петрова Ольга Викторовна
Санкт-Петербург
2009 год
Содержание
Прогноз результативности уроков:
Урок 1-2. «Заочная экскурсия в Петербург Пушкина. Повторение сложноподчиненных предложений».
Научно-методическая разработка «Заочная экскурсия в Петербург Пушкина при повторении изученного о сложноподчиненных предложениях» - это попытка соединить в двух уроках элементы русского языка и литературы, и предназначена она для учителей и учащихся 9-х классов.
Рассчитана тема на два академических часа (два урока).
Тема «Повторение изученного о сложноподчиненных предложениях» в курсе русского языка совпадает с изучением жизни и творчества А.С. Пушкина в курсе литературы. Этим и обусловлен выбор типа урока – заочная экскурсия в пушкинский Петербург. Это позволит учащимся лучше понять личность поэта, людей, его окружавших, внимательнее читать его произведения.
Нельзя забывать, что мы живем в прекрасном городе. Говоря о литературном Петербурге, нельзя не вспомнить имя А.С. Пушкина и места, тесно связанные с жизнью и творчеством поэта. И это как нельзя лучше позволяет сделать заочная экскурсия, ведь это позволяет, не выходя из кабинета, побывать во многих местах, особенно если реальное путешествие по каким-либо причинам невозможно. Демонстрируемые объекты проецируются на экране или на интерактивной доске; учитель (или специально подготовленные ученики) рассказывают о них (сообщаются краткие сведения), читает текст об истории объекта и фактах биографии поэта, связанных с ним. Отпечатанный текст раздается учащимся, и они выполняют задания к нему. На основе выполненных заданий впоследствии учащиеся составляют текст, насыщенный сложноподчиненными предложениями, в котором учащиеся продемонстрируют степень овладения пунктуационными навыками и навыками употребления сложноподчиненных предложений в речи.
Задания к текстам разнообразны: от упражнений репродуктивного характера до упражнений творческих, которые предполагают редактирование текста, сжатие его (это очень важно для подготовки к ГИА), написание небольшого сочинения.
Уроки в форме заочной экскурсии можно проводить при изучении любой темы в курсе русского языка. Материал для экскурсии каждый учитель может выбрать самостоятельно в зависимости от целей и задач урока.
Прогноз результативности уроков:
- позволяют формировать у учащихся широту восприятия произведений А.С.Пушкина;
- способствуют более прочному усвоению знаний;
- активизируют творческую и мыслительную деятельность учащихся;
- помогают совершенствовать навыки устной и письменной речи.
Урок 1-2. «Заочная экскурсия в Петербург Пушкина. Повторение сложноподчиненных предложений».
Цели урока:
1) вспомнить адреса Петербурга, особенно значимые для А.С. Пушкина;
2) отработать умения находить сложноподчиненные предложения в речи, строить самостоятельно сложноподчиненные предложения, грамотно употреблять их в речи;
3) составлять текст экскурсии по заданному плану;
4) совершенствовать навыки устной и письменной речи;
Оборудование уроков:
1) интерактивная доска или мультимедийный проектор;
2) базовые тексты, содержащие фактический материал, необходимый для работы;
3) таблицы: «Основные виды сложноподчиненных предложений»;
4) мультимедийное приложение (презентация «Петербург Пушкина»);
5) энциклопедия «Петербург. Петроград. Ленинград» (или любое другое справочное издание).
6) сборники стихотворений А.С. Пушкина, текст романа «Евгений Онегин».
- Вступление
Слово учителя. Я приглашаю вас в необычное путешествие. Мы вернемся в прошлое и посетим Петербург 19 века, город, тесно связанной с жизнью и творчеством великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Хотя и родился он в Москве, вся его творческая, насыщенная и яркая жизнь связана с городом Петра. В Царскосельском Лицее близ Петербурга начинается его творческий путь. «На брегах Невы» увидели свет многие его произведения, сюда он вернулся в 1827 году после ссылки, и с этого времени постоянно жил в Петербурге. Здесь прошли последние годы его жизни.
Как и все путешественники, мы будем писать путевые заметки, выполняя предложенные учителем задания; на основе этих записей каждый создаст свой текст (для удобства мы будем работать по группам, разделение происходит заранее; в каждой группе должны быть и сильные, и слабые ученики). В своих записях вы должны употреблять преимущественно сложноподчиненные предложения, которые были характерны для речи людей 19 века.
- Повторение теоретических сведений о СПП
- Какие предложения называются сложноподчиненными?
