Алгоритм формирования связной речи на уроках эвенского языка.
статья (9 класс) на тему
Учащиеся старших классов интересуются искусством, живописью своих родных сородичей. Поэтому целями моей работы на уроках эвенского языка являются:
-воспитывать личность как этнос посредством развития интереса к эвенской поэзии и живописи.
-проникнуть глубокими мыслями в мир художественного слова.
В соответствии с данными целями и был выработан алгоритм формирования связной речи.
Главный смысл и идея введения в предмет эвенского языка репродукции произведений живописи – возрождение и развитие эвенского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prokopeva.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм формирования связной речи на уроках эвенского языка.
Учащиеся старших классов интересуются искусством, живописью своих родных сородичей. Поэтому целями моей работы на уроках эвенского языка являются:
-воспитывать личность как этнос посредством развития интереса к эвенской поэзии и живописи.
-проникнуть глубокими мыслями в мир художественного слова.
В соответствии с данными целями и был выработан алгоритм формирования связной речи.
Главный смысл и идея введения в предмет эвенского языка репродукции произведений живописи – возрождение и развитие эвенского языка.
Принципы поэтапного формирования связной родной речи путем последовательного проведения различных методов обучения:
- Наблюдения за явлениями природы родного края и трудовой деятельности взрослых и традиционный быт жизни.
- Слушание, рассматривание и описание произведения живописи учащимся по образцу учителя.
- Заучивание наизусть по данной лексической теме стихотворений, загадок, пословиц, песен.
- Слушание учащимися чтения сказок, рассказов по теме, ответы на вопросы по прочитанному и рассказанному учителем.
- Пересказ рассказа или сказки по образцу.
- Рисование по данной лексической теме, словесное рисование рисунка.
- Рассказывание ребенка по личному опыту.
Следуя алгоритму обучения говорению на родном языке, можно сделать вывод, что репродукции произведений живописи способствуют формированию у детей коммуникативной компетенции на основе собственного, присущего именно ему, внутреннего психического состояния души.
В процессе ознакомления учащимися с произведениями искусства (живописи) педагог решает одновременно несколько задач: возникновение интереса к данному виду искусства; формирование умений замечать в картине детали – фон, пейзаж, состояние погоды, настроение художника; включать в свои рассказы описание природы; понимание и чувствование содержания картины; развитие лингвистически и эмоционально богатой речи. Наряду с картинами российских художников – живописцев, рекомендуемыми программой, можно использовать репродукции произведений местных художников. Для того, чтобы ученик мог лучше понять содержание картины, следует использовать музыкальные и художественные произведения, сюжет которых идентичен теме картины, задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря. Интерпретация картины требует от ребенка умения точно и быстро найти нужное слово, подобрать эпитет, синоним, сравнение. Активизации использования словаря в этом направлении способствуют словесные игры и упражнения. Например, «Торэм бакли, улгимилэ иррочин?». Бэй – мэргэч, эни, ай, эвэч, булус, аяври буги, хэтчэ, хони, олэк, хирри, хавай, хамалкари …Кунтэк – дэмнэ, нонам, чулбаня, оратапчи, кучукэн, тигэкун …Нянин – чулбаня, ханды, хутарси, хатарси, улгин, мяргита, гарпанапчи …Исаг – дэрбэкчэ, эгден, хинаня, эти нэнэптэ, куйки, хагар, нимканапчи – мянчири, нод …
Художник не только отображает предметы и явления окружающего мира, но и является носителем определённого эмоционального состояния. Чтобы помочь ученику вербально выразить это настроение, можно использовать упражнения типа: «Хамалкали, ни (як) тухлин би укчэннэм»
( мэргэтти, хирри, эвэч, булус, нисэпчи, хавай, хони – бэй; мяргита, бугди, хирабган, ночэлкэн – кунтэк ….). Учащихся необходимо ознакомить с языком жестов, мимики, движений. Этому способствуют чтение художественных произведений, показ кукольного и теневого театров, инсценирование сказок.
Завершая выступление, можно отметить что данная технология эффективна в работе с учащимися-билингвами при изучении родных языков.
Конспект урока «Беседа по картине якутского живописца Афанасия Николаевича Осипова «Тёплая осень».
Задачи урока:
- познакомить детей с картинами якутского художника А.Н. Осипова;
-развивать эстетические чувства
- обогатить речь детей образными выражениями (хинаня, мэнэне монтэлсэ, мэнэлкэн дуррэн, гортаки бугтаки);
- прививать любовь к родному краю, природе;
- воспитывать у детей чувство прекрасного.
