"Образ лошади (коня) в русской и татарской литературе (Сопоставительный анализ произведений Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и Г.Ибрагимова "Алмачуар"
статья на тему

Гайнутдинова Муслима

Бу фәнни- тикшеренү эше рус һәм татар әдәбиятында  атка кешеләрнең һәм чорларның мөнәсәбәте турында.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraz_loshadi_f._abramova.docx59.36 КБ

Предварительный просмотр:

Образ лошади (коня) в русской и татарской литературе (Сопоставительный анализ произведений Ф. Абрамова «О чем плачут лошади» и Г. Ибрагимова «Алмачуар»)

Актуальность: С древнейших времён лошади были всегда рядом с человеком.  О конях, лошадях заботились, как о близком человеке, холили, лелеяли его. Он был надежда и опора в жизни как простого крестьянина, так и воина, это еще  символ богатства, независимости от других людей: в труде, в дороге, на войне.  Но в 20 веке, особенно в последние годы,  лошадь уже не представляет той ценности для человека, которую ей  предписывали наши далёкие предки. Авторы  считают, что лошади не заслуживают этой участи и  хотят рассказать ровесникам, представителям  молодого  поколения о месте этих животных в жизни человека,  об их преданности и верности.

Степень научной разработанности: В настоящее время авторы опираются на примеры из устного  творчества и художественные произведения русских и татарских писателей, на методические разработки  по сопоставительному анализу произведений Ф. Абрамова «О чем плачут лошади?» и  рассказа «Алмачуар» Г. Ибрагимова  Зульфии Саетгараевой, учителя высшей категории гимназии г. Азнакаево.

Эмпирическая база: Авторы считают,  что устное народное творчество, русская литература 19 века, татарская литература 19 века являются основным источником информации.

Хронологические рамки исследования:

Авторы  не устанавливают конкретные хронологические рамки-  начиная с былин из УНТ до литературы советского периода.

Объектом исследования являются образ лошади в литературе.

Предметом исследования  является произведения Ф. Абрамова «О чем плачут лошади?» и «Алмачуар» Г.Ибрагимова.

Цель настоящей работы: Изучение места в русской и татарской литературах образа лошади. (?)

В ходе исследования решаются следующие задачи: 

  1. Знакомство с творчеством писателей Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова—авторами романов, повестей, рассказов, главной темой которых является жизнь деревни, судьба крестьянства;
  2. Провести сравнительный анализ двух произведений: «О чем плачут лошади?» и «Алмачуар».
  3. Понимание идейно-художественной функции образа лошади в сопоставляемых произведениях.

Методологическая основа исследования: В качестве методологической основы настоящего исследования авторы используют контент-анализ.

Методы анализа: Структорно-функциональный, сопоставительный.

     Научная новизна.

В мировой литературе, а в частности русской и татарской литературах  существует  огромное количество  произведений, отражающих образ  лошади, но не было работы, где собраны они  в одно целое, не проведен сопоставительный анализ и не было  конкретного материала  для  использования  учащимся на интегрированных уроках. Авторы данной работы думают, что  данной  работой могут  пользоваться учащиеся среднего звена общеобразовательной школы на уроках русской литературы и татарской литературы по соответсвующим темам.(?)

Структура настоящей работы подчиняется логике авторской мысли и состоит из введения, основной части и заключения.

Введение.

        С древнейших времён лошади, кони были всегда рядом с человеком. Трудно переоценить значение лошади в развитии человеческого общества за последние пять тысяч лет. В жизни человека она сыграла более важную роль,  в нем любое другое одомашненное животное. Общение человека и лошади началось в глубокой древности, когда она являлась источником пищи. Вскоре раскрылись ее подлинные возможности, и лошади стали использоваться везде: в качестве очного транспорта и перевозки тяжелых грузов, что очень важно, в сельском хозяйстве.

    В устном народном творчестве упоминание об этом животном встречается довольно часто и практически во всех его жанрах, начиная с пословиц: «Добрый  (верный) конь дорогого стоит» и заканчивая сказками и былинным эпосом, где конь – это, прежде всего, друг, помощник (Сивка-бурка, богатырский конь) и даже воин (когда кони, одетые в доспехи принимали участие в битвах, подминая своим крупом под себя врагов, спасали жизнь хозяину), вид транспорта. В бытовых сказках – это работяга, например («Мужик и медведь).

      В древнерусской литературе и в произведениях средневековья конь ещё тоже ценится наравне с человеком и имеет то же значение, что и в УНТ. Заслуживает внимания эпизод о коне в «Песне о вещем Олеге», когда князь, узнав о страшном предсказании своей смерти по вине коня, приказывает не извести лошадь, а заботиться о ней, удалив её от себя. Это пример того, насколько высоко ценилась лошадь.

