ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИЗМА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (по творчеству сибирско-татарского писателя, фронтовика Якуба Камалеевича Занкиева)
статья по теме
Проанализированы детские рассказы сибирско-татарского писателя, фронтовика Якуба Камалеевича Занкиева.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opublikovannaya_metodicheskaya_statya.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ ГУМАНИЗМА НА УРОКАХ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
(по творчеству сибирско-татарского писателя, фронтовика
Якуба Камалеевича Занкиева)
Роль учителя литературы в школе особая. Он не просто даёт учащимся знания, а воспитывает высоконравственных людей, которые смогут в будущем выбрать себе дело по душе, построить свою жизнь, стать счастливыми, быть милосердными, гуманными. Урок литературы (да и языка тоже) - уроки нравственности. Строя свои уроки я обращаю внимание именно на это. Благодатный материал для этого можно найти по каждой теме, на каждом уроке языка и литературы, только надо умело использовать его. Большое внимание стараюсь уделять изучению творчества первого профессионального прозаика второй половины ХХ столетия, вышедшего из сибирских татар, Якуба Камалиевича Занкиева. Наряду с романами Я.Занкиев создал цикл рассказов, относящихся к детской литературе. Это и не удивительно: как человек, посвятивший всю свою жизнь обучению и воспитанию подрастающего поколения, он глубоко понимал особенности детской психологии, находил точные выражения, характеризующие душевное состояние и раскрывающие характеры героев. Каждое его произведение может восприниматься как уроки воспитания нравственности, человечности, гуманности.
Принимая во внимание все проблемы, стоящие на сегодняшний день перед учителем литературы, я запланировала в каждом классе уроки внеклассного чтения по татарской литературе, посвящённые творчеству Я.Занкиева. Считаю, что данные уроки эффективнее проводить по следующему плану, параллельно с темами уроков родной литературы:
Кл. | Программа по татарской литературе | Внеклассное чтение |
5 | Г.Ибрагимов «Алмачуар» | Я.Занкиев «Кайчыколак» |
6 | И.Гази «Йолдызлы малай» | Я.Занкиев «Кылый күз» |
7 | Творчество Ф.Карима | Я.Занкиев «Кан кардәшләр» |
8 | Ш.Камал «Акчарлаклар» | Я.Занкиев «Аккошлы күл» |
9 | Творчество Ф.Карима | Я.Занкиев «Ана йөрәге» |
В ходе проведения урока осуществляется следующая во воспитательная работа:
Класс | Тема урока внеклассного чтения по татарской литературе | Воспитательные цели урока |
5 | «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу «Остроушко») | Воспитание гуманного отношения к животным |
6 | Тема войны в рассказе Я.К.Занкиева «Кылый күз» («Кривой глаз») | Воспитание гуманного отношения к животным, чувство сострадания. |
7 | Тема войны в рассказе Я.Занкиева «Кан кардәшләр» («Кровные родственники») | Воспитание чувства сострадания к животным |
8 | Человек и природа в рассказе «Аккошлы күл» («Лебединое озеро») | Воспитание любви и бережного отношения к природе |
9 | Образ матери в рассказе Я.Занкиева «Ана йөрәге» («Сердце матери») | Воспитание уважения, милосердного отношения к матери. |
Сборник детских рассказов Якуба Занкиева «Кайчыколак» («Остроушко») объединяет разнообразные по тематике произведения, посвящённые нравственным вопросам, интересным и актуальным для детского возраста. Писатель учитывает тот факт, что литература для детей должна быть понятна, образна, доходчива, увлекательна, интересна и в то же время должна воспитывать в них нравственные ценности, в том числе гуманизм.
В названии сборника (он назван по одноимённому рассказу, включённому в сборник) ярко выделяется образная деталь – опознавательная черта портрета собаки. «Остроушко» - так назвали дети грозную соседскую собаку-овчарку, уши которой на самом деле напоминали острые концы ножниц. В данном рассказе автор возвращается в мир детства. Рассказ ведётся от имени деревенского мальчика Рината. Здесь описывается психологическая ситуация, при которой раскрывается характер мальчика. Отношение его к злой собаке по ходу повествования меняется, как меняются его взгляды на окружающий живой мир. Мальчик сначала очень боится собаки, так как та каждый день его встречает грозным лаем. Увидев как собака повисла на своей цепи, Ринат сначала радуется, в его душе просыпается злорадство, торжество, он даже желает смерти ей. Но, продолжая следить за мучениями собаки, он встречается взглядом с животным. Глаза мучающегося животного заставляют его передумать, в мальчике просыпается чувство жалости и милосердия. Переборов свой страх, он помогает Остроушко освободиться. Таким образом, автор подводит юного читателя к мысли о том, что человек должен помогать братьям меньшим, только так можно обрести верного друга, который в трудную минуту тебя тоже не предаст.
