рабочая программа по чтению
рабочая программа (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 имени К. К. Грота
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО на заседании методического объединения учителей _русского языка и литературы________________. Протокол № 1от 25 августа 2014 г. Председатель МО _________ О. А. Чеботова | СОГЛАСОВАНО: 25 августа 2014 г. Зам. директора по УВР _________ С.А.Никитина | УТВЕРЖДАЮ: Приказ №_________ от 25 августа 2014 г. Директор школы-интерната № 1 им. К.К.Грота _______А.В.Мухин |
Рабочая программа
по Чтению для 5 в класса
на 2014-2015 учебный год
Разработана на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида под редакцией (В. В. Воронкова)
Составитель: Мозгунова Ю.И.,
Учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург
2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основа рабочей программы:
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004) и Программы __ для 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией (В. В. Воронкова)__- М.: Просвещение, 2013),
Данная рабочая программа ориентирована учебник «Чтение. 5 класс.VIIIвид» под редакцией Малышевой З.Ф.. М. Просвещение 2011.
Данная рабочая программа включает разделы:
-пояснительная записка;
-содержание программы;
-требования к уровню подготовленности обучающихся;
-учебно-тематическое планирование;
-контрольные работы и практические работы;
-перечень учебно-методического обеспечения.
Общая характеристика учебного предмета:
В старших классах продолжается работа по развитию полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений, научно-популярных статей, правильному установлению смысловых связей с ориентацией не только на предметный план произведения, но и на его внутренний подтекст. Чрезвычайно важно добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного языка литературного текста, на использование таких выразительных средств, как тон голоса, синтаксические паузы, логические ударения (последнее — под наблюдением учителя).
Для качественного формирования навыка сознательного чтения в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.
Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.
Основным видом чтения в старших классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.
Программа по чтению построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
В 5—6 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 5—6 классов используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Начиная с 7 класса учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения.
Внеклассное чтение в классах, обучающихся по программе VIII вида носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение статей периодической печати.
По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения.
Вместе с тем (с учетом сложности контингента учащихся) творческие работы по освоению литературных текстов могут выполняться коллективно.
Учебный предмет «Чтение» играет важную роль в жизни детей с ограниченными возможностями, а именно слепых и слабовидящих учащихся с нарушениями интеллекта. Он помогает решать коррекционные задачи, т.е. способствует профилактике вторичных отклонений, расширяет кругозор незрячих детей, уточняет и обогащает их знания и представления об окружающем мире, формирует новый жизненный опыт. Благодаря предмету «Чтение» дети с ограниченными возможностями могут наблюдать за развитием и совершенствованием таких понятий, как «нравственность», «мораль», «семейные ценности», «этика» и «эстетика» в процессе становления мировых культур. Читательский опыт закладывает основу высоконравственной, ответственной и культурной личности, которая сможет стать достойным членом современного общества.
Уроки чтения во многом влияют на психическое развитие слабовидящих детей, способствуют формированию у них компенсаторной функции речи и мышления, активной жизненной позиции, осознания способов самореализации.
Таким образом, к основным функциям чтения как дисциплины в школе для детей с нарушением функции зрения и интеллекта добавляется и функция социализации личности ребенка: формирование личностных качеств учащихся через изучение и прочтение того или иного художественного произведения. И поэтому главная задача учителя – через уроки чтения помочь слепому и слабовидящему ребенку с нарушениями интеллекта активно познавать социальную действительность, создавать условия для его более полной самореализации в обществе.