    В произведениях 18-19 столетия уже несколько ослабевают узы между человеком и животным. Да, для простого крестьянина лошадь – всё: кормилица, поилица, труженица, помощница, верный друг (И.С. Тургенев «Бежин луг» сцена «Ночное»).

     Не раз образ лошади возникает и в произведениях великих авторов  20 века, в век научно-технического прогресса. Появление двигателя внутреннего сгорания и развитие механизации значительно снизило роль лошади в промышленности и в сельском хозяйстве. В 30-е годы основной рабочей силой стали уже  не лошади, а тракторы, и о лошадях стали меньше заботиться. Идет переделка тысячелетнего уклада — раскрестьянивание деревни, а значит и уничтожение традиций, надругательство над духовными ценностями народа. Эта острая проблема волновала многих писателей и поэтов XX века: В. Астафьева, В.Распутина, В.Шукшина, С.Есенина и многих других писателей. Проследим за развитием образа лошади на конкретных произведениях.

Например, стихотворение  В.В. Маяковского «Хорошее отношение лошадям» рисует бессердечие, безразличие мещанина к упавшей лошади и гуманизм, доброту, сострадание лирического героя стихотворения. А фраза: «Каждый из нас по-своему лошадь» становится пословицей, которая уравнивает положение животного и человека (все мы живые), так как лошадь точно так же, как и человек, чувствует боль, обиду, унижение и с благодарность воспринимает доброе отношение к себе.

      Главная мысль стихотворения в том, что каждое существо на земле нуждается в сочувствии и понимании. Эта мысль важна во времена Маяковского и остаётся важной и в наше время. Автор противопоставляет смех зевак-обывателей, для которых упавшая лошадь – развлечение, глубокому пониманию сочувствию, которое проявляет лирический герой.

       В заключительных строках стихотворения Маяковский говорит о том, что человеческое сочувствие, внимание и любовь – это, ради чего стоит жить и работать, при этом поэт говорит уже не только о животном: это утверждение справедливо и для человека. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека и вот теперь, лошади оставлены без ухода. Получается, что человек предал существа, которые он сам же приручил. Невольно приходят на ум слова лиса из сказки А Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» - и это касается, не только животных («Ты в ответе за свою розу»).

Основная часть

Закончилось XX столетие, пожалуй, одно из самых страшных и трагических в истории человечества. В тысячелетней истории домашней лошади это лишь миг. Что ожидает её в XXI веке — неведомо. Поэтому мы и решили сегодня поговорить об образе лошади, изображенной в произведениях русских и татарских писателей, о значении лошади в жизни народа, отдельного человека.  Предметом сопоставительного анализа  возьмем произведения Ф.Абрамова «О чём плачут лошади…»  и Г.Ибрагимова «Алмачуар»  — писателей, обращающихся в своем творчестве к теме деревни, судьбам крестьянства.

В содержании первого  рассказа говорится о том, что во времена коллективизации начинали обрабатывать колхозные поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости, потому что это не бездушный механизм, каким является трактор.

     Автор описывает лошадь не просто как животное, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем, что Кобыла рыжуха и другие Лошади и есть главные действующие лица рассказа.

     А название рассказа привлекает наше внимание к её главной проблеме – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены и верно служили ему на протяжении многих тысячелетий. Рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…» («Все мы немножко лошади…» - у Маяковского).

   Как уже было, образ лошади имеет большое место как в русской, так  и в татарской литературе. Испокон веков лошадь  считалась у татар верным другом и на войне, и в мирное время. Многие писатели с глубоким чувством  уважения  писали о значении лошади в жизни деревни, крестьянства.  Национальные традиции тесно связаны с лошадьми. Можно привести в пример хотя бы татарский национальный праздник сабантуй, который, согласно традиции, должен праздноваться по завершении посевных работ. В праздновании Сабантуя можно проследить особое отношение татар к лошадям. Так как одним из главных элементов Сабантуя являются конные скачки, то загодя по домам собираются полотенца для коней. Каждый конь получает в подарок полотенце, которое привешивается на узду. Конь, пришедший на майдан последним, получает полотенец больше, нежели победители. Местные жители рассказывают об одном случае, произошедшем много лет назад: конь, пришедший во время скачек последним, потом плакал в конюшне, а вскоре и  умер. После этого случая последнему коню, прискакавшему на майдан, обязательно вешают полотенец больше, чем другим, чтобы не обижался и не расстраивался.

В рассказах «О чем плачут лошади?» и «Алмачуар» ставятся сходные нравственные и экологические проблемы — защиты живой красоты природы, бесценных народных традиций и т. д. Выбранный для сопоставительного изучения материал показывает значение лошади в жизни деревни, крестьянства, в современном мире, раскрывает характерные для русского и татарского писателей принципы и приемы создания образа, национальные традиции, особенности национального взгляда на мир.

