Кубанские поэты о Родине и родной природе
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

 Урок развития речи: «Край ты наш кубанский!»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 Урок развития речи

                                  «Край ты наш кубанский!»

                      Кубанские поэты о Родине и родной природе

Цели и задачи:

- познакомить с современными поэтами Кубани и их пейзажной лирикой;

-развивать навыки выразительного чтения наизусть и понимание лирического бессюжетного стихотворения;

-воспитывать чувство любви к родной земле через живое и яркое изображение словесной пейзажной зарисовки.

Оборудование для учителя:    мультимедийный проектор;

                                                      экран;

                                                      слайды к уроку;

                                                      презентация местного поэта М. В. Рязанова.

Оборудование для детей: тексты стихотворения «Я не рос среди берёз...»

В.Б.Бакалдина.

На доске: фотографии кубанских пейзажей, рисунки детей с изображением уголков природы родного края по мотивам стихотворений кубанских поэтов.

Теория литературы: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, инверсия, тема и идея лирического произведения.

План урока

1.Орг. момент (раздать листы с текстом стихотворения В.Бакалдина

«Я не рос среди берёз...»).

Приветственное слово учителя.

2.Вступительное слово учителя (с элементом беседы).

3.Выразительное чтение учащимися наизусть стихов русских поэтов               о родной природе (в рамках проверки домашнего задания).

4. Реализация темы урока:

а) слово учителя;

б) краткое знакомство с некоторыми поэтами Кубани, с основными этапами жизненного пути и творческой биографии каждого из них;

в) выразительное чтение наизусть стихов данных поэтов заранее подготовленными учениками;

г) частичный анализ одного из стихотворений ;

д) презентация творчества лабинского поэта М.Рязанова,           сопровождаемая комментариями учителя;

е) представление стихотворений , написанных поэтами СШ№4.

5. Итог урока - прослушивание песни на стихи кубанского поэта,            просмотр фотослайдов на тему «На Кубани мы живём».

                                                  Ход урока.

I. Орг. момент.  Приветственное слово учителя.                           СЛАЙД 1.

-Добрый день, ребята!  Здравствуйте, уважаемые гости!

II. Вступительное слово учителя (с элементом беседы).

-Я знаю, дети, что многие из вас часто замечают, как выглядят, например, деревья утром или при заходе солнца; какова река в разное время года,           в разное время суток...

С уверенностью могу сказать, что вы все любите прогулки на природе.

-А кто из вас любит слушать и читать стихи?  Пожалуйста, поднимите руки!

-Часто ли вы читаете стихи о природе?

-Многие признаются, что читать стихи о природе менее интересно, чем, например, стихи  о людях и о событиях. Как вы считаете, почему?

(Порой нам бывает трудно понять настроение автора, переданное                   в лирическом пейзаже).

-А всё дело, оказывается, в том , что у нас, у читателей и слушателей, должно быть такое же живое и яркое воображение, как у автора, чтобы суметь не только представить то, о чём говорит поэт, но и понять те чувства, которые он хочет передать с помощью описания пейзажа.

-Рассказывая о родине и о родной природе, поэты хотят передать нам такую мысль: чем больше человек узнаёт о жизни и о мире, тем больше он понимает ценность и красоту родной земли.

Среди стихотворений русских поэтов XX века, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке, особенно отчётливо эта мысль звучит у поэтов Дмитрия Кедрина и Николая Рубцова. Хочется, чтобы их лирические произведения прозвучали ещё раз.

Из домашнего задания прошу вас прочитать выразительно наизусть эти стихи.

Кто желает? Пожалуйста!

  1. Проверка домашнего задания.

Слушаем выборочное выразительное чтение наизусть, обсуждаем , оцениваем.

-Понравилось ли вам исполнение этого стихотворения? Почему?

-Соответствует ли чтение ритмическому рисунку?

-Передано ли авторское настроение? Каково оно?

Дополнительный вопрос отвечающим : в каких строках заключена ИДЕЯ (главная мысль) прочитанного произведения?

-А где в рубцовском стихотворении идея? В каких строках главное?

К учащимся: Как вы понимаете эти слова ?

                         Прокомментируйте эти строки:

Я бродил бы тридцать лет по свету,

А к тебе вернулся умирать,

         Потому что в детстве песню эту

         Знать, и надо мной певала мать !

(Д.Б.Кедрин «Алёнушка»)

Когда ж повзрослеет в столице,

Посмотрит на жизнь за границей,

 Тогда он оценит Николу,

 Где кончил начальную школу...

                                                                        (Н.М.Рубцов «Родная деревня»)

                              Здоровьесберегающая физкультминутка.

  1. Реализация темы урока.

СЛАЙД 2 (с темой урока)

«Край ты наш кубанский!»

1.Слово учителя.

