Урок внеклассного чтения "Рождество в литературе и народных традициях"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Актуальность темы:
Праздник Рождества призван возвышать и очищать наши души, а чтобы это стало возможным, к нему надо приготовляться умом, душой, сердцем. Один из способов такой подготовки – чтение произведений литературы, посвященных празднику писателями и поэтами. Привычку обращаться к таким произведениям надо создавать у ребят уже в школе, в том числе на уроках. В младших классах, да и в средних больше подойдут немудреные рождественские, святочные рассказы, а в старших классах - шедевры.
Предлагаемая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе предваряет тему «Святочный рассказ. Ф.М.Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке» (программа и УМК А.Г.Кутузова). Проведение такого урока актуально именно в начале 3 четверти, во время святок, так как это способствует формированию не только познавательных, но и личностных и регулятивных действий учащихся.
Предварительная подготовка к уроку включает: подбор и изготовление костюмов и масок, разучивание колядок, индивидуальное задание для высокомотивированного ученика, использование возможностей ИКТ
Материал урока «Рождество в литературе и народных традициях» можно использовать на уроках русского языка и литературы, окружающего мира, МХК, ОРКСЭ
Тип урока– комбинированный
Цели урока:
- познавательный аспект: учить использовать имеющиеся знания, формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре;
- развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей, формированию артистических навыков; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
- воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; христианским праздникам; формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения
Задачи урока:
1. Знакомство с национальными традициями и их особенностями.
2. Воспитание любви к чтению, формирование читательской компетенции
3. Развитие стойкого интереса к исконным традициям и быту своего народа.
4. Выработка коммуникативных навыков, навыка сплочения группы.
5. Формирование УУД: ставить перед собой цели и достигать их, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, адекватно оценивать свои достижения
Технологии, лежащие в основе конкурсной разработки:
1. Технология формирования правильного типа читательской деятельности
2. Технология проблемного обучения, исследовательской деятельности
3. ИКТ
Оборудование:
Компьютеры с выходом в Интернет, проектор, ЭОР
Раздаточный материал (тексты)
Костюмы и маски
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рождество в литературе и народных традициях.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Котенька-коток»
Цель: Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками в процессе совместной работы.
Задачи:
1. Учить детей выразительности речи в играх через составление описательного рассказа совместно с воспитателем.
2. Развивать умение детей взаимодействовать посредством речи, активизируя в речи детей прилагательные и закрепляя произношение звуков [м,], [а], [у], [к,].
3. Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности; бережное и дружелюбное отношение к живым существам – кошке.
Предварительная работа
Рассматривание с детьми предметных картинок «Домашние животные».
Заучивание стихотворений и потешек о котятах.
Запись голосов животных на аудиокассету.
Упражнения на звукоподражание «Кто как кричит».
Материал
Живой котёнок; корзинка; столик; указка; игрушки (кошка и котёнок); аудиозапись «Голоса животных» (лошадь, кошка, собака, корова, козы и овцы, поросята);
Ход занятия
1.Дидактическая игра «Кто как кричит»
Дети сидят по кругу
Воспитатель. дети а сможете ли вы угадать по голосу кто как кричит?
Дети. Сможем.
Звучит аудиозапись «Голоса животных». Дети по очереди отгадывают: лошадь, кошка, собаки, корова, козы и овцы, поросята.
Воспитатель. Одно из животных сегодня придёт к нам в гости. Послушайте и угадайте, кто это?
То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придёт обратно,
То мурлыкает и с блюдца
Пьёт сырое молоко.
Дети. Кошка.
Воспитатель. Молодцы ребята
2. Социо-игра «Послушаем за окном, за дверью».
Дети слушают звуки: шорохи, шумы, журчание воды и т.д., в конце игры звучит аудиозапись «Плач котёнка».
Воспитатель. Чей голос вы слышите?
Дети. Котёнок кричит.
Воспитатель.
Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей!
Воспитатель вносит в корзинке котёнка. Дети садятся на стульчики.
3. Наблюдение за котёнком.
Воспитатель. Посмотрите, какой он красивый! Замёрз, наверное?
Дети. Да, замёрз.
Воспитатель. Какого цвета котёнок?
Дети.черный.
Воспитатель. А лапки с грудкой какого цвета?
Дети. Белые.
Воспитатель. Что есть у котёнка?
Дети. Голова, туловище, лапки, хвостик, ушки, глазки, нос, усы, рот, зубы.
Во время называния частей тела, воспитатель показывают указкой на котёнке.
Воспитатель. Сколько хвостов у котёнка?
Дети. У котёнка один хвост.
Воспитатель. А ушей сколько?
Дети. Два уха.
Воспитатель. Что котёнок ест?
Дети. Молоко, мясо, суп, колбасу, мышей и т.д.
Воспитатель. Шерсть какая у котёнка?
Дети по очереди гладят котёнка.
Дети. Мягкая, пушистая, черная, блестящая.
Воспитатель.
У котёнка шёрстка гладкая,
И она, наверно, сладкая,
Потому что Васька рыжий
Часто-часто шёрстку лижет.
Воспитатель. Как вы думаете, котик один живёт?
