Рабочая программа по литературе, 7 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (7 класс) по теме
Учебная программа рассчитана на 68 часов, то есть на 2 часа в неделю с проведением уроков внеклассного чтения, уроков развития речи, уроков контроля и детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 города Аши
Ашинского муниципального района
Челябинской области
Рассмотрено на заседании ШМО Утверждено:
Протокол №__«__» _________ 2012г. Директор школы_________Н.В.Попова
Руководитель ШМО______________ Приказ № ___ от «__» ___________2012г.
Рабочая программа
по литературе
для 7 классов
(базовый уровень)
основного общего образования
Составитель:
учитель русского языка
и литературы
Елизарьева Ирина Николаевна высшей квалификационной
категории
2013-2014 уч.г.
Пояснительная записка
I. Пояснительная записка к рабочей программе по литературе составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. (Приложение к приказу МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089)
- Примерная программа основного общего образования литературе: Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2012/13учебный год (Приложение 1(2) к приказу МОиН РФ от 24 декабря 2012 г. № 208).
- Школьный учебный план МКОУ СОШ № 3 на 2012/13 учебный год.
- Положение МКОУ СОШ № 3 «О разработке учебных программ».
- Инструктивно-методического письма МО и Н Челябинской области, ЧИППКРО «О преподавании учебного предмета «Литература» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» (Приложение 3 к письму МО и Н Челябинской области от 18.07.2011 № 103/34275)
- Локального акта по разработке рабочих программ №167/3 от 9 ноября 2012 года.
Рабочая программа основана на государственной программе под редакцией В.Я. Коровиной (В.Я.Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина)
Литература 5-11 классы. Под редакцией В. Я. Коровиной. – М.: «Просвещение», 2009, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
II. Цели и задачи рабочей программы по литературе:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Для реализации программы используется учебник в двух частях для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией В.П.Полухина (Москва, «Просвещение», 2010г., 12-е издание).
Учебная программа рассчитана на 68 часов, то есть на 2 часа в неделю с проведением уроков внеклассного чтения, уроков развития речи, уроков контроля и детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.
График контрольных работ по литературе.
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
7класс | 1.11.- контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина 27.12.-контрольная работа по теме «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. | 21.03.- Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или стихотворения. | 27.05. Итоговая контрольная работа. |
Минимум содержания образования.
Разделы | Кол-во часов |
Введение. Книга в жизни человека | 1 |
Устное народное творчество | 6 |
Из древнерусской литературы | 3 |
Из русской литературы XVIII века | 2 |
Из русской литературы XIX века | 27 |
Из русской литературы XX века | 24 |
Из зарубежной литературы | 4 |
Итоги года | 1 |
ИТОГО | 68 |
Содержание курса
Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.
Устное народное творчество.
Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».
Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).
Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. Для самостоятельного чтения и обсуждения.
Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины.
Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.
Теория литературы. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).
Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.
Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).
Теория литературы. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).
Из древнерусской литературы.
«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.
Теория литературы. Поучение (начальные представления). «Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.
Теория литературы. Летопись (развитие представлений).
Из русской литературы 18 века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.
«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.
Теория литературы. Ода (начальные представления).
Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.
Из русской литературы 19 века.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава» «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.
Теория литературы. Баллада (развитие представления).
«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.
«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.
Теория литературы. Повесть (развитие представления).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.
«Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа и Андрия, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.
Особенности изображения людей и природы в повести.
Теория литературы. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.
Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.
«Бирюк». Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Стихотворения в прозе.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.
«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).
Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...).
Теория литературы. Гротеск (начальное понятие).
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маmаn» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.
Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).
«Лапти». Для чтения и обсуждения.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.
«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. для чтения и обсуждения.
Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического.
«Край ты мой, родимый край»
Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.
Из русской литературы ХХ века
Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни. Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Теория литературы. Понятие об идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.
Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.
Теория литературы. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).
Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.