Цели изучения предмета:
дидактические:
- дать учащимся знания в разных областях (биографических сведений о мастерах слова, историко-культурных фактов и т.п.), необходимых для понимания включенных в программу произведений, теоретико-литературных понятий;
- развивать навыки полноценного восприятия доступных по содержанию художественных произведений
- развивать умение не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)
- совершенствовать навыки быстрого, осознанного, выразительного чтения, чтения наизусть, выполнения письменных заданий, служащих максимально полному и правильному пониманию художественных произведений
- формировать у учащихся способ чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения;
воспитательные:
- содействовать воспитанию у учащихся качеств гражданина и патриота, знающего и любящего русскую литературу и уважительно относящегося к произведениям литературы других народов России, зарубежных стран и ее авторам;
- развивать интеллектуальные способности учащихся, литературный вкус, эмоциональное восприятие ими произведений художественной литературы, потребность в чтении, расширять их кругозор;
- формировать устойчивый интерес к изучению литературы как искусства слова и источника жизненного опыта;
- приобщать учащихся к богатству русской классической и зарубежной литературы, подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения;
коррекционные:
- формировать у слабовидящих учащихся правильные представления об окружающем мире;
- обучать оптимальным способам познания окружающего мира и общества;
- овладевать навыками действия в соответствии с алгоритмами, самостоятельного построения алгоритмов, использования невербальных способов общения;
- уточнять имеющиеся представления об окружающем мире;
- развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, зрительное и слуховое восприятие.
Содержательные линии:
- Устное народное творчество.
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
- Сказки
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
- Картины родной природы.
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень», «Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый снег», «К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима – аукает…», «Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною, о весне».
- О друзьях – товарищах.
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася».
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести).
В. Медведев «Фосфорический мальчик».
Л. Воронкова «Дорогой подарок».
Я. Аким «Твой друг».
- Басни И. Крылова.
И. Крылов. «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».
- Спешите делать добрые дела.
Н. Хмелик «Будущий олимпиец».
О. Бондарчук «Слепой домик».
В. Осеева «Бабка».
А. Платонов «Сухой Хлеб».
В. Распутин «Люся»,
В. Брюсов «Труд».
Р. Рождественский «Огромное небо».
- О животных.
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство Тёмы»).
А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты).
К. Паустовский «Кот Ворюга».
Б. Житков «Про обезьянку».
Э. Асадов «Дачники».
Ф. Абрамов «Из рассказов Алены Даниловны».
С. Михалков «Будь человеком».
- Из прошлого нашего народа.
О. Тихомиров «На поле Куликовом».
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».
Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»).
А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).
Л. Жариков «Снега, поднимитесь метелью…».
Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата».
- Из произведений зарубежных писателей.
В. Гюго «Гаврош» (отрывки).
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок).
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки).
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).
Основные виды деятельности учащихся:
- чтение литературы по изучаемому материалу,
- различные виды чтения художественного текста;
- участие в индивидуальном устном или письменном, фронтальном устном опросах
- участие в беседе
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- создание развернутых письменных ответов на вопросы по осмыслению литературных произведений;
- составление планов произведений;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
- просмотр и работа с презентациями, аудио- видеоматериалами
Особенности реализации общеобразовательной программы при обучении слепых и слабовидящих:
Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная программа по Чтению, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в
- методических приёмах, используемых на уроках: алгоритмизация деятельности, снятие зрительной и тактильной утомляемости, оптимизация процесса чувственного познания за счёт использования, использования тифлотехнических средств обучения (прибор «школьник»),
- коррекционной направленности каждого урока;
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки. В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
- ограничивать непрерывную зрительную нагрузку 15 минутами, отдых между периодами зрительной работы должен составлять не менее 5 минут, если учебная работа связана с констатацией мелких деталей, с подробным прослеживанием процессов, с различением разно-удаленных объектов, то учитель вправе сократить рекомендованное время для зрительной работы;
- включать освещение, создающее комфортную обстановку для восприятия зрительных объектов;
- при чтении, списывании, конспектировании, выполнении письменных заданий с цитированием использовать подставки для книг;
- проводить зрительную гимнастику не менее 1 раза в течение каждого урока.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
- предъявлять их с соблюдением тифлопедагогических требований (достаточная освещенность, фон, статичное положение, возможность подойти на расстояние, удобное для восприятия и т.п.);
- комментировать восприятие (называть цвет, размер, положение в пространстве, форму, взаиморасположение объектов и т.п.);
- подбирать правильный размер наглядных пособий;
- использовать подходящие цвета при работе с наглядностью (в случае нарушения цветоразличения обращается внимание на обязательное контрастное изображение объектов и процессов в раздаточном дидактическом материале, особенно деталировку сигнальных признаков предметов, их органов, особенностей строения с помощью контрастных цветов; для частично видящих и слабовидящих учащихся изображения должны иметь высокий контраст (60 - 100%) при цветонасыщенности от 0.7 до 1.0);
- обращать внимание на расстояние до наглядных объектов (предельно минимальные размеры объектов различения зависят от остроты центрального зрения и составляют (В.П. Жохов и др.):
- при остроте зрения 0,01 — 0,03 — 15 мм,
- при остроте зрения 0,04 — 0,08 — 5 мм,
- при остроте зрения 0,09 - 0,2 — 3 мм);
- использовать наглядные объекты, воздействующие и на другие анализаторы.
Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание адаптированная программа составлена в расчете на обучение слабовидящих детей в основной школе в 5 классе.
Краткая характеристика контингента учащихся:
В 5 «в» классе обучается 5 человек, каждый из которых имеет серьёзные нарушения психо-физического развития и эмоционально-волевой сферы. Каждый из детей, наряду со зрительными, имеет большое количество сопутствующих заболеваний: ДЦП, энцефалопатия различной степени, вальгусные стопы, нарушение слуха, органическое поражение ЦНС, нарушение интеллекта, ОНР, ЗРР, нарушение осанки. Учащиеся владеют навыком чтения дифференцированно - на среднем уровне (Корнейчук А., Шиц В..) и на низком (Артюхова Д., Крейцер Э, Эйвазов Э.). Процесс чтения на уроке увлекает детей. Ребята пытаются следить за чтением одноклассников при чтении «цепочкой», отвечают на вопросы по содержанию текста, под руководством учителя способны проанализировать характер и мотивы поступков героев произведений. Участвуют в работе по составлению плана к тексту и учатся пересказывать текст. Дети стараются заметить и разобраться в своеобразии и образности языка, знакомятся с художественными выразительными средствами, учатся выразительному чтению и готовятся к чтению стихотворных текстов по памяти. Ребята очень любят отгадывать загадки, ребусы, читать юмористические истории, весёлые стихи и шутки, способны сочувствовать, сопереживать героям и событиям. Однако в 5 в классе отмечается поспешность на уроке, неспособность дослушать вопрос и подумать над ним, тут же предлагая свой ответ, а также повышенная отвлекаемость и возбудимость, что препятствует, порой, успешному усвоению предмета
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В 5—6 классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 5—6 классов используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.
Начиная с 7 класса учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла, овладевать средствами выразительности чтения.
Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. С 8 класса вводится чтение статей периодической печати.
По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения.
Вместе с тем (с учетом сложности контингента учащихся) творческие работы по освоению литературных текстов могут выполняться коллективно.
В содержание учебного курса 5 класса «Чтение и развитие речи» включено изучение рассказов, статей, стихотворений о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны, о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
- Устное народное творчество — коллективное творчество народа
Жанры устного народного творчества: считалки, потешки, загадки, пословицы. Малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и своеобразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок.
- Сказки. Представления о добре и зле. Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки. Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки», «Морозко», «Два Мороза», «Три дочери». Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
- Картины родной природы.
Рассказы, стихи, сказки и научно-популярные статьи о природе в разные времена года, о красоте родной земли, олицетворение природы в представлениях наших предков (духи леса, воды, земли). Светские и православные праздники в разные времена года. Труд и развлечения детей, их помощь взрослым.
- О друзьях – товарищах.
Рассказы, стихи о дружбе, о товариществе, взаимовыручке, поступках друзей, юмористическая линия в произведениях
- Басни И. Крылова.
Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».. Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага.
- Спешите делать добрые дела Рассказы, стихи, народные и литературные сказки, помогающие освоению нравственных эталонов, принятых в обществе людей.
О животных
Рассказы и стихи о повадках животных, об отношении к ним человека.
- Из прошлого нашего народа.
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи, содержащие краткие и доступные сведения об именитых людях прошлого и настоящего России (полководцы, писатели, художники).
Рассказы, стихи, научно-популярные статьи о подвигах защитников Отечества.
