Урок внеклассного чтения "Рождество в литературе и народных традициях"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Егорова Наталия Алексеевна

 

Актуальность темы:

Праздник Рождества призван возвышать и очищать наши души, а чтобы это стало возможным, к нему надо приготовляться умом, душой, сердцем. Один из способов такой подготовки – чтение произведений литературы, посвященных празднику писателями и поэтами. Привычку обращаться к таким произведениям надо создавать у ребят уже в школе, в том числе на уроках. В младших классах, да и в средних больше подойдут немудреные рождественские, святочные рассказы, а в старших классах - шедевры.

Предлагаемая разработка урока внеклассного чтения в 5 классе предваряет тему «Святочный рассказ. Ф.М.Достоевский. Мальчик у Христа на ёлке» (программа и УМК А.Г.Кутузова). Проведение такого урока актуально именно в начале 3 четверти, во время святок, так как это способствует формированию не только познавательных, но и личностных и регулятивных действий учащихся.  

 

Предварительная подготовка к уроку включает: подбор и изготовление костюмов и масок, разучивание колядок, индивидуальное задание для высокомотивированного ученика, использование возможностей ИКТ

Материал урока «Рождество в литературе и народных традициях» можно использовать на уроках русского языка и литературы, окружающего мира, МХК, ОРКСЭ

Тип урока– комбинированный

Цели урока:

  • познавательный аспект: учить использовать имеющиеся знания, формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре;
  • развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей, формированию артистических навыков; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  • воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; христианским праздникам; формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Задачи урока:

1.     Знакомство с национальными традициями и их особенностями.

2.     Воспитание любви к чтению, формирование читательской компетенции

3.     Развитие стойкого интереса к исконным традициям и быту своего народа.

4.     Выработка коммуникативных навыков, навыка сплочения группы.

5.     Формирование УУД: ставить перед собой цели и достигать их, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе, адекватно оценивать свои достижения

Технологии, лежащие в основе конкурсной разработки:

1.     Технология формирования правильного типа читательской деятельности

2.     Технология проблемного обучения, исследовательской деятельности

3.     ИКТ

Оборудование:

Компьютеры с выходом в Интернет, проектор, ЭОР

Раздаточный материал (тексты)

Костюмы и маски

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Котенька-коток»

Цель: Побуждать детей вступать в речевое взаимодействие со сверстниками в процессе совместной работы.

Задачи:

1. Учить детей выразительности речи в играх через составление описательного рассказа совместно с воспитателем.
2. Развивать умение детей взаимодействовать посредством речи, активизируя в речи детей прилагательные и закрепляя произношение звуков [м,], [а], [у], [к,].
3. Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности; бережное и дружелюбное отношение к живым существам – кошке.

Предварительная работа

Рассматривание с детьми предметных картинок «Домашние животные».
Заучивание стихотворений и потешек о котятах.
Запись голосов животных на аудиокассету.
Упражнения на звукоподражание «Кто как кричит».

Материал

Живой котёнок; корзинка; столик; указка; игрушки (кошка и котёнок); аудиозапись «Голоса животных» (лошадь, кошка, собака, корова, козы и овцы, поросята);

Ход занятия

1.Дидактическая игра «Кто как кричит»

Дети  сидят по кругу

Воспитатель. дети  а сможете ли вы угадать по голосу кто как кричит?

Дети. Сможем.

Звучит аудиозапись «Голоса животных». Дети по очереди отгадывают: лошадь, кошка, собаки, корова, козы и овцы, поросята.

Воспитатель. Одно из животных сегодня придёт к нам в гости. Послушайте и угадайте, кто это?

То мурлычет, то играет,
То куда-то удирает,
Убегает далеко.
А когда придёт обратно,
То мурлыкает и с блюдца
Пьёт сырое молоко.

Дети. Кошка.

Воспитатель. Молодцы ребята

2. Социо-игра «Послушаем за окном, за дверью».

Дети слушают звуки: шорохи, шумы, журчание воды и т.д., в конце игры звучит аудиозапись «Плач котёнка».

Воспитатель. Чей голос вы слышите?

Дети. Котёнок кричит.

Воспитатель. 

Кто мяукнул у дверей?
Открывайте поскорей!

Воспитатель вносит в корзинке котёнка. Дети садятся на стульчики.

3. Наблюдение за котёнком.

Воспитатель. Посмотрите, какой он красивый! Замёрз, наверное?

Дети. Да, замёрз.

Воспитатель. Какого цвета котёнок?

Дети.черный.

Воспитатель. А лапки с грудкой какого цвета?

Дети. Белые.

Воспитатель. Что есть у котёнка?

Дети. Голова, туловище, лапки, хвостик, ушки, глазки, нос, усы, рот, зубы.

Во время называния частей тела, воспитатель показывают указкой на котёнке.

Воспитатель. Сколько хвостов у котёнка?

Дети. У котёнка один хвост.

Воспитатель. А ушей сколько?

Дети. Два уха.

Воспитатель. Что котёнок ест?

Дети. Молоко, мясо, суп, колбасу, мышей и т.д.

Воспитатель. Шерсть какая у котёнка?

Дети по очереди гладят котёнка.

Дети. Мягкая, пушистая, черная, блестящая.

Воспитатель.

У котёнка шёрстка гладкая,
И она, наверно, сладкая,
Потому что Васька рыжий
Часто-часто шёрстку лижет.