-Сегодня на уроке, ребята, мы поведём разговор о нашей родине, о родной природе, о собственном восприятии окружающего мира и о поэтах- но теперь уже наших землях, которые в своих лирических произведениях сумели нарисовать поэтический образ нашей родной Кубани.                                      Вот они - лирики, воспевшие нашу малую родину.

СЛАЙД 3

2. Знакомьтесь:

Кронид Александрович Обойщиков

Сергей Никанорович Хохлов

Иван Фёдорович Варавва

Виктор Стефанович Подкопаев

Виталий Борисович Бакалдин

Валим Петрович Неподоба

Давайте поближе познакомимся с этими поэтами, окунёмся в поэтический мир их произведений.

  • заранее подготовленные ученики выразительно читают наизусть стихи, сопровождаемые слайдами:             
  • представление каждого поэта при помощи СЛАЙДОВ  4-10,12             

НЕПОДОБА ВАДИМ ПЕТРОВИЧ 

 родился в 1941 году в г. Севастополе. Детские и юношеские годы прошли в станицах Абинской и Белореченской. Окончил Краснодарский педагогический институт и высшие литературные курсы в Москве. Работал учителем в Выселковском районе. Автор пятнадцати книг поэзии и прозы для детей и взрослых : « Вербное утро», «Горсть земли», «Ранние заморозки», «Солнышко проснулось», «Череда», «День спасения», «Мое пророчество» и др.

                                             КАЗАЧЬЯ БЫЛИНА

(отрывок)

Синь над степью восходит густая,

До заката купается в ней

Голубей сизокрылая стая,

Словно дым из белых куреней.


Вены бойных извилистых русел

Меж левад и полей золотых

Черноморьем затянутых в узел

Отношенья народов крутых…


Здесь, под берегом правым Кубани,

С поразившей землёю в глазах

Спит в терновом цветущем кургане

Нашей кровной былины казак..

.       .      .     .      .      .      .      .      .

Где бы он ни был, тянуло до хаты,

До степи, что в пшеничных возах…

Хохлов С.Н. «Кубанские синие ночи…»

 Хохлов Сергей Никанорович

 Родился 1927 году на Смоленщине. В 1936 году Хохловы поселились на Кубани,               в столице Васюринской. За годы творческой деятельности издан 21 сборник стихов.                   В соавторстве с композитором Г.Плотниченко  поэт написал известную песню «Кубанские синие ночи». В 1992 году С. Хохлову за книгу стихотворений «Предчувствие» присуждена премия Союза писателей России. Новой страницей                  в творчестве поэта стала историческая поэма «Скифы»(2005)

                                             КУБАНСКИЕ СИНИЕ НОЧИ

Кубанские синие ночи,
Черешен густой аромат,
Шумит за посёлком рабочим 
Зелёными ветками сад.

Он весь как хорошая сказка ,
В нём полный разгул соловья. 
Эх, сад мой бескрайний кубанский,
Счастливая юность моя.

Его мы с любимою вместе 
Сажали весенней порой.
Но где ж ты, подружка – невеста, 
Девчонка с тяжёлой косой? 

Приди под заветные кроны,
Улыбку свою подари.
Пусть месяца рог золочёный 
Нам светит с тобой до зари. 

Поют за посёлком гармошки, 
И хлопцы девчат веселят. 
Ты помнишь ту стёжку-дорожку 
И наш удивительный сад?

Обойщиков К.А. «Кубан. – земля такая…»  СЛАЙДЫ 4-5

ОБОЙЩИКОВ         КРОНИД          АЛЕКСАНДРОВИЧ

родился в 1920 году в Ростовской

области. Детские и школьные годы

провел на берегах Дона и Кубани.

Окончил Краснодарское военное

авиационное училище. В годы

Великой Отечественной войны

участвовал в боевых действиях.

Награжден орденами и медалями.  В
военные годы началась его

творческая биография. В числе 20

сборников Обойщикова есть

адресованные детям: «Как слоненок

летать учился» (1978), «Светофорик»

(1981), «Это можно, это-нет» (1990) и

др. К 60-летию Победы издан сборник

«Салют Победы» (2005).

  • ученик считывает с экрана краткие сведения о поэте.

ПОДКОПАЕВ ВИКТОР СТЕФАНОВИЧ (1922-1973)

 родился в Курской области в семье

 крестьянина. Учился в Армавирском механико-технологическом техникуме и

Харьковской военно-топографической школе. Участвовал в Великой Отечественной войне. Работал геодезистом-топографом. Первые стихи опубликовал в начале 50-х годов. В.Подкопаев -  автор тринадцати поэтических сборников. Главная тема стихов поэта- Кубань, ее замечательные люди, ее удивительная природа.

КРАЙ НАШ ТОПОЛИНЫЙ

Даль степей сквозная,
Гор размах орлиный-

сторона родная,
край наш тополиный!

