Планирование по литературе. 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
а
№ п.п | Тема | Оборудование и наглядность | Межпредметные связи | Теория литературы | Развитие речи |
Первая | чет | верть | |||
1 | Знакомство с учебником. Книга – твой друг! | учебник | Музыка, живопись, история, кино | Ответы на вопросы | |
2 | Миф как явление эстетическое. Античный миф. | Учебник, иллюстрации | История, гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике. | Миф, мифология, легенда, предание; мифологический сюжет, мифологический герой, миф.персонаж | Подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ. |
3 | Происхождение мира и богов: «рождение Зевса», «Олимп». | ***** | **** | **** | **** |
4 | Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). | ***** | **** | **** | **** |
5 | Урок развития речи: Вечер одного стихотворения. | Учебник, иллюстрации | **** | **** | Чтение наизусть стихотворений из античной поэзии |
6 | Урок внеклассного чтения: Анри Дюнан – основатель Красного Креста. | Учебник «Вокруг тебя - мир», иллюстрации | История, медицина, общество «Красный крест» | Словарная работа, чтение, знакомство с учебником | |
7 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. | Учебник, выставка книг | История, краеведение | Загадки, пословицы, поговорки | Выразительное чтение. |
8 | Малые фольклорные жанры: загадки, пословицы, поговорки, пестушки. | История, краеведение | Загадки, пословицы, поговорки | Ответы на вопросы | |
9 | Живое слово: Отличие пословиц и поговорок. | Статья учебника | **** | Пословица, поговоркка | Написание письма , состоящего из пословиц и поговорок |
10 | Русские сказки. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка», сюжет. | Учебник, иллюстрации | Кино, мультфильмы, живопись | Эпитет, сказка | Чтение |
11 | «Царевна-лягушка» - сказочные образы. Нравственная проблематика сказки. | **** | **** | Волшебная сказка, антитеза, антонимы, иносказание. Особенности сказок (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и пр.). Сказочный персонаж. Типы сказочных персонажей. Образы животных, образ-пейзаж. | Ответы на вопросы |
12 | Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает».Отличие бытовой сказки от волшебной. | **** | **** | **** Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). | Сравнительный анализ |
13 | Сказки народов России. «Падчерица». Сказка и миф: сходства и различия. | **** | **** | **** | **** |
14 | Урок внеклассного занятия: из фольклора народов северного Кавказа: сказка «Общее счастье». | Книга, иллюстрации | История | Чтение сказки, ответы на вопросы | |
15 | Урок развития речи: Сочинение собственной сказки. | Иллюстрации | Написание сказки | ||
16 | Фольклорный праздник. | Выставка книг, иллюстраций учащихся, костюмов | УНТ, история | **** | Ответы на вопросы, выразительное чтение, по ролям, сказывание |
17 | О литературе древней Руси. | Учебник, иллюстрации, выставка книг. | Работа с иллюстрациями, история | Начальное понятие о древнерусской литературе, летопись | Пересказ текстов древнерусской литературы. |
18 | Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). Нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы. | **** | **** | **** | **** |
19 | Урок внеклассного чтения: Зарубежные литературные сказки.О. Уайльд «Мальчик-звезда». | ***** | ***** | ***** | Устное описание героя в будущем. Словесное рисование |
20 | Первые русские книги. Работа с иллюстрациями первых рукописных и печатных книг. | **** | **** | Повесть, летопись, термины книгоиздания | Работа с текстом, пересказ |
21 | Из басен народов мира. Эзоп. Басня «Ворон и лисица». | Учебник, иллюстрации | История, живопись | Басня, притча, эзопов язык. | Выразительное чтение, составление плана статьи |
22 | Русские басни, русские баснописцы 18 века. Нравственная проблематика басен, злободневность. | Учебник, выставка книг, портреты, иллюстрации | Мультипликации басен Крылова **** | Басенный сюжет, мораль, аллегория, сравнение, гипербола | Различные типы чтения, инсценирование басни. |
23 | В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и лиса». А.П. Сумароков «Ворона и лиса» | **** | **** | **** | Чтение по ролям |
24 | Великий русский баснописец И.А. Крылов. Сопоставительный анализ басен «Ворона и лисица». | **** | **** | **** | Сравнительный анализ |
25 | Басни И.А. Крылова: «Волк на псарне», «Демьянова уха», «Свинья под дубом». | Иллюстрации, учебник, портрет | **** | ***** | Выразительное чтение |
26 | Русская басня в XX веке. С. В. Михалков. Тематика и проблематика басен: «Грибы», «Зеркало». | **** | **** | **** | Сочинение басни |
