Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, виды рифмы.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Ачох Ксения Александровна

Урок литературы для 5 класса в рамках ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rifma.docx26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 «Б,В» классе

Дата: 22.11.16

Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, ее виды.

Цель деятельности учителя

Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения темы  «Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, ее виды».

Тип урока

Урок развития речи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научиться использовать знания о ритме, рифме и ее видах.

Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа, понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении, уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: уметь подбирать рифмы.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе.

Методы и формы обучения

Наблюдение за изменениями, происходящими в стихотворной речи, создание проблемных ситуаций; фронтальная, индивидуальная, групповая

Наглядно-демонстративный материал

Раздаточный материал

Основные понятия

рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.

Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм.

Добрый день, мои друзья!
Рада новой встрече я.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем гостям.
Соберитесь, подтянитесь
И тихонечко садитесь.

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

Регулятивные: планируют результат работы.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия.

-Вы ничего не заметили странного в моём приветствии?

Совершенно верно, я приветствовала вас сегодня стихами, а это не совсем обычно, правда? Но всё дело в том, что и урок у нас с вами сегодня не совсем обычный.

Мы  с вами отправимся в необычную волшебную страну Стихландию. Бесполезно искать её на географической карте, пытаться купить билет, чтобы попасть в неё. Для этого не надо ни разрешений, ни паспортов, ни виз. В этой стране множество чудес. Например, на улице холодная зима, а попав в Стихландию, можешь легко очутиться в прекрасном летнем лесу или на берегу южного моря. Вы даже можете проникнуть в мысли и чувства другого человека, а они очень интересны, потому что в Стихландии постоянно живут только очень необычные, добрые и красивые люди. А обману и злобе нет места в Стихландии.

– Хотели бы вы попасть в эту страну?

Это одновременно очень просто и достаточно сложно. Просто, потому что для этого достаточно всего-навсего открыть томик стихов. А сложно, потому что не каждому Стихландия открывает свои чудеса.

–Итак, что же для этого необходимо?

Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у Стихландии тоже есть законы, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня. Это ритм и рифма.

Но ведь мало знать законы, необходимо их понимать, уметь ими пользоваться.

Отвечают на вопрос

Дети формулируют тему  и цели урока

Личностные: : осознание ответственности человека за общее благополучие; положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

Регулятивные: планируют результат работы.

3.Планирование способа достижения намеченной цели

Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).

-Ребята, я ставлю перед вами следующую учебную задачу: мы должны будем закрепить знания о рифме и научиться рассуждать при определении вида рифмы.

 -Что вам понадобится для достижения поставленной цели? Давайте попробуем сейчас каждый оценить свои знания этой темы на шкале от 1 до 10.

 -Как можно узнать, что такое рифма, какие виды рифм существуют?

Учащиеся оценивают свои знания и предполагают пути достижения поставленной цели. Предлагают способы решения проблемной ситуации (Посмотреть в учебнике или дать определение самим).

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Коммуникативные: отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. 

4.Практическая деятельность учащихся

Цель: выработка плана действий

Работа с материалом учебника на стр.114-116.

-Работая в парах, выявите закономерности при рифмовке строк в стихотворении.

-Проверьте правильность своих выводов.

Работают в парах, осуществляют смысловое чтение, Фиксируют основную информацию в тетрадь по литературе

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах.

Регулятивные: планируют необходимые действия.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

5.Этап закрепления нового материала

Цель: применение знаний на практике

Задание. Определить вид рифмы.

1)Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет. (парная)

2)Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя. (перекрёстная)

3)Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

Работа в парах.

Выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку.

Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях: осваивают новый вид деятельности.

Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, классификации, делают обобщения, выводы.

Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом.

6. Динамическая пауза (Этап физической разрядки).

Цель: сменить вид деятельности.

Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.

Учащиеся выполняют упражнение.

Личностные: установка на здоровый образ  жизни и её реализация на уроке.

7. Закрепление с проговариванием.

Цель: творческая практическая деятельность. 

Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе …….
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …….
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ………..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ………….
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту …….
Когда же гости подошли,
То даже крошек ………..


Выполняют задание, озвучивая выбранное для рифмы слово.

Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные: выражают свои мысли, умение оформлять их в письменной форме.

Личностные: участие в созидательном процессе.

8. Домашнее задание

Подготовить сообщения: 1. Рифма. Способы рифмовки. 2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений.

ИЛИ

- Определи вид рифмы:

1.Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на снегу.

2. Снег падает, слегка кружится,                                          

На землю медленно ложится.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.

3.  Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берез.

Ходит, бородою
Белою трясет,
Топает ногою,
Только треск идет.

ИЛИ

Составить стихотворение по рифме.

Океан – уши -ураган-суши      

 конь -ладонь-огонь-гармонь
Стакан – банан- карман - обман
Кружка – подружка  -лягушка - частушка

немножко- кошка - ложка - окошко

Могут выбирать задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные: пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями; осознанно и произвольно строить сообщения творческого характера в письменной форме

Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах

Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Продолжить фразу: "На этом уроке я узнал(а)..."

Рефлексия. 
Мне на уроке было - я на уроке - итог урока
1.интересно    1.работал      1.понял материал
2.скучно    2.отдыхал   2.узнал больше, чем знал
3.безразлично     3.помогал другим    3. не понял

Самооценка своих знаний на 10-бальной шкале

- Что не получилось? Над чем ещё надо поработать?

Выставление отметок

Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие творческой группы по теме: «Рифма. Виды рифмовки»

Это одно из занятий  кружка "Основы стихосложения". В этом кружке занимаются ребята, которые пишут стихи. Это дети разного возраста, которых интересуют различные темы.  С авторскими пр...

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа".

Поэзия - это ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира... Как же привить интерес у наших учеников к ней? Данная презентация сформирует мотивацию у учащихся, поможет развить...

косвенная речь упражнения (в виде презентации)

упражнения для закрепления косвенной речи...

Проверочная работа по теме "Виды рифм", 5 класс

Данный материал содержит задания для проверки знаний по теме "Виды рифм". Ответы прилагаются...

Раздаточный материал по литературе "Виды рифмы" (5-6 класс)

Раздаточный материал по литературе "Виды рифмы" (5-6 класс) представляет собой коллекцию отрывков из стихотворных произведений, которую можно использовать как для объяснения темы, так и для контроля п...

Конспект урока литературы в 5 классе "Стихотворная и прозаическая речь"

Конспект урока литературы в 5 классе "Стихотворная и прозаическая речь"...