Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень. ( Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев )
рабочая программа (9 класс) по теме
Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с Федеральным базисным планом, Программой общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев / М.: «Русское слово» и учебника «Литература. 9 класс. Автор-составитель: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. - М.:«Русское слово», 2014 г.
Рассчитана на один год обучения и ориентирована на базовый уровень.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе. 9 класс. Базовый уровень. | 83.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по литературе
базового уровня
для 9 г класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
Оглавление
№/п | Элемент рабочей программы | Страница |
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Тематическое планирование | 6 |
3 | Содержание тем учебного курса | 8 |
4 | Поурочное планирование | 13 |
5 | Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе | 22 |
6 | Перечень материально-технического оснащения учебного процесса по предмету | 25 |
7 | Список литературы | 27 |
Пояснительная записка
Настоящая программа по литературе разработана для 9 класса МБ НОУ «………….»:
- в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- Федерального базисного учебного плана (2004 г.);
- Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5-11 класс», автор-составитель Г.С. Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев / М.: «Русское слово», 2009 года;
- учебника «Литература. 9 класс. Автор-составитель: Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. - М.:«Русское слово», 2014 г.
Настоящая программа составлена на 102 часа (3 часа в неделю) в соответствии с Федеральным базисным планом и учебным планом лицея, рассчитана на один год обучения и ориентирована на базовый уровень.
Целью настоящего курса является усвоение основ историко-литературного процесса в русской литературе.
В ходе ее достижения данной цели решаются следующие задачи:
- дать представление об историко-литературном процессе на основе постижения системных понятий и категорий;
- усилить исторический аспект изучения литературы;
- рассмотреть художественные произведения, изучаемые в данном курсе, в контексте эпохи;
- раскрыть индивидуальные способности, дарования обучающегося и сформировать на этой основе профессионально и социально компетентную, мобильную личность, умеющую делать профессиональный и социальный выбор.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, тематическое планирование, содержание тем учебного курса, поурочное планирование, требования к уровню подготовки обучающихся, перечень материально-технического оснащения, список литературы.
Курс состоит из десяти разделов. Кроме основных разделов, предусмотренных авторской программой, в рабочую программу включены разделы: «Античная литература», «Литература эпохи средневековья», «Из литературы эпохи Возрождения», «Из европейской литературы эпохи Просвещения» - рекомендованные к усвоению примерной программой основного общего образования по литературе, включающие в себя произведения, входящие в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, которых нет в программе для 9 класса данных авторов.
Кроме того, в данную программу включены уроки внеклассного чтения, на которых будут изучаться произведения авторов, предусмотренных обязательным минимумом содержания основной образовательной программы по литературе.
Отличительной особенностью изучения литературы на предпрофильном уровне является то, что совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте осуществляется с помощью: использования понятий языка литературоведения, выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирования умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Контроль достижения обучающимися уровня государственного стандарта осуществляется в виде текущего и итогового контроля в форме тестирования, итогового тестирования, контрольных работ, защиты рефератов, сочинений, исследовательских проектов.
Тематическое планирование
№/п | Наименование разделов (тем) | Кол-во часов | в том числе: | ||||
Изучение теорет. материала | Практическая часть (лаб.р./ практ.р., РР) | Повторение | Контроль | Резервные часы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | Введение | 1 | 1 | ||||
2 | Античная литература | 1 | 1 | ||||
3 | Литература эпохи средневековья | 2 | 2 | ||||
4 | Из древнерусской литературы | 8 | 6 | 2 | |||
5 | Из литературы эпохи Возрождения | 2 | 2 | ||||
6 | Из литературы XVIII века | 6 | 6 | ||||
7 | Из европейской литературы эпохи Просвещения | 2 | 2 | ||||
8 | Литература первой половины XIX века | 56 | 42 | 11 | 3 | ||
9 | Литература второй половины XIX века | 9 | 6 | 2 | 1 | ||
10 | Литература XX века | 15 | 1 | 12 | 2 | ||
Итого | 102 | 68 | 16 | 12 | 6 | ||
1 четверть ( _9_ недель) | 27 | 24 | 3 | ||||
2 четверть ( _7_ недель) | 21 | 18 | 2 | 1 | |||
3 четверть ( _10_ недель) | 30 | 20 | 8 | 2 | |||
4 четверть ( _8_ недель) | 24 | 6 | 3 | 12 | 3 |
Содержание тем учебного курса
Раздел I. Введение (1 ч.)
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Раздел II. Античная литература (1 ч.)