Сопоставительное изучение рассказов

Ф.Абрамов «О чем плачут лошади?»

Г. Ибрагимов «Алмачуар»

В основу рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади?» легли воспоминания автора о прежней доколхозной жизни. Повествование начинается событиями последних десятилетий, а затем автор возвращается к жизни северной деревни 20-х, 30-х и 40-х годов. После войны, вернувшись в родную деревню Верколу, он вспомнил своего Карька, который «на лесном фронте богу душу отдал». В годы войны северные области обеспечивали страну лесом, потому крестьяне не знали отдыха ни зимой, ни летом.

В рассказе же Г. Ибрагимова «Алмачуар» отразились детские годы жизни писателя. Он отмечает: «Любовь к лошадям перешла ко мне от моего отца... В рассказе «Алмачуар», можно сказать, изображен сюжет из моей жизни, события моего детства». Под названием рассказа автор подписывает: «История одной любви».

Герой подкармливал лошадей

Герой подкармливал лошадей

Сопоставительный анализ образа лошади в рассказах Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова. Сравнивается художественное описание лошади в изучаемых произведениях.

«Рыжуха была тех  же статей...» и до слов «...выгодно отличалась от своих сородичей». «Кобылка чистая, она сохранила веселый, неунывающий характер, нервность молодости. У нее звонкий голос, умеет выражать чувство радости». Какими предстают перед нами сородичи Рыжухи? Какие детали помогают понять авторское отношение к лошадям? Автор с сочувствием пишет о лошадях: «...Неряшливые, с невылинялой шкурой, гноящимися глазами, тупой покорностью и обреченностью во взгляде»-такое описание не может не вызвать сочувствия к лошадям, лишенным доброго человеческого внимания.

Для татарского писателя природа и животные являются высшим образцом красоты и критерием прекрасного. Таким образом, сородичи Алмачуар выглядят намного счастливее и успешнее, нежели товарищи Рыжухи: «Жеребенок и вправду было чудеснейшее создание. Ножки такие длинные, тонкие. Говорят, такие ножки бывают только у лошадей-скакунов. Только что высохшие, хоть и маленькие, коротенькие волосики на хвосте, сами по себе шелковисто пушились и волновались, словно их освободили и распустили из туго заплетенных косичек. По круглой спине, прямо по центру от хвоста до ляжек, черной лентой, шириной с палец, тянутся черные шелковые волосы. На длинноватой умной голове с широким лбом красуется белая звезда — одно это выделяло жеребенка из миллиона его сородичей, красота его казалась единственной. Вся его осанка, словно изваянная рукой самого Бога, казалась, красиво и ровно отточена небесными ангелами». Примечательна и характеристика сородичей Алмачуар: они были одна красивее другой; животные, одна благороднее другой. Они были ничем не хуже Алмачуар, подтянутые, горделиво и торжественно гарцевали на изящных подкованных ногах.

Какие художественные средства использует Г.Ибрагимов, создавая образ лошади? Большую роль в описании лошадей играют эпитеты, с одной стороны, выделяющие изображаемые явления из ряда подобных, а с другой - уподобляющие им.

В обоих рассказах обращает на себя внимание точность и обстоятельность описаний, достигаемая высокой степенью детализации. Писатели сумели мастерски создать живой волнующий образ лошади.

    Лошади в рассказах Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова не просто животные, а некие мифологические существа: они умеют чувствовать, думать, вспо0минать. Одним из приемов изображения лошадей являются их монологи и диалоги с ними. Характерный для мифологического мышления природоцентризм предстает в рассматриваемых произведениях не столько в форме декларативного философского рассуждения, сколько как особый характер мироощущения, реализующийся в эмоциональной и образной форме. Отсюда и попытка рассмотреть явления природного мира изнутри, делая это не глазами человека, а представителя животного мира.

Средством выявления авторского отношения к деревне и лошадям становится анализ композиции: пейзажных зарисовок, хронологических заставок, описания внутреннего мира героев. Рассказчиков в сопоставляемых произведениях объединяют сходные чувства и переживания.

Примеры из текста

Ф.Абрамов «О чем плачут лошади?»

Г. Ибрагимова «Алмачуар»

«...Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок...»; «...но тут кобыла вовсе озадачила меня: отвернула голову в сторону...»; «Все мое существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям...»; «Я ждал... когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом... Ни малейшего звука не доносилось оттуда» и др.