«В прекрасном и яростном мире». «Ни на кого не похожие» герои Платонова. Для самостоятельного чтения и обсуждения.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.
На дорогах войны
Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.
Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции.
Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.
Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.
"Тихая моя родина"
Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.
Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.
«Братья», «Спасибо, моя родная .. », «Снега потемнеют синие ... », «Июль -макушка лета.. », «На дне моей жизни .. » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.
Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).
Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.
Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).
Писатели улыбаются.
Михаил Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.
Песни на слова русских поэтов 20 века.
А.Вертинский. И.Гофф. Б. Окуджава. Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из зарубежной литературы.
Роберт Бернс. Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой! .. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.
Японские хокку (трехстишия).
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы» Фантастические рассказы как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
1.Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания изученного произведения.
4 Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.
Оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.
Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности.
Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения; об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки главных героев роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно- художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.
Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.
Оценка сочинений.
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
- разнообразие словаря и грамматического строя речи;
- стилевое единство и выразительность речи;
- число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
| Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 7 класса.
Учащиеся должны знать:
- Текст художественного произведения.
- Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
- Особенности композиции изученного произведения.
- Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.
Учащиеся должны уметь:
- Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
- Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
- Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
- Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
- Различать эпические и лирические произведения.
- Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
- Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
- Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
- Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
- Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
- Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.
Национально-региональный компонент
№ урока | № НРК | Тема урока | Тема НРК | Источник |
5 | 1 | Пословицы и поговорки. Выражение в них духа народного языка. | Пословицы и поговорки народов Южного Урала | «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов»/ Крохалёва Т.Н, Соловьёва Т.В., Стрелец Л.И. – Челябинск: Взгляд, 2003.Пословицы и поговорки народов Южного Урала |
11 | 2 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. | ИМЯ А.С. Пушкина на карте Челябинска и Аши | «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов» ИМЯ А.С. Пушкина на карте Челябинска и Аши |
29 | 3 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | Сказки уральских писателей. | «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов»/Ястребов М.Н. «Сказка о счастии» |
40 | 4 | Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. | Стихи уральских поэтов о родной природе. | «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов»/Шишов К.А.«Стихотворения о родной природе» |
47 | 5 | Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека в рассказе Макарова К.М. «Джурка» | «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов»/Гроссман М.С. «Сердце Турмана» Макаров К.М. «Джурка» |
54 | 6 | Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чём плачут лошади» | Отношение человека к животным в рассказе Макарова К.М. «Лошади» | «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов»/Макаров К.М. «Лошади» |
55 | 7 | Е.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч») | Нравственные ценности человека в произведениях Л.Татьяничевой «Минные поля», Воронова Н.П. «Голубиная охота» | «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов»/Л.Татьяничева «Минные поля», Воронов Н.П. «Голубиная охота» |
57 | 8 | Стихи русских поэтов XX века о родной природе. «Тихая моя родина…» | Стихи уральских поэтов XX века о родной природе. | «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов»/Банников И.Н. «Сияй, сияй, моя Россия» |
59 | 9 | Д.С.Лихачев. Слово о писателе, учёном, гражданине. «Земля родная» (главы) | Сказание о земле в произведении Богданова В.А. «Чистые снега» | «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов»/Богданов В.А. «Чистые снега» |
61 | 10 | Песни на слова русских поэтов 20 века. | Песни на слова уральских поэтов. | «Литература России. Южный Урал. Хрестоматия для учащихся 5-9 классов»/Банников И.Н. «Сияй, сияй, моя Россия» |
Календарно-тематическое планирование | ||||
№ | Тема | Рк | Дата | Примечание |
1 | Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. | |||
2 | Предания. Поэтическая автобиография народа. | |||
3 | Былина "Вольга и Микула Селянинович". Прославление мирного труда. Микула – носитель лучших человеческих качеств. | |||
4 | Вн.чт. Былина "Илья Муромец и Соловей - разбойник". Черты характера Ильи Муромца. «Садко».Своеобразие былины Поэтичность языка.
