Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, виды рифмы.
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы в 5 «Б,В» классе
Дата: 22.11.16
Тема: Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, ее виды.
Цель деятельности учителя | Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия; расширение понятийной базы за счет изучения темы «Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, ее виды». |
Тип урока | Урок развития речи |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: научиться использовать знания о ритме, рифме и ее видах. Знать определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа, понимать отличие речи прозаической и стихотворной, аргументировать свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объяснять ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении, уметь, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции. Познавательные: уметь подбирать рифмы. Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению в группе. |
Методы и формы обучения | Наблюдение за изменениями, происходящими в стихотворной речи, создание проблемных ситуаций; фронтальная, индивидуальная, групповая |
Наглядно-демонстративный материал | Раздаточный материал |
Основные понятия | рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне. | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку. Включение в деловой ритм. Добрый день, мои друзья! | Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок. | Личностные: положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом. Регулятивные: планируют результат работы. |
2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению способа действия. | -Вы ничего не заметили странного в моём приветствии? Совершенно верно, я приветствовала вас сегодня стихами, а это не совсем обычно, правда? Но всё дело в том, что и урок у нас с вами сегодня не совсем обычный. Мы с вами отправимся в необычную волшебную страну Стихландию. Бесполезно искать её на географической карте, пытаться купить билет, чтобы попасть в неё. Для этого не надо ни разрешений, ни паспортов, ни виз. В этой стране множество чудес. Например, на улице холодная зима, а попав в Стихландию, можешь легко очутиться в прекрасном летнем лесу или на берегу южного моря. Вы даже можете проникнуть в мысли и чувства другого человека, а они очень интересны, потому что в Стихландии постоянно живут только очень необычные, добрые и красивые люди. А обману и злобе нет места в Стихландии. – Хотели бы вы попасть в эту страну? Это одновременно очень просто и достаточно сложно. Просто, потому что для этого достаточно всего-навсего открыть томик стихов. А сложно, потому что не каждому Стихландия открывает свои чудеса. –Итак, что же для этого необходимо? Вы знаете, что у каждой страны есть свои законы, которые необходимо знать и выполнять. Вот и у Стихландии тоже есть законы, с которыми нам предстоит познакомиться сегодня. Это ритм и рифма. Но ведь мало знать законы, необходимо их понимать, уметь ими пользоваться. | Отвечают на вопрос Дети формулируют тему и цели урока | Личностные: : осознание ответственности человека за общее благополучие; положительное отношение к учебной деятельности. Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом. Регулятивные: планируют результат работы. |
3.Планирование способа достижения намеченной цели Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем). | -Ребята, я ставлю перед вами следующую учебную задачу: мы должны будем закрепить знания о рифме и научиться рассуждать при определении вида рифмы. -Что вам понадобится для достижения поставленной цели? Давайте попробуем сейчас каждый оценить свои знания этой темы на шкале от 1 до 10. -Как можно узнать, что такое рифма, какие виды рифм существуют? | Учащиеся оценивают свои знания и предполагают пути достижения поставленной цели. Предлагают способы решения проблемной ситуации (Посмотреть в учебнике или дать определение самим). | Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Коммуникативные: отвечают на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. |
4.Практическая деятельность учащихся Цель: выработка плана действий | Работа с материалом учебника на стр.114-116. -Работая в парах, выявите закономерности при рифмовке строк в стихотворении. -Проверьте правильность своих выводов. | Работают в парах, осуществляют смысловое чтение, Фиксируют основную информацию в тетрадь по литературе | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом. |
5.Этап закрепления нового материала Цель: применение знаний на практике | Задание. Определить вид рифмы. 1)Жил-был добрый Царь Матвей, Жил с царицею своей Он в согласье много лет, А детей всё нет как нет. (парная) 2)Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То как зверь она завоет, То заплачет как дитя. (перекрёстная) 3)Я рос, как многие в глуши, У берегов большой реки, Где лишь кричали кулики, Шумели глухо камыши. (опоясывающая) | Работа в парах. Выполняют задание. Выполняют взаимопроверку. | Личностные: навыки сотрудничества в разных ситуациях: осваивают новый вид деятельности. Познавательные: осуществляют для решения задач операции анализа, классификации, делают обобщения, выводы. Коммуникативные: общение и взаимодействие друг с другом. |
6. Динамическая пауза (Этап физической разрядки). Цель: сменить вид деятельности. | Раз - подняться, потянуться, | Учащиеся выполняют упражнение. | Личностные: установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке. |
7. Закрепление с проговариванием. Цель: творческая практическая деятельность. | Я захотел устроить бал, | Выполняют задание, озвучивая выбранное для рифмы слово. | Познавательные: выполняют учебно – познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: выражают свои мысли, умение оформлять их в письменной форме. Личностные: участие в созидательном процессе. |
8. Домашнее задание | Подготовить сообщения: 1. Рифма. Способы рифмовки. 2. Ритм. Стихотворная и прозаическая речь. Иллюстрировать ответ примерами из изученных произведений. ИЛИ - Определи вид рифмы: 1.Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на снегу. 2. Снег падает, слегка кружится, На землю медленно ложится. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает. 3. Улицей гуляет Ходит, бородою ИЛИ Составить стихотворение по рифме. Океан – уши -ураган-суши конь -ладонь-огонь-гармонь немножко- кошка - ложка - окошко | Могут выбирать задания из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные: пользоваться инструкциями и освоенным закономерностями; осознанно и произвольно строить сообщения творческого характера в письменной форме Регулятивные: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной формах Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности |
9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания. | Продолжить фразу: "На этом уроке я узнал(а)..." Рефлексия. Самооценка своих знаний на 10-бальной шкале - Что не получилось? Над чем ещё надо поработать? Выставление отметок | Высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие творческой группы по теме: «Рифма. Виды рифмовки»
Это одно из занятий кружка "Основы стихосложения". В этом кружке занимаются ребята, которые пишут стихи. Это дети разного возраста, которых интересуют различные темы. С авторскими пр...
Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа".
Поэзия - это ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира... Как же привить интерес у наших учеников к ней? Данная презентация сформирует мотивацию у учащихся, поможет развить...
косвенная речь упражнения (в виде презентации)
упражнения для закрепления косвенной речи...
Проверочная работа по теме "Виды рифм", 5 класс
Данный материал содержит задания для проверки знаний по теме "Виды рифм". Ответы прилагаются...
Раздаточный материал по литературе "Виды рифмы" (5-6 класс)
Раздаточный материал по литературе "Виды рифмы" (5-6 класс) представляет собой коллекцию отрывков из стихотворных произведений, которую можно использовать как для объяснения темы, так и для контроля п...
Конспект занятия внеурочной деятельности «Пишу стихи» на тему «Отличительные особенности стихотворной и прозаической речи. Произведения эпические, лирические и драматические»
Технологическая карта...
Конспект урока литературы в 5 классе "Стихотворная и прозаическая речь"
Конспект урока литературы в 5 классе "Стихотворная и прозаическая речь"...