Разработка урока внеклассного чтения по современной литературе
план-конспект урока по литературе по теме

Сидорова Людмила Валентиновна

Урок внеклассного чтения по современной литературе (2009 год) по рассказу Ильи Луданова "Секрет Небосвода".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_sovremennoy_literature.docx84.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по рассказу И. Луданова «Секрет Небосвода».

Цель:

  • познакомить учащихся с рассказом И. Луданова  "Секрет Небосвода";
  • продолжить обучение анализу литературного произведения обратить внимание на своеобразие трактовки темы деревни на примере данного произведения, обратить внимание на позицию автора и средства ее выражения.

Учитель. Ведущей темой писателя Ильи Игоревича Луданова стала тема современной деревни.

Родился 6 января 1985 года в Узловой Тульской области.

Учился в узловской школе № 18. Пишет с 2004 года.

В 2006 году окончил Новомосковский институт РХТУ (факультет экономики и управления).

В 2010 году поступил в Литературный институт имени А.М. Горького на семинар прозы. Неоднократный лауреат и финалист различных литературных премий:

2008 – Серебряный лауреат Национальной литературной премии «Золотое перо Руси»

2010 – Финалист премии «Дебют» в номинации «Малая проза»

2010 – Лауреат Всероссийской премии «Левша» им. Н.С. Лескова

2011 – Победитель номинации «Дебют» II Славянского литературного форума «Золотой Витязь»

2012 – Лонг-лист премии «Дебют» в номинации «Малая проза»

2013 – Финалист российско-итальянской премии «Радуга».

2013 - Лонг-лист премии «Дебют» в номинации «Малая проза».

 Проза И. Луданова переведена на итальянский и китайский языки. Работал журналистом телеканалов «Каскад» (Узловая), «Подмосковье», «Культура». С 2013 года корреспондент ИТАР-ТАСС.

Что же такого в рассказах Луданова, что заставляет их читать и перечитывать, сопереживать героям, задумываться самых разных читателей?

Это тема сегодняшнего урока. Тот вопрос,  на который хотелось бы получить ваши ответы.

Анализ композиции рассказа.

Рассказ написан в 2009 году. Что является завязкой в рассказе? О каком времени идет речь? Найти приметы времени, подтвердив свое мнение.

Экспозиция. Провинциальный журналист по заданию редакции ездит по деревням и деревушкам в поисках примера «возрождения села», но нигде не находит места, в котором бы сами люди положили начало преобразованию окружающего их пространства. Или какой-нибудь столичный банкир «отмывает» деньги, или губернатор вкладывает немалые суммы в создание безжизненных «витрин». Но, наконец, почти случайно корреспондент попадает в село со странным названием Небосвод, о котором в округе идет странная молва; будто за несколько лет до того жители сами собой бросили пить, стали упорно работать и строиться, и село это перестало быть похоже на все окрестности, а потому и потеряло связь с соседями.  Ничего больше про него неизвестно.

Завязка -  «В общем, на следующее утро я поехал. Думаю, доберусь до школы, поговорю с директором, огляжусь маленько – и обратно».

Приметы времени: « дорожный указатель «Небосвод» у въезда в село»,  «дряхлые, но облагороженные дома,  неумело опиленные аллеи и старая, но свежевыкрашенная школа, невдалеке от которой пылила как-то даже нелепо здесь смотрящаяся стройка», «даже не в перестройку», «Археологический музей здесь открывал», «интернет мы знаем».

 Позиция автора

Говорит ли автор, что послужило  разрушению налаженной годами и десятилетиями жизни? Как автор сам относится к тому, что произошло и происходит? Отношение жителей села к происходящему?

