Кубанские поэты о Родине и родной природе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме
Урок развития речи: «Край ты наш кубанский!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок развития речи: «Край ты наш кубанский!» | 37.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи
«Край ты наш кубанский!»
Кубанские поэты о Родине и родной природе
Цели и задачи:
- познакомить с современными поэтами Кубани и их пейзажной лирикой;
-развивать навыки выразительного чтения наизусть и понимание лирического бессюжетного стихотворения;
-воспитывать чувство любви к родной земле через живое и яркое изображение словесной пейзажной зарисовки.
Оборудование для учителя: мультимедийный проектор;
экран;
слайды к уроку;
презентация местного поэта М. В. Рязанова.
Оборудование для детей: тексты стихотворения «Я не рос среди берёз...»
В.Б.Бакалдина.
На доске: фотографии кубанских пейзажей, рисунки детей с изображением уголков природы родного края по мотивам стихотворений кубанских поэтов.
Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, инверсия, тема и идея лирического произведения.
План урока
1.Орг. момент (раздать листы с текстом стихотворения В.Бакалдина
«Я не рос среди берёз...»).
Приветственное слово учителя.
2.Вступительное слово учителя (с элементом беседы).
3.Выразительное чтение учащимися наизусть стихов русских поэтов о родной природе (в рамках проверки домашнего задания).
4. Реализация темы урока:
а) слово учителя;
б) краткое знакомство с некоторыми поэтами Кубани, с основными этапами жизненного пути и творческой биографии каждого из них;
в) выразительное чтение наизусть стихов данных поэтов заранее подготовленными учениками;
г) частичный анализ одного из стихотворений ;
д) презентация творчества лабинского поэта М.Рязанова, сопровождаемая комментариями учителя;
е) представление стихотворений , написанных поэтами СШ№4.
5. Итог урока - прослушивание песни на стихи кубанского поэта, просмотр фотослайдов на тему «На Кубани мы живём».
Ход урока.
I. Орг. момент. Приветственное слово учителя. СЛАЙД 1.
-Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости!
II. Вступительное слово учителя (с элементом беседы).
-Я знаю, дети, что многие из вас часто замечают, как выглядят, например, деревья утром или при заходе солнца; какова река в разное время года, в разное время суток...
С уверенностью могу сказать, что вы все любите прогулки на природе.
-А кто из вас любит слушать и читать стихи? Пожалуйста, поднимите руки!
-Часто ли вы читаете стихи о природе?
-Многие признаются, что читать стихи о природе менее интересно, чем, например, стихи о людях и о событиях. Как вы считаете, почему?
(Порой нам бывает трудно понять настроение автора, переданное в лирическом пейзаже).
-А всё дело, оказывается, в том , что у нас, у читателей и слушателей, должно быть такое же живое и яркое воображение, как у автора, чтобы суметь не только представить то, о чём говорит поэт, но и понять те чувства, которые он хочет передать с помощью описания пейзажа.
-Рассказывая о родине и о родной природе, поэты хотят передать нам такую мысль: чем больше человек узнаёт о жизни и о мире, тем больше он понимает ценность и красоту родной земли.
Среди стихотворений русских поэтов XX века, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке, особенно отчётливо эта мысль звучит у поэтов Дмитрия Кедрина и Николая Рубцова. Хочется, чтобы их лирические произведения прозвучали ещё раз.
Из домашнего задания прошу вас прочитать выразительно наизусть эти стихи.
Кто желает? Пожалуйста!
- Проверка домашнего задания.
Слушаем выборочное выразительное чтение наизусть, обсуждаем , оцениваем.
-Понравилось ли вам исполнение этого стихотворения? Почему?
-Соответствует ли чтение ритмическому рисунку?
-Передано ли авторское настроение? Каково оно?
Дополнительный вопрос отвечающим : в каких строках заключена ИДЕЯ (главная мысль) прочитанного произведения?
-А где в рубцовском стихотворении идея? В каких строках главное?
К учащимся: Как вы понимаете эти слова ?
Прокомментируйте эти строки:
Я бродил бы тридцать лет по свету,
А к тебе вернулся умирать,
Потому что в детстве песню эту
Знать, и надо мной певала мать !
(Д.Б.Кедрин «Алёнушка»)
Когда ж повзрослеет в столице,
Посмотрит на жизнь за границей,
Тогда он оценит Николу,
Где кончил начальную школу...
(Н.М.Рубцов «Родная деревня»)
Здоровьесберегающая физкультминутка.
- Реализация темы урока.
СЛАЙД 2 (с темой урока)
«Край ты наш кубанский!»