В данном разделе происходит знакомство обучающихся с литературными родами, основными направлениями, жанрами, появившимися в античной литературе. Знакомятся с поэзией Катулла, с основными темами его поэзии, с лаконизмом образов и напряженностью чувств в его лирике.
Раздел III. Литература эпохи средневековья(2 ч.)
В этом разделе обучающиеся знакомятся с литературой средневековья, с ее особенностями, с исторической обстановкой того времени, которая наложила свой отпечаток на основные темы и мотивы литературы того периода.
Раздел IV. Из древнерусской литературы(8 ч.)
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Раздел V. Из литературы эпохи Возрождения(2 ч.)
В данном разделе обучающиеся знакомятся с особенностями литературы эпохи возрождения, ее проблемами, жанровой тематикой. Узнают основные вежи жизни и творчества У. Шекспира. Знакомятся с главным героем трагедии «Гамлет», с трагическим характером конфликта в произведении.
Раздел VI. Из литературы XVIII века(6 ч.)
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова. Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин). Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Раздел VII. Из европейской литературы эпохи Просвещения(2 ч.)
Данный раздел знакомит обучающихся с представителем европейской литературы эпохи Просвещения И.-В. Гете, с его жизнью и творчеством, с его произведением «Фауст».
Раздел VIII. Литература первой половины XIX века(56ч.)
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сюжетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Раздел IX. Литература второй половины XIX века(9 ч.)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Раздел X. Литература XX века(15 ч.)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И.А. Бунин, А.И. Куприн). Драма М. Горького «На дне».
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И. Цветаевой, Б.Л. Пастернака). Стихотворение Блока «Девушка пела в церковном хоре…», поэма «Двенадцать»: метафорические образы, лирическая летопись истории России начала XX столетия.
Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века (творчество А.Н.Толстого, М.А. Булгакова, М.А. Шолохова, А.П. Платонова). Повесть Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов. Рассказ Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны.
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В.Г. Распутина, В.П. Астафьева, В.М.Шукшина, А.И. Солженицына, поэзия Е.А. Евтушенко, Н.М. Рубцова, Б.Ш.Окуджавы, В.С. Высоцкого). Рассказ Солженицына «Матренин двор»: праведнический характер русской крестьянки.
Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В.П. Астафьева, В.Г. Распутина, В.Н. Крупина, В.Г. Галактионовой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Поурочное планирование
№ п\п | № в теме | Наименование темы урока | Дата урока | |||||
9А | 9Б | 9В | 9Д | |||||
Раздел I. Введение ( 1ч.) | ||||||||
1 | История литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации | |||||||
Раздел II. Античная литература (1 ч.) | ||||||||
1 | Литература эпохи античности. Катулл. Жизнь и творчество поэта. | |||||||
Раздел III. Литература эпохи средневековья ( 2ч.) | ||||||||
1 | А. Данте. Слово о поэте. «Божественная комедия» | |||||||
2 | Трехчастная композиция поэмы как символ пути человека от заблуждения к истине | |||||||
Раздел IV. Из древнерусской литературы ( 8ч.) | ||||||||
1 | Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы | |||||||
2 | Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Жанр и композиция «Слова…» | |||||||
3 | Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Образ Русской земли в «Слове…» | |||||||
4 | Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. | |||||||
5 | Проблема авторства «Слова...» | |||||||
6 | Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме | |||||||
7 | Рр Подготовка к сочинению по произведению древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» | |||||||
8 | Рр Сочинение по произведению древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» | |||||||
Раздел V. Из литературы эпохи Возрождения (2.) | ||||||||
1 | У. Шекспир. Жизнь и творчество | |||||||
2 | Трагедия «Гамлет». Человеческий разум и «проклятые вопросы» бытия | |||||||
Раздел VI. Из литературы XVIII века ( 6ч.) | ||||||||
1 | Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии | |||||||
2 | М.В. Ломоносов. Жизнь и творчество. «Ода на день восшествия…» | |||||||
3 | Г.Р. Державин. Традиции и новаторство поэзии. Проблематика произведений «Фелица», «Памятник» | |||||||
4 | Расцвет отечественной драматургии. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события. | |||||||
5 | Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни | |||||||
6 | Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина, черты сентиментализма и предромантизма в его произведениях | |||||||
Раздел VII. Из европейской литературы эпохи Просвещения ( 2ч.) | ||||||||
1 | И.-В. Гете. Жизнь и творчество | |||||||
2 | И.-В. Гете «Фауст». Жажда познания как свойство человеческого духа | |||||||
Раздел VIII. Литература первой половины XIX века (56 ч.) | ||||||||
1 | Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме | |||||||
2 | В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Черты романтизма в его лирике | |||||||