Ты весной чудесен,
летом щедр, как в сказке,
край хлебов и песен –
край наш

 Краснодарский!


…Весна степь голубит
ласковой прохладой.
Значит, тем,

кто любит,
повстречаться надо.


Лунный свет

потоком
захлестнет влюбленных.

Позовёт их тополь
в тень ветвей зеленых.

Тишина,

как в храме

в звездный час венчанья…

Лишь сердца

Стихами

Говорят в молчанье.


Только шепчет ветер
древние былины…
Ой вы,

 степи-степи,
край наш тополиный.

Варавва Иван Федорович (1925-2005)

родился в Ростовской области, с 1936 года жил на Кубани. В 1942 году семнадцатилетним юношей ушел добровольцем на фронт. После войны учился в Киевском государственном университете, Литературном институте в Москве. Многолетний кропотливый труд по сбору и изучению песенного творчества кубанских казаков «Песни казаков Кубани» (1966). В столичных и краснодарских издательствах опубликовано более тридцати поэтических сборников.

«На хуторе нашем вишнёвом»…

На хуторе нашем вишнёвом

У чистой криничной воды
Девчата справляют обновы,
К заре поднимают цветы.

И те становые цветочки,
Как щедрой Кубани молва,
Шитьём украшают сорочки,
Подолы рубах, рукава.

На хуторе нашем вишневом,
Где катится речка вольна,
В красивых девичьих обновах
Весь год пламенеет весна.


Проезжий, нездешний, прохожий
Заметит у тихой воды:
Здесь даже одежды похожи
На степь, огороды, сады.

На хуторе нашем вишнёвом
Весною дорога бела
От вишен в цветении новом,
От их молодого тепла.


Я тоже однажды недаром
Из хутора в стылый мороз
Бесценный домашний подарок —
Весну на рубашке— принёс.

Бакалдин Виталий Борисович

родился в 1927 году в Краснодаре. Закончил Краснодарский педагогический институт, работал в школе. Первые стихи опубликовал еще в студенческие годы.            В.Бакалдин возглавлял писательскую организацию Кубани, был редактором альманаха «Кубань». Главные темы книг поэта-родной край, земляки-кубанцы.

Я не рос                                                                                                                                                                   Среди берёз,

Под  елями,

Мне не пел

Седой мороз

Вьюгами-метелями,

Я черемух не ломал

Ночью под окошками,

Сок березы не пивал

И грибы не собирал

Целыми лукошками.

На Кубани вырос я,

Мне родней, понятнее

Наши южные края:

Степи необъятные,

Горы хлеба до небес,

Ветки вишен алые,

Если лес—

Так южный лес

Перед перевалами.

И понятен мне прибой,

Дикий ли задумчивый…

Разговор волны

С волной

Я как стих заучивал.

Я запомнил

У крыльца

Тополя зеленые,

Черномазого скворца

Песни немудреные,

В завитушках виноград,

Горы седовласые

И поток,

Что вечно рад

Меж теснин

Отплясывать…

Но, наверно, потому,

Что рожден в России я,

Не пойму,

В каком краю,

Где у нас красивее.

Вид везде

Знакомый, свой,

Близким с детства кажется –

Над Окою ли рекой,

На Кавказе ль кряжистом.

Велики у нас края -

Вся земля российская,

И везде она – моя

Потому и близкая.

3. Частичный анализ стихотворения Бакалдина.

-Скажите ребята, каким образом поэту Бакалдину удается так ярко и правдиво изобразить родные края , выразить свое настроение , показать свою сыновнюю нежную любовь к родной стороне?

 Работа учащихся с текстом.

  • Эпитеты, метафоры, (в том числе олицетворение ), сравнение инверсия- с примерами- вот те художественно-изобразительные средства, которые использует Виталий Бакалдин (см. приложение), что делает это лирическое произведение ярким, живым, понятным и позволяет создать в собственном воображении рисуемый автором пейзаж.

4. Представление лабинского поэта М. В. Рязанова.

1) Вступительное слово учителя :                 -В конце октября 2008 года исполнилось 89 лет замечательному человеку, талантливому местному поэту Михаилу Варламовичу Рязанову.

Родившись в далеком 1919 году, он через всю свою жизнь пронес и сохранил большую любовь к родной стране и к своему малому провинциальному Лабинску.

2) Ученическая презентация творчества М. В. Рязанова.

3) Заключительное слово учителя :

-Стихи Михаила Варламовича никого не оставляют равнодушными : с ними встречаешься , как с лучом утреннего солнца ; они проникают в душу, волнуют ее, радуют, тревожат, заставляя думать над смыслом жизни.

Жизнь есть речки течение,

И посев и покос,

И под небом свечение

Яркой кипени роз....