«…дюжину лет назад Небосвод был самым убогим местечком во всей округе. Грязь, рвань, ничтожность царили на этих улочках и в людях. И ни единый человек этого не замечал – люди одинаково менялись - к звероподобию. За несколько десятков лет до этого были, конечно, попытки что-то возродить, но такие разрозненные и слабые, что разруха легко пожирала эти искры разума, а люди, в которых эти искры рождались, чаще всего исчезали из поселка или пропадали. Когда-то по чужой воле надорвавшись, теперь люди разрушались»

«… А разруха… Она же не вчера случилась, и даже не в перестройку. Народ у нас все эти годы пил как сволочь. Просто, мне кажется, как-то человек перестал понимать и что пьет, а главное – что вообще делает».

 

Развитие действия -  У директора школы дома собралось человек двадцать (внук родился), народ разношерстный, они и рассказывали, как село возрождали.

 *Кульминация - Какой эпизод можно считать кульминацией рассказа? ПочемуКак в этом эпизоде раскрывается основная идея рассказа?

 С  появлением деда Ивана люди почти мгновенно  трезвеют, задумываются о жизни. Именно появление Ивана связывают селяне с воскрешением жизни в селе.

Развязка -   «Я ехал по обновленным улицам вечернего Небосвода, смотрел на то, как уставшие люди возвращаются с работы, гуляют по улицам целыми семьями, встречаются и разговаривают и радуются друг другу, и подумал, что не смогу написать журнальную статью о возрождении этого села. Этих перемен словами не объяснить. Чтобы понять, надо самим посмотреть на Небосвод. В начале дня туда приходит свет»

 Задания для обсуждения.

Почему жизнь в этом селе потеряла всякий смысл? Кто рассказывает историю села? Что мы узнаём от многочисленных рассказчиков?

Это коллективный рассказ всех присутствующих у директора школы, так как они все являлись свидетелями тех событий. Рассказчики «принимали эстафету рассказа».

  «…человек средних лет в непривычно белой для села сорочке, с самоваром под мышкой, громко и весело что-то знакомое напевающим, и как-то сразу догадался, что это и есть директор Евгений Павлович»

  «…Первый сосед, Николай Васильевич, оказался крепким мужиком, с глубоко посаженными глазами на морщинистом лице, в толстой рубахе и больших ботинках, известный в Небосводе пчеловод, с крупнейшей в округе пасекой»

  «…увидел старуху, всю в черном. Евгений Павлович обрадовался ей как родной, называя не иначе как «Аннушкой». Татьяна Михайловна, подруга семьи, уважительно прошептала мне, что это первая монахиня в строящемся храме. Но когда я подошел представиться, та на меня никак не отреагировала, будто не замечая, отчего я сделал вывод, что старушка немного не в себе. Легкая улыбка ни разу не покинула ее скомканного временем морщинистого лица, на протяжении всего застолья она мирно скребла вилкой по тарелке и никому не мешала»

  «Федор Леонидович, высокий статный человек в годах, но без каких-либо намеков на проседь в густой шевелюре, с широкой, аккуратно постриженной черной бородой. Оказалось, что он мне больше всего и нужен, потому как был крупным аграрием в Небосводе, лучше остальных разбирался в торговле»

  «…появился единственный в Небосводе банкир Соловьев; торговцы и предприниматели - Климов, Нилов и Корнеев; еще один фермер Конев - птицевод, но, соответствуя фамилии, мечтающий собирать капитал на коневодство; Крюков, массово и увлеченно растящий картофель, и Капустин, занимающийся, правда, совсем не капустой, а разводящий по окрестным холмистым просторам плодовые сады морозостойких сортов. После пришел с тяжелой медовой рамкой знакомый сосед-пчеловод Николай Васильевич. За ним, как и положено для интеллигенции более пунктуально, стали собираться: Сергей Григорьевич Мухин, единственный на весь Небосвод доктор; директор библиотеки Тюнина Мария Сергеевна и Виктор Александрович Грачев, директор в прошлом году вновь открывшегося музея краеведения»

«Был у них еще сосед Семен – тракторист. Сволочь редкая, сколько жил – всем всегда гадил, и управы на него не было. Жил один, лютый как зверь, но механик, говорят, от бога, а потому часто его просили сделать что-нибудь, и водочка у него завсегда водилась. И вот, сам я видел, стала Анна к нему чуть ли не каждый день за бутылкой бегать. То поесть за водку отнесет, то денег каких. А он-то на нее глаз положил, момента ждал и сам все чаще к ним заходил, выпивали, значит, вместе.