«...Чтоб поймать его, я взял с собой горбушку хлеба...»; «В последнее время она что-то изменилась: на мой зов не подошла...»; «Я шел, оборачиваясь назад до тех пор, пока кобыла не скрылась из глаз...»; «Она стояла в том же состоянии: не ела, не двигалась, чуть склонив голову вниз, застыла на месте...»

Сходным образом в рассказах выражена и боль утраты:

«..И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле...».

«Алмачуар  унес вместе с собой из моего сердца всю мою любовь к земле, небу, людям, ко всему живому...»

В рассказе «О чем плачут лошади? » впечатляют следующие строки: «И казалось, все пространство на лугу, под горой—сплошь лошадиные глаза. Все, и живые, на привязи, и те, которых давно уже не было, — все лошадиное царство, живое и мертвое, вопрошало сейчас меня».

Душевные муки героя Г.   Ибраги- мова выражены усиленным повто- рением отрицательных частиц, использованием риторических фигур, интонационно-ритмической организацией текста в целом. «Я не мог плакать, сердце окаменело. После этого во всем мире ничего меня не интересовало: мои глаза не взглянули ни на какое животное, ни на какую вещь, ничего я не мог полюбить».

Рассказы русского и татарского писателей пронизывает настроение элегической грусти:

«Всякий раз, когда я спускался с деревенского бугора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство»

«Правда, этот лес теперь не наш... но все же, моя душа тянется к этому, переполненному несметными богатствами, яствами и плодами, лесу. Он близок и мил моему сердцу»

Организация повествования от первого лица позволяет писателям прямо и непосредственно выразить свое бережное отношение к лошадям, понимание их роли в жизни крестьян доколхозной деревни:

«...лошадью дышали и жили, ей скармливали самый лакомый кусочек... вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых слов она выслушивала... сколько раз хозяева поднимались за ночь, чтобы проведать свое сокровище...»; «...лошадей жалели и берегли пуще всего на свете», «...лошадей называли кормильцами, холили и ласкали, украшали лентами»

«...с этого дня Алмачуар стал центром моей жизни. Все мои радости и горести идут от него и возвращаются к нему. И во сне я грежу им. С утра, чуть встав на ноги, даже не умывшись, я бегу в сарай, посмотреть на Алмачуар, узнать, каково ему...»; «...башкирская пестрая кобыла принесла в наш дом благополучие... Взяв у матери ленты, кисточки, заплел их в гриву, в волосы... Мой Алмачуар стал похож на собиравшегося в гости красавца, боярского сына...».

Заключительная часть

Образ лошади в литературе всегда имел определённое место, только отношение людей с течением времени изменялось к этому животному.

Как мы уже отметили, эта тема наиболее ярко раскрыта в рассказах русского писателя  Ф Абрамова «О чём плачут лошади…» и татарского писателя Г. Ибрагимова «Алмачуар».  Итак, в обоих рассказах мы видим бережное, трепетное, заботливое, ласковое, любовное, ревнивое, искреннее, хозяйское отношение к лошадям. Раньше умели ценить лошадей, грамотно заботились о них. Роль лошадей в жизни русского и татарского народов выявляет описание народных праздников, обычаев, традиций. В русских гуляньях на масленицу украшением праздника являются нарядные, разукрашенные лошади, а в  татарском  национальном празднике сабантуй  одним из главных элементов  являются конные скачки.

На первый взгляд судьба Алмачуар счастливее, чем Рыжухи. Она не попала под коллективизацию, как Рыжуха и ее товарищи, жила в личном хозяйстве у добрых людей, участвовала в скачках, ее не утруждали тяжелой работой, берегли и холили. А Рыжуха и ее товарищи страдали и томились от халатного, равнодушного отношения к ним, чувствовали свою ненужность. Точкой соприкосновения этих произведений мы считаем, это былая любовь, уважительное отношение к лошадям, признание в большой любви к ним.  А так же  произведения сближает изображение трагической судьбы лошадей: Алмачуар погибает в расцвете сил, трагичен и финал рассказа Ф.Абрамова.

Да, мир на месте не стоит, с каждым днем в нем все меньше и меньше места живым существам, их места занимают компьютеры и роботы. Это с одной стороны большой прогресс, а с другой - наша общая беда. Утешает одно,  в современном мире лошадям, еще отводится место, пользуются они некоторым  вниманием. Самому  уважаемому почетному гостю в Татарстане дарят лошадь (примеры: Президенту В.Путину, М.Шаймиеву). Без лошади невозможно представить историю России. Во многих регионах нашей страны (в частности - на Кавказе) есть конные ипподромы. Юные наездники бережно ухаживают за лошадьми. Мы тоже не хотим, чтоб настал тот день, чтобы увидеть живую лошадь, нам приходилось водить наших детей в зоопарки.

