"Образ лошади (коня) в русской и татарской литературе (Сопоставительный анализ произведений Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и Г.Ибрагимова "Алмачуар"
статья на тему
Бу фәнни- тикшеренү эше рус һәм татар әдәбиятында атка кешеләрнең һәм чорларның мөнәсәбәте турында.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_loshadi_f._abramova.docx | 59.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Образ лошади (коня) в русской и татарской литературе (Сопоставительный анализ произведений Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» и Г. Ибрагимова «Алмачуар»)
Актуальность: С древнейших времён лошади были всегда рядом с человеком. О конях, лошадях заботились, как о близком человеке, холили, лелеяли его. Он был надежда и опора в жизни как простого крестьянина, так и воина, это еще символ богатства, независимости от других людей: в труде, в дороге, на войне. Но в 20 веке, особенно в последние годы, лошадь уже не представляет той ценности для человека, которую ей предписывали наши далёкие предки. Авторы считают, что лошади не заслуживают этой участи и хотят рассказать ровесникам, представителям молодого поколения о месте этих животных в жизни человека, об их преданности и верности.
Степень научной разработанности: В настоящее время авторы опираются на примеры из устного творчества и художественные произведения русских и татарских писателей, на методические разработки по сопоставительному анализу произведений Ф. Абрамова «О чем плачут лошади?» и рассказа «Алмачуар» Г. Ибрагимова Зульфии Саетгараевой, учителя высшей категории гимназии г. Азнакаево.
Эмпирическая база: Авторы считают, что устное народное творчество, русская литература 19 века, татарская литература 19 века являются основным источником информации.
Хронологические рамки исследования:
Авторы не устанавливают конкретные хронологические рамки- начиная с былин из УНТ до литературы советского периода.
Объектом исследования являются образ лошади в литературе.
Предметом исследования является произведения Ф. Абрамова «О чем плачут лошади?» и «Алмачуар» Г.Ибрагимова.
Цель настоящей работы: Изучение места в русской и татарской литературах образа лошади. (?)
В ходе исследования решаются следующие задачи:
- Знакомство с творчеством писателей Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова—авторами романов, повестей, рассказов, главной темой которых является жизнь деревни, судьба крестьянства;
- Провести сравнительный анализ двух произведений: «О чем плачут лошади?» и «Алмачуар».
- Понимание идейно-художественной функции образа лошади в сопоставляемых произведениях.
Методологическая основа исследования: В качестве методологической основы настоящего исследования авторы используют контент-анализ.
Методы анализа: Структорно-функциональный, сопоставительный.
Научная новизна.
В мировой литературе, а в частности русской и татарской литературах существует огромное количество произведений, отражающих образ лошади, но не было работы, где собраны они в одно целое, не проведен сопоставительный анализ и не было конкретного материала для использования учащимся на интегрированных уроках. Авторы данной работы думают, что данной работой могут пользоваться учащиеся среднего звена общеобразовательной школы на уроках русской литературы и татарской литературы по соответсвующим темам.(?)
Структура настоящей работы подчиняется логике авторской мысли и состоит из введения, основной части и заключения.
Введение.
С древнейших времён лошади, кони были всегда рядом с человеком. Трудно переоценить значение лошади в развитии человеческого общества за последние пять тысяч лет. В жизни человека она сыграла более важную роль, в нем любое другое одомашненное животное. Общение человека и лошади началось в глубокой древности, когда она являлась источником пищи. Вскоре раскрылись ее подлинные возможности, и лошади стали использоваться везде: в качестве очного транспорта и перевозки тяжелых грузов, что очень важно, в сельском хозяйстве.
В устном народном творчестве упоминание об этом животном встречается довольно часто и практически во всех его жанрах, начиная с пословиц: «Добрый (верный) конь дорогого стоит» и заканчивая сказками и былинным эпосом, где конь – это, прежде всего, друг, помощник (Сивка-бурка, богатырский конь) и даже воин (когда кони, одетые в доспехи принимали участие в битвах, подминая своим крупом под себя врагов, спасали жизнь хозяину), вид транспорта. В бытовых сказках – это работяга, например («Мужик и медведь).
В древнерусской литературе и в произведениях средневековья конь ещё тоже ценится наравне с человеком и имеет то же значение, что и в УНТ. Заслуживает внимания эпизод о коне в «Песне о вещем Олеге», когда князь, узнав о страшном предсказании своей смерти по вине коня, приказывает не извести лошадь, а заботиться о ней, удалив её от себя. Это пример того, насколько высоко ценилась лошадь.