Дети. Нет. С ним живут мама и папа, кошка и кот.
Воспитатель. Один – котёнок, а когда их много, кто они?
Дети. Котята.
4. Пальчиковая игра «Котята».
Воспитатель. Давайте поиграем пальчиками. Пусть они у нас будут котятами.
Дети встают, воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения.
Воспитатель
Вот пятеро котят. Один ушёл - и нет его. Показывают правую руку.
Ну, нет его - и нет. Котят осталось четверо. Разводят руки в стороны.
Вот четверо котят. Один ночной порой Показывают четыре пальца.
На дерево залез - котят осталось трое. Движение руками перед собой.
Но где-то запищал мышонок тонко-тонко. Закрывают ладонями уши.
Котёнок услыхал – осталось два котёнка. Приставляют ладони за уши.
Один из них с мячом исчез в дверях бесследно, Показывают один палец.
А самый умный – тот, оставшийся, последний,- Приставляют палец ко лбу.
Он к миске подошёл и, как и должно киске, Делают из ладоней миску.
Лакать за пятерых стал молоко из миски. «Лакают» из ладоней.
5. Деление на группы: кошки и котята.
Воспитатель предлагает детям выбрать силуэты больших или маленьких котят, объединиться в малые группы и превратиться в выбранный образ (кошки и котята) для дальнейшей игры.
Воспитатель. Ребята, с котёнком можно поиграть?
Дети. Можно.
Воспитатель. Это не опасно?
Дети. Опасно, он может поцарапать.
Воспитатель. А с игрушками можно играть?
Дети. Да, можно.
Воспитатель. У нас есть игрушки: мама – кошка и котёнок. Как мяукает кошка? А мурлычет?
Дети мяукают и мурлычут, как кошка.
Воспитатель. Кошка мяукает низким голосом, а её детки высоким, тоненьким. Кто детёныш кошки?
Дети. Котёнок.
Воспитатель. А как он мяукает?
Дети подражают звуку мяукающего котёнка.
Воспитатель.
Наши кошка с котёнком играют в перекличку. Кошка громко мяукает низким голосом. Вот так «мяу» (воспитатель интонирует голосом). А котёнок отзывается тоненьким голоском, но тоже громко, вот так (голосовой показ). А когда кошка мяукает тихо, котёнок тоже отзывается тихо ( воспитатель вместе с детьми «мяукают» тихо).
Сейчас я буду мамой кошкой, а вы моими котятами. Я мяукаю низким голосом, вы - тоненьким. Я громко – и вы громко, я тихо – и вы тихо.
Упражнение повторяется 4-5 раз.
6. Работа над потешкой «Киска, киска…»
Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите: котёнок лёг на дорожку и не хочет уходить. Сейчас я его прогоню.
Воспитатель читает потешку строго.
Киска, киска, киска, брысь,
На дорожку не садись,
А то Ваня пойдёт,
Через киску упадёт.
Как я с ним разговаривала, ласково или строго?
Дети. Строго, не хорошо, страшно.
Воспитатель. Вам понравился мой тон?
Дети. Нет, не понравился.
Воспитатель. А котёнку?
Дети. Нет. Ему было страшно, он обиделся.
Воспитатель. Как ещё можно попросить киску?
Дети. Ласково, по-доброму, хорошо.
Воспитатель. (Читает потешку ласково). А теперь как я прочитала?
Дети. Ласково. Ему понравилось.
Воспитатель. А почему он не уходит?
Дети. Не хочет.
Воспитатель. Он хочет, чтобы вы попросили его. Кто попросит?
Дети инсценируют потешку (2-3ребёнка).
Воспитатель. Ребята, котёнку очень понравилось с нами играть, но ему пора уходить. Мама его заждалась, скучает без него. Давайте попрощаемся с котёнком. Он нам оставил посмотреть песенку про котят.
Дети. До свидания, котик. Приходи к нам ещё в гости поиграть.
Воспитатель выносит котёнка из группы. И включает клип про котят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация в уроку внеклассного чтения "Сходства и отличия народной сказки и авторской на примере сказа П.Бажова"Серебряное копытце"
В презентации представлены иллюстрированные этапы урока: повторение жанров УНТ; подготовка к восприятию-знакомство с биографией П.Бажова; работа над содержанием текста; работа с иллюстрациями; сравнен...
Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."
Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...
Презентация к уроку на тему: "Сохранение и развитие народных традиций и ремёсел на селе"
Возрождение народных традиций на селе...
Презентация к уроку по ИЗО «Возрождение и сохранение народных традиций текстильного творчества – тряпичная кукла», 7 класс
Ознакомление с разными русскими народными куклами, Даны схемы изготовления кукол Крупеничка и Покосница, а также мастер-класс по изготовлению куклы Покосницы...
Внеклассное мероприятие по литературе «Духовно-нравственные традиции России»
Внеклассное мероприятие по литературе «Духовно-нравственные традиции России» рассчитано на аудиторию 5-8 классов. Предполагает привитие базовых национальных ценностей, в том числе патриотических, духо...
Внеклассное мероприятие по литературе "Кладезь народной мудрости"
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов по разделу "фольклор"...
Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"
Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...