 (Или: Мы очень хотим, чтобы увидеть живую лошадь нам не приходилось водить наших детей в зоопарки)

Литература:

Учеб. хрестом. для 7 кл. сред, шк. /Авт.-сост. В.Я. Коровина. — М.: Просвещение. 1993. —С.261.) Пересказ с анализом: Татарский праздник Сабантуй. Украшение праздника — скачки лошадей (Г.Ибрагимов. Сайланма эсэрлар. —Казан, 2002. —283 —286 с..).

С древнейших времён лошади были всегда рядом с человеком.  О конях, лошадях заботились, как о близком человеке, холили, лелеяли его. Он был надежда и опора в жизни как простого крестьянина, так и воина, это еще  символ богатства, независимости от других людей: в труде, в дороге, на войне.  

Но в 20 веке, особенно в последние годы,  лошадь уже не представляет той ценности для человека, которую ей  предписывали наши далёкие предки.

В мировой литературе, а в частности, русской и татарской литературах  существует  огромное количество  произведений, отражающих образ  лошади.

    В устном народном творчестве упоминание об этом животном встречается довольно часто и практически во всех его жанрах, начиная с пословиц: «Добрый  (верный) конь дорогого стоит» и заканчивая сказками и былинным эпосом, где конь – это, прежде всего, друг, помощник (Сивка-бурка, богатырский конь) и даже воин (когда кони, одетые в доспехи принимали участие в битвах, подминая своим крупом под себя врагов, спасали жизнь хозяину), вид транспорта. В бытовых сказках – это работяга, например («Мужик и медведь).

      В древнерусской литературе и в произведениях средневековья конь ещё тоже ценится наравне с человеком и имеет то же значение, что и в УНТ. Заслуживает внимания эпизод о коне в «Песне о вещем Олеге», когда князь, узнав о страшном предсказании своей смерти по вине коня, приказывает не извести лошадь, а заботиться о ней, удалив её от себя. Это пример того, насколько высоко ценилась лошадь.

    В произведениях 18-19 столетия уже несколько ослабевают узы между человеком и животным. Да, для простого крестьянина лошадь – всё: кормилица, поилица, труженица, помощница, верный друг (И.С. Тургенев «Бежин луг» сцена «Ночное»).

Да, человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека и вот теперь, лошади оставлены без ухода. Получается, что человек предал существа, которые он сам же приручил. Невольно приходят на ум слова лиса из сказки А Сент-Экзюпери: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» - и это касается, не только животных («Ты в ответе за свою розу»).    

 Не раз образ лошади возникает и в произведениях великих авторов  20 века, в век научно-технического прогресса. Появление двигателя внутреннего сгорания и развитие механизации значительно снизило роль лошади в промышленности и в сельском хозяйстве. В 30-е годы основной рабочей силой стали уже  не лошади, а тракторы, и о лошадях стали меньше заботиться. Идет переделка тысячелетнего уклада — раскрестьянивание деревни, а значит и уничтожение традиций, надругательство над духовными ценностями народа. Эта острая проблема волновала многих писателей и поэтов XX века: В. Астафьева, В.Распутина, В.Шукшина, С.Есенина и многих других писателей. 

Закончилось XX столетие, пожалуй, одно из самых страшных и трагических в истории человечества. В тысячелетней истории домашней лошади это лишь миг. Что ожидает её в XXI веке — неведомо. Поэтому мы и решили сегодня поговорить об образе лошади, изображенной в произведениях русских и татарских писателей, о значении лошади в жизни народа, отдельного человека.  Предметом сопоставительного анализа  возьмем произведения Ф.Абрамова «О чём плачут лошади…»  и Г.Ибрагимова «Алмачуар»  — писателей, обращающихся в своем творчестве к теме деревни, судьбам крестьянства.

В содержании первого  рассказа говорится о том, что во времена коллективизации начинали обрабатывать колхозные поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости, потому что это не бездушный механизм, каким является трактор.  Автор описывает лошадь не просто как животное, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем, что Кобыла рыжуха и другие Лошади и есть главные действующие лица рассказа.

     А название рассказа привлекает наше внимание к её главной проблеме – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены и верно служили ему на протяжении многих тысячелетий. Рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…» («Все мы немножко лошади…» - у Маяковского).

