Рабочая программа по литературе в 11 классе. К.М.Нартов, С.К.Бирюкова
рабочая программа (11 класс) на тему
Рабочая программа по литературе в 11 классе. К.М.Нартов, С.К.Бирюкова.Учебник-хрестоматия для нац. общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboch_lit11-2014.docx | 96.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
- Рабочая программа составлена на основании базисного учебного плана, утвержденного приказом МОБУ СОШ с. Абзаново №__________ от ________, федерального образовательного стандарта, по программе по литературе для 10-11классов общеобразовательных учреждений с русским неродным и родным нерусским языком обучения// С. –П.: филиал издательства «Просвещение», 2011г.
- Учебник : Учебник-хрестоматия для нац. общеобразов. учрежд. 11 класс: В 2-х частях/ Авт.-сост. С.К.Бирюкова, К.М.Нартов, Л.В.Тодоров.– СПб.: «Просвещение», 2008
1. Общая характеристика учебного предмета
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого -поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функ-ции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундамен- тальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и лите-
ратуры как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно с вязанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
Цели
Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы ; выявления в произведениях конкретно - исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
2. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Содержание учебного предмета «Литература» формирует практически все базовые духовные ценности: патриотизм и гражданственность, семейные ценности и ценности труда и творчества (уважение к труду); ценности науки и культуры (ценности знания, духовный мир человека); ценности традиционных религий народов России и духовно-нравственные качества человека (честь, достоинство, чувство долга, национальное самосознание и уважительное отношение к другим народам и многое другое).
Своеобразие предмета «Литература» как словесного искусства в том, что в процессе его изучения названные и многие другие ценности не только осознаются учащимися, но эмоционально воспринимаются, переживаются ими, становятся не просто знанием, но прочувствованным убеждением. В литературном произведении нет какой-либо иерархии ценностей. Например, такие духовно-нравственные качества личности, как честь, благородство, долг, совесть, сосуществуют с такими ценностными качествами, как любовь к Родине, уважительное отношение к природе, к труду. Разнообразные ценности реализуются в духовно-нравственных качествах персонажей литературных произведений или просматриваются в авторской позиции. Формируя ценности, литература ненавязчиво и незаметно осуществляет духовно-нравственное воспитание учащихся.
3. Место учебного предмета в учебном плане
В учебном плане для общеобразовательного учреждения с башкирским языком обучения общее число часов в универсальной группе 11 класса, отводимых на изучение предмета, - 102, по 3 часа в неделю, из них уроки развития речи (в том числе домашние сочинения) - 6 ч., внеклассное чтение -3ч.
4. Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами выпускников средней школы с башкирским языком обучения, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
- осознание себя и представителями своего народа, и гражданами многонационального Российского государства;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе (культуре), культурам других народов;
- умение адаптироваться в современном мире; сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, особенно с представителями иной этнической принадлежности;
- развитие личной ответственности за свои поступки на основ этикета родного народа, уважительное отношение к иным, отличных от своих, нормам этикета и традициям других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы, и другие базы данных).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в средней школе с башкирским языком обучения проявляются в:- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях на русском языке, формулировать выводы;
- овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
- использовании в самостоятельной деятельности приёмов сопоставления и сравнения;
- умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников средней школы с башкирским языком обучения состоят:
1) в познавательной сфере:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов России, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX-XX вв., произведений литературы народов России и зарубежной литературы; способность грамотно формулировать эти проблемы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, а также произведений русской и родной литературы;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями своего народа;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и умение выразить своё отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров на русском языке, осмысленное чтение их и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать на русском языке устные монологические речевые высказывания разного типа; вести диалог на русском языке, соблюдая нормы русского речевого этикета и понимая особенности речевого этикета собеседника, принадлежащего к иной культуре;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классных и домашних творческих работ, рефератов на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений русской литературы, выраженных в образной системе иной национальной культуры; формирование эстетического вкуса на основе освоения русских художественных текстов;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений;
- умение при сопоставлении произведений русской и родной литературы выявлять их сходство и национальное своеобразие, обусловленное особенностями образных систем русской и родной литературы, структурными особенностями русского и родного языков.
3. основного общего образования по учебному предмету
Литература начала XX века
Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.
Писатели-реалисты начала XX века
Максим Горький. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».
«На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.
Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления).
Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Рассказ «Гранатовый браслет». Толстовские традиции в прозе Куприна. Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.
Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений).
Иван Алексеевич Бунин. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Слово», «Одиночество».
Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.
Рассказ «Господин из Сан-Франциско». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина. Своеобразие художественной манеры писателя.
Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).
Поэзия «Серебряного века»
Символизм
Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.
Зинаида Николаевна Гиппиус. Слово о поэтессе.
Стихотворения «Надпись на книге», «Любовь - одна».
Дмитрий Сергеевич Мережковский. Слово о поэте. Стихотворение «Парки».
Иннокентий Фёдорович Анненский. Слово о поэте.
Стихотворения «Невозможно», «Среди миров», «Прерывистые строки».
Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте.
Стихотворения: «Кинжал», «Родной язык», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова - урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.
Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте.
Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.
Велимир Хлебников. Слово о поэте. Стихотворения «Заклятие смехом», «Кузнечик».
Футуризм
Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Западноевропейский и русский футуризм. Преодоление футуризма крупнейшими его представителям.
Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке...»). «Кто создан из камня, кто создан из глины...». «Тоска по родине! Давно...», «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой. Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.
Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия)
Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...».
Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.
Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.
Теория литературы. Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).