  1. Чтение стихотворений, написанных поэтами СШ № 4:    СЛАЙД 24

1) Слово учителя :    

-Родные пейзажи вдохновляют на создание стихов, живописных картин не только профессиональных поэтов и художников, но и обыкновенных жителей Кубани. Посмотрите, пожалуйста, какие замечательные рисунки создаете вы - учащиеся нашей школы. Среди нас есть также и настоящие поэты. Это ученики и учителя.

2) Учитель представляет стихотворение Хамидулиной З.А.           (учителя русского языка литературы):  СЛАЙД25    

"Последний снег"

Последний снег, наверно, выпал,

И стало всё белым-бело,

А Дед Мороз все лужи выпил

И разукрасил всё стекло.

И стынут окнами во мраке

Заиндевелые дома.

Тропинки, словно лист бумаги,

Снег приготовил для письма.

Поставят звери многоточья,

Тире все птицы проведут,

Я разгадаю утром почерк,

Кто там писал, а кто - вот тут.

                                           Пригреет солнышко к обеду,

Растают точки на снегу,

Я точно знаю, что "портрету"

Поставить двойку не смогу.

3) стихотворение ученицы 9-го класса Шараповой Маши                           «Моя Кубань»: 

Люблю смотреть, как снег струится,

На всё притихшее вокруг, каким он саваном ложится...

Когда всё так таинственно  и безмятежно,

Когда ледок трещит так звонко, даже нежно.

И с неба сыплются пушистые снежинки,

Такие хрупкие, как будто невидимки.

Люблю тебя, родимый край,

Гостеприимная, свободная Кубань!

Смотрю, как ива зеленеет,

Игривыми лучами облита,

А от нее печалью веет,

Всегда она спокойна и грустна.

И пробуждается тоска…

Такая вот печальная картина

В моей душе рождается тогда.

Люблю стоять я у причала

И слушать тихий шепот волн,

Купаться в море голубом

Чудесным солнечным деньком.

Звенящий чаек разговор…

Краса скалистых снежных гор…

Люблю тебя, мой дом родной,

Всем сердцем, мыслями, душой!

                             

                               4)"Весенняя песенка" Клишиной Дарьи:

Воздух весенний прохладен, душист,

Нежно трепещет молоденький лист.

Белый подснежник, качаясь, цветёт,

Цветок расцветает и тихо поёт:

"Весна наступает, и птицы летят,

Скворцы и сороки на ветках галдят.

И капли с сосулек, срываясь, звенят.

Улыбки сияют на лицах ребят.

И ветер восточный ласкает листву,

И видно, слышно весну за версту.

И солнца лучами земля облита,

Цветами,листами покрыта она.

И я распускаюсь."А солнце встаёт,

Цветок,чуть качаясь,тихонько поёт.

И воздух,как прежде,прохладен и чист…

И нежно трепещет молоденький лист…

           8"А"класс СШ № 4                                                              СЛАЙД 26

  1. Итог урока - слово учителя:                            

 - Вот так поэты Кубани (в том числе и лабинские) изображают родные края в своих стихах, а главное - делятся своими чувствами к нашей общей малой родине - южной части большой России – Кубани. И тем самым учат нас, читателей, любить её по-настоящему.  

    А теперь, мне хочется, чтобы вы послушали ещё одно стихотворение. Это стихи , положенные на музыку, превратившиеся     в замечательную песню.

   Итак, слова и музыка нашей землячки - лабинчанки Натальи .

   Песня «Лабушка»

(звучит песня, сопровожд  видеоряд СЛАЙДОВ «На Кубани мы живем /

                                                                                      О кубани мы поём...»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по литературе в 5 классе по теме: ": «Русские поэты XX века о Родине и родной природе. Н. Рубцов «Родная деревня».

Конспект урока по литературе в 5 классе с анализом лирического произведения....

Программа поэтического концерта на тему "Русские поэты XIX века о Родине и родной природе" в 5 классе

Урок построен в форме составления программы поэтического концерта. Лирика Ф.И. Тютчева, А.А. фета, И.С. Никитина, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова, И.З.  Сурикова и презентацией о художнике Левитане....

Конспект урока по литературе. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе»

Литература. 5 класс. «Русские поэты 20 века о родине и родной природе». Поэты: А. Прокофьев, Д. Кедрин, Н. Рубцов. Художник Васнецов....

"Русские поэты 19 века о Родине и родной природе".

Это урок с использованием элементов проектной технологии, цель которого- научиться выразительно читать,  воспринимать пейзажную лирику, способствовать развитию творчества учащихся, навыков анализ...

Урок литературы "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо".

Урок литературы в 5 классе по теме "Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А. Бунин и Дон-Аминадо". В рамках урока учащиеся знакомятся с творчеством поэтов XX века, анализируют поэтические...

Русские поэты 19 века о Родине и родной природе

Урок - путешествие для учащихся 5 класса...