Презентация. Ритм, рифма, размер. Двусложные размеры. 6 класс
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Презентация. Ритм, рифма, размер. Двусложные размеры. 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dvuslozhnye_razmery.pptx | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое поэзия? Словесное художественное творчество, преимущ. стихотворное
Разберите стихи на слова, Отбросьте бубенчики рифм, Ритм и размер, Даже мысли отбросьте. Провейте слова на ветру. Если всё же останется что-то, Это и будет поэзия
- Как образовано слово «стихотворение »? (-стих- и - твор - ) - Назовите родственные слова к данному слову . (стихи, творчество, творить) Творение стихов…Как красиво звучит. У художника для творчества есть кисти и краски, у композитора – ноты и музыкальные инструменты.
А чем пользуется поэт? Поэт действительно берёт слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ, стихотворение. Для создания ярких образов, воздействия на воображение читателей, слушателей автор пользуется специальными литературными тропами.
-Как образовано слово «стихотворение»? (В слове два корня – -стих- и - твор - .) -Назовите родственные слова к данному слову . ( Стихи, творчество, творить, творение стихов.) Творение стихов…Как красиво звучит. У художника для творчества есть кисти и краски, у композитора – ноты и музыкальные инструменты. -А чем пользуется поэт? ( Словом .) Поэт действительно берёт слово, помещает его в необычную стихотворную среду, и рождается образ, стихотворение. Для создания ярких образов, воздействия на воображение читателей, слушателей автор пользуется специальными литературными тропами.
Троп (спец.) – слово или оборот речи в переносном, иносказательном значении:
-Какие из них вы уже знаете? ( Эпитеты (определение), сравнения, метафоры, олицетворения, …)
Определите вид тропа . 1.Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает. (А. С. Пушкин) 2 . Заводь спит. Молчит вода зеркальная. Только там, где дремлют камыши, Чья-то песня слышится печальная, Как последний вздох души. (К. Бальмонт) 3. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. ( С.А. Есенин )
У берите из стихотворения тропы, позволяющие создать яркий образ осеннего парка. Посмотрим, что получится: За окном ветерок веселится, То подпрыгнет, то притаится, И листочки бегут по дорожке, Словно жёлтые мышки от кошки.
За окном ветерок…………………………….. ………………………………………………….. И листочки ……………… по дорожке, …………………………………………………
Рифма – это повтор звуков, связывающий окончания двух или более строк. Рифма – это созвучие на конце строк.
1. Парная (смежная): Выткался на озере алый свет за ри , А На бору со звонами плачут глуха ри . А Плачет где-то иволга, схоронясь в дуп ло . Б Только мне не плачется - на душе свет ло . Б С.А. Есенин 2. Перекрёстная: Унылая пора! Очей очаров анье ! А Приятна мне твоя прощальная кра са - Б Люблю я пышное природы увяд анье , А В багрец и в золото одетые ле са … Б А. С. Пушкин 3. Кольцевая (опоясывающая): Глядел я, стоя над Нев ой , А Как Исаака-велик ана Б Во мгле морозного тум ана Б Светился купол золот ой . А Ф. И. Тютчев
Мужская рифма – с ударением на последнем слоге (окно – давно). Женская рифма – с ударением на предпоследнем слоге (даром – пожаром). В небе тают облак`а , (мужская) И, лучистая на зн`ое , (женская) В искрах катится рек`а , (мужская) Словно зеркало стальн`ое . (женская)
Ритм – равномерное повторение чего-то одинакового.
Сравним 2 предложения: 1. Новый день, шумя, приходит в город… 2. Шумя, в город приходит новый день…
Попробуйте переставить слова так, чтобы получилось стихотворение: Астры осыпаются в садах, Под окошком желтеет стройный клён, И холодный туман на полях Неподвижно белеет целый день…
Осыпаются астры в садах, Стройный клён под окошком желтеет, И холодный туман на полях Целый день неподвижно белеет…
Размер – это порядок чередования ударных и безударных слогов.
ХОРЕЙ - двусложная стихотворная стопа с ударением на первом слоге, то есть в строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги. Мчатся тучи, вьются тучи… Мч`ат - ся т`у - чи , вь`ют-ся т`у - чи … _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ / _́_ __ - 4 – х стопный хорей - стопа (это минимальное повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе).
ЯМБ - двусложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге, то есть в строке ударными являются второй, четвёртый, шестой и т. д. слоги. Люблю грозу в начале мая… Люб-л`ю гро-з`у в на-ч`а-ле м`а-я … __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ _́_ / __ - 4 – х стопный ямб
Спондей - это стопа с дополнительным ударением при сочетании нескольких ударных слогов. Пиррихий – это стопа с «пропущенным» ударением при сочетании двух или более безударных слогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Двусложные размеры стиха"
Данная презентация - хорошее подспорье для изучения темы "Стихотворная речь"....
Проверочная работа по теме "Двусложные размеры стиха"
тестовая работа по литературе в 7 классе...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Урок литературы в 6 классе с использованием технологии педагогических мастерских Тема урока: «В поэтической мастерской. Двусложный размер стиха»
Внедрение в образование технологии педагогических мастерских повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся. В образовательном процессе, вы...
Пушкин А.С. "Зимнее утро". Единение природы и человека. РР: Двусложные размеры стиха.
Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации....
РР А.С. Пушкин. Двусложные размеры стиха
А.С. Пушкин...
Самостоятельная работа по теме "Рифма и двусложные размеры стиха". 5 класс
Определение вида рифмы и двусложных размеров стиха. Предназначен для учащихся 5 класса...