В произведениях 18-19 столетия уже несколько ослабевают узы между человеком и животным. Да, для простого крестьянина лошадь – всё: кормилица, поилица, труженица, помощница, верный друг (И.С. Тургенев «Бежин луг» сцена «Ночное»).
Не раз образ лошади возникает и в произведениях великих авторов 20 века, в век научно-технического прогресса. Появление двигателя внутреннего сгорания и развитие механизации значительно снизило роль лошади в промышленности и в сельском хозяйстве. В 30-е годы основной рабочей силой стали уже не лошади, а тракторы, и о лошадях стали меньше заботиться. Идет переделка тысячелетнего уклада — раскрестьянивание деревни, а значит и уничтожение традиций, надругательство над духовными ценностями народа. Эта острая проблема волновала многих писателей и поэтов XX века: В. Астафьева, В.Распутина, В.Шукшина, С.Есенина и многих других писателей. Проследим за развитием образа лошади на конкретных произведениях.
Например, стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение лошадям» рисует бессердечие, безразличие мещанина к упавшей лошади и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя стихотворения. А фраза: «Каждый из нас по-своему лошадь» становится пословицей, которая уравнивает положение животного и человека (все мы живые), так как лошадь точно так же, как и человек, чувствует боль, обиду, унижение и с благодарность воспринимает доброе отношение к себе.
Главная мысль стихотворения в том, что каждое существо на земле нуждается в сочувствии и понимании. Эта мысль важна во времена Маяковского и остаётся важной и в наше время. Автор противопоставляет смех зевак-обывателей, для которых упавшая лошадь – развлечение, глубокому пониманию сочувствию, которое проявляет лирический герой.
В заключительных строках стихотворения Маяковский говорит о том, что человеческое сочувствие, внимание и любовь – это, ради чего стоит жить и работать, при этом поэт говорит уже не только о животном: это утверждение справедливо и для человека. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека и вот теперь, лошади оставлены без ухода. Получается, что человек предал существа, которые он сам же приручил. Невольно приходят на ум слова лиса из сказки А Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» - и это касается, не только животных («Ты в ответе за свою розу»).
Основная часть
Закончилось XX столетие, пожалуй, одно из самых страшных и трагических в истории человечества. В тысячелетней истории домашней лошади это лишь миг. Что ожидает её в XXI веке — неведомо. Поэтому мы и решили сегодня поговорить об образе лошади, изображенной в произведениях русских и татарских писателей, о значении лошади в жизни народа, отдельного человека. Предметом сопоставительного анализа возьмем произведения Ф.Абрамова «О чём плачут лошади…» и Г.Ибрагимова «Алмачуар» — писателей, обращающихся в своем творчестве к теме деревни, судьбам крестьянства.
В содержании первого рассказа говорится о том, что во времена коллективизации начинали обрабатывать колхозные поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости, потому что это не бездушный механизм, каким является трактор.
Автор описывает лошадь не просто как животное, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем, что Кобыла рыжуха и другие Лошади и есть главные действующие лица рассказа.
А название рассказа привлекает наше внимание к её главной проблеме – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены и верно служили ему на протяжении многих тысячелетий. Рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…» («Все мы немножко лошади…» - у Маяковского).
Как уже было, образ лошади имеет большое место как в русской, так и в татарской литературе. Испокон веков лошадь считалась у татар верным другом и на войне, и в мирное время. Многие писатели с глубоким чувством уважения писали о значении лошади в жизни деревни, крестьянства. Национальные традиции тесно связаны с лошадьми. Можно привести в пример хотя бы татарский национальный праздник сабантуй, который, согласно традиции, должен праздноваться по завершении посевных работ. В праздновании Сабантуя можно проследить особое отношение татар к лошадям. Так как одним из главных элементов Сабантуя являются конные скачки, то загодя по домам собираются полотенца для коней. Каждый конь получает в подарок полотенце, которое привешивается на узду. Конь, пришедший на майдан последним, получает полотенец больше, нежели победители. Местные жители рассказывают об одном случае, произошедшем много лет назад: конь, пришедший во время скачек последним, потом плакал в конюшне, а вскоре и умер. После этого случая последнему коню, прискакавшему на майдан, обязательно вешают полотенец больше, чем другим, чтобы не обижался и не расстраивался.
В рассказах «О чем плачут лошади?» и «Алмачуар» ставятся сходные нравственные и экологические проблемы — защиты живой красоты природы, бесценных народных традиций и т. д. Выбранный для сопоставительного изучения материал показывает значение лошади в жизни деревни, крестьянства, в современном мире, раскрывает характерные для русского и татарского писателей принципы и приемы создания образа, национальные традиции, особенности национального взгляда на мир.