Литература 1917-1929 годов
Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.)»Белая гвардия»
Роман «Мастер и Маргарита».
История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.
Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).
Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.
Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...».
Всепроникающий лиризм - специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.
Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).
Теория литературы. Фольклоризм литературы
(углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).
Владимир Владимирович Маяковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой».
Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта. Широта жанрового диапазона творчества поэта-новатора.
Традиции Маяковского в российской поэзии XX столетия.
Теория литературы. Футуризм (развитие представлений). Тоническое стихосложение (углубление понятия). Развитие представлений о рифме: рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.
Литература 1930-1941 годов
Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Роман «Чевенгур».Рассказ «Песчаная учительница». Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя - мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аскетичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).
Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).
Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество Личность (Обзор.)
«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.
Теория литературы. Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).
Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество (Обзор.)
Стихотворения: «Песня последней встречи...» «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет».
Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны.
Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.
Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).
Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Notre Dате», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Silentiuт», «Мы живем, под собою не чуя страны...».
Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX - начале XXI века.
Теория литературы. Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).
Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…»
Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой сути» явлений, удивление перед чудом бытия. Человек и природа в поэзии Пастернака. Пушкинские мотивы в лирике поэта. Пастернак-переводчик.
Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал Образы-символы и сквозные мотивы в романе Образ главного героя - Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.
Литература периода Великой Отечественной войны
Человек на войне, правда о нем. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести В. Некрасова, М. Казакевича, М. Шолохова.
Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Поэзия как самый оперативный жанр (поэтический призыв, лозунг, переживание потерь и разлук, надежда и вера). Лирика В.И. Лебедева-Кумача, А.А.Суркова, К.М. Симонова, М. Джалиля, Я. Коласа, А.Т. Твардовского. Органическое сочетание высоких патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя. Активизация внимания к героическому прошлому народа в лирической и эпической поэзии, обобщенно-символическое звучание признаний в любви к родным местам, близким людям.
Литература второй половины XX века
Новое осмысление военной темы.
К.М.Симонов, В.В. Быков, К.Д. Воробьёв.
«Деревенская» проза. Изображение жизни крестьянства; глубина и цельность духовного мира человека, кровно связанного с землей, в повести В. Белова, в романе Ф.Абрамова, в рассказах В. Шукшина и А.Солженицына.
Варлам Тихонович Шаламов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Колымские рассказы .Автобиографический характер прозы В. Т. Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Исследование человеческой природы «в крайне важном, не описанном еще состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова-прозаика.
Теория литературы. Новелла (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (развитие представлений). Традиции и новаторство в художественной литературе (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба».
Валентин Григорьевич Распутин. «Пожар».
Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын») и др.
Современная лирика
Николай Михайлович Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонек», «Звезда полей», «В горнице»
Основные темы и мотивы лирики Рубцова - Родина-Русь, ее природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности: красота и любовь, жизнь и смерть, радости и страдания. Драматизм мироощущения поэта, обусловленный событиями его личной судьбы и судьбы народа. Традиции Тютчева Фета, Есенина в поэзии Рубцова.
Булат Шалвович Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течешь, как река. Странное название...», «Когда мне невмочь пересилить беду...». Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Арбат как особая поэтическая вселенная. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы. Интонации, мотивы, образы Окуджавы в творчестве современных поэтов-бардов.
Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня (развитие представлений).
Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны (содержательность, искренность, внимание к личности; методическое богатство, современная ритмика и инструментовка). Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Кима и др.
4.Требования к уровню подготовки обучающихся по данному предмету
Личностные:
- осознание себя и представителями своего народа, и гражданами многонационального Российского государства;
- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе (культуре), культурам других народов;
- умение адаптироваться в современном мире; сотрудничать со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях, особенно с представителями иной этнической принадлежности;
- развитие личной ответственности за свои поступки на основ этикета родного народа, уважительное отношение к иным, отличных от своих, нормам этикета и традициям других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы, и другие базы данных).
Предметные:
- основные этапы жизненного и творческого пути классических писателей;
- тексты художественных произведений;
- сюжет, особенности композиции;
- типическое значение характеров главных героев произведений;
- основные понятия: литературный характер, литературный тип, реализм, критический реализм;
- изобразительно-выразительные средства языка;
- элементы стихотворной речи (ритм, размеры, строфа).
Метапредметные:
- выразительно читать произведения или отрывки из них, в том числе выученные наизусть;
- анализировать произведения с учетом его идейно-художественного своеобразия;
- определять принадлежность к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма);
- определять идейно-художественную роль в произведении элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка;
- выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя;
- обосновывать своё мнение о произведениях и героях;
- свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и с аргументами их отстаивать;
- составлять план и конспект общественно-политической и литературно-критической статей;
- готовить доклад, сообщение, реферат на литературную тему (по одному источнику);
- писать рецензию (или отзыв) на самостоятельно прочитанное произведение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль;
- писать сочинение на литературную или публицистическую тему;
- пользоваться словарями различных типов и справочниками.
Оценка достижения планируемых результатов
Стандарт устанавливает три основные группы результатов — личностные, метапредметные и предметные.
Личностные результаты рассматриваются как достижения учащихся в их личностном развитии.