- Какие виды СПП вы знаете?
- Учащиеся повторяют по таблице виды СПП (см. приложение 1)
- Экскурсия. Демонстрация объектов. Выполнение заданий.
Учитель. Теперь отправляемся в путь. Говоря о пушкинском Петербурге, мы, прежде всего, вспоминаем Царскосельский Лицей. Здесь рождалась великое лицейское братство, верность которому каждый из первых воспитанников учебного заведения. (Демонстрируется слайд).
Учитель раздает текст (все тексты в приложении 2) о Лицее, читает его вслух и формулирует задание.
Задание к тексту №1. Выписать из текста СПП, сжать их, если это возможно, стараясь не потерять основную мысль текста. Определить виды придаточных предложений, составить схемы.
Учитель. Наша следующая остановка будет в Коломне, на наб. р.Фонтанки, у дома Клокачева, где после окончания Лицея Пушкин прожил вместе с родителями 3 года, до отъезда на юг в мае 1820 года. (Демонстрируется слайд).
Работа с текстом №2
Задание к тексту №2. В тексте нет ни одного СПП. Попробуйте переделать текст так, чтобы в нем было как можно больше СПП разных видов.
Учитель. Набережная реки Фонтанки – это целая история. В доме №20 жили братья А.И. и Н.И. Тургеневы, где часто бывал молодой поэт. Здесь часто собирались на свои заседания члены общества «Арзамас», здесь же, по свидетельству современников, Пушкин начал писать свою знаменитую оду «Вольность». Здесь, на Фонтанке, в знаменитом Шереметевском дворце, в мастерской прославленного живописца О.А. Кипренского, Пушкин позировал художнику, который по просьбе А. Дельвига, создавал его известный портрет в 1827 году, когда поэт вернулся из ссылки. (демонстрируются слайд).
Еще один памятный адрес – наб. р. Фонтанки, д. 97 и 101, где жила семья А.Н. Оленина – директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств, знатока античности и отечественной истории. (демонстрируется слайд).
Работа с текстом №3
Задание к тексту №3. Вставить подходящие по смыслу подчинительные союзы и союзные слова, определите виды придаточных.
Учитель. Вся петербургская холостяцкая жизнь А.С. Пушкина после ссылки связана с «Демутовым трактиром» на наб. р. Мойки,40, гостиницей, открытой в 1770-х годах немцем Ф.Я. Демутом.
Демонстрируется слайд
Работа с текстом №4
Задание к тексту №4 . Заменить конструкции с обособленными определениями и с обособленными обстоятельствами синонимичными (СПП).
Учитель. В конце 1830 года Пушкин писал в письме П.В. Нащокину: «Мне за 30 лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся - я поступаю, как люди, и вероятно не буду в том раскаиваться»[1]. Свадьба состоялась в Москве, венчание проходило в церкви Большого Вознесения на Никитской ул.
Работа с текстом №5
Задание к тексту №5. Устраните речевые недочеты в тексте, используя, где возможно, СПП.
Демонстрируется слайд
Учитель. В этом доме на ул. Пестеля,5, в доме А.К. Оливье в начале1833 г. в отсутствие мужа Наталья Николаевна сняла квартиру (Пушкин в это время находился в Болдине).
Работа с текстом №6
Задание к тексту № 6. В каком порядке должны следовать абзацы, чтобы получился текст? Обоснуйте свой ответ.
Демонстрируется слайд
Учитель. А этот дом знают все, даже те, кто никогда не бывал в Санкт-Петербурге. В этом доме прошли последние месяцы жизни великого поэта. В сентябре 1836 года Пушкин переехал на новую квартиру.
Работа с текстом №7
Задание к тексту №7. Найдите в этом тексте сложноподчиненные предложения. Расставьте в них знаки препинания. Начертите схемы. Почему в тексте преимущественно употребляются СПП с придаточными определительными?
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Учитель. Наша экскурсия подошла к концу. Появились ли у вас какие-нибудь вопросы в ходе экскурсии?
. Надеюсь, что вы узнали о Пушкине немного больше, а наш город стал вам еще ближе. В следующий раз при помощи сложноподчиненных предложений, отредактировав дома свои записи, вы расскажете о том, каким вам представляется Петербург Пушкина (на основе нашей экскурсии).
Приложение №2
Текст №1. Царскосельский Лицей.