Сопоставительное изучение рассказов | ||
Ф.Абрамов «О чем плачут лошади?» | Г. Ибрагимов «Алмачуар» | |
В основу рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади?» легли воспоминания автора о прежней доколхозной жизни. Повествование начинается событиями последних десятилетий, а затем автор возвращается к жизни северной деревни 20-х, 30-х и 40-х годов. После войны, вернувшись в родную деревню Верколу, он вспомнил своего Карька, который «на лесном фронте богу душу отдал». В годы войны северные области обеспечивали страну лесом, потому крестьяне не знали отдыха ни зимой, ни летом. | В рассказе же Г. Ибрагимова «Алмачуар» отразились детские годы жизни писателя. Он отмечает: «Любовь к лошадям перешла ко мне от моего отца... В рассказе «Алмачуар», можно сказать, изображен сюжет из моей жизни, события моего детства». Под названием рассказа автор подписывает: «История одной любви». | |
Герой подкармливал лошадей | Герой подкармливал лошадей | |
Сопоставительный анализ образа лошади в рассказах Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова. Сравнивается художественное описание лошади в изучаемых произведениях. | ||
«Рыжуха была тех же статей...» и до слов «...выгодно отличалась от своих сородичей». «Кобылка чистая, она сохранила веселый, неунывающий характер, нервность молодости. У нее звонкий голос, умеет выражать чувство радости». Какими предстают перед нами сородичи Рыжухи? Какие детали помогают понять авторское отношение к лошадям? Автор с сочувствием пишет о лошадях: «...Неряшливые, с невылинялой шкурой, гноящимися глазами, тупой покорностью и обреченностью во взгляде»-такое описание не может не вызвать сочувствия к лошадям, лишенным доброго человеческого внимания. | Для татарского писателя природа и животные являются высшим образцом красоты и критерием прекрасного. Таким образом, сородичи Алмачуар выглядят намного счастливее и успешнее, нежели товарищи Рыжухи: «Жеребенок и вправду было чудеснейшее создание. Ножки такие длинные, тонкие. Говорят, такие ножки бывают только у лошадей-скакунов. Только что высохшие, хоть и маленькие, коротенькие волосики на хвосте, сами по себе шелковисто пушились и волновались, словно их освободили и распустили из туго заплетенных косичек. По круглой спине, прямо по центру от хвоста до ляжек, черной лентой, шириной с палец, тянутся черные шелковые волосы. На длинноватой умной голове с широким лбом красуется белая звезда — одно это выделяло жеребенка из миллиона его сородичей, красота его казалась единственной. Вся его осанка, словно изваянная рукой самого Бога, казалась, красиво и ровно отточена небесными ангелами». Примечательна и характеристика сородичей Алмачуар: они были одна красивее другой; животные, одна благороднее другой. Они были ничем не хуже Алмачуар, подтянутые, горделиво и торжественно гарцевали на изящных подкованных ногах. |
Какие художественные средства использует Г.Ибрагимов, создавая образ лошади? Большую роль в описании лошадей играют эпитеты, с одной стороны, выделяющие изображаемые явления из ряда подобных, а с другой - уподобляющие им.
В обоих рассказах обращает на себя внимание точность и обстоятельность описаний, достигаемая высокой степенью детализации. Писатели сумели мастерски создать живой волнующий образ лошади.
Лошади в рассказах Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова не просто животные, а некие мифологические существа: они умеют чувствовать, думать, вспо0минать. Одним из приемов изображения лошадей являются их монологи и диалоги с ними. Характерный для мифологического мышления природоцентризм предстает в рассматриваемых произведениях не столько в форме декларативного философского рассуждения, сколько как особый характер мироощущения, реализующийся в эмоциональной и образной форме. Отсюда и попытка рассмотреть явления природного мира изнутри, делая это не глазами человека, а представителя животного мира.
Средством выявления авторского отношения к деревне и лошадям становится анализ композиции: пейзажных зарисовок, хронологических заставок, описания внутреннего мира героев. Рассказчиков в сопоставляемых произведениях объединяют сходные чувства и переживания.