1.Слово учителя.
-Сегодня на уроке, ребята, мы поведём разговор о нашей родине, о родной природе, о собственном восприятии окружающего мира и о поэтах- но теперь уже наших землях, которые в своих лирических произведениях сумели нарисовать поэтический образ нашей родной Кубани. Вот они - лирики, воспевшие нашу малую родину.
СЛАЙД 3
2. Знакомьтесь:
Кронид Александрович Обойщиков
Сергей Никанорович Хохлов
Иван Фёдорович Варавва
Виктор Стефанович Подкопаев
Виталий Борисович Бакалдин
Валим Петрович Неподоба
Давайте поближе познакомимся с этими поэтами, окунёмся в поэтический мир их произведений.
- заранее подготовленные ученики выразительно читают наизусть стихи, сопровождаемые слайдами:
- представление каждого поэта при помощи СЛАЙДОВ 4-10,12
НЕПОДОБА ВАДИМ ПЕТРОВИЧ
родился в 1941 году в г. Севастополе. Детские и юношеские годы прошли в станицах Абинской и Белореченской. Окончил Краснодарский педагогический институт и высшие литературные курсы в Москве. Работал учителем в Выселковском районе. Автор пятнадцати книг поэзии и прозы для детей и взрослых : « Вербное утро», «Горсть земли», «Ранние заморозки», «Солнышко проснулось», «Череда», «День спасения», «Мое пророчество» и др.
КАЗАЧЬЯ БЫЛИНА
(отрывок)
Синь над степью восходит густая,
До заката купается в ней
Голубей сизокрылая стая,
Словно дым из белых куреней.
Вены бойных извилистых русел
Меж левад и полей золотых
Черноморьем затянутых в узел
Отношенья народов крутых…
Здесь, под берегом правым Кубани,
С поразившей землёю в глазах
Спит в терновом цветущем кургане
Нашей кровной былины казак..
. . . . . . . . .
Где бы он ни был, тянуло до хаты,
До степи, что в пшеничных возах…
Хохлов С.Н. «Кубанские синие ночи…»
Хохлов Сергей Никанорович
Родился 1927 году на Смоленщине. В 1936 году Хохловы поселились на Кубани, в столице Васюринской. За годы творческой деятельности издан 21 сборник стихов. В соавторстве с композитором Г.Плотниченко поэт написал известную песню «Кубанские синие ночи». В 1992 году С. Хохлову за книгу стихотворений «Предчувствие» присуждена премия Союза писателей России. Новой страницей в творчестве поэта стала историческая поэма «Скифы»(2005)
КУБАНСКИЕ СИНИЕ НОЧИ
Кубанские синие ночи,
Черешен густой аромат,
Шумит за посёлком рабочим
Зелёными ветками сад.
Он весь как хорошая сказка ,
В нём полный разгул соловья.
Эх, сад мой бескрайний кубанский,
Счастливая юность моя.
Его мы с любимою вместе
Сажали весенней порой.
Но где ж ты, подружка – невеста,
Девчонка с тяжёлой косой?
Приди под заветные кроны,
Улыбку свою подари.
Пусть месяца рог золочёный
Нам светит с тобой до зари.
Поют за посёлком гармошки,
И хлопцы девчат веселят.
Ты помнишь ту стёжку-дорожку
И наш удивительный сад?
Обойщиков К.А. «Кубан. – земля такая…» СЛАЙДЫ 4-5
ОБОЙЩИКОВ КРОНИД АЛЕКСАНДРОВИЧ
родился в 1920 году в Ростовской
области. Детские и школьные годы
провел на берегах Дона и Кубани.
Окончил Краснодарское военное
авиационное училище. В годы
Великой Отечественной войны
участвовал в боевых действиях.
Награжден орденами и медалями. В
военные годы началась его
творческая биография. В числе 20
сборников Обойщикова есть
адресованные детям: «Как слоненок
летать учился» (1978), «Светофорик»
(1981), «Это можно, это-нет» (1990) и
др. К 60-летию Победы издан сборник
«Салют Победы» (2005).
- ученик считывает с экрана краткие сведения о поэте.
ПОДКОПАЕВ ВИКТОР СТЕФАНОВИЧ (1922-1973)
родился в Курской области в семье
крестьянина. Учился в Армавирском механико-технологическом техникуме и
Харьковской военно-топографической школе. Участвовал в Великой Отечественной войне. Работал геодезистом-топографом. Первые стихи опубликовал в начале 50-х годов. В.Подкопаев - автор тринадцати поэтических сборников. Главная тема стихов поэта- Кубань, ее замечательные люди, ее удивительная природа.
