Урок "Преступление и наказание Родионе Раскольникова"
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

 

 

            Открытый урок в 11а классе

«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»

     Цель:проследить, как «потрясенный, выбитый из колеи жизни» герой пришел к преступлению и какое наказание понес.

 

 

 

      Городской семинар-практикум для          слушателей курсов МИОО

«Система работы по развитию слухового восприятия и формирования правильного произношения в школе для слабослышащих детей».

                                                               Дата проведения: 21.03.2006г.

Место проведения: ГОУ специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30 IIвида им. К.А. Микаэльяна.

 

 

                                   Учитель:   ЯРОШЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

               Ход урока

1.Ученик читает сцену убийства старухи-проценщицы и ее сестры Лизаветы:

      «Ни одного мига нельзя было терять более. Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила.

    …Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове… Тут он изо всей силы ударил раз и другой, все обухом, и все по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу: она была уже мертвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и все были сморщены и искажены судорогой.»…

   «Вдруг послышалось, что в комнате, где была старуха, ходят… Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть…Он бросился на нее с топором: губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать… Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени. Она так и рухнулась…»

УЧИТЕЛЬ:

Как пришел герой к такому страшному преступлению, и какое наказание понес? На этом уроке нам предстоит ответить  на эти вопросы, поэтому тема урока сегодня звучит так:

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА».

О причинах своего преступления Раскольников  рассказывает Сонечке  Мармеладовой. Какие это причины?

И почему, прежде, чем объявить  причины, он задает Сонечке вопрос, который его давно мучает. Какой?

2. ОТВЕТ:

Кому жить: подлецам, мерзавцам, типа Лужина, им жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне?

УЧИТЕЛЬ: Задавая этот вопрос, на что он рассчитывал?

ОТВЕТ: Вероятно, на то, что Соня скажет: конечно же, жить Катерине Ивановне. Но Соня неожиданно отвечает: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу… Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить.» Соня живет пео другим законам.  Законам Божьим.

УЧИТЕЛЬ:

И вот такому человеку неожидан, как бы для проверки своей теории, Раскольников открывает душу. Какие причины он называет?

ОТВЕТ:

Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Штука в том: я задал себе один вопрос: что если бы , например, на моем  месте случился Наполеон инее было бы у него , чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Моблан, а была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей просто -запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить ( для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился бы он на это, если бы другого выхода не  было?

…вот я и решил, завладев старухиными деньгами. Уподобить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, - и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать..

… не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил: для себя убил, для себя одного…

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?

ТВАРЬ ЛИ Я ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ…

УЧИТЕЛЬ:

О каком праве идет речь?

5. УЧЕНИК делает сообщение «ИДЕЯ РАСКОЛЬНИКОВА О ПРАВЕ СИЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ».

УЧИТЕЛЬ:

Так какая же причина является главной? Докажите свое мнение. Как на признание Раскольникова реагирует Сонечка?

- Что Вы над собой сделали?! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!

Это она говорит убийце! Почему она его жалеет?

ОТВЕТ: Она поняла, какие муки теперь обрушились на Раскольникова. А почему муки? Ведь у него все удачно получилось: проверил себя, старуха- проценщица убита, деньги спрятаны и золотые украшения спрятаны в надежном месте, против Раскольникова никаких улик. Можно жить спокойно. Но что происходит с Раскольниковым?

УЧИТЕЛЬ: Что происходит с Раскольниковым?

ОТВЕТ: В первое мгновение на следующее утро он думал, что сойдет с ума. Страшный озноб охватил его. С этой минуты и начались его мучения. Он идет в контору с твердым намерением все рассказать: «Войду, встану на колени и скажу,»- подумал он. Но не сказал, а упал в обморок от душевного напряжения  и страха. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его…Ему показалось, что он как будто ножницами ОТРЕЗАЛ САМ СЕБЯ ОТ ВСЕХ И ВСЕГО В ЭТУ МИНУТУ». Даже встреча с матерью и сестрой не приносит радости и успокоения. Он почувствовал, что не может с ними нормально разговаривать, общаться, что непреодолимая стена стала между ними. Состояние муки и страдания постепенно достигает наивысшего напряжения: «Сегодня же! Сегодня же!». «Он не знал, да и недумал о том, куда идти; он знал одно: что это надо кончить сегодня же, за один раз, сейчас же, что домой он иначе не воротится, потому что не хочет так жить. Как кончить? Чем кончить? Об этом он не имел и понятия, да и думать не хотел». Выходит на улицу,… но так и не решил, что же сделать, чтобы закончились муки.