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных действий, включаемых в три следующие основные блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося;
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения;
• морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на выполнение норм на основе понимания их социальной необходимости
Основное содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки:
– сформированности внутренней позиции обучающегося , эмоционально-положительное отношение ученика к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности — уроки, познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, — и
ориентация на образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
– сформированности основ гражданской идентичности - чувства гордости за свою Родину, знание знаменательных для Отечества исторических событий; любовь к родному краю и малой Родине, осознание своей национальности, уважение культуры и традиций народов России и мира; отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и способности к пониманию и сопереживания чувствам других людей;
– сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умение видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
– сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей;
– знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений, способности к решению моральных проблем на основе координации различных точек зрения, способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:
– характеристику достижений и положительных качеств учащегося,
– определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;
– систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий — т. е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. К ним относятся:
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную, умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации и искать средства ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
– умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
– умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
– логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий, отнесения к известным понятиям;
– умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, которая и обеспечивает способность обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий. Метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися предметных задач. Уровень сформированности универсальных учебных действий может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах.
Во-первых, достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида универсальных учебных действий.
Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов.
В-третьих, достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.
Преимуществом двух последних способов оценки является то, что предметом измерения становится уровень присвоения учащимся универсального учебного действия. Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Например, в итоговые проверочные работы по предмету или в комплексные работы на межпредметной основе целесообразно выносить оценку сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также оценку сформированности ряда коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений , может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Оценка предметных результатов – это оценка планируемых результатов по предмету.
Предметные результаты содержат в себе, во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал, и, во-вторых, систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.
В системе предметных знаний можно выделить опорные знания (знания, усвоение которых принципиально необходимо для текущего и последующего успешного обучения и, при специальной целенаправленной работе учителя, в принципе могут быть достигнуты подавляющим большинством детей) и знания, дополняющие, расширяющие или углубляющие опорную систему знаний, а также служащие пропедевтикой для последующего изучения курсов.
При оценке предметных результатов основную ценность представляет способность использовать знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Действия с предметным содержанием (или предметные действия) — вторая важная составляющая предметных результатов. В основе предметных действий лежат те же универсальные действия, прежде всего познавательные: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения, установление связей (в том числе — причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д.
Объектом оценки предметных результатов становится способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи на основе метапредметных действий.
Оценка предметных результатов может проводиться как в ходе неперсонифицированных процедур с целью оценки эффективности деятельности образовательного учреждения, так и в ходе персонифицированных процедур, с целью итоговой оценки результатов учебной деятельности выпускников.
При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых учащимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного.
Оценка достижения этих предметных результатов ведется, в ходе выполнения итоговых проверочных работ.
Их достижение может проверяться также в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксироваться в накопительной системе оценки (например, в форме портфолио) и учитываться при определении итоговой оценки.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
Формы представления образовательных результатов учащихся:
• ведомость успеваемости по предмету (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);
• дневник учащегося;
• тексты итоговых диагностических контрольных работ и анализ их выполнения с обучающимися (информация об элементах и уровнях проверяемого знания);
• устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов.
Текущая аттестация | Итоговая | Урочная деятельность |
Устный опрос Письменная работа Самостоятельная работа Тестовые работы Доклад Творческая работа | Диагностическая контрольная работа Контроль техники чтения | Анализ динамики текущей успеваемости |
А также групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале учебного года и выявление его последующей динамики.
Проверка усвоения навыков выразительного чтения (в том числе наизусть), развитие элементов исполнительской интерпретации художественного литературного произведения в чтении наизусть, инсценировании текста, чтении по ролям.
Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев-персонажей.
Письменное высказывание по литературной или нравственно-этической проблеме как форма диагностики уровня письменной речевой культуры и понимания основных аспектов содержания литературного произведения. Сочинения на литературные и публицистические темы.
Учебно-тематическое планирование по русской литературе
11 класс (универсальный)
Количество часов: всего - 105 часов, по 3 часа в неделю.
Плановых контрольных уроков, тестов – 2 ч. ;
Административных контрольных уроков - ч.
Планирование составлено на основе « Примерных программ по учебным предметам. Литература. 5-11 классы. – 2-е издание., дораб. – М.: Просвещение, 2008.
Учебник : Учебник-хрестоматия для нац. общеобразов. учрежд. 11 класс: В 2-х частях/ Авт.-сост. С.К.Бирюкова, К.М.Нартов, Л.В.Тодоров.– СПб.: «Просвещение», 2008
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во | Дата проведения | Умения и навыки | Тип урока | Виды деятельности | Наглядность | |
План | Факт. | |||||||
Литература начала XX века | 12 | |||||||
1. | Русская проза конца XIX – начала XX века. М.Горький. | 1 | Познакомить учеников с вехами биографии и творчества Горького. Показать особенности романтизма Горького. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Запись тезисов в тет Сообщения учащихся. Составление хронологической таблицы по материалам лекции радях | Портрет и фотографии Горького | ||
2. | Композиция романтических рассказов М. Горького. | 1 | Проследить, как в композиции рассказов раскрывается замысел писателя. | Урок примен. умен. и нав | Коллективная работа. Аналитическая беседа | |||
3. | Особенности жанра и конфликта в пьесе М.Горького «На дне». Человек, его достоинство и смысл жизни | 1 | Показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе. | Урок примен. умен. и нав | Коллективная работа. Аналитическая беседа | |||
4. | Роль Луки в драме «На дне». Вопрос о правде в драме «На дне» | 1 | Создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию. | Урок примен. умен. и нав | Фронтальный опрос, тест | |||
5. | Итоговый урок по творчеству М.Горького. Контрольный тест. | 1 | Проверить знания обучающихся и выявить пробелы в знаниях. | Урок контр. и коррекц. знан. | Сообщения учащихся. Составление хронологической таблицы по материалам лекции | |||
6. | Жизнь и творчество Леонида Андреева. Рассказ «Предстояла кража» | 1 | Представить творчество писателя с точки зрения продолжения традиций русской литературы. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Сообщения учащихся, работа с текстом, заполнение таблицы, работа с текстом, беседа | Портрет, издания его книг | ||
7. | А.И. Куприн. Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет». | 1 | Знать творческий и жизненный путь Куприна; показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Выступление с сообщением, презентацией; составление хронологической таблицы, запись лекции | Портрет, выставка книг | ||
8. | Р.р. Сочинение по рассказу «Гранатовый браслет». | 1 | Развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову. | Урок формир. умен. и нав. | Творческая самостоятельная работа | |||
9. | Вн.чт. Легенда о любви в рассказе А.И. Куприна «Суламифь». | 1 | Показать приёмы Куприна в изображении определённого колорита описываемой эпохи; обсудить возвышенные чувства главных героев и способы их изображения писателем с помощью определённых деталей. | Урок примен. умен. и нав | Беседа, реализация индивидуальных заданий, составление хронологической таблицы, фронтальный опрос, развитие речи | |||
10. | Стихотворения И.А. Бунина. | 1 | Знать жизненный и творческий путь Бунина. | Урок примен. умен. и нав. | Рассказ о жизни и творчестве Бунина, беседа по содержанию прочитанного рассказа | Портрет, репродукции картин импрессионистов | ||
11. | Кризис цивилизации в рассказе И.А Бунина «Господин из Сан-Франциско». | 1 | Раскрыть философское содержание рассказа Бунина. | Урок примен. умен. и нав | Симво Сообщение учащихся, аналитическое чтение, анализ текста, эвристическая беседа л, сюжет | |||
12. | Вн.чт. Рассказы И.А.Бунина о любви. | 1 | Знать своеобразие рассказов, новизну в изображении психологического состояния человека; увидеть неоднозначность трактовок рассказов. | Урок примен. умен. и нав | Представление рассказов, выразительное чтение, беседа, работа в группах | |||
Поэзия «Серебряного века» | 15 | |||||||
13. | Поэзия Серебряного века. З.Н. Гиппиус. | 1 | Дать представление о тенденциях поэзии «Серебряного века», толкование понятию «серебряный век». | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Доклады учащихся с последующим обобщением материала, составление таблицы «Основные черты и особенности поэзии серебряного века» | |||
14. | Лирика Д.М.Мережковского. | 1 | Дать представление об особенностях поэзии и познакомить с личностью поэта. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений, составление хронологической таблицы | |||
15. | Новаторство поэзии И.Ф Анненского. | 1 | Дать представление об особенностях поэзии и познакомить с личностью поэта. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений, составление хронологической таблицы | Портрет Анненского, сборники его стихов | ||
16. | Поэзия В.Я Брюсова. | 1 | Показать значение творчества Брюсова для русской поэзии; разобраться в особенностях поэтики Брюсова. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений, составление хронологической таблицы | Портрет Брюсова, сборники его стихов | ||
17. | «Поэзия как волшебство» в творчестве К.Д Бальмонта. | 1 | Показать яркую индивидуальность поэта, разобраться в его «творческой лаборатории». | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Работа с текстом, аналитическая беседа, выступления с материалом домашнего задания, анализ лирического произведения | Портрет Бальмонта, сборники его стихов | ||
18. | Мир образов Николая Гумилёва. | 1 | Дать представление о личности и поэзии Гумилёва; закрепить понятие об акмеизме. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Акмеизм, адамизм Участие в эвристической беседе с элементами анализа лирического текста. Индивидуальная работа | Портрет | ||