- Из произведений зарубежных писателей. Детские рассказы, стихи, сказки о жизни в разных странах
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Основные требования к умениям учащихся
1-й уровень
• правильно читать доступный текст вслух целыми словами, в трудных случаях — по слогам;
• читать про себя, выполняя аналитические задания к тексту;
• отвечать на вопросы учителя;
• пересказывать текст по плану с помощью учителя, используя опорные слова, а несложные по содержанию тексты — самостоятельно;
• выражать свое отношение к поступкам героев и событиям;
• выучить наизусть 8—10 стихотворений;
• читать внеклассную литературу под наблюдением учителя и воспитателя.
2-й уровень
• правильно читать вслух доступный текст целыми словами и по слогам;
• находить, читая про себя, отрывки проанализированного текста, связанные с определенными событиями;
• отвечать на вопросы по предметному содержанию текста (с помощью учителя);
• заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом учебных возможностей учащегося);
• принимать участие в уроках внеклассного чтения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов: всего 136 часа; в неделю 4 часа
1 четверть
9 недель, 36 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Теория, словарь | Тип урока[1] | Основные виды деятельности учащихся[2] | Примечания[3] (корректировка программы в течение учебного года) | |||||
Устное народное творчество | |||||||||||
Вводный урок. Знакомство с учебником. | 1 | корешок, обложка, аккуратность | Урок чтения и изучения нового материала | Участие в беседе, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | |||||||
Считалки. Заклички. Тема природы в закличках, | 1 | Заклички | Урок чтения и изучения | Участие в беседе, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | |||||||
Потешки. Традиции русского народа, его культурное наследие. | 1 | Потешки | Комбинированный | Участие в беседе, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом. | |||||||
Пословицы и поговорки. Загадки Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и своеобразие тем .Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок | 2 | Комбинированный | Участие в беседе, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, отгадывание загадок своих одноклассников | ||||||||
Сказки | |||||||||||
6. 7. 8. | Русская народная сказка. «Никита Кожемяка» Сказки как вид народной прозы. Нравоучительный и философский характер сказок. Сказки о животных, волшебные, бытовые сказки | 3 | Неволя Борозда Сажень Промысел Убыток | Урок изучения нового материала. Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, работа с учебником, работа со словарем | ||||||
9. | Развитие речи. Правда и вымысел в сказках. | 1 | Урок развития речи. | Составление плана сказки, пересказ по плану, ответы на вопросы учителя | |||||||
10. | Тофаларская сказка. «Как медведя наказали» | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение сказки, участие в беседе, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения. | |||||||
11-12 | Башкирская сказка «Золотые руки» | 2 | Очи, клич, «явиться ко двору» | Урок изучения нового материала. Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, работа с иллюстрацией, составление плана пересказа, выборочный пересказ | ||||||
13. 14. | Русская народная сказка «Морозко». | 2 | Жили-были Ругала-бранила Скачет по ельничку Красная девица | Урок изучения нового материала. Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, работа с иллюстрацией, просмотр видеофильма «Морозко» | ||||||
15. 16. | Поучительный смысл сказок «Два Мороза», «Три дочери». | 2 | Иносказание | Комбинированный урок. Урок чтения и изучения. | Чтение по ролям, беседа, работа с иллюстрациями, ответы на вопросы, составление плана пересказа, пересказ. | ||||||
17. 18. 19. 20. | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». (отрывок) | 4 | Сочельник Молва Сенная девушка | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, составление сравнительной характеристики царевны и царицы, работа с иллюстрацией, заучивание наизусть отрывка на выбор ( Диалог Елисея с ветром, с солнцем, с месяцем) | ||||||
21. 22. 23. 24. 25. | Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». | 5 | Одиночество беззащитный | Уроки чтения и изучения. Урок с применением ИКТ. | Просмотр фрагментов мультфильма, беседа, выразительное чтение сказки, чтение по ролям, ответы на вопросы по содержанию, составление описания героев | ||||||