Предварительная работа: чтение стихов об осени, экскурсия в лес, наблюдение за отлетом птиц, сбор сухих листьев и составление осенних композиций. Слушание музыки, разучивание песен об осени, передача настроения в рисунках красками.
Деданал: оняча А.Н.Осипова «Нямси болани», И. Левитана «Мэнэне монтэлсэ», дентур В.Д. Лебедева «Болани», укчэнэк Н.С. Тарабукина «Болани исагду».
Ход занятия:
Классла – болани урэчин. Нод аликла – боларап, хинанял эбдэнрэл, ночэл, оратал бисни. Качунча эбдэнрэлдук дёданал опча. Кунал тэгэлгэндулэвур аймакань тэгчэл. Ай, долбэр иг ин. (Музыкала окат чаралнан, чукачар икэддэ). Хупкучимнэ дентуру танаддан. (Дентуру болани дюгулин хинмалда).
Хупкучимнэ: Гэ, денгалда болани исагла иррочин? Иррочир хякитал ор?
Нивэкэг? Тор? Иррочин боланиду нянинканти? Делгэнкэл боланиду яв неккоттэ?
Дэгил, магдилил? Он нонартан тугэнитки кимадда? (тэлэну танадяк)
Учитель предлагает внимательно посмотреть на картину А.Н. Осипова и сказать, что изображено на ней.
Перед вами очень красивая картина, эту картину написал якутский живописец Афанасий Николаевич Осипов. Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей). Художник назвал ее «Тёплая осень». Как вы думаете, какое настроение было у него, когда он рисовал эту картину? Как можно узнать, какая погода изображена на картине? (Хуннэлкэн, нямналталкан, нянин тогэчинь дасаптан). Что можно сказать о ветре? (эвэч, нямси и т. д.).
Какое стихотворение можно прочитать, видя, как улетают в дальние края птицы? Как можно назвать деревья, горы которые мы видим на картине? (Нонартан мэнэлкэн ойюр тэттэ, хинаня нэлэкэм, мэн илчар нюритур нэлэлбэр …Они оделись в золотой наряд, в желтые накидки, распустил лес золотые косы ….). Ями мут говэттэп «мэнэлкэн болани», «мэнэч исаг дасапча»? (Онямна-дамар хинаня оратла дэсчиникэн нян аявникан мэн буги, горла эрири чулбаня нянинтаки коечиддэн, эбдэнрэ каиртариван долчиддан, тарак онямнаду елтэнчэ дюгани дюгулин укчэнэддэн, тарак дюгулин, он булусич дэгилбу , тарал куниникан исагнюн нян урэкчэрнюн хуютмэчиддэ).(Художник любуется красотой природы, слушает шелест листвы, которая рассказывает художнику о прошедшем лете, о том, как грустно расставаться с птицами, которые, курлыча, прощаются с лесом, горами). Звучит музыка.
Хупкучимнэ куналду гомкэрбу дендаттан болани дюгулин гонни. Учитель предлагает вспомнить пословицы об осени.
Эвин «Онячал харачакан». Правилал эвин – куна онячав харатчиннан, нонан оняча тухлин бутумэн планли укчэнэннэн: онячав гэрбуннэн, ядаи нонман хараттан, яв нонан укчэнрэн, иррочин нонандулан настроенияв бочэ.
Параллельное ознакомление с живописью российских и местных художников можно продолжить по темам: «Танец стерхов» А.П. Собакин, А.А. Рылов «В голубом просторе», В.П.Петров «Журавли»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчет по теме самообразования "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"
отчет по теме "Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы"...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ДОКЛАДУ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА
Презентация является наглядным материалом для доклада "Особенности работы по развитию речи у обучающихся школы VIII вида на уроках русского языка, чтения и развития речи"...
Развитие связной речи на уроках русского языка и литературы
Развитие связной речи слабослышащих учащихся является актуальной проблемой в современной специальной методике преподавания русского языка и литературы....
Статья "Развитие связной речи на уроках русского языка"
Формирование культуры связной речи учащихся, интересные формы и виды работ, применяемые технологии...
Развитие связной речи на уроках русского языка и чтения в коррекционной школе VIII вида.
Речь является неотъемлемым компонентом любой формы деятельности человека и его поведения в целом. Недоразвитие связной речи отмечается у всех детей с интеллектуальной недостаточностью и оказывает отри...
Коммуникативно-ситуативные упражнения для развития связной речи на уроках русского языка, объединённые общей темой – любовью к Родине, малой родине
Данные упражнения развивают навыки связной устной речи....