Воспитатель. Как вы думаете, котик один живёт?

Дети. Нет. С ним живут мама и папа, кошка и кот.

Воспитатель. Один – котёнок, а когда их много, кто они?

Дети. Котята.

4. Пальчиковая игра «Котята».

Воспитатель. Давайте поиграем пальчиками. Пусть они у нас будут котятами.

Дети встают, воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения.

Воспитатель

Вот пятеро котят. Один ушёл - и нет его. Показывают правую руку.
Ну, нет его - и нет. Котят осталось четверо.
Разводят руки в стороны.
Вот четверо котят. Один ночной порой
Показывают четыре пальца.
На дерево залез - котят осталось трое.
Движение руками перед собой.
Но где-то запищал мышонок тонко-тонко.
Закрывают ладонями уши.
Котёнок услыхал – осталось два котёнка.
Приставляют ладони за уши.
Один из них с мячом исчез в дверях бесследно,
Показывают один палец.
А самый умный – тот, оставшийся, последний,-
Приставляют палец ко лбу.
Он к миске подошёл и, как и должно киске,
Делают из ладоней миску.
Лакать за пятерых стал молоко из миски.
«Лакают» из ладоней.

5. Деление на группы: кошки и котята.

Воспитатель предлагает детям выбрать силуэты больших или маленьких котят, объединиться в малые группы и превратиться в выбранный образ (кошки и котята) для дальнейшей игры.

Воспитатель. Ребята, с котёнком можно поиграть?

Дети. Можно.

Воспитатель. Это не опасно?

Дети. Опасно, он может поцарапать.

Воспитатель. А с игрушками можно играть?

Дети. Да, можно.

Воспитатель. У нас есть игрушки: мама – кошка и котёнок. Как мяукает кошка? А мурлычет?

Дети мяукают и мурлычут, как кошка.

Воспитатель. Кошка мяукает низким голосом, а её детки высоким, тоненьким. Кто детёныш кошки?

Дети. Котёнок.

Воспитатель. А как он мяукает?

Дети подражают звуку мяукающего котёнка.

Воспитатель. 

Наши кошка с котёнком играют в перекличку. Кошка громко мяукает низким голосом. Вот так «мяу» (воспитатель интонирует голосом). А котёнок отзывается тоненьким голоском, но тоже громко, вот так (голосовой показ). А когда кошка мяукает тихо, котёнок тоже отзывается тихо ( воспитатель вместе с детьми «мяукают» тихо).
Сейчас я буду мамой кошкой, а вы моими котятами. Я мяукаю низким голосом, вы - тоненьким. Я громко – и вы громко, я тихо – и вы тихо.
Упражнение повторяется 4-5 раз.

6. Работа над потешкой «Киска, киска…»

Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите: котёнок лёг на дорожку и не хочет уходить. Сейчас я его прогоню.

Воспитатель читает потешку строго.

Киска, киска, киска, брысь,
На дорожку не садись,
А то Ваня пойдёт,
Через киску упадёт.

Как я с ним разговаривала, ласково или строго?

Дети. Строго, не хорошо, страшно.

Воспитатель. Вам понравился мой тон?

Дети. Нет, не понравился.

Воспитатель. А котёнку?

Дети. Нет. Ему было страшно, он обиделся.

Воспитатель. Как ещё можно попросить киску?

Дети. Ласково, по-доброму, хорошо.

Воспитатель. (Читает потешку ласково). А теперь как я прочитала?

Дети. Ласково. Ему понравилось.

Воспитатель. А почему он не уходит?

Дети. Не хочет.

Воспитатель. Он хочет, чтобы вы попросили его. Кто попросит?

Дети инсценируют потешку (2-3ребёнка).

Воспитатель. Ребята, котёнку очень понравилось с нами играть, но ему пора уходить. Мама его заждалась, скучает без него. Давайте попрощаемся с котёнком. Он нам оставил посмотреть песенку про котят.

Дети. До свидания, котик. Приходи к нам ещё в гости поиграть.

Воспитатель выносит котёнка из группы.  И включает клип про котят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в уроку внеклассного чтения "Сходства и отличия народной сказки и авторской на примере сказа П.Бажова"Серебряное копытце"

В презентации представлены иллюстрированные этапы урока: повторение жанров УНТ; подготовка к восприятию-знакомство с биографией П.Бажова; работа над содержанием текста; работа с иллюстрациями; сравнен...

Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."

Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...

Презентация к уроку по ИЗО «Возрождение и сохранение народных традиций текстильного творчества – тряпичная кукла», 7 класс

Ознакомление с разными русскими народными куклами, Даны схемы изготовления кукол Крупеничка и Покосница, а также мастер-класс по изготовлению куклы Покосницы...

Внеклассное мероприятие по литературе «Духовно-нравственные традиции России»

Внеклассное мероприятие по литературе «Духовно-нравственные традиции России» рассчитано на аудиторию 5-8 классов. Предполагает привитие базовых национальных ценностей, в том числе патриотических, духо...

Внеклассное мероприятие по литературе "Кладезь народной мудрости"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов по разделу "фольклор"...

Презентация для урока внеклассного чтения по литературе " Тема мести и великодушия в современной и классической литературе"

Данная презентация является методическим материалом для подготовки и проведения урока внеклассного чтения по литературе, а также классного часа на данную тему. Может быть использована и для подготовки...