3 | Рр Обучение анализу лирического произведения на примере анализа элегии Жуковского «Море» | |||||||
4 | Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума» | |||||||
5 | Своеобразие конфликта и тема ума в комедии | |||||||
6 | Чацкий и фамусовская Москва | |||||||
7 | Чацкий и Молчалин | |||||||
8 | Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет | |||||||
9 | Проблематика, особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии | |||||||
10 | И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний») | |||||||
11 | Рр Обучение анализу эпизода драматического произведения ( по комедии «Горе от ума») | |||||||
12 | Вн. чт. Байрон. Романтизм поэзии Байрона. Поэма «Корсар» | |||||||
13 | Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. | |||||||
14 | Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики. Тема поэта и поэзии («Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...») | |||||||
15 | Лирика любви и дружбы («К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла..,», «Во глубине сибирских руд...», «Я вас любил...», «К***») | |||||||
16 | Тема природы («Осень», «Деревня») | |||||||
17 | Рр Сочинение «Мое любимое стихотворение А.С. Пушкина» | |||||||
18 | Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика | |||||||
19 | Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика) | |||||||
20 | Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений | |||||||
21 | Контрольный тест №1 по теме «Творчество А.С. Пушкина» | |||||||
22 | «Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах | |||||||
23 | Автор и его герой в образной системе романа | |||||||
24 | Онегин и Ленский | |||||||
25 | Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора | |||||||
26 | Картины жизни русского дворянства в романе. | |||||||
27 | Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина» | |||||||
28 | В.Г. Белинский о романе | |||||||
29 | Рр Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | |||||||
30 | Рр Сочинение по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» | |||||||
31 | Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова | |||||||
32 | Темы и мотивы лермонтовской лирики. Назначение художника, тема поэта и поэзии в стихотворениях: «Нет, я не Байрон...», «Поэт», «Пророк» | |||||||
33 | Свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения в стихотворениях Лермонтова «Парус», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Молитва», «И скучно и грустно», «Дума», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» | |||||||
34 | Рр «Пророк» Лермонтова и Пушкина (Сопоставительный анализ) | |||||||
35 | «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа | |||||||
36 | Автор и его герой | |||||||
37 | Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки | |||||||
38 | Рр Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей | |||||||
39 | Черты романтизма и реализма в поэтике романа | |||||||
40 | Мастерство психологической обрисовки характеров | |||||||
41 | В.Г. Белинский о романе | |||||||
42 | Рр Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | |||||||
43 | Рр Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | |||||||
44 | Вн. чт. К.Н. Батюшков как представитель «легкой поэзии». Стихотворения: «Мой гений», «Пробуждение», «Есть наслаждение в дикости лесов…» | |||||||
45 | Вн. чт. Близость творчества А.В. Кольцова народным песням. Горе и радость сердца человека в его поэзии. Стихотворения: «Не шуми, ты рожь…», «Разлука», «Лес» | |||||||
46 | Вн. чт. Е.А. Баратынский как представитель «поэзии мысли». Стихотворения: «Мой дар убог и голос мой негромок», «Муза», «Разуверение» | |||||||
47 | Контрольная работ № 1 по теме «Лирика первой половины XIX века» | |||||||
48 | Жизнь и творчество Н.В. Гоголя | |||||||
49 | Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника и ее сюжетно-композиционное своеобразие. | |||||||
50 | Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования | |||||||
51 | Народная тема в поэме. Образы помещиков и чиновников и средства их создания | |||||||
52 | Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме | |||||||
53 | Фигура автора и роль лирических отступлений. | |||||||
54 | Рр Подготовка к сочинению по теме «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки и др. )» | |||||||
55 | Рр Сочинение по теме «Художественная деталь и ее роль в создании образа Манилова (Коробочки и др. )» | |||||||
56 | Контрольный тест № 2 по теме «Литература первой половины XIX века» | |||||||
Раздел IX. Литература второй половины XIX века (9ч.) | ||||||||
1 | Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С.Тургенева). | |||||||
2 | Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»). | |||||||
3 | Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета, А.К. Толстого). | |||||||
4 | Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра. | |||||||
5 | Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания. | |||||||
6 | Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков | |||||||
7 | Контрольная работа №2 по теме «Литература второй половины XIX века» | |||||||
8 | Рр Подготовка к защите рефератов на тему: «Литература XVIII-XIX века в восприятии современного читателя» | |||||||