Примеры из текста | |
Ф.Абрамов «О чем плачут лошади?» | Г. Ибрагимова «Алмачуар» |
«...Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок...»; «...но тут кобыла вовсе озадачила меня: отвернула голову в сторону...»; «Все мое существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям...»; «Я ждал... когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом... Ни малейшего звука не доносилось оттуда» и др. | «...Чтоб поймать его, я взял с собой горбушку хлеба...»; «В последнее время она что-то изменилась: на мой зов не подошла...»; «Я шел, оборачиваясь назад до тех пор, пока кобыла не скрылась из глаз...»; «Она стояла в том же состоянии: не ела, не двигалась, чуть склонив голову вниз, застыла на месте...» |
Сходным образом в рассказах выражена и боль утраты: | |
«..И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле...». | «Алмачуар унес вместе с собой из моего сердца всю мою любовь к земле, небу, людям, ко всему живому...» |
В рассказе «О чем плачут лошади? » впечатляют следующие строки: «И казалось, все пространство на лугу, под горой—сплошь лошадиные глаза. Все, и живые, на привязи, и те, которых давно уже не было, — все лошадиное царство, живое и мертвое, вопрошало сейчас меня». | Душевные муки героя Г. Ибраги- мова выражены усиленным повто- рением отрицательных частиц, использованием риторических фигур, интонационно-ритмической организацией текста в целом. «Я не мог плакать, сердце окаменело. После этого во всем мире ничего меня не интересовало: мои глаза не взглянули ни на какое животное, ни на какую вещь, ничего я не мог полюбить». |
Рассказы русского и татарского писателей пронизывает настроение элегической грусти: | |
«Всякий раз, когда я спускался с деревенского бугора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство» | «Правда, этот лес теперь не наш... но все же, моя душа тянется к этому, переполненному несметными богатствами, яствами и плодами, лесу. Он близок и мил моему сердцу» |
Организация повествования от первого лица позволяет писателям прямо и непосредственно выразить свое бережное отношение к лошадям, понимание их роли в жизни крестьян доколхозной деревни: | |
«...лошадью дышали и жили, ей скармливали самый лакомый кусочек... вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых слов она выслушивала... сколько раз хозяева поднимались за ночь, чтобы проведать свое сокровище...»; «...лошадей жалели и берегли пуще всего на свете», «...лошадей называли кормильцами, холили и ласкали, украшали лентами» | «...с этого дня Алмачуар стал центром моей жизни. Все мои радости и горести идут от него и возвращаются к нему. И во сне я грежу им. С утра, чуть встав на ноги, даже не умывшись, я бегу в сарай, посмотреть на Алмачуар, узнать, каково ему...»; «...башкирская пестрая кобыла принесла в наш дом благополучие... Взяв у матери ленты, кисточки, заплел их в гриву, в волосы... Мой Алмачуар стал похож на собиравшегося в гости красавца, боярского сына...». |
Заключительная часть
Образ лошади в литературе всегда имел определённое место, только отношение людей с течением времени изменялось к этому животному.
Как мы уже отметили, эта тема наиболее ярко раскрыта в рассказах русского писателя Ф Абрамова «О чём плачут лошади…» и татарского писателя Г. Ибрагимова «Алмачуар». Итак, в обоих рассказах мы видим бережное, трепетное, заботливое, ласковое, любовное, ревнивое, искреннее, хозяйское отношение к лошадям. Раньше умели ценить лошадей, грамотно заботились о них. Роль лошадей в жизни русского и татарского народов выявляет описание народных праздников, обычаев, традиций. В русских гуляньях на масленицу украшением праздника являются нарядные, разукрашенные лошади, а в татарском национальном празднике сабантуй одним из главных элементов являются конные скачки.
На первый взгляд судьба Алмачуар счастливее, чем Рыжухи. Она не попала под коллективизацию, как Рыжуха и ее товарищи, жила в личном хозяйстве у добрых людей, участвовала в скачках, ее не утруждали тяжелой работой, берегли и холили. А Рыжуха и ее товарищи страдали и томились от халатного, равнодушного отношения к ним, чувствовали свою ненужность. Точкой соприкосновения этих произведений мы считаем, это былая любовь, уважительное отношение к лошадям, признание в большой любви к ним. А так же произведения сближает изображение трагической судьбы лошадей: Алмачуар погибает в расцвете сил, трагичен и финал рассказа Ф.Абрамова.
Да, мир на месте не стоит, с каждым днем в нем все меньше и меньше места живым существам, их места занимают компьютеры и роботы. Это с одной стороны большой прогресс, а с другой - наша общая беда. Утешает одно, в современном мире лошадям, еще отводится место, пользуются они некоторым вниманием. Самому уважаемому почетному гостю в Татарстане дарят лошадь (примеры: Президенту В.Путину, М.Шаймиеву). Без лошади невозможно представить историю России. Во многих регионах нашей страны (в частности - на Кавказе) есть конные ипподромы. Юные наездники бережно ухаживают за лошадьми. Мы тоже не хотим, чтоб настал тот день, чтобы увидеть живую лошадь, нам приходилось водить наших детей в зоопарки.
