Презентация: мастер-класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки.»
презентация к уроку по музыке
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с учителями музыки по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки, посвященный знакомству с комплексом упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.doc | 55 КБ |
master_-_klass_metody_i_priyomy_razvitiya.pptx | 144.88 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки »
МБОУ «СОШ №15» г. Нерюнгри
Виноград Т.П., учитель музыки
Цель мастер-класса:
Повышение уровня профессиональной компетентности учителей музыки по использованию упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей, на уроках музыки и во внеурочной деятельности.
Форма проведения: педагогическая мастерская
Практическая значимость: ознакомление с методами и приемами работы на уроках, и внеурочной деятельности, способствующих развитию навыков чувства ритма у детей младшего школьного возраста
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами развития чувства ритма у младших школьников.
- раскрыть содержание мастер-класса посредством выполнения комплекса игровых упражнений;
- показать практическую значимость использования данного комплекса упражнений, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на занятиях.
Пояснительная записка.
Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с профессиональной аудиторией (учителя музыки) по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки, посвященный знакомству с комплексом упражнений, способствующих развитию чувства ритма у детей.
Первоклассник приходит в мир учебного труда из мира игр. Несмотря на то, что в подготовительных группах детских садов детей готовят к этому переходу, всё же войдя в школу, они переживают крутой перелом в своей жизни. Предмет музыка занимает в новой ситуации особое место. Искусство и игра имеют общие существенные черты; радостную эмоциональность, образность, моторную активность. Ритмическое воспитание следует основывать на передаче ритма музыки в простых, легкодоступных разнообразных движениях. Целесообразно начинать не с деталей, а с восприятия целостного музыкального произведения. В своей работе использую следующие термины; доли, темп, сильные и слабые доли, такт, такты двудольные, трёхдольные, фраза размер. Ритмическое движение в простых детских песнях состоит из двух однородных элементов; четвертная и две восьмых. Для того, чтобы определить по слуху и осознать ритмический рисунок, я использую такие способы;
1.Слухо–двигательное сравнение простых ритмических фраз, различающихся минимально; пример:
Скок, скок, по- скок,
Мо- ло- дой дроз-док
2. Применение особых названий ритмических элементов, удобных для произнесения и исполнения ритмических фигур; примеры:
а) шаг шаг шаг шаг
бе- гать шаг шаг шаг
б) ДОН ДОН ДОН ДОН
ДИ- ЛИ ДОН ДОН ДОН
в) ТА ТА ТА ТА
ТИ-ТИ ТА ТА
3.Наглядные изображения ритмических фраз, которые могут состоять вначале из картинок (к примеру - из рисунков разной величины), затем заменяются упрощёнными нотами; пример:
Также в работе с ритмом используются игра с шумовыми эффектами, которые производятся руками и ногами. Требуются различные упражнения; хлопки, отстукивание ритма по крышке стола или парты, шлепки, щелканье пальцами, притопы.
Сценарий занятия.
На протяжении многих лет я работаю с 1-4 классами. В первую неделю уроков я провожу диагностическую проверку в каждом классе и слежу за изменением отношения ребят к музыке.
Тест «Есть ли у вас фантазия?»
Такой тест я провожу ежегодно в каждом классе, изменяя вопросы, согласно возрастным особенностям ученика и слежу за их изменениями по развитию творческих способностей и фантазии, а затем перед собой ставлю определенные цели и задачи. Одна из них - это развитие чувства ритма. Как же помочь ребенку развить чувство ритма? Для этого я использую разнообразные игровые песни, попевки, музыкальные разминки, карточки, содержащие ритмические схемы, а так же активно использую на уроках шумовые и музыкальные инструменты, вовлекая детей в исполнительскую деятельность. Предлагаю детям самим прохлопывать ритм, придумывая к ним дополнительно инсценированные движения. Выполнение творческих заданий, самостоятельный поиск их решений.