26. | Развитие речи. Рассказ о Серой Шейке по плану | 1 | Урок развития речи | Составление плана пересказа, выборочный пересказ | |||||||
27. | Развитие речи. Сочинение «Почему я люблю сказки». | 1 | Урок развития речи | Составление плана, написание сочинения. | |||||||
Картины родной природы. Лето. | |||||||||||
28. | Г. Скребицкий «Июнь». | 1 | Палисадник Горизонт | Урок чтения и изучения. | Беседа, выразительное чтение, чтение рассказа, анализ изобразительно-выразительных средств описания июня, ответы на вопросы по содержанию. | ||||||
29. 30. | Стихи русских поэтов о природе (И. Суриков «Ярко солнце светит…», А. Прокофьев «Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»). | 2 | Комбинированный Комбинированный | Беседа, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения. | |||||||
31. 32. | А. Платонов «Июльская гроза».(отрывки) | 2 | Вихрь Град | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, выборочный пересказ | ||||||
33. | Развитие речи. А. Платонов«Июльская гроза» | 1 | Урок развития речи | Составление рассказа о девочке Наташе | |||||||
34. | Вн. чтение. Б. Житков «На льдине» | 1 | Комбинированный | Участие в беседе, анализ произведений раздела, выборочное выразительное чтение. | |||||||
35. | Картины родной природы. Лето. | 1 | Урок обобщения и повторения | Участие в беседе, анализ произведений раздела, выборочное выразительное чтение. | |||||||
36. | Резервный урок | 1 |
2 четверть
7 недель, 28 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Теория, словарь | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) | ||||
Картины родной природы. Осень | ||||||||||
37. | Г. Скребицкий «Сентябрь». | 1 | Комбинированный | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения, выборочный пересказ | ||||||
39. | И. Соколов – Никитов «Золотая осень». | 1 | Золотая осень | Урок чтения и изучения | участие в беседе, выразительное чтение, анализ языка рассказа, | |||||
40. 41. | Развитие речи. К. Бальмонт «Осень».:. | 2 | эпитеты, олицетворение | Уроки развития речи | Выразительное чтение, определение художественно – изобразительных средств, участие в беседе, чтение наизусть, выполнение теста | |||||
42. 43. | Г. Скребицкий «Добро пожаловать». | 2 | Манок | Комбинированные уроки. | участие в беседе, выразительное чтение, анализ языка рассказа, ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения,выборочный пересказ | |||||
44. | В. Астафьев «Осенние грусти». Чтение и обсуждение рассказа. | 1 | Комбинированный | участие в беседе, выразительное чтение, , анализ изобразительно-выразительных средств рассказа, ответы на вопросы. | ||||||
45. | Развитие речи. И. Бунин «Первый снег». | 1 | Метафора, эпитет, пейзаж, олицетворение, | Урок развития речи | участие в беседе, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения, | |||||
46. | Картины родной природы. Осень. | 1 | Урок обобщения и повторения | Участие в беседе, анализ произведений раздела, выборочное выразительное чтение, выполнение теста | ||||||
О друзьях - товарищах | ||||||||||
47. | Ю. Яковлев «Колючка». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия. | 1 | Решительность Злорадство | Урок чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, ответы на вопросы, составление плана рассказа | |||||
48. 49. | Ю. Яковлев «Рыцарь Вася». | 2 | Тюфяк Шкатулка | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, ответы на вопросы, составление плана рассказа, выборочный пересказ | |||||
50. 51. | Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из повести). | 2 | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, ответы на вопросы, составление плана рассказа, выборочный пересказ, | ||||||
52. 53. | В. Медведев «Фосфорический мальчик». | 2 | Фосфор Переносный смысл | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, ответы на вопросы. | |||||
54 | Развитие речи. В. Медведев «Фосфорический мальчик». | 1 | Урок развития речи | составление плана рассказа, краткий пересказ, устное рисование | ||||||
55. 56. | Л. Воронцов «Дорогой подарок». | 2 | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, составление плана рассказа, краткий пересказ | ||||||
57. | Я.Аким «Твой друг». Чтение и обсуждение стихотворения. | 1 | Благодарность | Комбинированный | участие в беседе, выразительное чтение, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения, | |||||