20. | «Эгофутуризм» Игоря Северянина. | 1 | Познакомить с личностью и поэзией И.Северянина, показать истоки и значение его творчества. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Эгофутуризм Составление тезисов лекционного материала, эвристическая беседа с элементами анализа лирического текста. | Портреты, репродукции картин | ||
21. | Поэзия Велимира Хлебникова. | 1 | Дать представление о личности поэта; о мотивах и настроениях лирики. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Составление хронологической таблицы по материалам лекции. Сообщения по заданным темам | |||
22. | Поэтический мир Марины Цветаевой. | 1 | Рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики, особенностях лирической героини стихотворений, дать ключ в поэзии М. Цветаевой. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Выступления учащихся по теме урока, чтение и анализ стихотворений, составление хронологической таблицы | |||
23. | Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость», «Тоска по родине!» | 1 | Помочь ученикам разобраться в особенностях поэтического текста Цветаевой. | Урок формир. умен. и нав. | Работа с текстом, составление тезисов статьи учебника, анализ стихотворений | |||
24. | Анна Ахматова и Марина Цветаева. Стихотворения Ахматовой «Как люблю, как любила глядеть я…» т Цветаевой - Москва! – Какой огромный…«» | 1 | Уточнить представление учеников о творчестве Ахматовой и Цветаевой через сопоставление их поэтических систем. | Урок формир. умен. и нав. | Комментированное чтение, анализ стихотворений, ответы на вопросы по домашнему заданию. | Стихотворения Ахматовой | ||
25. | А.А.Блок. Личность и творчество. | 1 | Познакомить учеников с атмосферой, в которой вырос Блок; показать как факты личной биографии отражаются в поэзии Блока. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Выступления заранее подготовленных учеников. Составление тезисов лекционного материала | Портрет А.А.Блока, фотогр | ||
26. | Стихотворение А.А.Блока «Незнакомка». | 1 | Показать, как меняется настроение и тональность блоковской лирики во второй книге стихов; дать анализ стихотворения Блока «Незнакомка». | Урок примен. умен. и нав | Чтение и разбор нескольких стихотворений из книги «Стихи о Прекрасной Даме». Практическая работа. | Репродукции картин Врубеля | ||
27. | Поэма А.А. Блока «Двенадцать». | 1 | Показать полемический характер поэмы, её художественные особенности. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Комментированное чтение поэмы «Двенадцать». Ответы на вопросы. | Иллюстрации к поэме | ||
Литература 1917-1929 годов | 7+1 | |||||||
28. | Поиск нравственных идеалов в прозаических произведениях. М.А. Булгаков. | 1 | Знакомство с биографией писателя, сложной судьбой его произведений. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Индивидуальные сообщения учащихся. Участие в беседа по содержанию произведения. | Портрет | ||
29. | История в романе «Белая гвардия». | 1 | Показать, в чём особенность изображения Булгаковым исторических современных ему событий; понять авторскую позицию. | Урок примен. умен. и нав | Участие в беседае по содержанию произведения. | |||
30. | Судьбы людей в революции. | 1 | Показать неизбежность трагичности судьбы человека в переломные моменты истории; понять, как раскрывается человек в ситуации выбора. | Урок примен. умен. и нав | Аналитическая беседа, работа с текстом. | |||
31. | Образ Дома в романе «Белая гвардия». | 1 | Понять, как создаётся образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей. | Урок примен. умен. и нав | Аналитическая беседа, работа с текстом. | |||
32. | Р.р. Сочинение по роману «Белая гвардия». | 1 | Научить учащихся писать сочинения на литературные темы; развивать связную устную и письменную речь. | Урок формир. умен. и нав. | Творческая самостоятельная работа | |||
33. | А.А.Фадеев. Роман «Разгром». | 1 | Дать представление о личности писателя; краткий обзор литературной ситуации 1920-30-х годов. Определить особенности жанра и композиции романа. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Знакомство с биографией писателя, составление плана, выступления по прочитанным произведениям. | Портрет А.А. Фадеева, тест | ||
34. | Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе «Разгром». | 1 | Выявить авторское отношение к проблеме интеллигенция и революция, сопоставив образы Морозки и Мечика. | Урок примен. умен. и нав | Антитеза Выступления учащихся на тему «Роман «Разгром» в моём понимании». Работа с текстом. | |||
35. | Образ Левинсона и проблеме гуманизма в романе А.А.Фадеева «Разгром». | 1 | Раскрыть авторский замысел – изображение героя, который мог бы стать примером в жизни; рассмотреть проблему гуманизма в романе. | Урок примен. умен. и нав | Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов. Характеристика героев. | |||
Поэзия послереволюционных лет | 5+1 | |||||||
36. | Поэзия послереволюционных лет Лирика С.А.Есенина. Природа родного края и образ Руси в лирике Есенина. | 1 | Выступления учащихся с сообщениями, запись материала лекции, составление хронологической таблицы. Коллективное творчество. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Самостоятельный литературоведческий анализ поэтического текста. Групповая работа – примеры цветового изображения природы в стихотворениях о родине. Классно-урочная (коллективная) | |||
37. | Я по-прежнему такой же нежный». Любовная лирика Сергея Есенина | 1 | Познакомить учащихся с особенностями творческого метода поэта; и показать народность творчества С.А. Есенина. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Составление тезисов по материалам лекции, выступления заранее подготовленных учеников, анализ стихотворений. | Портреты и фотографии Есенина | ||
38. | Образ времени в поэме «Анна Снегина» | 1 | Показать динамику развития любовной лирики Есенина. | Урок примен. умен. и нав | Песни и романсы на стихи Есенина | |||
39. | В.В.Маяковский и футуризм. Сатира Маяковского«Даёшь изячную жизнь», 3гр. – «Маруся отравилась», 4гр. – Стабилизация быта», 5гр. – «Старое и новое», 6гр. – Бюрократиада», «Взяточники». | 1 | Дать представление о раннем творчестве Маяковского, его новаторском характере. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Доклад ученика, творческое чтение, составление хронологической таблицы. | Портреты и фотографии Маяковского | ||