9 | Рр Защита рефератов на тему: «Литература XVIII-XIX века в восприятии современного читателя» | |||||||
Раздел X. Литература XX века ( 15ч.) | ||||||||
1 | Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн) | |||||||
2 | Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи. С.А. Есенина, В.В. Маяковского. | |||||||
3 | А. Блок и его лирическая летопись истории России начала XX столетия.(Поэма «Двенадцать» ) | |||||||
4 | А.Ахматова, М. И. Цветаева, Б.Л. Пастернак- поэты серебряного века. | |||||||
5 | Своеобразие отечественной прозы первой половины XX века. Творчество А.Н.Толстого и А.П. Платонова. | |||||||
6 | Повесть Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов. | |||||||
7 | Гуманизм шолоховской прозы. Рассказ «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. | |||||||
8 | Литературный процесс 50—80-х годов. Проза В.Г. Распутина, В.П. Астафьева и В.М.Шукшина. | |||||||
9 | Автобиографическая основа рассказа А. Солженицына «Матренин двор». | |||||||
10 | Поэзия Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого | |||||||
11 | Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов. Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. | |||||||
12 | Рр Сочинение на тему « Что мне нравится с литературе ХХ века» | |||||||
13 | Контрольная работа № 3 «Литература XX века» | |||||||
14 | Вн.чт. Литература народов России. Г. Тукай. Слово о поэте. Стихотворения из цикла «О, эта любовь!» | |||||||
15 | Итоговый тест «Литература XVIII-XIX и XX веков» |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
-образную природу словесного искусства;
-общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные травления);
-авторов и содержание изученных произведений;
-основные теоретические понятия: литература как искусство слова (углубление представлений), слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальные представления, ) романтизм (развитие понятия), баллада (развитие представлений), роман в стихах (начальные представления), реализм (развитие понятия), реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (углубление понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальные представления), психологический роман (начальные представления), понятие о герое и антигерое, понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии (развитие представлений), повесть (развитие понятия), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
Учащиеся должны уметь:
- прослеживать темы русской литературы в их исторических изменениях;
- определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
- определять идейную и эстетическую позицию писателя;
- анализировать произведение литературы с учетом особенностей художественного метода и жанровой специфики;
- оценивать проблематику современной литературы в соотнесении с идейными исканиями художников прошлого;
- анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
- различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
- осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
- сопоставлять и критически оценивать идейные искания писателей и поэтов, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
- использовать в творческих работах жанровые формы, выработанные литературой, включая них элементы стилизации.
Перечень материально-технического оснащения учебного процесса по предмету литература
№ | Технические средства обучения | Комплектация |
1 | Интерактивная доска | Д |
2 | Мультимедийный проектор | Д |
3 | Компьютер | Д |
4 | Принтер лазерный | Д |
5 | Копировальный аппарат | Д |
6 | Средства телекоммуникации | Д |
Учебно-практическое оборудование | ||
1 | Ящики для хранения таблиц | Д |
Печатные пособия | ||
1 | Портреты выдающихся русских писателей и поэтов | Д |
2 | Дидактический материал по теме «Русская литература XX века». | К |
Специализированная учебная мебель | ||
1 | Компьютерный стол | Д |
Экранно-звуковые пособия | ||
1 | Видеофильмы: Н. В. Гоголь. Петербургские повести. Н. В. Гоголь. Творчество. Н. В. Гоголь. Мёртвые души. А.Гончаров. Обломов. Н.Гумилёв. Лирика. Н.С.Лесков. Творчество. Н.А.Некрасов. Лирика. Н.А.Некрасов. Кому на Руси жить хорошо. А.Н.Островский.. Пьесы. А.Н.Островский. Гроза. М.Е. Салтыков- Щедрин. И.С.Тургенев. Записки охотника. И.С.Тургенев. Отцы и дети. Ф.И.Тютчев. Лирика. А.Фет. Лирика. | Д |
2 | Аудиозаписи (лирика, отрывки из художественных произведений) | Д |
Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 10-11 классы (базовый уровень), к учебнику Spotlight
Рабочая программа по английскому языку для 10 – 11 классов МБОУ СОШ № 8 создана на основе Примерной программы по иностранным языкам с учетом требований Федерального компонента государственного стандар...
Рабочая программа 5-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-9 классы с ктп...
Рабочая программа 5-11 класс (базовый уровень)
Рабочая программа 5-11 класса с ктп (базовый уровень)...
Рабочая программа по праву10 класс(базовый уровень)
Рассчитана на 17 часов....
Рабочая программа по литературе для СПО УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева (ФГОС)
Рабочая программа по литературе для СПО УМК Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева (ФГОС)Программа расчитана на 171 час...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....