Лицей открылся в одном из самых красивых пригородов Петербурга. Вот уже два века Царское Село занимает особое место среди пушкинских мест, потому что здесь, среди живописных садов, в самом лучшем заведении учился великий поэт. Значение Лицея с непривычным для русского человека названием было огромно, т.к. он ставил целью «образование юношества, особенно предназначенного к важнейшим частям службы государственной»[2].
Первый директор Лицея В.Ф. Малиновский стремился создать здесь особый порядок, при котором в обстановке свободы и творчества каждый воспитанник мог бы раскрыть свои таланты.
Здесь родился Пушкин-поэт. Слава его вышла за пределы Лицея, и уже никого не удивляло, что в Царское Село приезжают известные литераторы специально, чтобы познакомиться с «молодым чудотворцем».
9 июня 1949 года в здании бывшего Императорского Царскосельского лицея открылся музей.
Текст №2. Наб. р. Фонтанки, дом Клокачева. Коломна.
В 1814 году Сергей Львович и Надежда Осиповна Пушкины переехали на жительство из Москвы в Петербург. В доме вице-адмирала Клокачева они снимали квартиру во втором этаже. Сюда после окончания Лицея переехал и А.С. Пушкин. Жила семья Пушкиных скромно и беспорядочно. Ни Сергей Львович, ни Надежда Осиповна не любили заниматься хозяйством. Соседями были Корфы (М. Корф учился в Лицее вместе с Пушкиным). По воспоминаниям Корфа, семья поэта испытывала «вечный недостаток во всем, начиная от денег до последнего стакана»[3]. Тем не менее, Пушкины жили весело и принимали гостей. Перед приходом гостей они часто спускались к соседям за посудой.
Лишь немногие из друзей поэта побывали в небольшой комнате клокачевского дома. А.С. Пушкин стеснялся приглашать к себе друзей. «Мой угол тесный и простой», - так называл Пушкин свою комнату. Здесь он написал стихотворение «К Чаадаеву», знаменитую оду «Вольность», здесь работал над поэмой «Руслан и Людмила».
Текст №3
В салоне Олениных молодой Пушкин, слава __________ «росла не по дням, а по часам», был принят как свой человек сразу же по окончании Лицея. Здесь поэт читал строки из поэмы «Руслан и Людмила, виньетку к первому изданию __________ нарисовал А.Н. Оленин. Принято считать, _____ именно здесь А.С.Пушкин познакомился с племянницей Е.М. Олениной А.П. Керн, и _________ Анна Петровна приехала в Петербург, она часто стала бывать в доме своей тетки. При первой встрече юный Пушкин не привлек внимания Керн. И ________ Анна Петровна покидала гостеприимный дом Олениных, Пушкин долго стоял у подъезда, провожая взглядом карету Керн. Позже, _______ Пушкин вновь увидел Анну Петровну в Тригорском, появилось знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».
Текст №4
Еще в годы юности Пушкин часто посещал своего друга П.Я. Чаадаева, жившего в гостинице Демута. Описывая впоследствии кабинет Онегина, «второго Чадаева», Пушкин, вероятно, вспоминал кабинет философа в гостинице Демута. Вернувшись в столицу в мае 1827 года, поэт поселился в бедном номере, состоявшем из двух комнаток.
Празднуя очередную лицейскую годовщину 19 октября 1828 года, здесь, в номере бывшего лицеиста А.Д. Тыркова, собрались первые лицейские. Последний раз поэт останавливался в трактире в мае 1831 года, приехав в Петербург с молодой женой. Прожив здесь неделю, они переехали на дачу в Царское Село. В феврале 1837 года из этой гостиницы друг Пушкина А.И. Тургенев выехал в Святогорский монастырь, провожая тело своего друга в последний путь.
Текст №5
Самые счастливые месяцы после женитьбы в 1831 году Пушкин провел в Царском Селе. Он поселился в доме. Дом принадлежал Анне Китаевой. Она была вдовой придворного камергера. Дом был построен для него в 1827 году.
Частыми гостями здесь были В.А. Жуковский и Н.В. Гоголь. Гоголь читал здесь отрывки из своей книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Пушкин написал здесь «Письмо Онегина к Татьяне», множество стихотворений.
В Петербурге свирепствовала холера. Царский двор переехал в Царское Село. Жена поэта Наталья Николаевна обратила на себя внимание царя. Она получила приглашение посещать придворные балы. Николай 1 поручил Пушкину написать историю Петра 1 и разрешил работать в архивах.