(Или: Мы очень хотим, чтобы увидеть живую лошадь нам не приходилось водить наших детей в зоопарки)
Литература:
Учеб. хрестом. для 7 кл. сред, шк. /Авт.-сост. В.Я. Коровина. — М.: Просвещение. 1993. —С.261.) Пересказ с анализом: Татарский праздник Сабантуй. Украшение праздника — скачки лошадей (Г.Ибрагимов. Сайланма эсэрлар. —Казан, 2002. —283 —286 с..).
С древнейших времён лошади были всегда рядом с человеком. О конях, лошадях заботились, как о близком человеке, холили, лелеяли его. Он был надежда и опора в жизни как простого крестьянина, так и воина, это еще символ богатства, независимости от других людей: в труде, в дороге, на войне.
Но в 20 веке, особенно в последние годы, лошадь уже не представляет той ценности для человека, которую ей предписывали наши далёкие предки.
В мировой литературе, а в частности, русской и татарской литературах существует огромное количество произведений, отражающих образ лошади.
В устном народном творчестве упоминание об этом животном встречается довольно часто и практически во всех его жанрах, начиная с пословиц: «Добрый (верный) конь дорогого стоит» и заканчивая сказками и былинным эпосом, где конь – это, прежде всего, друг, помощник (Сивка-бурка, богатырский конь) и даже воин (когда кони, одетые в доспехи принимали участие в битвах, подминая своим крупом под себя врагов, спасали жизнь хозяину), вид транспорта. В бытовых сказках – это работяга, например («Мужик и медведь).
В древнерусской литературе и в произведениях средневековья конь ещё тоже ценится наравне с человеком и имеет то же значение, что и в УНТ. Заслуживает внимания эпизод о коне в «Песне о вещем Олеге», когда князь, узнав о страшном предсказании своей смерти по вине коня, приказывает не извести лошадь, а заботиться о ней, удалив её от себя. Это пример того, насколько высоко ценилась лошадь.
В произведениях 18-19 столетия уже несколько ослабевают узы между человеком и животным. Да, для простого крестьянина лошадь – всё: кормилица, поилица, труженица, помощница, верный друг (И.С. Тургенев «Бежин луг» сцена «Ночное»).
Да, человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека и вот теперь, лошади оставлены без ухода. Получается, что человек предал существа, которые он сам же приручил. Невольно приходят на ум слова лиса из сказки А Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» - и это касается, не только животных («Ты в ответе за свою розу»).
Не раз образ лошади возникает и в произведениях великих авторов 20 века, в век научно-технического прогресса. Появление двигателя внутреннего сгорания и развитие механизации значительно снизило роль лошади в промышленности и в сельском хозяйстве. В 30-е годы основной рабочей силой стали уже не лошади, а тракторы, и о лошадях стали меньше заботиться. Идет переделка тысячелетнего уклада — раскрестьянивание деревни, а значит и уничтожение традиций, надругательство над духовными ценностями народа. Эта острая проблема волновала многих писателей и поэтов XX века: В. Астафьева, В.Распутина, В.Шукшина, С.Есенина и многих других писателей.
Закончилось XX столетие, пожалуй, одно из самых страшных и трагических в истории человечества. В тысячелетней истории домашней лошади это лишь миг. Что ожидает её в XXI веке — неведомо. Поэтому мы и решили сегодня поговорить об образе лошади, изображенной в произведениях русских и татарских писателей, о значении лошади в жизни народа, отдельного человека. Предметом сопоставительного анализа возьмем произведения Ф.Абрамова «О чём плачут лошади…» и Г.Ибрагимова «Алмачуар» — писателей, обращающихся в своем творчестве к теме деревни, судьбам крестьянства.
В содержании первого рассказа говорится о том, что во времена коллективизации начинали обрабатывать колхозные поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости, потому что это не бездушный механизм, каким является трактор. Автор описывает лошадь не просто как животное, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем, что Кобыла рыжуха и другие Лошади и есть главные действующие лица рассказа.
А название рассказа привлекает наше внимание к её главной проблеме – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены и верно служили ему на протяжении многих тысячелетий. Рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…» («Все мы немножко лошади…» - у Маяковского).
