ДОКЛАД НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ».
статья (9 класс) на тему
Для формирования учебно-познавательных компетенций, начиная с 5 класса, мной используется комплексная работа с текстом, которая даёт возможность организовать постепенную подготовку к сочинению, изложению, ГИА и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ФИЛИАЛ МБОУ «СТРЕЛЕЦКАЯ СОШ»
В ПОС. НОВАЯ ЖИЗНЬ
ТАМБОВСКОГО РАЙОНА
ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ».
Подготовила: Кадашова Е.В.,
учитель русского языка и литературы
Современное образование претерпевает изменения. Проблемы ключевых компетентностей находят все более широкое обсуждение среди педагогов школы. Цель компетентностей – помочь ребенку адаптироваться в социальном мире. Так как обучение идет не только в школе , а под воздействием семьи, друзей, работы, культуры, то и, по моему мнению, формирование ключевых компетентностей школьника идет посредством обучения и воспитания. Как в условиях модернизации Российского образования помочь ребенку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнер. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками.
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывает недостаточно для общего развития. Отсюда возникает необходимость в непрерывном самообразовании, самостоятельном добывании знаний. Но не все учащиеся способны самостоятельно добывать знания, для этого нужны ключевые компетенции и их возможности овладения ими с помощью средств различных учебных дисциплин. Ключевые компетенции – это умения и навыки в любой области деятельности. Это заказ общества к подготовке его граждан в современных условиях жизни.
Выделены следующие группы ключевых компетенций: целостно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые компетенции, компетенции личностного самосовершенствования.
Педагоги школы понимают, что в современном образовании главное не передавать сумму знаний, а формировать компетентность. Перед учителем сегодня стоит задача помочь ученику в организации процесса деятельности, обеспечить его ресурсами, проблематизировать ученика, стимулировать его к самостоятельным поискам, анализу своей деятельности. Что мы можем предложить сегодня ученику, ориентированному на личную деятельность, на сотрудничество и успех? Так, преподаватели русского языка и литературы школы внедряют ключевые компетенции в учебно-воспитательный процесс по двум подходам: 1) внедрение ключевых компетенций на уроке; 2) формирование ключевых компетенций учащихся в процессе внеклассной работы (элективные курсы, факультативы, социальное проектирование).
Уроки русского языка и литературы способствуют развитию коммуникативной, информационно-познавательной компетентности. Основными видами деятельности на уроке являются: выделение главной мысли текста, заключение в схемы, таблицы. Работа с текстом строится на интерпретации, алгоритмизации, презентации. В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль.
Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием интерактивных форм обучения: урок-конференция, урок-суд, урок-спектакль, урок-дискуссия, урок-презентация проекта. Особо хочется отметить метод проектов, который вводится в школе в структуру уроков. Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проектов. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме, связанной с существуюшей реальностью.
Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни.
Через активные формы обучения формируются важные ключевые компетенции: коммуникативная, учебно-познавательная, информационная, социальная, общекультурная, компетенция личностного самосовершенствования.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
Информационные компетенции.
Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем и т.п.) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Учебно-познавательные компетенции.
Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владение приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных статистических и иных методов познания.
Общекультурные компетенции.
Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно- досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Ценностно-смысловые компетенции.
Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Социально-трудовые компетенции.
Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. Но в период обучения у него формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает эти компетенции с образовательной точки зрения. Образовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, например, взрослый специалист, а только к тем, которые включены в состав общеобразовательных областей и учебных предметов. Такие компетенции отражают предметно- деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
Важнейшей чертой, характеризующей российское образование последних лет, является использование современных технологий для оценки учебных достижений учащихся. Для этого применяются механизмы централизованного тестирования и ЕГЭ. На уроках русского языка и литературы я работаю над формированием ключевых компетенций старшеклассников в процессе самостоятельной работы при подготовке к итоговой аттестации.
Самостоятельная работа учащихся – многообразные виды индивидуальной и групповой учебной деятельности школьников, осуществляемой ими по заданиям, без непосредственного участия учителя. Выполнение этих заданий требует от учащихся активной мыслительной деятельности, самостоятельного решения различных познавательных задач.
Для формирования учебно-познавательных компетенций, начиная с 5 класса, мной используется комплексная работа с текстом, которая даёт возможность организовать постепенную подготовку к сочинению, изложению, ГИА и ЕГЭ, обеспечивая повторение, обобщение и систематизацию всего изученного, что оказывает влияние на речевую подготовку учащихся, необходимую как для анализа текста, так и для его создания.
Учащиеся самостоятельно с учётом дифференциации в классе и дома выполняют задания на основе небольших текстов. В случае затруднения они используют алгоритм.
- Вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия и прогноз его содержания и проблематики.
- Осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета.
Также составляют текст из «перепутанных» предложений. Это развивает логическое мышление. И не только. Обучающиеся понимают, как может в тексте осуществляться связь между предложениями, какие могут быть варианты начала текста. (А ведь удачно начать текст – это самое трудное). Далее выполняется ряд заданий (с выбором ответа, с краткими и развёрнутыми ответами): по фонетике, лексике, грамматике. И все эти задания связаны с текстом. Это не столько способ контроля, проверки, самопроверки, сколько метод обучения, развития речевых способностей. Одновременно это путь, который ведёт к успеху на экзаменах. Внимательно анализируя тексты, учащиеся учатся их составлять (писать сочинения, изложения, доклады). В этом им помогают хорошие образцы и понимание того, что такое текст, каковы законы его построения.