| |||
5 | Пословицы и поговорки. Выражение в них духа народного языка. | |||
6 | «Поучение» Владимира Мономаха. "Повесть временных лет". Отрывок «О пользе книг». | |||
7 | "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Прославление любви и верности. | |||
8 | Подготовка к письменной работе на одну из тем: 1.Народная мудрость в произведениях устного народного творчества. 2.Художественные особенности русских былин или малых жанров фольклора. | |||
9 | М.В.Ломоносов. Слово о поэте и учёном. «Ода на день восшествия…»
| |||
10 | Г.Р.Державин. Философская лирика. | |||
11 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Полтава» (отрывок). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. | |||
12 | А. С. Пушкин. «Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра 1. Образ автора в отрывке из поэмы. | |||
13 | А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. | |||
14 | А. С. Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. | |||
15 | Повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека». | |||
16 | Р.р. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского» | |||
17 | М. Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Образ Ивана Грозного и тема власти. Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. | |||
18 | Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. | |||
19 | М.Ю.Лермонтов. Р.р. «Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел" | |||
20 | Тест по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова. | |||
21 | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.
| |||
22 | Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. | |||
23 | Р.р. Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба». Обучение написанию сочинения. | |||
24 | С. Тургенев. Слово о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян. Мастерство в изображении пейзажа. Нравственные проблемы рассказа «Бирюк». | |||
25 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык». «Близнецы». «Два богача». | |||
26 | Н. А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Величие духа русских женщин. | |||
27 | Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезд». Боль поэта за судьбу народа. | |||
28 | А. К. Толстой. Баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин»
| |||
29 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
| |||
30 | М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки.
| |||
31 | Тесты по произведениям Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина. | |||
32 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство» (главы). | |||
33 | Л. Н. Толстой. Повесть «Детство» (главы). Главный герой повести. | |||
34 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Нравственный смысл произведения. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье. | |||
35 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Лапти». | |||
36 | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон». Сатирический пафос произведения. | |||
37 | Средства создания комического в рассказе Чехова. | |||
38 | Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник». | |||
39 | Вн. чт. Рассказ «Размазня». | |||
40 | Стихи русских поэтов ХIХ века о родной природе. | |||
41 | М. Горький. Слово о писателе. Повесть «Детство» (главы). Изображение «свинцовых мерзостей жизни».
| |||
42 | «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. | |||
43 | Р.р. Обучение анализу эпизода из повести. | |||
44 | «Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» | |||
45 | В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». | |||
46 | Вн.чт. «Хорошее отношение к лошадям». . | |||
47 | Л. Н.Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. | |||
48 | А. П. Платонов. «Юшка». Неповторимость и ценность каждой человеческой личности. | |||
49 | Вн.чт. А.П.Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности. . | |||
50 | Р.р. Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?» (по произведениям писателей 20 века) | |||
51 | Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Своеобразие картин природы в лирике Пастернака. | |||
52 | Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. | |||
53 | Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А.Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского и др. | |||
54 | Ф. А.Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы рассказа. | |||
55 | Е. И. Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека. | |||
56 | Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности. | |||
57 | Стихи поэтов 20 века о Родине. | |||
58 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Философские проблемы в лирике Твардовского. | |||
59 | Д. С. Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие молодежи. | |||
60 | М Зощенко. Рассказ «Беда». | |||
61 | Песни на слова русских поэтов 20 века. | |||
62 | Литература народов России. Р.Гамзатов. | |||
63 | Зарубежная литература. Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности | |||
64 | Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему в борьбе за свободу родины | |||
65 | Японские хокку. Особенности жанра | |||
66 | О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. | |||
67 | Р.Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра. | |||
68 | Итоги года и задание на лето. |
Контрольно – измерительные материалы.
Полугодовая контрольная работа (литература 7 класс)
1.Назовите жанры устного народного творчества, приведите примеры из программы по литературе 7 класса.
2.Дайте определение жанру «былина».