27 | Урок развития речи: Конкурс на лучшую инсценировку басни. Конкурс рисунков. Итоговый урок. | Учебник, выставка книг, иллюстрации, рисунки учащихся. | живопись | **** | Разыгрывание ролей с чтением наизусть басен. |
Вторая | чет | верть | |||
28 | А.С. Пушкин. Детские годы поэта. Смысловой анализ стихотворения «Няне». | Учебник, иллюстрации, репродукции | История, живопись | Литература XIX века | Выразительное чтение, ответы на вопросы |
29 | «Пушкинская сказка – прямая наследница народной». «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». | Фоторепрдукции, учебник, выставка книг, иллюстрации | Живопись, музыка | Эпитет, ритм, рифма | Выразительное чтение |
30 | Добро и зло в сказке Пушкина. Отношение автора к героям. | ***** | ***** | ***** | Ответы на вопросы |
31 | В мире художественного слова А.С. Пушкина: обращения, фигуры, повторы, эпитеты. | ***** | ***** | Риторическое обращение | Ответы на вопросы |
32 | Элементы фолклора в литературной сказке «Руслан и Людмила» . | ***** | Фольклор, живопись, история | ***** | Ответы на вопросы, выразительное чтение |
33 | Урок развития речи: Литературная сказка и её отличие от фольклорной. | учебники | Литературная сказка или авторская | Письменный ответ на вопрос. | |
34 | Образы природы в стихотворениях поэта. «Зимняя дорога». Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма. | Учебник, репродукции картин, иллюстрации | ***** | Ритм, рифма, эпитеты | Выразительное чтение, ответы на волпросы |
35 | Родная природа в стихах поэтов 19 века: М.Ю. Лермонтов, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, Е.А. Баратынский, И.З. Суриков. | ***** | ***** | Средства выразительности языка | Выразительное чтение, словарная работа |
36 | Урок внеклассного чтения: Стихи о родной природе.(поэты XIX – XX века). | Книги, иллюстрации, рисунки учащихся, аудиомагнитофон | Живопись, музыка | **** | Выразительное чтение наизусть |
37 | Творчество М.Ю. Лермонтова. История создания стихотворения «Бородино». | Учебник, иллюстрации | История, живопись | тема | Словарная работа, сообщения учащихся, чтение |
38 | В мире художественного слова М.Ю. Лермонтова: риторическое восклицание, сравнения, метафоры. | **** | ***** | Риторическое восклицание, сравнение, метафора | Ответы на вопросы |
39 | Урок внеклассного чтения: Отрывок из романа Л.Толстого «Война и мир» «Петя Ростов». Сравнительная характеристика персонажей. | Книги, иллюстрации | история | Обсуждение, ответы на вопросы, сравнительный анализ по плану | |
40 | Урок развития речи: Живое слово. Сочинение на тему «Путешествие на поле славы». | Учебник, репродукции картин | История, живопись | Написание сочинения | |
41 | Творчество Н.В. Гоголя Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»: образы и события повести | ***** | УНТ, мифология, живолпись, история | Сюжет повествования | Сообщения учащихся, чтение статьи |
42 | «Ночь перед Рождеством»: суеверие, злая сила, зло и добро в повести. | **** | **** | Мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении, фантастика | Словесное рисование |
43 | В мире художественного слова Н.В. Гоголя: отражение славянских преданий и легенд в творчестве. | **** | **** | Художественная деталь, портрет, речевая характеристика | Работа с текстом, письменные ответы на вопросы |
44 | Урок внеклассного чтения: сюжет и герои повести «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни, народных преданий. | Книги, иллюстрации | ***** | пересказ | |
45 | Творчество И.С. Тургенева. Образная система рассказа «Муму». | Учебник, иллюстрации | История, живопись | Образ, рассказ | Ответы на вопросы, рассказ о герое по плану |
46 | Тематика и социальная проблематика рассказа «Муму». | **** | ***** | Углубление представлений о теме художественного произведения | Отзыв на эпизод |
47 | В мире художественного слова И.С. Тургенева: стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». | ***** | ***** русский язык | Стихотворение в прозе, эпитет, сравнение | Выразительное чтение |
48-49 | Урок развития речи: К чему приводит отсутствие уважения и сострадания. | Иллюстрации, учебник | Классное сочинение. | ||
50 | Урок внеклассного чтения: Проблематика рассказа Тургенева «Бежин луг». | Книги, иллюстрации | история | Ответы на вопросы, выборочный пересказ. | |
51 | Итоговый урок. Читательская конференция. | Выступления учащихся | |||
Третья | чет | верть | |||
52 | Творчество Н.А. Некрасова. Детские впечатления поэта в стихотворении «Крестьянские дети». | Учебник, иллюстрации | История, живопись, музыка | Фольклорные элементы в художественном произведении | Устный рассказ по картине |