Как уже было сказано выше, образ лошади имеет большое место как в русской, так и в татарской литературе. Испокон веков лошадь считалась у татар верным другом и на войне, и в мирное время. Многие писатели с глубоким чувством уважения писали о значении лошади в жизни деревни, крестьянства. Национальные традиции тесно связаны с лошадьми. Можно привести в пример хотя бы татарский национальный праздник сабантуй, который, согласно традиции, должен праздноваться по завершении посевных работ. В праздновании Сабантуя можно проследить особое отношение татар к лошадям. Так как одним из главных элементов Сабантуя являются конные скачки, то загодя по домам собираются полотенца для коней. Каждый конь получает в подарок полотенце, которое привешивается на узду. Конь, пришедший на майдан последним, получает полотенец больше, нежели победители. Местные жители рассказывают об одном случае, произошедшем много лет назад: конь, пришедший во время скачек последним, потом плакал в конюшне, а вскоре и умер. После этого случая последнему коню, прискакавшему на майдан, обязательно вешают полотенец больше, чем другим, чтобы не обижался и не расстраивался.
В рассказах «О чем плачут лошади?» и «Алмачуар» ставятся сходные нравственные и экологические проблемы — защиты живой красоты природы, бесценных народных традиций и т. д. В обоих рассказах обращает на себя внимание точность и обстоятельность описаний, достигаемая высокой степенью детализации. Писатели сумели мастерски создать живой волнующий образ лошади.
Лошади в рассказах Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова не просто животные, а некие мифологические существа: они умеют чувствовать, думать, вспоминать. Одним из приемов изображения лошадей являются их монологи и диалоги с ними. Характерный для мифологического мышления природоцентризм предстает в рассматриваемых произведениях не столько в форме декларативного философского рассуждения, сколько как особый характер мироощущения, реализующийся в эмоциональной и образной форме. Отсюда и попытка рассмотреть явления природного мира изнутри, делая это не глазами человека, а представителя животного мира.
Как мы уже отметили, эта тема наиболее ярко раскрыта в рассказах русского писателя Ф Абрамова «О чём плачут лошади…» и татарского писателя Г. Ибрагимова «Алмачуар». Итак, в обоих рассказах мы видим бережное, трепетное, заботливое, ласковое, любовное, ревнивое, искреннее, хозяйское отношение к лошадям. Раньше умели ценить лошадей, грамотно заботились о них. Роль лошадей в жизни русского и татарского народов выявляет описание народных праздников, обычаев, традиций. В русских гуляньях на масленицу украшением праздника являются нарядные, разукрашенные лошади, а в татарском национальном празднике сабантуй одним из главных элементов являются конные скачки.
На первый взгляд судьба Алмачуар счастливее, чем Рыжухи. Она не попала под коллективизацию, как Рыжуха и ее товарищи, жила в личном хозяйстве у добрых людей, участвовала в скачках, ее не утруждали тяжелой работой, берегли и холили. А Рыжуха и ее товарищи страдали и томились от халатного, равнодушного отношения к ним, чувствовали свою ненужность. Точкой соприкосновения этих произведений мы считаем, это былая любовь, уважительное отношение к лошадям, признание в большой любви к ним. А так же произведения сближает изображение трагической судьбы лошадей: Алмачуар погибает в расцвете сил, трагичен и финал рассказа Ф.Абрамова.
Да, мир на месте не стоит, с каждым днем в нем все меньше и меньше места живым существам, их места занимают компьютеры и роботы. Это с одной стороны большой прогресс, а с другой - наша общая беда. Утешает одно, в современном мире лошадям, еще отводится место, пользуются они некоторым вниманием. Самому уважаемому почетному гостю в Татарстане дарят лошадь (примеры: Президенту В.Путину, М.Шаймиеву). Без лошади невозможно представить историю России. Во многих регионах нашей страны (в частности - на Кавказе) есть конные ипподромы. Юные наездники бережно ухаживают за лошадьми. Мы тоже не хотим, чтоб настал тот день, чтобы увидеть живую лошадь, нам приходилось водить наших детей в зоопарки.
С древнейших времён лошади были всегда рядом с человеком.
Он был надежда и опора в жизни как простого крестьянина, так и воина, это еще символ богатства, независимости от других людей: в труде, в дороге, на войне.
В мировой литературе, а в частности, русской и татарской литературах существует огромное количество произведений, отражающих образ лошади.
1слайд: Портрет Ф.Абрамова,
2слайд : портрет Г. Ибрагимова
3слайд : Фотографии книг: «О чем плачут лошади?», «Алмачуар»
4слайд: Тема, которая их объединяет: Любовь к лошадям
5 слайд: фотографии лошадей: Рыжуха- грустная,старая, Алмачуар(в яблоках)- красивая, молодая лошадь.