КРАЙ НАШ ТОПОЛИНЫЙ
Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный-
сторона родная,
край наш тополиный!
Ты весной чудесен,
летом щедр, как в сказке,
край хлебов и песен –
край наш
Краснодарский!
…Весна степь голубит
ласковой прохладой.
Значит, тем,
кто любит,
повстречаться надо.
Лунный свет
потоком
захлестнет влюбленных.
Позовёт их тополь
в тень ветвей зеленых.
Тишина,
как в храме
в звездный час венчанья…
Лишь сердца
Стихами
Говорят в молчанье.
Только шепчет ветер
древние былины…
Ой вы,
степи-степи,
край наш тополиный.
Варавва Иван Федорович (1925-2005)
родился в Ростовской области, с 1936 года жил на Кубани. В 1942 году семнадцатилетним юношей ушел добровольцем на фронт. После войны учился в Киевском государственном университете, Литературном институте в Москве. Многолетний кропотливый труд по сбору и изучению песенного творчества кубанских казаков «Песни казаков Кубани» (1966). В столичных и краснодарских издательствах опубликовано более тридцати поэтических сборников.
«На хуторе нашем вишнёвом»…
На хуторе нашем вишнёвом
У чистой криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы.
И те становые цветочки,
Как щедрой Кубани молва,
Шитьём украшают сорочки,
Подолы рубах, рукава.
На хуторе нашем вишневом,
Где катится речка вольна,
В красивых девичьих обновах
Весь год пламенеет весна.
Проезжий, нездешний, прохожий
Заметит у тихой воды:
Здесь даже одежды похожи
На степь, огороды, сады.
На хуторе нашем вишнёвом
Весною дорога бела
От вишен в цветении новом,
От их молодого тепла.
Я тоже однажды недаром
Из хутора в стылый мороз
Бесценный домашний подарок —
Весну на рубашке— принёс.
Бакалдин Виталий Борисович
родился в 1927 году в Краснодаре. Закончил Краснодарский педагогический институт, работал в школе. Первые стихи опубликовал еще в студенческие годы. В.Бакалдин возглавлял писательскую организацию Кубани, был редактором альманаха «Кубань». Главные темы книг поэта-родной край, земляки-кубанцы.
Я не рос Среди берёз,
Под елями,
Мне не пел
Седой мороз
Вьюгами-метелями,
Я черемух не ломал
Ночью под окошками,
Сок березы не пивал
И грибы не собирал
Целыми лукошками.
На Кубани вырос я,
Мне родней, понятнее
Наши южные края:
Степи необъятные,
Горы хлеба до небес,
Ветки вишен алые,
Если лес—
Так южный лес
Перед перевалами.
И понятен мне прибой,
Дикий ли задумчивый…
Разговор волны
С волной
Я как стих заучивал.
Я запомнил
У крыльца
Тополя зеленые,
Черномазого скворца
Песни немудреные,
В завитушках виноград,
Горы седовласые
И поток,
Что вечно рад
Меж теснин
Отплясывать…
Но, наверно, потому,
Что рожден в России я,
Не пойму,
В каком краю,
Где у нас красивее.
Вид везде
Знакомый, свой,
Близким с детства кажется –
Над Окою ли рекой,
На Кавказе ль кряжистом.
Велики у нас края -
Вся земля российская,
И везде она – моя
Потому и близкая.
3. Частичный анализ стихотворения Бакалдина.
-Скажите ребята, каким образом поэту Бакалдину удается так ярко и правдиво изобразить родные края , выразить свое настроение , показать свою сыновнюю нежную любовь к родной стороне?
Работа учащихся с текстом.
- Эпитеты, метафоры, (в том числе олицетворение ), сравнение инверсия- с примерами- вот те художественно-изобразительные средства, которые использует Виталий Бакалдин (см. приложение), что делает это лирическое произведение ярким, живым, понятным и позволяет создать в собственном воображении рисуемый автором пейзаж.
4. Представление лабинского поэта М. В. Рязанова.
1) Вступительное слово учителя : -В конце октября 2008 года исполнилось 89 лет замечательному человеку, талантливому местному поэту Михаилу Варламовичу Рязанову.
Родившись в далеком 1919 году, он через всю свою жизнь пронес и сохранил большую любовь к родной стране и к своему малому провинциальному Лабинску.
2) Ученическая презентация творчества М. В. Рязанова.