Как видим, в детских рассказах Якуба Занкиева главными героями являются сами деревенские дети, воспитанные богатой природой Сибири, понимающие и воспринимающие её как нечто живое, живущие в гармонии с ней. Рассказы объясняют значение таких понятий, как человечность, честь, взаимопомощь, сочувствие, отзывчивость, ответственность, наталкивают юных читателей на размышления о своём поведении, отношении к своим родителям, окружающей природе.
В рассказе «Аккошлы күл» интересно описано душевное состояние Руслана, его размышления по поводу услышанной легенды о лебедях. За несколько дней пребывания на острове мальчику приходится многое пережить, это прежде всего связано с заболеванием отца. Мальчик, остаашийся один на один с миром природы, когда тяжело заболевает его отец, ведёт себя смело, старается как-то помочь отцу преодолевать трудности, сохранять спокойствие в разных ситуациях. Он чувствует ответственность не только за себя, но и за жизнь отца. Главная идея, лёгшая в основу произведения, связана с легендой, рассказаная отцом Руслану. Легенда о лебединой верности подводит к той мысли, что лебедей нельзя убивать, что губить красоту – это грех.
Рассказ воспитывает гуманное отношение к природе. Воспитание любви к животным, которые окружают деревенских детей с рождения, на примере отношения к собакам, лошадям, является основной целью многих рассказов писателя. Эта же идея заложена в сюжете рассказа «Актырнак». Фабула произведения очень проста: деревенские мальчишки – учащиеся начальных классов, находят брошенную в Иртыш маленькую собачку, преодолев страх утонуть самим, спасают подкидыша. Мальчики в растерянности, не знают чем кормить собачку. Зная, что их мамы еле сводят концы с концами, дети не осмеливаются просить у них молока для собачки.
В рассказе повествуется о тяжёлых годах войны, но мальчишки всё равно остаются мальчишками: шалят в школе, мечтают о подвиге. В любой ситуации человек не должен терять человеческие качества – это главная идея рассказа, выраженная в произведениии через отношение детей к собаке. Воспитание человечности, милосердия при любых обстоятельствах также является главной целью рассказов “Кан кардәшләр”, “Ана йөрәге”, “Кылый күз”. Детские рассказы Я.Занкиева познавательны, интересны и глубоко гуманны. Маленькие герои Занкиева с честью проходят большие испытания жизни, доказывая твёрдость и крепость характера. Писатель хочет видеть подрастающее поколение милосердным и понимающим чужое горе, преданным своей родной земле и готовым уберечь родителей и близких от невзгод и горестей. Воспитание в детях чувства гуманости, милосердия – является основной проблемой, которая волнует общественность на современном этапе. Будущее народа, любой нации – в его детях. Каким будет это будущее, зависит от сегодняшнего состояния образования и воспитания молодого поколения.
Кирамова Халида Халидулловна,
учитель татарского языка и литературы, русского языка и литературы,
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №52 города Тюмени
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения "Рождество в литературе и народных традициях"
Актуальность темы:Праздник Рождества призван возвышать и очищать наши души, а чтобы это стало возможным, к нему надо приготовляться умом, душой, сердцем. Один из способов такой подготовки – чтен...
презентация к уроку внеклассного чтения "Благие намерения"(литература, 8 класс)
Презентация создана в программе Microsoft Power Point. Слайды, выведенные на большой экран – прекрасный наглядный материал, который не только оживляет урок, но и дает представление о д...
Разработка урока внеклассного чтения по современной литературе
Урок внеклассного чтения по современной литературе (2009 год) по рассказу Ильи Луданова "Секрет Небосвода"....
Интегрированный урок внеклассного чтения по теме: "Литература, история XVIII века": литературная викторина "Колесо истории"
Методическая разработка урока внекласснго чтения предназначена для учащихся 5-6 классов, урок проводится в нетрадиционной форме....
Урок внеклассного чтения по татарской литературе: «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу Якуба Занкиева «Кайчыколак»)
Урок внеклассного чтения по татарской литературе: «Будьте милосердны, люди!» (по рассказу Якуба Занкиева «Кайчыколак»)...
Урок внеклассного чтения по татарской литературе по творчеству первого сибирскотатарского писателя Якуба Занкиева
Урок внеклассного чтения по татарской литературе по творчеству первого сибирскотатарского писателя Якуба Занкиева...
Презентация к уроку по роману Вальтера Скотта "Айвенго". Урок внеклассного чтения в рамках литературы Красного Креста
В сборнике "Литература Красного Креста" для 6 класса, имеющемся в библиотеках российских школ, есть отрывок из повести "Айвенго". Данная презентация помогает раскрыть главную проблему отрывка: кто сил...