Успешность работы зависит в первую очередь от ощущения радости, полученной ребенком на уроке- занятии, чтобы дети с нетерпением ждали следующей встречи с прекрасным – с музыкой. Предлагаю вам окунуться в музыкальный мир ритмики.
Практическая часть:
При организации начала занятия я использую вводные упражнения или упражнения на координацию речи с движением. Выполняя упражнения, дети учатся сочетать речь с движениями, развиваются физически, укрепляют костно-мышечный аппарат.
ПЕСНЯ-ПОПЕВКА «У оленя дом большой» (французская народная песня) выполняется песенка с ритмическими движениями, можно исполнить по ролям – это активизирует внимание.
У оленя дом большой
Он глядит в своё окошко
Зайка по лесу бежит
В дом к нему стучит
Тук-тук
-Дверь открой
Там в лесу охотник злой
-Зайка, зайка, забегай
Лапу мне давай
Использование в песнях инсценированных ритмических движений дает возможность детям проявить свои творческие способности, прививают им двигательные навыки и умения, необходимые при передаче выразительности в движениях
Песня – игра.
Если птицы распевают тут и там,
Если бабочки расселись по кустам,
Научи нас веселиться, покажи нам, как резвиться,
А мы будем делать так же, как и ты.
* После первой, второй и четвертой строчки дважды хлопнуть в ладоши.
Если выучил урок, ты на зубок…
Да к тому ж ещё товарищу помог,-
Научи нас веселиться, покажи нам как резвиться,
А мы будем делать так же, как и ты.
* После первой, второй и четвертой строчки дважды делать по два щелчка.
Если дома ничего ты не учил,
Если двойку на уроке получил,
Научи нас плакать, плакать, научи нас ахать, ахать,
А мы будем делать так же, как и ты.
* После первой, второй и четвертой строчки взять за щёки и крикнуть: «Ай, ай!»
Если больно ты ушибиться о косяк,
Если шишка на макушке как кулак,
Научи нас не плакать, научи ты нас не ахать,
А мы будем делать так же, как и ты.
* После первой, второй и четвертой строчки ударить руками по коленям.
Если маме всю посуду перемыл, и ни чашки, ни тарелки не разбил,
Научи нас веселиться, веселиться и гордиться,
А мы будем делать так же, как и ты.
* После первой, второй и четвертой строчки ударить ногой по полу.
Если в космос ты отправился во сне,
Если бегал ты вприпрыжку по луне,
Покажи, как ты резвился, как резвился, веселился,
А мы будем делать так же, как и ты!
* После первой, второй строчки делать по два хлопка. После четвертой строчки сделать подряд: два хлопка, два щелчка, два раза «Ай, ай!» два раза удары ногой.
А мы будем делать так же, как и ты.
*Два хлопка.
Есть много вокально-хоровых упражнений на внимание с использованием ритмических движений. Использую в своей работе в виде разминки. Они помогают увеличить темп деятельности, переключиться детям с одного вида деятельности на другой, и вновь включиться в работу. Такие упражнения влияют на развитие концентрации и устойчивости внимания.
РАЗМИНКА (динамическая пауза) Несложные танцевальные движения на местах стоя и сидя.
«Детская песенка – игра»
Веселись, детвора! (на носочках бегут на месте)
Поиграть пришла пора!
Как мяучит кисонька?
-Мяу, мяу, мяу! – (стоя на месте, присаживаются, поют «мяу»)
В жизни все подчиняется ритму. Ритмичным бывает шаг, бег, ход часов, пульс, смена дня и ночи. На своих занятиях я использую игры с ритмо-палочками - увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику, речь, чувство ритма
РАСПЕВКА «Весёлая дудочка», «Раз-два» (пение с выстукиванием ритмического рисунка).
«Вот какие чудеса» слова Г. Бойко музыка А. Филлипенко, (прохлопать ритм песни, придумать инсценированные движения на слова-действия).