58. | О друзьях – товарищах. | 1 | Урок обощения и повторение | Участие в беседе, анализ произведений раздела, выборочное выразительное чтение, подготовка к домашнему сочинению | ||||||
Басни И.Крылова | ||||||||||
59. 60. | И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Щука и Кот», «Квартет». | 2 | басня | Урок чтения и изучения. | Подготовленное чтение басен, анализ басен работа с презентацией | |||||
61. | Развитие речи. Чтение басен И.А. Крылова по ролям. | 1 | иносказание, мораль. | Урок развития речи | подготовленное чтение басни, чтение по ролям, беседа | |||||
62. | Вн. чт. Басни И.А. Крылова | 1 | Комбинированный | Просмотр м/ф по басням А.И. Крылова, словесное рисование, анализ басен | ||||||
Спешите делать добро | ||||||||||
63. 64. | Н. Хмелик «Будущий олимпиец». | 2 | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, составление плана рассказа, краткий пересказ | ||||||
65. | Резервный урок. | 1 |
3 четверть
10 недель, 40 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Теория, словарь | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение уч. года) | |
Спешите делать добро (продолжение) | |||||||
66. 67. | О. Бондарчук «Слепой домик». | 2 | Герои События Ставни | Уроки чтения и изучения. | участие в беседе, выразительное чтение, анализ рассказа, работа с толковым словарем. | ||
68. 69. | В. Осеева «Бабка». | 2 | Несправедливость Горькая старость | Уроки чтения и изучения. | Выборочное чтение, ответы на вопросы по содержанию, составление плана пересказа, выборочный пересказ | ||
70. | Развитие речи. В. Осеева «Бабка» | 1 | Урок развития речи | Краткий пересказ одно из частей речи | |||
71. 72. | А. Платонов «Сухой хлеб». | 2 | Сравнение Олицетворение | Комбинированный урок. Урок чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, составление плана рассказа, краткий пересказ | ||
73. 74. | В. Распутин «Люся». | 2 | Комбинированный урок. Урок чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, творческий пересказ | |||
75. | В. Брюсов «Труд». | 1 | Рифма . | Комбинированный урок. | участие в беседе, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения, | ||
76 77. | Р. Рождественский «Огромное небо»... | 2 | Подвиг | Комбинированный урок. | Обсуждение темы подвига в стихотворении, выразительное чтение, ответы на вопросы, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения, | ||
Картины родной природы. Зима | |||||||
78. 79. | Русские поэты о зиме. Ф. Тютчев «Зима», К. Бальмонт «К зиме», С. Есенин «Поёт зима…», «Береза», А. Пушкин «Зимняя дорога»). | 2 | Урок чтения и изучения | участие в беседе, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения, | |||
80 | Г. Скребицкий «Декабрь». | 1 | Снежный покров | Урок чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, ответы на вопросы | ||
81 82 | Г. Скребицкий «Всяк по - своему». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия. | 2 | Жанр «сказка-быль»,. | Комбинированные уроки. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, ответы на вопросы, пересказ от лица героев | ||
83 | Развитие речи. Сочинение «Зима» (по плану на стр. 140). | 1 | Урок развития речи. | Написание сочинения. | |||
Картины родной природы. Весна | |||||||
84. 85. 86. | Г. Скребицкий. «Март», «От первых проталин до первой грозы», «Весна – красна», «Грачи прилетели», «Заветный кораблик», «В весеннем лесу». | 3 | Проталина Капель | Комбинированный урок. Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, составление плана рассказа, краткий пересказ | ||
87. 88. | А. Толстой «Весенние ручьи». | 2 | Половодье | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, работа с толковым словарем | ||
89. 90. | Русские поэты о весне. А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…», | 2 | Комбинированные | участие в беседе, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения, | |||
91. 92. | А. Блок «Ворона», Е. Серова «Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом…», С. Есенин «Черёмуха», Я. Аким «Весна, весною, о весне». | 2 | Признаки весны Сравнение | Комбинированные | участие в беседе, выразительное чтение, чтение наизусть, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворений | ||
93. 94. | И. Соколов – Микитов «Весна». | 2 | Комбинированный | Выборочное чтение, ответы на вопросы по содержанию, составление плана пересказа, выборочный пересказ | |||
95. | Развитие речи. Рассказ о весне | 1 | Урок развития речи | Составление устного рассказа о весне (по плану на стр.162). | |||
О животных | |||||||