53 | Стихотворение «Тройка»: отношение автора к персонажам стихотворения. | **** | **** | Строфа, эпитет, сравнение | Работа со словарями |
54 | Урок внеклассного чтения: Стихотворение «На Волге». Роль Волги в судьбе Некрасова. | Книги, иллюстрации | ***** | Выразительное чтение | |
55 | Творчество Л.Н. Толстого. Творческая история, тема и основные проблемы рассказа «Кавказский пленник». | Учебник, иллюстрации | История | Тема, проблема, рассказ | Словарная работа, ответы на вопросы |
56 | Две жизненные позиции в рассказе «Кавказский пленник»: Жилин и Костылин. | **** | **** | **** | Характеристика героев по плану |
57 | В мире художественного слова Л.Н.Толстого: сюжет, основные элементы фабулы, конфликт в произведении. | **** | ***** | Завязка, кульминация, развязка, экспозиция, сюжет | Ответы на вопросы |
58-59 | Урок развития речи: сочинение на тему: Над чем меня заставил задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»? | книга | Написание сочинения | ||
60 | Книгочей и просветитель А.П. Чехов: книга в жизни писателя. Рассказ «Злоумышленник». | Учебник, фоторепродукции | История, живопись | Комическая ситуация, ирония, роль детали в создании художественного образа | Подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс - опроса, чтение по ролям |
61 | В мире художественного слова А.П. Чехова: средства создания комического в рассказах писателя. | **** | ****** | Юмор, деталь, диалог, антитеза, метафора, градация | Ответы на вопросы, пересказ юмористического произведения |
62 | Урок внеклассного чтения: Лесков Н. С. «Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний». В поисках пути праведного… | книги | **** | Ответы на вопросы | |
63 | Творчество И.А. Бунина. Тема природы в стихах и прозе: стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…». | Учебник, репродукции | История, живопись, музыка | Образ-пейзаж, стихотворение-размышление | Чтение наизусть |
64 | Рассказ «В деревне». Нравственно-эмоциональное состояние персонажа. | ***** | **** | Образы животных | пересказ |
65 | Урок развития речи: Стихотворения Бунина. | Книги, иллюстрации | ***** | Выразительное чтение наизусть. | |
66 | Урок внеклассного чтения: сказка-быль «Неизвестный цветок». | Книга, иллюстрации | иллюстрации | Работа с текстом по плану | |
67 | Творчество Л.Н. Андреева. Основная тематика рассказа «Петька на даче». | учебник | история | Контраст, рассказ | Ответы на вопросы |
68 | Нравственная проблематика рассказа. Значение финала. | иллюстрации | **** | **** | Письменный ответ на вопрос |
69 | Творчество А.И. Куприна Особенности создания образа в рассказе «Золотой петух». | Учебник, иллюстрации | история | Рассказ (расширение и углубление представлений), характеристика персонажа, портрет героя | Ответы на вопросы |
70 | В мире художественного слова А.И. Куприна: тема, эпизод, финал, характеристика персонажа, портрет героя. | **** | ***** | ***** | Отзыв об эпизоде |
71 | Урок внеклассного чтения: В какие чудеса следует верить людям? Рассказ «Чудесный доктор». | Книги, репродукции | ***** | Пересказ от другого лица. | |
72 | Творчество А.А. Блока. Блоковские места. Стихотворение «Летний вечер». | Учебник, иллюстрации | история | Художественное своеобразие стихотворения | Сообщения учащихся, выразительное чтение |
73 | В мире художественного слова А.А. Блока. Образная система, художественное своеобразие стихотворения «Полный месяц встал над лугом…». | ***** | ****** | Антитеза | Ответы на вопросы, выразительное чтение наизусть. |
74 | Творчество С.А. Есенина. Единство человека и природы в стихотворениях «Ты запой мне ту песню, что прежде…», Поёт зима – аукает…» и «Нивы сжаты, рощи голы…». | Учебник, выставка книг, иллюстрации, фоторепродукции | История, живопись, кино | Эпитет, метафора, сравнение, олицетворение | Выразительное чтение, сообщения учащихся |
75 | Урок развития речи: В мире художественного слова С.А. Есенина. Сопоставительный анализ стихотворений С.А. Есенина «Поёт зима – аукает…» и А.А. Блока «Полный месяц встал над лугом». | ***** | ***** | Ответы на вопросы | |
76 | Урок внеклассного чтения: М.М. Пришвин «Моя родина». | Книги, иллюстрации | экология | Выразительное чтение, ответы на вопросы | |
77 | Творчество А.П. Платонова. Мир глазами ребёнка в рассказе «Никита». | Учебник, репродукции | История, рисунки учащихся | Рассказ, образ | Рассказ о писателе |
78 | Образ Никиты в рассказе. | **** | ***** | ***** | Пересказ фрагмента |
79 | Творчество П.А. Бажова. Человек труда в сказе «Каменный цветок». | **** | История, география, геология | сказ | Чтение, ответы на вопросы |