Что в тот день произошло – точно никто не скажет, не один десяток лет прошел. Но верно, отец мальчика спьяну надрался и отключился, а Анна с Семеном сидели, пили. Потом водка, как думаем, закончилась, и Семен, пообещав принести еще, утащил Анну в спальню… За бутылку она под него легла. А под кроватью, тут же, от страха трясся маленький Ваня.

     Наутро мальчик пропал. Просто как в воду канул – и все… Сколько проспавшиеся родители его ни искали, сколько всей деревней ни бегали, ни допытывались – так ничего и не нашли.

Главное – пить начали как нигде… Один спьяну в реку на тракторе угодил, и сам утонул и машину утопил. Другой, Женька Кирсанов, после гульки на быка с топором пошел, тот ему ни одного ребра целого не оставил. Помню, доходил когда, страшно мучился. «Что же это ребята?» - все спрашивал. В июле еще один, во ржи уснув, под косилку угодил. А Васька Смирнов, что на него наехал – спился потом совсем. И так вот что ни месяц – хоронили кого-то из своих. То случай, глупый какой-то, то пришибет кого, а кто сам – и все по глупости… И все нелепо как-то, не по людски… Отцы на войне за победу под пулями погибали, а эти …

     А потом еще несколько лет сплошных неурожаев, застой, безденежье. Тут-то все, кто порезвее, рванули из Небосвода в город как ошпаренные. Большинство так и не вернулось никогда. А те, кто наведываются изредка – хуже иностранцев. Стало хозяйство пропадать. Да и люди – пили и пропадали.

     Что работало – перестало работать. Кто что мог – начал растаскивать. Не воровать – как везде – а растаскивать, дико растаскивать… Народ совсем дуреть стал»

Какое событие вернуло селян к нормальной жизни? Как каждый увидел Ивана и отреагировал?

«…А однажды я… да нет, все мы увидели в селе Ивана. Когда это было? – обратился он к гостям.

- Третьего, утром, - тихо подсказала Марина Сергеевна.

- Да, третьего. Как потом рассказывали, каждый впервые видел Ивана в разных местах Небосвода, но ни один не мог пройти мимо и не заметить его…»

Опишите Ивана.

«И вдруг смотрю – стоит на обочине кусок тряпья. Думал, очередной спившийся бродяга, да странный какой-то. Было в нем что-то такое.   Весь заросший, волосы – грязно-русые такие – как грива, борода с проседью - охапкой сена, одет будто в какую-то шкуру, как в шубу. Сам босой, в руках палка во весь рост, а сверху поперек деревяшка привязана – как крестиком. Повернулся он ко мне и вдруг чистым таким голосом говорит: «Здравствуйте, Евгений Павлович. Замечательное утро сегодня».  Остановился я, посмотрел на него. С виду – старик и старик, только держится прямо и твердо. И глаза… не поверите – голубые, голубые, аж горят на заросшем лице, и молодые такие совсем, как у вас»

«…у дороги сидит какой-то волосатый старик в лохмотьях и пирамидку из камушков на земле складывает. Оборванный такой, до жути. Ну, думаю, наш колхозный брат. Только чую, не несет от него ни водкой, ни прокисшим гнильем, как от бомжей»

Иван всех называл по имени отчеству, знал их детей, род занятий. Это удивляло всех.

 

 

А) Система образов в рассказе. Выявить взаимоотношения персонажей, сопоставить их, определив в чем проявляется взгляд писателя на созданный им художественный мир, на самих героев, их слова и поступки и в конечном счете на окружающую их действительность.