УЧИТЕЛЬ:

Сделаем вывод из сказанного. Бесчеловечная «ИДЕЯ» привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе. Хотя его увлекла идея сильной личности, стоящей над безликой массой «тварей дрожащих», и у него возникло страстное желание войти в число «сильных мира сего», но его душевные муки показали, что примкнуть к миру людей, исповедующих его теорию, Раскольников не может.

Живая душа, человеческая природа сопротивляется идее о праве сильной личности. Болезненное внутреннее состояние Раскольникова вызвано тем, что «натура» уму героя не подвластна. Поэтому-то Порфирий Петрович делает ставку на живую и сложную душу Родиона и старается вывести его из внутреннего равновесия, встревожить, поддержать в нем мучительно- неопределенное самочувствие, которое невыносимо для героя романа.  Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?

ОТВЕТ:

И после преступления Раскольников не признает себя виновным, продолжает верить в свою теорию, оправдывающую «кровь по совести». Суд официальный и юридическое наказание ничего не решили в его судьбе: в своем преступлении он не раскаивается.

УЧИТЕЛЬ:

В чем же тогда упрекает себя Раскольников?

ОТВЕТ:

Раскольников Упрекает себя только в том, что сделал явку с повинной, не вынес идеи, вдохновившей его на преступление. Сознание, что он «ВОШЬ», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать. Вот его размышления после встречи с мещанином: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин тот, кому все разрешается…»

Не торжество победителя, а невыносимые муки рождает в душе Раскольникова совершенное им убийство. Нет, не может он заковать свои чувства в бронзу, преодолеть в себе человека, способного к состраданию и чуткого к несчастьям людей.

УЧИТЕЛЬ: Нет ли противоречия в наших рассуждениях: Раскольников в своем преступлении не раскаивается и тем не менее совершает «явку с повинной»? Почему?

ОТВЕТ:

Страх быть разоблаченным заставил его пойти и сознаться в преступлении. Сознаться быстрее, чтобы не мучиться?

Или к признанию привело Раскольникова противоречие. Он во власти теории, но душа его – душа живого человека, в котором очень сильны чувства гуманные: душевность, жалость, любовь к людям.

Какой же ответ правильный? Хотя против Раскольникова нет твердых доказательств(Миколка признался в убийстве, Свидригайлов, все знавший, застрелился), герой романа делает явку с повинной, потому что не выдержал  мучительного ощущения разъединенности с людьми. Душевная пустота и разомкнутость с людьми просто не выносимы. Самое сильное ощущение Раскольникова – тоска по человеку, желание найти утраченный контакт с людьми. Самое страшное наказание для него – ощущение своей отчужденности от людей.

                                       ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА:

Итак, путь, который избрал Раскольников, порочен,- доказывает Достоевский. «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекари- социалисты,  что ни в каком  устройстве общества не избегните зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой». Достоевский хочет убедить читателя, что источник обновления мира, путь к человеческому братству не в борьбе и протесте, а в нравственном усовершенствовании личности, в единении людей на основе христианских идеалов.

Актуален ли роман в наши дни? Актуален как никогда. В нашем мире насилия, «властелинов» и «тварей дрожащих» развенчание идеи о праве сильной личности очень актуально.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивы преступления Родиона Раскольникова (по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание")

Урок-практикум. Помогает понять сложность и противоречивость образа Родиона Раскольникова, мотивы его преступления. Урок представляет собой исследование авторского текста, является результатом вдумчив...

Методическая разработка открытого урока: Образ Петербурга в раскрытии причин преступления Родиона Раскольникова. (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»).

Урок изучения нового материала с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Презентация к уроку "Теория Родиона Раскольникова и её крушение в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".

Цель урока:  раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «т...

"Преступление и наказание Родиона Раскольникова по роману ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"

Тема урока: «Преступление   и наказание Раскольникова    по   роману Ф.М. Достоевского  «Преступление  и наказание»Тип урока - развитие критического мышлен...

Преступление и наказание Родиона Раскольникова

Презентация для урока литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"....

Конспект открытого урока "Преступление и наказание Родиона Раскольникова"

Конспекты уроков литературы и развития речи в основной школе...