6слайд:
О чем плачут лошади? | Алмачуар |
Воспоминания о прежней колхозной жизни | Детские годы писателя, личные воспоминания |
7 слайд:
О чем плачут лошади? | Алмачуар |
Итак, материал Выбранный для сопоставительного изучения показывает значение лошади в жизни деревни, крестьянства, в современном мире, раскрывает характерные для русского и татарского писателей принципы и приемы создания образа, национальные традиции, особенности национального взгляда на мир. Образ лошади в литературе всегда имел определённое место, только отношение людей с течением времени изменялось к этому животному.
Сопоставительное изучение рассказов | ||
Ф.Абрамов «О чем плачут лошади?» | Г. Ибрагимов «Алмачуар» | |
В основу рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади?» легли воспоминания автора о прежней доколхозной жизни. Повествование начинается событиями последних десятилетий, а затем автор возвращается к жизни северной деревни 20-х, 30-х и 40-х годов. После войны, вернувшись в родную деревню Верколу, он вспомнил своего Карька, который «на лесном фронте богу душу отдал». В годы войны северные области обеспечивали страну лесом, потому крестьяне не знали отдыха ни зимой, ни летом. | В рассказе же Г. Ибрагимова «Алмачуар» отразились детские годы жизни писателя. Он отмечает: «Любовь к лошадям перешла ко мне от моего отца... В рассказе «Алмачуар», можно сказать, изображен сюжет из моей жизни, события моего детства». Под названием рассказа автор подписывает: «История одной любви». | |
Герой подкармливал лошадей | Герой подкармливал лошадей | |
Сопоставительный анализ образа лошади в рассказах Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова. Сравнивается художественное описание лошади в изучаемых произведениях. | ||
«Рыжуха была тех же статей...» и до слов «...выгодно отличалась от своих сородичей». «Кобылка чистая, она сохранила веселый, неунывающий характер, нервность молодости. У нее звонкий голос, умеет выражать чувство радости». Какими предстают перед нами сородичи Рыжухи? Какие детали помогают понять авторское отношение к лошадям? Автор с сочувствием пишет о лошадях: «...Неряшливые, с невылинялой шкурой, гноящимися глазами, тупой покорностью и обреченностью во взгляде»-такое описание не может не вызвать сочувствия к лошадям, лишенным доброго человеческого внимания. | Для татарского писателя природа и животные являются высшим образцом красоты и критерием прекрасного. Таким образом, сородичи Алмачуар выглядят намного счастливее и успешнее, нежели товарищи Рыжухи: «Жеребенок и вправду было чудеснейшее создание. Ножки такие длинные, тонкие. Говорят, такие ножки бывают только у лошадей-скакунов. Только что высохшие, хоть и маленькие, коротенькие волосики на хвосте, сами по себе шелковисто пушились и волновались, словно их освободили и распустили из туго заплетенных косичек. По круглой спине, прямо по центру от хвоста до ляжек, черной лентой, шириной с палец, тянутся черные шелковые волосы. На длинноватой умной голове с широким лбом красуется белая звезда — одно это выделяло жеребенка из миллиона его сородичей, красота его казалась единственной. Вся его осанка, словно изваянная рукой самого Бога, казалась, красиво и ровно отточена небесными ангелами». Примечательна и характеристика сородичей Алмачуар: они были одна красивее другой; животные, одна благороднее другой. Они были ничем не хуже Алмачуар, подтянутые, горделиво и торжественно гарцевали на изящных подкованных ногах. |
Какие художественные средства использует Г.Ибрагимов, создавая образ лошади? Большую роль в описании лошадей играют эпитеты, с одной стороны, выделяющие изображаемые явления из ряда подобных, а с другой - уподобляющие им.
Средством выявления авторского отношения к деревне и лошадям становится анализ композиции: пейзажных зарисовок, хронологических заставок, описания внутреннего мира героев. Рассказчиков в сопоставляемых произведениях объединяют сходные чувства и переживания.