   Как  уже было сказано выше, образ лошади имеет большое место как в русской, так  и в татарской литературе. Испокон веков лошадь  считалась у татар верным другом и на войне, и в мирное время. Многие писатели с глубоким чувством  уважения  писали о значении лошади в жизни деревни, крестьянства.  Национальные традиции тесно связаны с лошадьми. Можно привести в пример хотя бы татарский национальный праздник сабантуй, который, согласно традиции, должен праздноваться по завершении посевных работ. В праздновании Сабантуя можно проследить особое отношение татар к лошадям. Так как одним из главных элементов Сабантуя являются конные скачки, то загодя по домам собираются полотенца для коней. Каждый конь получает в подарок полотенце, которое привешивается на узду. Конь, пришедший на майдан последним, получает полотенец больше, нежели победители. Местные жители рассказывают об одном случае, произошедшем много лет назад: конь, пришедший во время скачек последним, потом плакал в конюшне, а вскоре и  умер. После этого случая последнему коню, прискакавшему на майдан, обязательно вешают полотенец больше, чем другим, чтобы не обижался и не расстраивался.

В рассказах «О чем плачут лошади?» и «Алмачуар» ставятся сходные нравственные и экологические проблемы — защиты живой красоты природы, бесценных народных традиций и т. д. В обоих рассказах обращает на себя внимание точность и обстоятельность описаний, достигаемая высокой степенью детализации. Писатели сумели мастерски создать живой волнующий образ лошади.

    Лошади в рассказах Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова не просто животные, а некие мифологические существа: они умеют чувствовать, думать, вспоминать. Одним из приемов изображения лошадей являются их монологи и диалоги с ними. Характерный для мифологического мышления природоцентризм предстает в рассматриваемых произведениях не столько в форме декларативного философского рассуждения, сколько как особый характер мироощущения, реализующийся в эмоциональной и образной форме. Отсюда и попытка рассмотреть явления природного мира изнутри, делая это не глазами человека, а представителя животного мира.

Как мы уже отметили, эта тема наиболее ярко раскрыта в рассказах русского писателя  Ф Абрамова «О чём плачут лошади…» и татарского писателя Г. Ибрагимова «Алмачуар».  Итак, в обоих рассказах мы видим бережное, трепетное, заботливое, ласковое, любовное, ревнивое, искреннее, хозяйское отношение к лошадям. Раньше умели ценить лошадей, грамотно заботились о них. Роль лошадей в жизни русского и татарского народов выявляет описание народных праздников, обычаев, традиций. В русских гуляньях на масленицу украшением праздника являются нарядные, разукрашенные лошади, а в  татарском  национальном празднике сабантуй  одним из главных элементов  являются конные скачки.

На первый взгляд судьба Алмачуар счастливее, чем Рыжухи. Она не попала под коллективизацию, как Рыжуха и ее товарищи, жила в личном хозяйстве у добрых людей, участвовала в скачках, ее не утруждали тяжелой работой, берегли и холили. А Рыжуха и ее товарищи страдали и томились от халатного, равнодушного отношения к ним, чувствовали свою ненужность. Точкой соприкосновения этих произведений мы считаем, это былая любовь, уважительное отношение к лошадям, признание в большой любви к ним.  А так же  произведения сближает изображение трагической судьбы лошадей: Алмачуар погибает в расцвете сил, трагичен и финал рассказа Ф.Абрамова.

Да, мир на месте не стоит, с каждым днем в нем все меньше и меньше места живым существам, их места занимают компьютеры и роботы. Это с одной стороны большой прогресс, а с другой - наша общая беда. Утешает одно,  в современном мире лошадям, еще отводится место, пользуются они некоторым  вниманием. Самому  уважаемому почетному гостю в Татарстане дарят лошадь (примеры: Президенту В.Путину, М.Шаймиеву). Без лошади невозможно представить историю России. Во многих регионах нашей страны (в частности - на Кавказе) есть конные ипподромы. Юные наездники бережно ухаживают за лошадьми. Мы тоже не хотим, чтоб настал тот день, чтобы увидеть живую лошадь, нам приходилось водить наших детей в зоопарки.

С древнейших времён лошади были всегда рядом с человеком.  

Он был надежда и опора в жизни как простого крестьянина, так и воина, это еще  символ богатства, независимости от других людей: в труде, в дороге, на войне.  

В мировой литературе, а в частности, русской и татарской литературах  существует  огромное количество  произведений, отражающих образ  лошади.

1слайд: Портрет Ф.Абрамова,

2слайд : портрет Г. Ибрагимова  

3слайд : Фотографии книг: «О чем плачут лошади?»,  «Алмачуар»

4слайд: Тема, которая их объединяет: Любовь к лошадям

5 слайд: фотографии лошадей: Рыжуха- грустная,старая, Алмачуар(в яблоках)- красивая, молодая лошадь.

6слайд:

О чем плачут лошади?

Алмачуар

Воспоминания о прежней колхозной жизни

Детские годы писателя, личные воспоминания

7 слайд:

О чем плачут лошади?