Текст №6
- На последние недели пребывания Пушкина в доме Оливье пришлось дело об отставке, которое едва не закончилось для поэта новой опалой и ссылкой. Не дожидаясь возвращения жены, Пушкин начал перебираться на новую квартиру, в дом Баташова.
- Пушкин писал жене: «Летний сад мой огород. Я вставши ото сна иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу. Я в нем дома»[4]. Летний сад был для Пушкина одним из любимейших мест в Петербурге с самого раннего детства. Еще до поступления в Лицей Пушкин-мальчик приходил сюда с дядей Василием Львовичем. Сюда поэт приводит и своего героя – Евгения Онегина, которого воспитатель «слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил».
- Квартира была большая, дорогостоящая, но Пушкиным она очень нравилась, особенно потому, что рядом был Летний сад.
Текст №7
Новая квартира была снята в доме сестры декабриста С.Г. Волконской на наб. р. Мойки, 12. Договор был заключен «сроком впредь на два года» но прожил Пушкин здесь всего 4,5 месяца.
Отсюда отправился он на дуэль с Дантесом 27 января 1837 года сюда же привезли его после дуэли. Впереди ост..валось только 46 часов жизни. Поэт и..пытывал страшнейшую боль, которую переносил с пор..зительным мужеством, Ум..рал тяжело и мучительно, окруже(н,нн)ый друзьями и книгами с которыми как с живыми спутниками прощался перед смертью.
29 января около трех часов пополудни В.А. Жуковский появился перед многочисленной толпой людей чтобы сообщить о смерти Пушкина.
Толпа не редела в (не)большой квартире Пушкина. 30 и 31 января люди шли и шли сюда чтобы проститься со своим поэтом.
Сегодня в кабинете Пушкина тихо и торжестве(н,нн)о. Поэт словно продолжает жить в этих стенах. К изголовью дивана где он умер приносят цветы.
Каждый день люди пр..ходят сюда чтобы почтить память великого поэта и прожить с ним его последние часы.
- А.М. Гордин, М.А. Гордин. Былой Петербург. Пушкинский век. «Издательство «Пушкинского фонда», Санкт-Петербург, 2006
- Пушкинские адреса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Путеводитель Санкт-Петербург, «Нотабене», 1999
- А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь под ред. В.И. Коровина. Москва, «Просвещение, 1999
- Канн П.Я. Прогулки по Петербургу. Санкт-Петербург, «Палитра», 1994
- Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык. Учебник для 9 класса средней общеобразовательной школы. М., «Просвещение», 2004
- В.Вересаев. Пушкин в жизни. Сист. свод подлинных свидетельств современников. Мн: Маст. лiт, 1986.
[1] Вересаев В.В. Пушкин в жизни: Сист. Свод подлинных свидетельств современников. Мн: Маст. лiт, 1986, с.241
[2] Пушкинские адреса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Путеводитель. Санкт-Петербург. Издательство «Нотабене», 1999, с.18
[3] Пушкинские адреса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Путеводитель. Санкт-Петербург. Издательство «Нотабене», 1999, с.36
[4] Пушкинские адреса в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Путеводитель. Санкт-Петербург. Издательство «Нотабене», 1999, с.64
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Закрепление и повторение темы «Сложноподчиненное предложение».
Цели: Закрепить знания учащихся о сложноподчиненных предложениях:1.находить главные и придаточные предложения;2.определять место придаточного,средства связи с главным;3.правильно ставить знаки препина...
Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"
Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...
Разработка урока русского языка для 9 класса "Повторение по теме "Сложноподчиненные предложения"
Материал представляет собой конспект урока, в котором учитель использует разработанный им лингвистический тренажер "Грамматические связи в сложноподчиненных предложениях текста"...
Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» в 9 классе.
Разработка урока по теме: Повторение и обобщение по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными» в 9 классе, используя приемы Сингапурской методики...
Урок русского языка. Повторение по теме "Сложноподчиненное предложение"
Данный урок отвечает современным требованиям ФГОС. На уроке выполняются воспитательные, образовательные и развивающие задачи.Урок проникнут духом Олимпиады 2014....
Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».
Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».Цель: 1. Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподч...
Презентация «Заочная экскурсия в Петербург Пушкина при повторении изученного о сложноподчиненных предложениях»
Научно-методическая разработка «Заочная экскурсия в Петербург Пушкина при повторении изученного о сложноподчиненных предложениях» - это попытка соединить в двух уроках элементы русского языка и литера...