Сопоставительный анализ произведения В.В. Вересаева «Мать» и В.С. Гроссмана «Сикстинская мадонна»
план-конспект урока (9 класс) на тему
Данная разработка представляет собой урок внеклассного чтения. Я умышленно ушла от традиционного урока в 9 классе, постралась избежать теории литературы, которая, как мне показалось, может затруднить восприятие (духовное) текстов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сопоставительный анализ художественных произведений. | 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 б классе
Сопоставительный анализ произведения В.В. Вересаева «Мать» и
В.С. Гроссмана «Сикстинская мадонна»
Учитель русского языка и литературы Бутримова Н.С.
Цели урока:
Обучающая – формирование умений и навыков по сравнительному анализу прозаических текстов; дальнейшее обучение работе с текстами;
Развивающая – развитие устной и письменной речи учащихся; активизация мыслительной и учебно-познавательной деятельности с помощью проблемных вопросов; формирование умения обобщать, делать выводы, сравнивать.
Воспитывающая – способствовать развитию уважения к родной литературе и любви к русской истории.
Оборудование: тексты произведений, репродукция картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», mp-3 запись Шуберта, короткометражный фильм «Сикстинская мадонна».
План урока.
I. Введение в тему урока..
II. Осмысление темы урока.
III. Работа с текстами произведений.
IV. Выводы.
V. Оценивание ответов учащихся.
VI. Домашнее задание.
Ход урока.
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите на доску. Перед вами картина Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Какие чувства вызывает у вас эта картина, какие эмоции? Мы с вами ходим в музеи, картинные галереи, мы видим множество произведений искусства. Как вы считаете, почему очень часто получается так, что мимо одного полотна мы проходим мимо, а у другого останавливаемся? Что влечет к этому полотну людей разных эпох, разного мировоззрения? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы. На нашем уроке мы продолжим работу над сопоставительным анализом прозаического текста. Я предлагаю вам сравнить два произведения, посвященных полотну Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Это рассказ В. Вересаева «Мать» и рассказ В. Гроссмана «Сикстинская мадонна». Эти два рассказа написаны с разницей в 53 года ( «Мать»- 1902, «С.М.» - 1955). Ребята, как вы считаете, для чего мы сравниваем два произведения? (Чтобы понять чувства разных людей, живших в разное время, которые видят одно произведение искусства). Каково значение названий произведений? (Мадонна=мать, названия синонимичны).
- Работа со словарем. Что такое сопоставление? В толковом словаре так трактуется слово «сопоставление» (сравнение): «Сравнение – рассмотрение одного в связи с другим для установления сходства и различия, для установления преимуществ одного перед другим; сопоставление». Сопоставление является одним из ведущих методов литературно-художественной критики. Сопоставлять (сравнивать) можно поэтическое и прозаическое произведения, произведения разных жанров, разных эпох. В основе будет всегда один и тот же принцип – найти сходства и различия. Итак, перейдем к рассказам.
Ребята, определите, какие микротемы можно выделить в этих произведениях.
- Работа с текстами.
В.В. Вересаев | В.С. Гроссман |
Место действия | |
Дрезден | Москва (холодное утро 30 мая 1955 года) |
Первоначальное отношение к картине | |
Довольно несерьезное «мне нравились только два ангелочка внизу», где-то враждебное, неприятное чувство, насмешка над картиной и людьми, разглядывающими ее. | Шанс увидеть великие картины перед отправкой в Германию. Общий настрой серьезен, «бессмертие – ужасное по мощи слово». Умрут люди, на картину придут смотреть животные, птицы, насекомые. |
Вывод | |
Шел смотреть, т.к. это надо увидеть, «стыдно не восхищаться». | Желание прикоснуться к прекрасному после ужасов войны. |
Мать и младенец | |
Все вокруг исчезло, все затуманилось, «из… тумана резко выделялись два лица – младенца и матери»; она серьезная и задумчивая, девическое лицо, отуманенное дымкой предчувствия. Глаза младенца «большие, страшно большие и страшно черные. Он видит свою судьбу» (повторяющаяся деталь). «Эти глаза видели вдали все: видели вставших на защиту порядка фарисеев, и предателя-друга, и умывающего руки чиновника-судью, и народ, кричавший: «Распни его!» Да, он видел этим проникающим взглядом, как будет стоять под терновым венцом, исполосованный плетьми, с лицом, исковерканным обидою, животною мукою, как там, через зал, на маленькой картине Гвидо Рени…» Мать не прячет сына, она как бы поворачивает его лицом к судьбе. «…И все-таки она не прижимала сына к себе, не старалась защитить его от будущего. Она, напротив, грудью поворачивала его навстречу будущему. И серьезное, сосредоточенное лицо ее говорило: «Настали тяжелые времена, и не видеть нам радости. Но нужно великое дело, и благо ему, что он это дело берет на себя!» | «…Я увидел молодую мать, держащую на руках ребенка». Автор сравнивает материнство Мадонны с прелестью тоненькой яблоньки, родившей первое яблоко, с молодой матерью косулей. Раскрыта тайна материнской красоты! Младенец видит свою судьбу. «Взор устремлен одновременно вперед и внутрь себя», «Их лица тихи и печальны. Может быть, они видят Голгофский холм, и пыльную, каменистую дорогу к нему, и безобразный, короткий, тяжелый, неотесанный крест, который ляжет на это плечико, ощущающее сейчас тепло материнской груди…» Здесь так же мать не прячет сына, она как бы поворачивает его лицом к судьбе. «…Она не протягивает ребенка навстречу судьбе, не прячет свое дитя. И мальчик не прячет лица на груди у матери. Вот, вот он сойдет с ее рук и пойдет навстречу судьбе своими босыми ножками». |