3) Заключительное слово учителя :
-Стихи Михаила Варламовича никого не оставляют равнодушными : с ними встречаешься , как с лучом утреннего солнца ; они проникают в душу, волнуют ее, радуют, тревожат, заставляя думать над смыслом жизни.
Жизнь есть речки течение,
И посев и покос,
И под небом свечение
Яркой кипени роз....
- Чтение стихотворений, написанных поэтами СШ № 4: СЛАЙД 24
1) Слово учителя :
-Родные пейзажи вдохновляют на создание стихов, живописных картин не только профессиональных поэтов и художников, но и обыкновенных жителей Кубани. Посмотрите, пожалуйста, какие замечательные рисунки создаете вы - учащиеся нашей школы. Среди нас есть также и настоящие поэты. Это ученики и учителя.
2) Учитель представляет стихотворение Хамидулиной З.А. (учителя русского языка литературы): СЛАЙД25
"Последний снег"
Последний снег, наверно, выпал,
И стало всё белым-бело,
А Дед Мороз все лужи выпил
И разукрасил всё стекло.
И стынут окнами во мраке
Заиндевелые дома.
Тропинки, словно лист бумаги,
Снег приготовил для письма.
Поставят звери многоточья,
Тире все птицы проведут,
Я разгадаю утром почерк,
Кто там писал, а кто - вот тут.
Пригреет солнышко к обеду,
Растают точки на снегу,
Я точно знаю, что "портрету"
Поставить двойку не смогу.
3) стихотворение ученицы 9-го класса Шараповой Маши «Моя Кубань»:
Люблю смотреть, как снег струится,
На всё притихшее вокруг, каким он саваном ложится...
Когда всё так таинственно и безмятежно,
Когда ледок трещит так звонко, даже нежно.
И с неба сыплются пушистые снежинки,
Такие хрупкие, как будто невидимки.
Люблю тебя, родимый край,
Гостеприимная, свободная Кубань!
Смотрю, как ива зеленеет,
Игривыми лучами облита,
А от нее печалью веет,
Всегда она спокойна и грустна.
И пробуждается тоска…
Такая вот печальная картина
В моей душе рождается тогда.
Люблю стоять я у причала
И слушать тихий шепот волн,
Купаться в море голубом
Чудесным солнечным деньком.
Звенящий чаек разговор…
Краса скалистых снежных гор…
Люблю тебя, мой дом родной,
Всем сердцем, мыслями, душой!
4)"Весенняя песенка" Клишиной Дарьи:
Воздух весенний прохладен, душист,
Нежно трепещет молоденький лист.
Белый подснежник, качаясь, цветёт,
Цветок расцветает и тихо поёт:
"Весна наступает, и птицы летят,
Скворцы и сороки на ветках галдят.
И капли с сосулек, срываясь, звенят.
Улыбки сияют на лицах ребят.
И ветер восточный ласкает листву,
И видно, слышно весну за версту.
И солнца лучами земля облита,
Цветами,листами покрыта она.
И я распускаюсь."А солнце встаёт,
Цветок,чуть качаясь,тихонько поёт.
И воздух,как прежде,прохладен и чист…
И нежно трепещет молоденький лист…
8"А"класс СШ № 4 СЛАЙД 26
- Итог урока - слово учителя:
- Вот так поэты Кубани (в том числе и лабинские) изображают родные края в своих стихах, а главное - делятся своими чувствами к нашей общей малой родине - южной части большой России – Кубани. И тем самым учат нас, читателей, любить её по-настоящему.
А теперь, мне хочется, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение. Это стихи , положенные на музыку, превратившиеся в замечательную песню.
Итак, слова и музыка нашей землячки - лабинчанки Натальи .
Песня «Лабушка»
(звучит песня, сопровожд видеоряд СЛАЙДОВ «На Кубани мы живем /
О кубани мы поём...»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».
Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....
Программа поэтического концерта на тему "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе" в 5 классе
Урок построен в форме составления программы поэтического концерта. Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова и презентацией о художнике Левитане....
Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»
Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....
«Русские поэты XIX века о Родине, о родной природе и о себе». Урок литературы 5 класс
Урок литературы 5 класс...
"Русские поэты 19 века о Родине и родной природе".
Это урок с использованием элементов проектной технологии, цель которого- научиться выразительно читать, воспринимать пейзажную лирику, способствовать развитию творчества учащихся, навыков анализ...
Урок литературы "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо".
Урок литературы в 5 классе по теме "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин и Дон-Аминадо". В рамках урока учащиеся знакомятся с творчеством поэтов XX века, анализируют поэтические...
Русские поэты 19 века о Родине и родной природе
Урок - путешествие для учащихся 5 класса...