96. 97. | Н. Гарин – Михайловский «Детство Тёмы». (отрывки) | 2 | Колодец Ставни | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, пересказ. | ||
98. 99. | А. Толстой «Детство Никиты». (отрывки) | 2 | Юмор | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, работа с толковым словарем | ||
100. 101. | К. Паустовский «Кот Ворюга».. | 2 | Леска Прозвище | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение и обсуждение рассказа участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, выборочный пересказ | ||
102. | Развитие речи. Сочинение «Домашние животные». | 1 | Урок развития речи | Написание сочинения | |||
103. | Вн. чт. К. Паустовский. Рассказы о животных из сборника «Заячьи лапы». | 1 | Комбинированный | участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, выборочный пересказ | |||
104 | Резервный урок | 1 |
4 четверть
8 недель, 32 уроков
№ | Тема урока. Основное содержание | Кол-во час. | Теория, словарь | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Примечания (корректировка программы в течение учебного года) | ||||
О животных (продолжение) | ||||||||||
105. 106. | Б. Житков «Про обезьянку». | 2 | Уроки чтения и изучения. | Выступление с сообщениями по биографии автора, участие в беседе, выразительное чтение, ответы на вопросы. | ||||||
Э. Асадов «Дачники». Чтение и обсуждение стихотворения. | 2 | Комбинированные уроки. | участие в беседе, анализ изобразительно-выразительных средств, выразительное чтение, | |||||||
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны». | 2 | Колдовство | Комбинированный урок. Урок чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, рассказ о своих домашних питомцах | ||||||
С. Михалков «Будь человеком». | 2 | Эгоист | Комбинированный урок. Урок чтения и изучения. | участие в беседе, выразительное чтение, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения | ||||||
Из прошлого нашего народа | ||||||||||
115. | О. Тихомиров «На поле Куликовом». | 2 | Ратник Дань Хан Окрест Сеча | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану | |||||
117 | С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года». | 2 | Колокольня | Комбинированный | Выразительное чтение художественного текста, чтение наизусть отрывка участие в беседе, озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану | |||||
118 | Развитие речи. С. Алексеев « Расссказы о войне 1812 года» | 1 | Урок развития речи | Краткий пересказ по плану (стр.204). | ||||||
119 | Н. Некрасов «Мороз, Красный нос». | 1 | Савраска Тятька | Комбинированный | Выступление с сообщениями по биографии автора, беседа, выразительное чтение отрывка из поэмы | |||||
120 | А. Куприн «Белый пудель» ( отрывки). | 1 | Труппа Шарманка Прописать жару | Урок чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, участие в беседе, озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану | |||||
121 | Вн. чт. Судьба дедушки Лодыжкина и Сережи в повести А. Куприна «Белый пудель». | 1 | Комбинированный | Прослушивание рассказа, ответы на вопросы, устное рисование | ||||||
122. 123 | Л. Жариков «Снега, поднимайтесь метелью». Чтение и обсуждение рассказа. Смысл названия. | 2 | Фашист | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение художественного текста, чтение наизусть отрывка участие в беседе, озаглавливание частей рассказа, пересказ по плану | |||||
124 125 | Ю. Коринец «У Могилы Неизвестного Солдата». Чтение и обсуждение стихотворения. | 2 | Пилотка | Комбинированные | участие в беседе, выразительное чтение, анализ изобразительно-выразительных средств стихотворения | |||||
126 | Вн. чт. Б. Полевой «Сын полка». | 1 | Полк | Комбинированный | участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, выборочный пересказ | |||||
Из произведений зарубежных писателей | ||||||||||
127 | В. Гюго «Гаврош». | 1 | Привольно Трещотка Нищета | Уроки чтения и изучения. | Выступление с сообщениями по биографии автора, беседа, выразительное чтение рассказа | |||||
128 | Развитие речи. В. Гюго «Гаврош» | 1 | Урок развития речи | Характеристика литературного героя по плану (стр.229). | ||||||
129 130 | М. Твен «Приключения Тома Сойера». Чтение и обсуждение отрывков из романа. | 2 | Пикник Ватага Копоть | Уроки чтения и изучения | Выразительное чтение и обсуждение рассказа участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, творческий пересказ | |||||