Алмачуар

Итак, материал Выбранный для сопоставительного изучения показывает значение лошади в жизни деревни, крестьянства, в современном мире, раскрывает характерные для русского и татарского писателей принципы и приемы создания образа, национальные традиции, особенности национального взгляда на мир. Образ лошади в литературе всегда имел определённое место, только отношение людей с течением времени изменялось к этому животному.

Сопоставительное изучение рассказов

Ф.Абрамов «О чем плачут лошади?»

Г. Ибрагимов «Алмачуар»

В основу рассказа Ф.Абрамова «О чем плачут лошади?» легли воспоминания автора о прежней доколхозной жизни. Повествование начинается событиями последних десятилетий, а затем автор возвращается к жизни северной деревни 20-х, 30-х и 40-х годов. После войны, вернувшись в родную деревню Верколу, он вспомнил своего Карька, который «на лесном фронте богу душу отдал». В годы войны северные области обеспечивали страну лесом, потому крестьяне не знали отдыха ни зимой, ни летом.

В рассказе же Г. Ибрагимова «Алмачуар» отразились детские годы жизни писателя. Он отмечает: «Любовь к лошадям перешла ко мне от моего отца... В рассказе «Алмачуар», можно сказать, изображен сюжет из моей жизни, события моего детства». Под названием рассказа автор подписывает: «История одной любви».

Герой подкармливал лошадей

Герой подкармливал лошадей

Сопоставительный анализ образа лошади в рассказах Ф.Абрамова и Г.Ибрагимова. Сравнивается художественное описание лошади в изучаемых произведениях.

«Рыжуха была тех  же статей...» и до слов «...выгодно отличалась от своих сородичей». «Кобылка чистая, она сохранила веселый, неунывающий характер, нервность молодости. У нее звонкий голос, умеет выражать чувство радости». Какими предстают перед нами сородичи Рыжухи? Какие детали помогают понять авторское отношение к лошадям? Автор с сочувствием пишет о лошадях: «...Неряшливые, с невылинялой шкурой, гноящимися глазами, тупой покорностью и обреченностью во взгляде»-такое описание не может не вызвать сочувствия к лошадям, лишенным доброго человеческого внимания.

Для татарского писателя природа и животные являются высшим образцом красоты и критерием прекрасного. Таким образом, сородичи Алмачуар выглядят намного счастливее и успешнее, нежели товарищи Рыжухи: «Жеребенок и вправду было чудеснейшее создание. Ножки такие длинные, тонкие. Говорят, такие ножки бывают только у лошадей-скакунов. Только что высохшие, хоть и маленькие, коротенькие волосики на хвосте, сами по себе шелковисто пушились и волновались, словно их освободили и распустили из туго заплетенных косичек. По круглой спине, прямо по центру от хвоста до ляжек, черной лентой, шириной с палец, тянутся черные шелковые волосы. На длинноватой умной голове с широким лбом красуется белая звезда — одно это выделяло жеребенка из миллиона его сородичей, красота его казалась единственной. Вся его осанка, словно изваянная рукой самого Бога, казалась, красиво и ровно отточена небесными ангелами». Примечательна и характеристика сородичей Алмачуар: они были одна красивее другой; животные, одна благороднее другой. Они были ничем не хуже Алмачуар, подтянутые, горделиво и торжественно гарцевали на изящных подкованных ногах.

Какие художественные средства использует Г.Ибрагимов, создавая образ лошади? Большую роль в описании лошадей играют эпитеты, с одной стороны, выделяющие изображаемые явления из ряда подобных, а с другой - уподобляющие им.

Средством выявления авторского отношения к деревне и лошадям становится анализ композиции: пейзажных зарисовок, хронологических заставок, описания внутреннего мира героев. Рассказчиков в сопоставляемых произведениях объединяют сходные чувства и переживания.

Примеры из текста

Ф.Абрамов «О чем плачут лошади?»

Г. Ибрагимова «Алмачуар»

«...Я на ходу стал отламывать от буханки большой кусок...»; «...но тут кобыла вовсе озадачила меня: отвернула голову в сторону...»; «Все мое существо, весь мой слух были обращены назад, к лошадям...»; «Я ждал... когда же они начнут грызть хлеб, с обычным лошадиным хрустом... Ни малейшего звука не доносилось оттуда» и др.

«...Чтоб поймать его, я взял с собой горбушку хлеба...»; «В последнее время она что-то изменилась: на мой зов не подошла...»; «Я шел, оборачиваясь назад до тех пор, пока кобыла не скрылась из глаз...»; «Она стояла в том же состоянии: не ела, не двигалась, чуть склонив голову вниз, застыла на месте...»

Сходным образом в рассказах выражена и боль утраты:

«..И тоска, тяжелая лошадиная тоска навалилась на меня, пригнула к земле...».

«Алмачуар  унес вместе с собой из моего сердца всю мою любовь к земле, небу, людям, ко всему живому...»