С целью управления познавательным процессом, обеспечения
самостоятельной деятельности учащихся применяется приём
«бортовой журнал», фиксирующий информацию с помощью слов,
кратких предложений и умозаключений, вопросов.
Что мне известно по данной теме? | Что нового я узнал из текста? Какие чувства испытал? Почему? |
Вместе с тем мной используется приём «двухчастный дневник»,
который дает возможность учащимся увязать содержание текста со
своим личным опытом.
Цитата | Комментарии |
В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.
Также на уроках учащиеся работают с таблицей «Толстых» и «Тонких»
вопросов, где по ходу работы в правую колонку записываются вопросы,
требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы,
требующие подробного развёрнутого ответа.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
Толстые? | Тонкие? |
Дайте три объяснения, почему…? Объясните, почему…? Почему Вы думаете…? В чём различие…? | Кто? Что? Когда? Может? Будет…? Как звать…? Согласны ли Вы…? Верно ли…? |
На протяжении всего учебного процесса осуществляется рефлексия, выполняя на разных его этапах различные функции. Наиболее важной для развития личности является письменная рефлексия. Большое внимание уделяется написанию эссе, которое призвано обратить учащегося к своему опыту по определенному вопросу.
Используемый приём «эпиграф» ставит цель диагностировать умения учащихся работать с текстом на начальном этапе. Ученики продумывают тему, если к ней дан эпиграф, или почему уроку предпослан такой эпиграф. Такая работа учит детей подбирать эпиграф к собственному сочинению, докладу, реферату.
Во время самостоятельной работы при подготовке к итоговой аттестации у учащихся формируются информационно-коммуникативные
компетенции.
В развитии навыков работы с разнообразными источниками
информации является приём « кластеры » (приём развития критического
мышления), который позволяет выделить смысловые единицы текста и
графически оформить в определённом порядке в виде грозди. Грозди –
графический приём в систематизации материала. (Приложение №1)
Особо хочется отметить метод проектов, который вводится в школе в
структуру уроков. Работа над проектом позволяет самостоятельно
добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные
навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию.
На уроке литературы в 9 классе мной было предложено разработать урок – конференцию на тему « Великая Отечественная война в произведениях современной литературы », где одна из задач – воспитание подрастающего поколения на произведениях современной литературы о войне. Разбившись на группы, учащиеся нашли материал по теме, переработали его, провели исследование, сделали вывод. В итоге каждый ученик выступил со своей презентацией. Например, « Женщина на войне », гипотеза которой заключалась в следующем: в произведениях
современной литературы роль женщины определяется как хранительницы мира на земле. Результаты исследования позволили сделать вывод: гипотеза верна.
На своих уроках я применяю различные формы обучения:
фронтальные, индивидуальные, групповые. Чаще всего сочетаю
фронтальную и индивидуальную работу с групповой работой.
Применение общих форм работы в соответствии с конкретными целями
обучения даёт множество конкретных форм организации учебно-
воспитательной работы: урок, семинар, лекции. На таких уроках
создаются условные ситуации, где учащиеся находят из них выход.
Целенаправленная систематическая работа по формированию
ключевых компетенций старшеклассников в процессе самостоятельной
работы при подготовке к итоговой аттестации даёт свои результаты.
Итоги государственной аттестации учащихся 9 класса
Учебный год | Качество знаний |
2010 - 2011 | 75 % |
2011 - 2012 | 83% |
2012 - 2013 | 75% |
В заключение следует отметить, что проблема ключевых
компетенций находит все более широкое обсуждение и применение.
Компетенции в общем смысле помогают индивидууму в решении стоящих
перед ним задач, дают возможность строить жизнь, приносящую
удовлетворение, и активно участвовать в дальнейшем политическом и
культурном развитии общества, а также позволяют личности быть
постоянно востребованной на рынке труда.
Приложение №1
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.- Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001г.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. - №2. – С. 58- 64.
- Ермаков Д. «Компетентность в решении проблем». Народное образование, 2005, №9.
- Дахин А.В. «Компетенция и компетентность», Народное образование, 2004, №4.
- Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования» // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов. – М.:ИОСО РАО, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Формирование информационно-коммуникативных компетенций на уроках естественно-научного цикла»
Современному преподавателю все более сложно видеть себя в образовательном процессе без использования информационных технологий. Их использование в преподавании требует специальной подготовки не только...
Итоги и перспективы работы по подготовке к итоговой аттестации в 2014-2015 учебном году
В гимназии разработана Программа, которая предусматривает проведение комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы, объединенных в систему, предназначенную дл...
Из опыта работы "Особенности подготовки к итоговой аттестации в формате ОГЭ"
Для учителей математики, работающих в 9 классе....
ДОКЛАД на тему: «Формирование музыкальной культуры подростков в процессе кружковой работы».
Воспитание подрастающего поколения невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения опытом мирового культурного наследия прошлого. В процессе формирован...
ДОКЛАД по теме: «Подготовка к итоговой аттестации. Роль тестовых работ»
О проведении тестовых работ на уроках математики...
Доклад на тему "Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие способствующиее приобритению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья"
Доклад на тему "Формирование общих (ключевых) компетенций на уроках ОБЖ как необходимое условие способствующиее приобритению у обучающихся навыка сохранения жизни и здоровья"...
Сборник примерных экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по математике
Данный сборник составлен в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Математика» и содержит десять вариантов примерных экзаменационных работ. Задания составлены в соотве...