Чудо, чудо, чудеса:
На пеньке стоит лиса,
Палочкою машет,
Два медведя пляшут,
Вот какие чудеса-
Два медведя пляшут!
Зайцы взялись за бока,
Заплясали трепака,
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Вот какие чудеса –
Заиграли в дудки.
И берёзки в пляс пошли,
Хороводы повели.
Солнце заплясало,
Всем светлее стало,
Вот какие чудеса –
Всем светлее стало!
«Савка и Гришка» (Белорусская народная песня)
Савка и Гришка сделали дуду.
Савка и Гришка сделали дуду.
Припев: Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду!
Дуду, дуду, дуду, дуду, ай, дуду, дуду!
Громко ребята в дуду заиграли,
Дедушке старому спать помешали.
Припев:
(В припеве играем на дудочках)
Музыкальная пауза
«Утро» Э.Грига
(Медленно под музыку поднимаем руки верх и на кульминации руки подняты вверх. На ладошках можно нарисовать солнышко).
Детям нравится исполнять песни с использованием шумовых инструментов, их можно изготовить своими руками и использовать в дальнейшем на уроках музыки.
ПЕСНЯ «Посмотрите, как у нас-то в мастерской» (разучивание с участниками мастер-класса)
1. Разучивание песни по ролям;
2. Инсценирование движений;
3. Прохлопывание ритма песни;
4. Для аккомпанемента используются ударные шумовые инструменты (бубны, деревянные ложки, маракасы, треугольники, тарелочки, другие шумовые инструменты).
- Посмотрите, как у нас-то в мастерской,
Там работнички трудятся день-деньской.
Как начнут они топориком рубить,
Молоточкам по гвоздочкам колотить (ложки)
А пилами-то пилят, пилят, пилят,
Во все стороны опилочки летят (трещотки)
Время плотничкам работушку кончать
Вот пойдут они вприсядочку плясать: (хлопки в ладоши)
Ай, люли, ай, люли, ай, люли,
Ай, люли, да, ай, люли, да, ай, люли!
Ай, люли, ай, люли, ай, люли,
Ай, люли, да, ай, люли, да, ай, люли!
В качестве домашнего задания детям можно предложить на заданный ритм сочинить слова и музыку (объяснить детям, как устроен ритмический рисунок, где можно сделать паузу, взять дыхание).
НА ЗАДАННЫЙ РИТМ ПРИДУМАТЬ СЛОВА И МЕЛОДИЮ.
( можно использовать любую знакомую песню и выполнить задание).
Очень важно правильно закончить занятие с детьми, т.е. целесообразно подвести итог и провести рефлексию. Варианты разнообразны, но это уже тема другого мастер класса.
Вы увидели практические методы и приемы использования ритмических упражнений, которые можно применять на уроках музыки или занятиях во внеурочной деятельности с младшими школьниками для развития чувства ритма у обучающихся.
Закончить мастер-класс хочу словами В.Г. Белинского: «Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них, она наполнит гармонией их юные души ».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Умею ли я фантазировать ? 1 . Я не занимаюсь рисованием, не пишу стихов и романов. 2 . Я постоянно грущу, грущу, грущу. 3. Когда я рассказываю какой-нибудь подлинный случай, то я рассказываю все, как было, и ничего не придумываю 4. Я не проявляю инициативу в школе, особенно творческую. 5. Почерк у меня не размашистый и страшный. 6. Я стараюсь в одежде руководствоваться только своим вкусом, или вообще не руководствоваться вкусом. 7. Когда я скучаю на уроках, то не рисую ничего, и не пишу . 8. Когда я слушаю музыку, у меня в голове вообще не возникает никаких образов. 9. Я не люблю писать не только длинные, но и короткие письма. 10. Мне никогда не снятся необыкновенные сны, мне снятся только обыкновенные. 11 . Я не стремлюсь представить место, куда собираюсь попасть, и не представляю его по рассказам других. 12. Я не плачу в кино, не плачу при просмотре сериалов.