В рассказе «О чем плачут лошади? » впечатляют следующие строки: «И казалось, все пространство на лугу, под горой—сплошь лошадиные глаза. Все, и живые, на привязи, и те, которых давно уже не было, — все лошадиное царство, живое и мертвое, вопрошало сейчас меня».

Душевные муки героя Г.   Ибраги- мова выражены усиленным повто- рением отрицательных частиц, использованием риторических фигур, интонационно-ритмической организацией текста в целом. «Я не мог плакать, сердце окаменело. После этого во всем мире ничего меня не интересовало: мои глаза не взглянули ни на какое животное, ни на какую вещь, ничего я не мог полюбить».

Рассказы русского и татарского писателей пронизывает настроение элегической грусти:

«Всякий раз, когда я спускался с деревенского бугора на луг, я как бы вновь и вновь попадал в свое далекое детство»

«Правда, этот лес теперь не наш... но все же, моя душа тянется к этому, переполненному несметными богатствами, яствами и плодами, лесу. Он близок и мил моему сердцу»

Организация повествования от первого лица позволяет писателям прямо и непосредственно выразить свое бережное отношение к лошадям, понимание их роли в жизни крестьян доколхозной деревни:

«...лошадью дышали и жили, ей скармливали самый лакомый кусочек... вся семья, от мала до велика, выбегала встречать ее, и сколько же ласковых слов она выслушивала... сколько раз хозяева поднимались за ночь, чтобы проведать свое сокровище...»; «...лошадей жалели и берегли пуще всего на свете», «...лошадей называли кормильцами, холили и ласкали, украшали лентами»

«...с этого дня Алмачуар стал центром моей жизни. Все мои радости и горести идут от него и возвращаются к нему. И во сне я грежу им. С утра, чуть встав на ноги, даже не умывшись, я бегу в сарай, посмотреть на Алмачуар, узнать, каково ему...»; «...башкирская пестрая кобыла принесла в наш дом благополучие... Взяв у матери ленты, кисточки, заплел их в гриву, в волосы... Мой Алмачуар стал похож на собиравшегося в гости красавца, боярского сына...».

Заключительная часть

(Или: Мы очень хотим, чтобы увидеть живую лошадь нам не приходилось водить наших детей в зоопарки)

Литература:

Учеб. хрестом. для 7 кл. сред, шк. /Авт.-сост. В.Я. Коровина. — М.: Просвещение. 1993. —С.261.) Пересказ с анализом: Татарский праздник Сабантуй. Украшение праздника — скачки лошадей (Г.Ибрагимов. Сайланма эсэрлар. —Казан, 2002. —283 —286 с..).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф. Абрамов "№О чём плачут лошади" Урок в 7 классе по литературе. Приложение - презентация

Урок по литературе в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я.  с презентацией "О чём плачут лошади"...

Программа элективного курса по литературе "Сопоставительный анализ произведений 19 и 20 вв"

Программа курса рекомендована для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ и классов гуманитарного профиля, рассчитан на 34 часа ( 17 часов в 10 классе и 17 часов в 11 классе). Произведения сов...

Сопоставительный анализ произведений чувашского поэта А.Алги "22 июня" и марийского поэта Миклая Казакова "22 июня 1941 года"

Модуль теми: ХХ ĕмĕр варринчи чăваш литератури (40-50-мĕш çулсем).Урок теми: «ЭПĔ ВĂЛ КУНА ПУРĂНАН ПУРНĂÇĂМРА НИХĂÇАН МАНАССĂМ ÇУК»Сапăрлав тĕллевĕ: тăван çĕр-шыва юратма, ăна упрама, мирлĕ пурн...

Сопоставительный анализ произведения В.В. Вересаева «Мать» и В.С. Гроссмана «Сикстинская мадонна»

Данная разработка представляет собой урок внеклассного чтения. Я умышленно ушла от традиционного урока в 9 классе, постралась избежать теории литературы, которая, как мне показалось, может затруднить ...

Авторская программа "Татар hәм рус әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма анализ ярдәмендә өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"

Авторская программа "Татар  hәм рус  әдәбияты үрнәкләрен чагыштырма  анализ ярдәмендә  өйрәнү ( Сопоставительный анализ произведений татарской и русской литературы)"...

Урок литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"

Предаставленная разработка раскрывает идейное своеобразие рассказа Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"...

Особенности изображения темы отцов и детей в русской литературе (сопоставительный анализ произведений «Станционный смотритель» А.Пушкина и «Телеграмма» К.Паустовского )

Презентация-сопровождение урока.На уроке рассматриваются особенности изображения темы отцов и детей в русской литературе  на примере  произведений «Станционный смотритель» А.Пушк...