Б) Значение пейзажа в рассказе. Найти и проанализировать пейзажные зарисовки. В чем отличие описания хутора в начале рассказа и в конце? Какую художественную функцию вкладывает автор в пейзаж:

- пейзаж-символ:

 До Ивана:

«Улица наша как улица, битый асфальт и грязь. Покорежившиеся облупленные дома и косые черные столбы»

«Пошел я тогда в поле, недалеко от дома, стою среди бурьяна»

Появление Ивана:

«Лежу я под забором, журюсь на солнце, ничего не понимаю, смотрю только – день хороший такой, травка вокруг зеленая, сочная. Кусты и деревья вокруг сильные и красивые. Небо светлое и высокое»

«…проснулся посреди ночи от непривычной тишины. У нас-то ведь как всегда было: ночью кто-то орет пьяные песни, где-то гремит музыка, соседи скандалят, автомобили гоняют с визгом и сигналами. Шум, гам. Хаос, короче. А тут вдруг встаю посреди ночи – и тишина. Но тишина не мертвая – чего можно было ожидать – а как будто тишина успокоившейся бури. Тишина, которая могла бы быть и криком, но сама решила остаться тишиной»

«Яблони сохнуть начали, одна за другой.  Выхожу, короче, из магазина, а старик сидит на крыльце и палкой перед собой по воздуху водит. День тогда выдался ясный и ветреный. И вижу я, что кончик посоха точно также двигается, как ворох листьев на дороге перед ним танцует на ветру – то по кругу, то чуть в сторону, то вверх приподнимется, то обратно по земле стелется. И так точно кончик посоха этому движению вторит, что не ясно, повторяет ли движения старик за листьями или сам ветром листья шевелит…»

«А деревья просто так не сохнут. Скажите своим – пусть бросают пить. И займитесь садами. Не жалейте для дела ни сил, ни здоровья, берегите дерево. В этом году урожая не будет. Но если найдете в себе силы продержаться до следующего сезона – все образуется. Люди могут меняться. Только они должны этого захотеть. И яблони оживут, если вы будете о них заботиться. Сажайте новые сорта, заботьтесь о старых, и все получится…»

«Иван молился где-то с час ...

А когда Иван закончил, такое произошло. Вдруг, как говорится, откуда ни возьмись, хлынул сильнейший дождь. Без грома, без ветра. Закапал, и все больше и больше, пока не стал хорошим таким ливнем. Тогда Иван встал, обернулся к нам, поднял свою палку и давай ей толпу на площади крестить»

В рассказе дан пейзаж - символ:  дождь является символом очищения, пейзаж становится солнечным, ярким с появлением Ивана, как символ возрождения.

А кто такой Иван? Это и есть потерявшийся Ваня, которого искали всей деревней и не нашли.

Вывод: жизнь продолжается, несмотря на все трудности, потому что есть люди с их ответственностью перед собой и перед другими и нравственной стойкостью.

«На языке вертится запавшая в душу одна фраза, которую Иван сказал кому-то из нас: «Как цвет небес зависит от ангелов, что там живут, так и город зависит от людей, которые его населяют». Казалось бы, как просто!»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта- мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к лю...

Методическая разработка УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 6 КЛАССЕ: «Уроки Анри де Сент-Экзюпери - гармония мыслей и поступков».

Сказка зта - мудрая и человечная, и автор её не только поэт, но и философ.Просто и проникновенно говорит о самом важном. О долге и верности. О дружбе и любви, о горячей, деятельной любви к жизни и к л...

"О Родине большой и малой"- Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе автор - Поздникина Г.В.

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе «Всё это в памяти моей»

методическая разработка урока по литературе в форме устного журнала...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по литературе с применением элементов биоадекватной технологии

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 11 классе с применением элементов биоадекватной технологии. Анализ стихотворения А. А. Ахматовой "Когда лежит луна ломтем чарджуйской дыни".Цель зан...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по современной детской литературе.

Для методической разработки выбрана повесть Марины Аромштам «Когда отдыхают ангелы», которая в 2008 году была удостоена Большой премии конкурса «Заветная мечта», причем первое ...