Музыкальные термины Доли (сильные и слабые); Темп(медленный, быстрый, умеренный); Такт (двудольные,трехдольные); Фраза (небольшая часть мелодиии).
Музыкальные способы 1.Слухо – двигательное сравнение простых ритмических фраз. Скок, скок, по- скок, Мо- ло - дой дроз-док 2.Применение особых названий ритмических элементов а) шаг шаг шаг шаг бе - гать шаг шаг шаг б) ДОН ДОН ДОН ДОН ДИ- ЛИ ДОН ДОН ДОН в) ТА ТА ТА ТА ТИ-ТИ ТА ТА
3 . Наглядные изображения ритмических фраз.
Ритмический рисунок
ПЕСНЯ-ПОПЕВКА «У оленя дом большой» ( французская народная песня) выполняется песенка с ритмическими движениями, можно исполнить по ролям – это активизирует внимание .
Если птицы распевают тут и там, Если бабочки расселись по кустам, Научи нас веселиться, покажи нам, как резвиться, А мы будем делать так же, как и ты. ( После первой, второй и четвертой строчки дважды хлопнуть в ладоши .) ПЕСНЯ-ИГРА
РАЗМИНКА (динамическая пауза) Несложные танцевальные движения на местах стоя и сидя . Детская песня- игра Веселись детвора! (легкий бег на месте) Поиграть пришла пора! Как мяучит кисонька? Мяу, мяу, мяу! (немного присаживаются и поют «мяу»)
РАСПЕВКА «Раз-два» (пение с выстукиванием ритмического рисунка). « Веселая дудочка» слова Н.Френкель музыка М. Красива. ( прохлопать ритм песни, придумать инсценированные движения на слова-действия).
Оркестр шумовых инструментов
Посмотрите как у нас- то в мастерской. Посмотрите как у нас, да в мастерской, Там работнички трудятся день- деньской. Как начнут они топориком рубить, Молоточком по гвоздочкам колотить . Ой , люли, ой, лю-ли, ой, лю-ли. Ой, лю-ли, да, ой, лю-ли, да, ой, лю-ли. А пилами-то пилят,пилят,пилят, Во все стороны опилочки летят. Время плотничкам работушку кончать, Как пойдут они в присядочку плясать. Ой, лю-ли, ой, лю-ли, ой, лю-ли. Ой , лю-ли, да, ой, лю-ли, да, ой, люли.
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем раньше начнут они испытывать эту благодать на себе, тем лучше для них… Она наполнит гармонией их юные души. ». В.Г . Белинский
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа - "Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки"
Младший школьный возраст, являясь наиболее благоприятным для развития креативности, личностного смысла позволяет закладывать основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, само...
Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки
В реферате рассмотрен очень важный аспект музыкального развития ребенка- ритмическая сторона. Многие годы педагоги "бьются" над этой проблемой и не секрет, что неритмичных детей...
Развитие чувства цвета у младшего школьника.
Важно отметить, что цвет — это одна из первых характеристик, которую различают дети. С раннего детства ребёнок активно воспринимает мир света и цвета. Дети любят цвет, реагируют на него, и...
Курсовая работа "Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки"Игровая деятельность младших школьников на уроке музыки Курсовая работа
Курсовая работа...
Приемы и методы развития эмоциональности младших школьников на уроках музыки и занятиях хора
Эмоции являются важным составляющим психической жизни человека, особенно ребенка. Актуальность проблемы развития эмоциональной сферы младших школьников обусловлена и современными требованиями образова...
Статья (2014г.) РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ В СВЕТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
laquo;У человека не всегда имеются объективные и субъективные возможности для создания творчески нового в том или другом виде деятельности. Но, поскольку он личность, у него не может не быть готовнос...
Доклад "Методы и приёмы воспитания чувства ритма"
В работе рассмотрен подход к развитию чувства музыкального ритма у обучающихся музыкальных школ. Подобраны методы и формы воспитания чувства ритма, которые дают возможность ...