40. | Тема поэта и поэзии в твор честве Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии». Патриотическая лирика Маяковского«Товарищу Нетте…», «Стихи о советском паспорте» | 1 | Показать логику развития идеи произведения. | Урок примен. умен. и нав | Выступления учащихся (реализация домашнего задания». Комментированное чтение, анализ стихотворений в классе. | |||
41. | Р.р. Сочинение по творчеству А.А.Блока, С.А.Есенина. В.В.Маяковского. | 1 | Научить учащихся писать сочинения на литературные темы; развивать связную устную и письменную речь. | Урок формир. умен. и нав | Сочинение | |||
Сложность творческих поисков и писательских судеб | 13+1 | |||||||
42. | Творчество А.П.Платонова | 1 | Познакомить учеников с вехами биографии и творчества Платонова. Показать особенности прозы писателя. | Урок усвоен. новых знан. и умен | лекция беседа | Портрет А.Платонова | ||
43. | Рассказ А.П.Платонова «Песчаная учительница». | 1 | Урок примен. умен. и нав | лекция беседа | ||||
44. | Общий обзор романа «Чевенгур». | 1 | Показать актуальность и вневременную ценность произведения. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Портрет А.Платонова | |||
45. | М.А.Шолохов. Жизнь, творчество, личность. | 1 | Дать представление о личности Шолохова и значении его произведений. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Выступления учащихся | Портрет Шолохова, список основных произведений | ||
46. | История создания романа «Тихий Дон». | 1 | Урок усвоен. новых знан. и умен | Выступления учащихся | ||||
47. | Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон». | 1 | Показать закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и фактах частной жизни, на примере изображения казачьих семей. | Урок примен. умен. и нав | Работа с текстом произведения, работа по карточкам. Беседа о жизни семей. Сопоставление с романом Толстого «Война и мир» | Репродукции с изображением жизни казаков | ||
48. | «В мире, расколотом надвое». Гражданская война в изображении Шолохова. | 1 | Показать гражданское и писательское мужество Шолохова, одним из первых сказавшим правду о гражданской войне как о трагедии народа. | Урок примен. умен. и нав | Чтение глав, ответы на вопросы. | |||
49. | Судьба Григория Мелехова. | 1 | Показать неизбежность трагичности судьбы Григория Мелехова, связь этой трагедии с судьбой общества. | Урок примен. умен. и нав | Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов. Характеристика героев. | |||
50. | Григорий и Аксинья. | 1 | Показать, как утверждаются Шолоховым вечные ценности жизни: дом, труд, любовь. | Урок примен. умен. и нав | Работа с текстом романа. Подбор и анализ эпизодов. | |||
51. | Мысль семейная в романе. | 1 | Урок примен. умен. и нав | Подготовка к сочинению, осмысление предложенных тем. | ||||
52. | Р.р. Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон». | 1 | Научить учащихся писать сочинения на литературные темы; развивать связную устную и письменную речь. | Урок формир. умен. и нав | ||||
53. | Рассказ М.А.Шолохова «Родинка» . | 1 | Дать общую характеристику: тема, идея, главные герои; проанализировать несколько эпизодов. | Урок примен. умен. и нав | Работа с текстом Подбор и анализ эпизодов. Характеристика героев. | Портрет Шолохова, фрагменты фильма | ||
54. | М.М.Зощенко «Монтёр» , «Кочерга». | 1 | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Символизм, экзистенциализм | Портреты «Старших символистов» | |||
55. | Вн.чт. Рассказы М.М. Зощенко. | 1 | Совершенствовать навыки анализа произведения. | Урок формир. умен. и нав | ||||
Поэзия 30-х годов | 6 | |||||||
56. | Поэзия 30-х годов. М.А. Светлов, М.В. Исаковский. | 1 | Дать краткую характеристику поэтики и мировоззрения поэзии 30-х годов. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Портреты поэтов | |||
57. | А.А.Ахматова – «голос своего поколения». | 1 | Продолжить знакомство с лирикой Ахматовой, охарактеризовать особенности творчества поэта «после акмеизма». | Урок усвоен. новых знан. и умен | Комментированное чтение, анализ стихотворений, ответы на вопросы по домашнему заданию. | Портреты А.Ахматовой, сборники стихов | ||
58. | Тема народного страдания и скорби в поэме А.Ахматовой «Реквием». | 1 | Показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в её творчестве. | Урок примен. умен. и нав | Цитирование, работа с учебником. | |||
59. | Поэзия О.Э. Мандельштама. | 1 | Дать представление о личности поэта; о мотивах и настроениях лирики | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Работа с текстом, составление тезисов статьи учебника, анализ стихотворений | Портрет | ||
60. | Б.Л.Пастернак. Начало творческого пути. Лирика. | 1 | Познакомить учеников с биографией поэта, разнообразием дарований, дать представление о раннем творчестве Пастернака; совершенствовать навыки анализа текста. | Урок примен. умен. и нав | Работа с текстом, составление тезисов статьи учебника, анализ стихотворений | Портрет Пастернака, репродукции картин и рисунков | ||
61. | Поэзия Н.А Заболоцкого. | 1 | Познакомить учеников с основными вехами биографии Заболоцкого; дать обзор его поэзии. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Выполнение тестовых заданий. Анализ стихотворения. | Портрет Заболоцкого, фрагмент из фильма «Доживём до понедельника» | ||
Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет | 9 | |||||||
Проза о войне | 3 | |||||||
62. | Правда о войне в повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». | 1 | Дать представление о тенденциях послевоенной литературы, показать значение повести Некрасова. | Урок примен. умен. и нав | Эвристическая беседа. Работа с текстом. Комментированное чтение. | Портрет В.Некрасова | ||
63. | Э.Г. Казакевич. Повесть «Звезда». | 1 | Дать общую характеристику: тема, идея, главные герои; проанализировать несколько эпизодов. | Урок примен. умен. и нав | Работа с текстом Подбор и анализ эпизодов. Характеристика героев. | |||
64. | М.А.Шолохов «Судьба человека». | 1 | Дать общую характеристику: тема, идея, главные герои; проанализировать несколько эпизодов. | Урок формир. умен. и нав | Работа с текстом Подбор и анализ эпизодов. Характеристика героев. | |||
Лирика военных лет | 6 | |||||||