Примеры из текста | |
Ф.Абрамов «О чем плачут лошади?» | Г. Ибрагимова «Алмачуар» |
«...Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок...»; «...но тут кобыла вовсе озадачила меня: отвернула голову в сторону...»; «Все мое существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям...»; «Я ждал... когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом... Ни малейшего звука не доносилось оттуда» и др. | «...Чтоб поймать его, я взял с собой горбушку хлеба...»; «В последнее время она что-то изменилась: на мой зов не подошла...»; «Я шел, оборачиваясь назад до тех пор, пока кобыла не скрылась из глаз...»; «Она стояла в том же состоянии: не ела, не двигалась, чуть склонив голову вниз, застыла на месте...» |
Сходным образом в рассказах выражена и боль утраты: | |
«..И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле...». | «Алмачуар унес вместе с собой из моего сердца всю мою любовь к земле, небу, людям, ко всему живому...» |
В рассказе «О чем плачут лошади? » впечатляют следующие строки: «И казалось, все пространство на лугу, под горой—сплошь лошадиные глаза. Все, и живые, на привязи, и те, которых давно уже не было, — все лошадиное царство, живое и мертвое, вопрошало сейчас меня». | Душевные муки героя Г. Ибраги- мова выражены усиленным повто- рением отрицательных частиц, использованием риторических фигур, интонационно-ритмической организацией текста в целом. «Я не мог плакать, сердце окаменело. После этого во всем мире ничего меня не интересовало: мои глаза не взглянули ни на какое животное, ни на какую вещь, ничего я не мог полюбить». |
Рассказы русского и татарского писателей пронизывает настроение элегической грусти: | |
«Всякий раз, когда я спускался с деревенского бугора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство» | «Правда, этот лес теперь не наш... но все же, моя душа тянется к этому, переполненному несметными богатствами, яствами и плодами, лесу. Он близок и мил моему сердцу» |
Организация повествования от первого лица позволяет писателям прямо и непосредственно выразить свое бережное отношение к лошадям, понимание их роли в жизни крестьян доколхозной деревни: | |
«...лошадью дышали и жили, ей скармливали самый лакомый кусочек... вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых слов она выслушивала... сколько раз хозяева поднимались за ночь, чтобы проведать свое сокровище...»; «...лошадей жалели и берегли пуще всего на свете», «...лошадей называли кормильцами, холили и ласкали, украшали лентами» | «...с этого дня Алмачуар стал центром моей жизни. Все мои радости и горести идут от него и возвращаются к нему. И во сне я грежу им. С утра, чуть встав на ноги, даже не умывшись, я бегу в сарай, посмотреть на Алмачуар, узнать, каково ему...»; «...башкирская пестрая кобыла принесла в наш дом благополучие... Взяв у матери ленты, кисточки, заплел их в гриву, в волосы... Мой Алмачуар стал похож на собиравшегося в гости красавца, боярского сына...». |
Заключительная часть
(Или: Мы очень хотим, чтобы увидеть живую лошадь нам не приходилось водить наших детей в зоопарки)
Литература:
Учеб. хрестом. для 7 кл. сред, шк. /Авт.-сост. В.Я. Коровина. — М.: Просвещение. 1993. —С.261.) Пересказ с анализом: Татарский праздник Сабантуй. Украшение праздника — скачки лошадей (Г.Ибрагимов. Сайланма эсэрлар. —Казан, 2002. —283 —286 с..).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ф. Абрамов "№О чём плачут лошади" Урок в 7 классе по литературе. Приложение - презентация
Урок по литературе в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. с презентацией "О чём плачут лошади"...
Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"
Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...
Сопоставительный анализ произведений чувашского поэта А.Алги "22 июня" и марийского поэта Миклая Казакова "22 июня 1941 года"
Модуль теми: ХХ ĕмĕр варринчи чăваш литератури (40-50-мĕш çулсем).Урок теми: «ЭПĔ ВĂЛ КУНА ПУРĂНАН ПУРНĂÇĂМРА НИХĂÇАН МАНАССĂМ ÇУК»Сапăрлав тĕллевĕ: тăван çĕр-шыва юратма, ăна упрама, мирлĕ пурн...
Сопоставительный анализ произведения В.В. Вересаева «Мать» и В.С. Гроссмана «Сикстинская мадонна»
Данная разработка представляет собой урок внеклассного чтения. Я умышленно ушла от традиционного урока в 9 классе, постралась избежать теории литературы, которая, как мне показалось, может затруднить ...
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"
Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...
Урок литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"
Предаставленная разработка раскрывает идейное своеобразие рассказа Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"...
Особенности изображения темы отцов и детей в русской литературе (сопоставительный анализ произведений «Станционный смотритель» А.Пушкина и «Телеграмма» К.Паустовского )
Презентация-сопровождение урока.На уроке рассматриваются особенности изображения темы отцов и детей в русской литературе на примере произведений «Станционный смотритель» А.Пушк...