80 | В мире художественного слова П.А. Бажова: сказ, герой повествования, афоризм, речевая характеристика. | **** | **** | Герой повествования, афоризм | Пересказ от другого лица |
81 | Сходство и отличие сказа от волшебной сказки («Каменный цветок», «Царевна-лягушка»). | ***** | Отличие сказа от сказки | Сравнительный анализ | |
82 | Викторина по творчеству писателей и поэтов XX века. | Ответы на вопросы викторины | |||
Четвёртая | четв | ерть | |||
83 | Творчество Н.Н. Носова. Система образов рассказа «Три охотника». | Учебник, выставка книг, иллюстрации | История, ботаника, экология, география | Рассказ, образ, система образов | Сообщения учащихся, ответы на вопросы, пересказ |
84 | Урок внеклассного чтения: нравственная проблематика рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля»? | Книги, иллюстрации | Рисунки учащихся | Ответы на вопросы | |
85 | Творчество Е.И. Носова. Юмористическое и лирическое в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». | Учебник, репродукции | юмор | Письменный ответ на вопрос | |
86 | Добро и доброта. Мир глазами ребёнка в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас». Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном. | **** | **** | Краткий пересказ от другого лица | |
87 | Урок внеклассного чтения: Е.И. Носов «Трудный хлеб», тема гуманизма в рассказе. | Книги, иллюстрации | история | Ответы на вопросы, словарная работа | |
88 | Родная природа в произведениях писателей 20 века: Малая родина в стихах В.Ф. Бокова, Н.М. Рубцова, Р.Г. Гамзатова. | Учебник, иллюстрации, фоторепродукции | Живопись | Средства выразительности языка | Выразительное чтение наизусть |
89 | Лирическая проза В.И. Белова и В.Г. Распутина. | ***** | ***** | Проза, повесть, средства выразительности языка | Выборочный пересказ, сообщения учащихся |
90-91 | Урок развития речи: «Мир нельзя постичь без самопожертвования». | учебник | Классное сочинение | ||
92 | Творчество Д.Дефо Приключенческий роман «Робинзон Крузо»: сюжетные линии. | Учебник, иллюстрации | Работа с иллюстрациями | Притча, приключенческий роман | Ответы на вопросы |
93 | Приключенческий роман «Робинзон Крузо»: характеристики персонажей. | ***** | География, история | Роман воспитания, путешествие | Характеристика персонажей |
94 | Творчество Х.К. Андерсена «Моя жизнь – это прекрасная сказка» (Х.К. Андерсен). | **** | Фольклор, история | Волшебная сказка, | Сообщения учащихся |
95 | Внешняя и внутренняя красота в сказке «Соловей». | **** | ***** | Авторский замысел и способы его характеристики | Письменный отзыв об эпизоде |
96 | «Любимые сказки Андерсена». Конкурс рассказчиков и инсценирование сказок. | Книги, рисунки | иллюстрации | Пересказ любимой сказки, инсценирование | |
97 | Творчество М. Твена. Автобиографические мотивы в романе «Приключения Тома Сойера». | Учебник, портрет, иллюстрации | история | Приключения как форма детской фантазии | Чтение по ролям |
98 | Юмор и приключения как форма детской фантазии в романе. | **** | **** | Юмор, ирония | Пересказ от лица главного героя |
99-100 | Творчество Ж. Рони-старшего. Эмоциональный мир доисторического человека в повести «Борьба за огонь». | Учебник, иллюстрации, портрет | ***** | повесть | Устная характеристика героя, составление плана |
101 | Творчество Дж. Лондона. Детские впечателения в произведении «Сказание о Кише». | ***** | ****** | рассказ | Различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя |
102 | Творчество А. Линдгрен. Жизнь моего сверстника в романе «Приключения Эмиля из Лённеберги». | ***** | **** | роман | Ответы на вопросы |
103 | Читательский конкурс «Герои А.Линдгрен на экране». | ****** | ***** | Ответы на вопросы читательского конкурса | |
104 | Урок внеклассного чтения: Вокруг нас – мир. (произведения о ВОВ). | учебник | ***** | Краткий пересказ либо подробный пересказ понравившегося эпизода, ответы на вопросы | |
105 | Итоговый урок: «Литературный карнавал». | Книги, наглядности с заданиями | **** | Вся теория, изученная за год | Выразительное чтение, ответы на вопросы, инсценирование |
Поурочное тематическое планирование
уроков литературы
Класс: 5
Учитель: Данилина
Учебник «Литература. 5 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, в 2-х Част. – 6-е изд. – М.: «Русское слово», 2008.
Всего 105 часов; в неделю 3 часа
Уроков внеклассного чтения – 15, уроков развития речи - 13
Тематическое планирование составлено по программе, соответствующей требованиям Федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: «Русское слово», 2009. – 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...