Вывод | |
Красота материнства предстает во всей свое красоте, у разных людей картина вызывает одни и те же чувства. | |
Впечатления после выхода из музея | |
«…На душе было так, как будто в жизни случилось что-то очень важное и особенное…» | Шел по улице «…пораженный и смущенный мощью внезапного впечатления, я не старался разобраться в смешении своих чувств, мыслей». |
Финал | |
«…и вдруг, светлая, поднимающая душу радость охватила меня - радость и гордость за человечество, которое сумело воплотить и вознести на высоту такое материнство… Окна темны, внутри тишина и безлюдье. И мне стало странно: неужели и в той комнате может быть темно, неужели ее лицо не светится?» Ощущение радости, праздника, гордость. | Мадонна с младенцем – человеческое в человеке. «И я понял – не с книгой, не с музыкой сближало меня зрелище молодой матери с ребенком на руках…Треблинка…» «Воспоминание о Треблинке поднялось в душе, и я сперва не понял этого… Это она шла своими легкими босыми ножками по колеблющейся треблинской земле от места разгрузки эшелона к газовой камере. Я узнал ее по выражению лица и глаз. Я увидел ее сына и узнал по недетскому, чудному выражению. Такими были матери и дети, когда на фоне зелени сосен видели они белые стены треблинской газовни, такими были их души». Ощущение ужаса – мать несет на смерть своего ребенка. Гроссман видит Мадонну в лагерях, в ссылке; с нами она проходит нашу жизнь. Вспомнить Джалиля «Варварство). |
Выводы | |
«И пока она есть, жить на свете весело и почетно. И мне, неверующему, хотелось молиться ей». | «Глядя вслед Сикстинской Мадонне, мы сохраняем веру, что жизнь и свобода едины, что нет ничего выше человеческого в человеке. Ему жить вечно, победить». |
IV. Таким образом, в результате сравнительного анализа двух произведений мы пришли к выводу, что литература – это развивающееся и повторяющееся явление. Произведения по времени написания разделяет 53 года, несмотря на это и Вересаев, и Гроссман одинаково чувствуют силу материнской красоты.
В чем же различие этих двух рассказов? (Вересаев пишет рассказ «Мать» в 1902 году до начала Великой Отечественной войны, еще нет ужасов голода, нет миллионов убитых отцов, матерей, детей. Гроссман пишет свой рассказ в 1955 году после страшных пережитых лет войны. Он был в числе корреспондентов, первыми ступивших в освобождённые советскими войсками концлагеря Майданек и Треблинка. Описание увиденного в Майданеке было поручено Констатину Симонову, а о Треблинке в конце 1944 года Гроссман опубликовал статью «Треблинский ад».)
- Выставление оценок, необходимо отметить особо активных учащихся.
VI. Домашняя работа: Написать мини сочинение на тему « В чем заключается подвиг матери?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"
Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...
Шедевры Дрезденской галереи. Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна».
Подборка материала для классного часа "Шедевры Дрезденской галереи.Картина Рафаэля «Сикстинская Мадонна»."...
занятие по теме «Подготовка к сочинению по картине Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна» на основе личных впечатлений»
Данное занятие в рамках элективного курса "Жанры школьных сочинений" позволяет помочь в обучении составлению рецензии на произведение живописи;совершенствование умения составлять отзыв о произведении ...
Сопоставительный анализ произведений чувашского поэта А.Алги "22 июня" и марийского поэта Миклая Казакова "22 июня 1941 года"
Модуль теми: ХХ ĕмĕр варринчи чăваш литератури (40-50-мĕш çулсем).Урок теми: «ЭПĔ ВĂЛ КУНА ПУРĂНАН ПУРНĂÇĂМРА НИХĂÇАН МАНАССĂМ ÇУК»Сапăрлав тĕллевĕ: тăван çĕр-шыва юратма, ăна упрама, мирлĕ пурн...
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...
"Образ лошади (коня) в русской и татарской литературе (Сопоставительный анализ произведений Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и Г.Ибрагимова "Алмачуар"
Бу фәнни- тикшеренү эше рус һәм татар әдәбиятында атка кешеләрнең һәм чорларның мөнәсәбәте турында....
Особенности изображения темы отцов и детей в русской литературе (сопоставительный анализ произведений «Станционный смотритель» А.Пушкина и «Телеграмма» К.Паустовского )
Презентация-сопровождение урока.На уроке рассматриваются особенности изображения темы отцов и детей в русской литературе на примере произведений «Станционный смотритель» А.Пушк...