65. | Лирика военных лет. Поэзия В.И.Лебедев-Кумач. | 1 | Дать представление о личности и поэзии поэта; совершенствовать навыки анализа стихотворений. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Портрет | |||
66. | Поэзия К.М. Симонова. | 1 | выделить основные черты его поэтики; совершенствовать навыки анализа стихотворений. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, работа по содержанию стихотворений | Портрет | ||
67. | Поэзия Мусы Джалиля. | 1 | Дать представление о личности поэта; о мотивах и настроениях лирики. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Портрет | |||
68. | Поэзия Якуба Коласа. | 1 | Совершенствовать навыки анализа стихотворений. | Урок формир. умен. и нав | ||||
69. | А.Т. Твардовский. Творчество и судьба. | 1 | Дать обзор жизненного и творческого пути Твардовского; показать значение творчества и общественной деятельности. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, работа по содержанию стихотворений | Портрет Твардовксого | ||
70. | Слово о Твардовском. Поэма «По праву памяти». | 1 | Дать обзор жизненного пути Твардовского; определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, работа по содержанию стихотворений | |||
Литература второй половины XX века | 3 | |||||||
71. | К.М.Симонов «Живые и мёртвые». | 1 | Дать общую характеристику: тема, идея, главные герои; проанализировать несколько эпизодов. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Портрет | |||
72. | В.В.Быков. Повесть «Сотников». | 1 | Дать общую характеристику: тема, идея, главные герои; проанализировать несколько эпизодов. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Знакомство с биографией писателя, составление плана, выступления по прочитанным произведениям. | Портрет | ||
73. | К.Д. Воробьёв. Повесть «Убиты под Москвой» | 1 | Расширить представления учеников о творчестве поэтов Серебряного века; совершенствовать навыки анализа стихотворений. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Портрет | |||
Тема деревни в литературе 60-х годов | 4 | |||||||
74. | Ф.А.Абрамов. Роман «Две зимы и три лета». | 1 | Дать общую характеристику: тема, идея, главные герои; проанализировать несколько эпизодов. | Урок примен. умен. и нав | Конспектирование лекции | |||
75. | В.И.Белов. Повесть «Привычное дело». | 1 | Дать общую характеристику: тема, идея, главные герои; проанализировать несколько эпизодов. | Урок примен. умен. и нав | Аналитическая беседа, работа с текстом повести. | |||
76. | Рассказ Солженицына «Матрёнин двор». | 1 | Попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа. | Урок примен. умен. и нав | Аналитическая беседа, работа с текстом повести. | |||
77. | Герои Шукшина. | 1 | Познакомить с творчеством В.М.Шукшина (обзор). | Урок усвоен. новых знан. и умен | Аналитическая беседа, работа с текстом повести. | Портрет писателя , фрагменты фильма «Калина красная» | ||
Проза и драматургия 70-90-х годов | 6 | |||||||
78. | В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы». | 1 | Дать общую характеристику: тема, идея, главные герои; проанализировать несколько эпизодов. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Эвристическая беседа. Работа с текстом. Комментированное чтение. | Портрет .Клюева; фотография: Клюев и Есенин | ||
79. | Ю.В. Трифонов. Повесть «Обмен». | 1 | Дать общую характеристику: тема, идея, главные герои; проанализировать несколько эпизодов. | Урок усвоен. новых знан. и умен. | Комментированное чтение отдельных эпизодов, аналитическая беседа, характеристика героев. | |||
80. | Человек и природа в повести «Царь-рыба» В.Астафьева. | 1 | Закрепление навыков работы со словарями; раскрыть философский подтекст повествования В.Астафьева. | Урок примен. умен. и нав | Эвристическая беседа. Работа с текстом. Комментированное чтение. | Портрет Астафьева, словари | ||
81. | В.Г. Распутин. Повесть «Пожар». | 1 | Углубить представление учащихся о жанре антиутопии, разобраться в проблематике романа. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Антиутопия | |||
82. | Драматургия А.Вампилова. | 1 | Показать значение драматургии Вампилова для русской литературы. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Эвристическая беседа. Работа с текстом. Комментированное чтение. | Портрет А.Вампилова | ||
83. | «Новый автобиографизм» Сергея Довлатова. | 1 | Дать краткий обзор прозы писателя, остановившись на его художественном методе; совершенствовать навыки анализа текста. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Беседа аналитич | |||
Современная лирика | 13 | |||||||
«Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова. | 1 | Показать связь «тихой лирики» с литературной традицией; дать представление о поэтическом мире Николая Рубцова, познакомить с этапами творческого пути. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Запись основных положений лекции, знакомство со стихотворениями Н.Рубцова, их анализ. Сообщения подготовленных учеников | Портрет Рубцова, сборники его стихотворений | |||
85. | Поэзия Р. И. Рождественского. | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок примен. умен. и нав | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, работа по содержанию стихотворений | Портрет, сборники его стихотворений | ||
86. | Поэзия А.А.Вознесенского. | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок примен. умен. и нав | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, работа по содержанию стихотворений | Портрет, сборники его стихотворений | ||
87. | Поэзия Е.А.Евтушенко. | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, работа по содержанию стихотворений | Портрет, сборники его стихотворений | ||
88. | Стихотворения Б.А.Ахмадуллиной. | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок примен. умен. и нав | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, работа по содержанию стихотворений | Портрет, сборники его стихотворений | ||
89. | Стихотворения А.С. Кушнера. | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок примен. умен. и нав | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, работа по содержанию стихотворений | Портрет, сборники его стихотворений | ||
90. | Стихотворения А.А. Галича. | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок примен. умен. и нав | Беседа аналитич | Портрет, сборники его стихотворений | ||