131 132 | С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Чтение и обсуждение сказки. | 3 | Литературная сказка, афоризм. | Уроки чтения и изучения. | Выразительное чтение и обсуждение рассказа участие в беседе, постановка вопросов к частям рассказа, ответы на вопросы, выборочный пересказ | |||||
133 134 | Г.Х. Андерсен «Русалочка». Чтение и обсуждение сказки. | 2 | Уроки чтения и изучения. | Просмотр в/ф , участие в беседе, выразительное чтение, составление плана пересказа, выборочный пересказ | ||||||
135 | Развитие речи. Сочинение «Мое любимое произведение зарубежной литературы». | 1 | Урок развития речи. | Написание сочинения | ||||||
136 | Итоговый урок. Рекомендации для летнего чтения. | 1 | Составление устных рассказов, запись произведений для летнего чтения. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ И ТВОРЧЕСКИЕ РАБОТЫ
№ | Тема урока (произведение) | Вид работы | Тема (содержание) работы | Место выполнения работы |
Сказки | Сочинение. |
| Классное. | |
О друзьях-товарищах | Сочинение |
| Домашнее | |
Картины родной природы. Зима | Сочинение |
| Классная. | |
О животных | Сочинение |
| Классная. | |
Г.Х. Андерсен «Русалочка». | Сочинение. |
| Классное. |
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
№ | Автор | Название произведения | Объем |
А.С. Пушкин | «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Отрывок | |
И. Суриков | « Ярко светит солнце» | Полностью | |
К. Бальмонт | «Осень» | Полностью | |
В. Брюсов | «Труд» | Полностью | |
А. Пушкин | «Зимняя дорога» | Полностью | |
К. Бальмонт | «К Зиме» | Полностью | |
С. Есенин | «Береза» | Полностью | |
А. Пушкин | «Гонимы вешними лучами» | Полностью | |
С. Есенин | «Черемуха» | Отрывок |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Учебники | Учебные пособия | Методические пособия |
Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Чтение. 5 класс. Малышева З.Ф..М.: Просвещение, 2012 | Методические рекомендации. Чтение. 5–9 классы. VIII вид. Шишкова М. И.М. Просвещение, 2011 |
[1]Урок изучения нового материала (урок ознакомления с новым материалом, актуализации новых знаний, вводный, вступительный, чтения и изучения, чтения и анализа художественного произведения), урок закрепления изученного (тренировочный урок), урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний (контрольный урок, урок анализа ошибок), комбинированный урок (сочетание закрепления материала, изученного на прошлом уроке, и изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний и проверки знаний, закрепления материала, изученного на прошлом уроке (помимо проверки ДЗ!), и обобщения и систематизации знаний, проверки знаний и изучения нового материала.
[2]Участие в беседе, запись лекции, просмотр и анализ компьютерной презентации, кинофрагмента, прослушивание и анализ аудиофрагмента, составление связного письменного высказывания (написание ответа на вопрос, сочинения, изложения), выполнение практикума, самостоятельной работы, лабораторной работы, практической работы, теста, контрольной работы, работы над ошибками, посещение экскурсии по предмету, участие в дискуссии, дидактической игре, семинаре, конференции и т.п.
[3] Заполняется от руки в течение учебного года в случае необходимости изменения количества часов или объединения тем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 6 класс по программе специальных образовательных учреждений 8 вида
Рабочая программа по чтению...
Рабочая программа по чтению и развитию речи для 8 класса (программа 8 вида) по учебнику А.К. Аксеновой.
Рабочая программа курса чтения и развития речи в 8 классе 8 вида составлена на основе программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида 5-9 классов под редакцией В....
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 «В» класс на 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по чтению (литературное чтение) 6 «в» класс 2019-2020 учебный год...
Рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 кл. ( для учащихся с у/о)
Рабочая программа АООП УО вариант 9.1...
Адаптированная рабочая программа предмета «Чтение (Литературное чтение)» для 6 класса
Планируемые результаты изучения предмета «Чтение (Литературное чтение)»Базовый уровеньУченик научится:- читать вслух осознанно, правильно, выразительно;- читать «про себя»;- вы...
Адаптированная рабочая программа по чтению (литературному чтению) 5 класс
Адаптированная рабочая программа составлена на основе:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: Под ред. В.В. Воронковой. –М: Гуманит. изд. центр...