91. | Поэзия В.С. Высоцкого. | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок примен. умен. и нав | Сообщения учащихся, чтение стихов, слушание музыки | Портрет, сборники его стихотворений | ||
92. | Стихотворения Б.Ш. Окуджава. | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок примен. умен. и нав | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, работа по содержанию стихотворений | Портрет, сборники его стихотворений | ||
93. | Стихотворения Бориса Чичибабина. Стихотворения А.А. Тарковского. | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок примен. умен. и нав | Выразительное чтение стихотворений, чтение наизусть, работа по содержанию стихотворений | Портрет, сборники его стихотворений | ||
94. | Стихотворения Г.Н. Айги. | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок примен. умен. и нав | Беседа аналитич | Портрет, сборники его стихотворений | ||
95. | Стихотворения Г.Н. Айги. Стихотворения И.А. Бродского | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок примен. умен. и нав | Сообщения учащихся, чтение стихов, | Портрет, сборники его стихотворений | ||
96. | Литература народов России Стихи Кайсына Кулиева | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок примен. умен. и нав | Сообщения учащихся, чтение стихов, слушание музыки | Портрет, сборники его стихотворений | ||
97. | . Стихотворения Р. Гамзатова | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Сообщения учащихся, чтение стихов, слушание музыки | Иллюстрации на тему войны | ||
98. | Стихотворения Д. Кугультинова. Трагедия М.Карима «Не бросай огонь, Прометей». | 1 | а Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. анализировать текст. | Урок примен. умен. и нав | анализ | Портрет, сборники его стихотворений | ||
99. | Б.Брехт «Мамаша Кураж и ее дети» | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок примен. умен. и нав | Беседа аналитич | |||
100. | Э. М. Хемингуэй. Повесть «Старик и море» | 1 | Дать представление о поэтическом мире поэта, познакомить с этапами творческого пути., совершенствовать навыки анализа стихотворения. | Урок усвоен. новых знан. и умен | Беседа аналитич | Портрет Твардовксого | ||
101. | Итоговый тест по пройденным темам. | 1 | Проверить знания учащихся и выявить пробелы в знаниях. | Урок усвоен. новых знан. и умен | ||||
102. | Повторение. Анализ итогового теста. | 1 | . | Урок примен. умен. и нав | Иллюстрации к поэме | |||
102 | ||||||||
Перечень учебно-методической литературы:
1. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-11 классы. – 2-е издание., дораб. – М.: Просвещение, 2008.
2. Русская литература XX века. 11 класс: Учебник в 2-х частях под редакцией В.П. Журавлёва – СПб.: «Просвещение», 2008.
3. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 11 класс.-М.: ВАКО, 2011.
4. Литература в схемах и таблицах / авт.-сост. Миронова Ю.С. – СПб.: «Просвещение», 2011
Технические средства, необходимые в кабинете литературы:
1. Мультимедийный компьютер
2. Мультимедиапроектор
3. Средства телекоммуникации
4. Сканер
5. Принтер лазерный
6. Экран
7. Видеоплеер
Дополнительная литература для учителя:
1. Есин, А.Б. Русская литература 19 века: задачи, тесты, полезные игры. – М.1997.
2. Каплан, И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1964.
3. Шинина. А.В. Изучение биографии писателя// Межпредметные связи при изучении литературы в школе/ под ред. Е.Н.Колокольцева. – М., 1990. – С.65-82.
Дополнительная литература для учащихся: 1. Азбукин, В.Н. Русская литература 19 века. Хрестоматия литературных материалов [Текст]: книга для учителя / В.Н.Азбукин, В.Н. Коновалов. – М.: Просвещение, 1984.
2. А.С.Пушкин: школьный энциклопедический словарь/ сост. В.Я.Коровина, В.И.Коровин; под ред. Коровина В.И. – М.: Просвещение, 1999
3. Русская литература: большой учебный справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1998.
4. Энциклопедический словарь юного литературоведа/ сост. В.И.Новиков, Г.А.Шкловский. – М.: Педагогика-Пресс, 1998.
5.Энциклопедия литературных героев. – М.: Агроф,1997.
Интернет-ресурсы:
1. Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы». http://lit.1september.ru
2. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского образовательного портала. http://litera/edu.ru
3.BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки. http://www.bibliogid.ru
4. Kidsbook: библиотека детской литературы. http://kidsbook.narod.ru
5. Виртуальный музей литературных героев. http://www.likt590.ru/museum/
6. В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О.Красовской. http://skolas.narod.ru
7. Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО. http://ruslit.ioso.ru
8. Методика преподавания литературы. http://metlit.nm.ru
9. Электронная версия журнала «Вопросы литературы». http://www.rol.ru
10. Некрасов Николай Алексеевич. http://www.nekrasov.org.ru
11.Тургенев Иван Сергеевич. http:/turgenev.org.ru
12. Тютчев Фёдор Иванович. http://www.tutchev.net.ru
13.Чехов Антон Павлович. http://www.antonchehov.org.ru
14. www.wikipedia.ru Универсальная энциклопедия «Википедия».
15. www.krugosvet.ru Энциклопедия «Кругосвет».
16. www.rubrikon.ru Энциклопедия «Рубрикон».
17. www.slovari.ru Электронные словари.
18. www.gramota.ru Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык».
19. www.feb-web.ru Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».
«Согласовано» Руководитель МО _____________/Халилова Д.Р./ Протокол № ______ От «__» _______________2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с.Абзаново МР Зианчуринский район РБ __________/ Булатасова С.А./ «__»____________2013г. | «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ с.Абзаново __________/Тимербулатова Г.М./ Приказ № ___ От «__»_____________2013г. |
Рабочая программа
учителя русского языка и литературы
1 категории
Халиловой Диляры Рашитовны
по литературе в 11б классе
2014-2015 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
Рабочая программа по литературе 11 класс (Бирюкова, 102 часа)
Курс литературы направлен на формирование у учащихся представления о литературекак о необходимой части многонациональной культуры России, способствует формировани...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...