3.Когда появилась древнерусская литература?
4. Назовите основные жанры древнерусской литературы.
5. Определите основную мысль «Повести о Петре и Февронии Муромских».
6. Назовите основные достижения (разработки) М.В.Ломоносова в литературе.
7.Назовите произведения А.С. Пушкина, посвященные историческим событиям.
8. Какому историческому событию посвящена поэма «Полтава»?
9. Какой любимый исторический герой А.С.Пушкина?
10. Какие возможности открывала перед Россией победа в Полтавской битве?
11.Как называется двухсложный стихотворный размер с ударением на:
1 вариант: первом слоге; 2 вариант: втором слоге?
12.Какое жизненное событие оставило неизгладимый след в судьбе
М.Ю.Лермонтова?
13.Определите основную мысль «Песни про царя Ивана Васильевича…»
14.Определите стихотворный размер стихотворения «Молитва».
15. Дайте определение художественному приему «олицетворение», приведите пример этого тропа из стихотворения «Молитва».
16. Определите тип рифмы:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя.
17.Какому историческому событию посвящена повесть «Тарас Бульба»?
18.Дайте характеристику литературному герою:
1вариант: Остапу; 2 вариант: Андрию.
Годовая контрольная работа
1вариант
1. Назовите роды литературы.
2. Как называется род литературы, в котором повествуется о событиях и героях?
3. Распределите жанры по трем родам литературы: роман, комедия, элегия, очерк, послание.
4. Как называется эпический жанр – небольшое произведение, посвященное отдельному событию из жизни героев?
5. Какой жанр относится к лироэпическим?
А) баллада б) послание в) роман г) эпиграмма
6. Назовите излюбленный жанр В.А. Жуковского. Приведите примеры произведений этого жанра.
7.Определите, из какого произведения данная цитата: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие».
8. Как в литературе называется образное определение предмета?
9. Кем служит Земляника? ( Н.В. Гоголь «Ревизор»)
10. Каким именем Лиза Муромская представилась Алексею Берестову? ( А.С. Пушкин «Барышня-крестьянка»)
А) Настя б) Акулина в) Бетси г) Лиза
11. К какому жанру относится произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?
12. Какой художественный прием используется в строчке: «Шумящих пестрою толпой, как братья в пляске круговой»?
13. Назовите известного греческого баснописца:
А) Федр б) Эзоп в) Жан де Лафонтен г) И.А. Крылов
14. Кто из писателей X IX века создавал произведения в жанре сказа?
А) А.С. Пушкин б) Н.С. Лесков в) И.С. Тургенев г) Н.В. Гоголь
15.Сколько дней Мцыри был на воле? (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)
16.Какая характеристика соответствует рассказу А. Конан Дойла « Пляшущие человечки»?
А) автобиографический б) детективный в) фантастический г) иронический
17. Какие пороки общества высмеивал М.Е. Салтыков-Щедрин в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»?
18. Кто из перечисленных авторов был драматургом?
А) Н.В. Гоголь б) Н.С. Лесков в) Н.А. Некрасов г) И.С. Тургенев
19. Что умела делать стальная блоха? (Н.С. Лесков «Левша»)
20 Что перед смертью левша просил передать императору?
21. Назовите автора стихотворения «Размышления у парадного подъезда».
22. Кто из перечисленных поэтов творил в XX веке?
А) А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов в) К.Д. Бальмонт г) Н.А. Некрасов
23.Закончите строчку стихотворения В.В. Маяковского: «Ладно, не горюй, смотри на вещи ………!»
24. Чем похожи поэт и солнце в стихотворении В.В. Маяковского « Необычайное приключение…»?
25.Как Данко помог людям выбраться из леса? (М. Горький «Старуха Изергиль»)
26.Кто последним пришел в гости к Старому Году? (М. Горький «Старый Год»)
А) Ум б) Вера в) Правда г) Любовь
27. Определите тему и основную мысль романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину».
28. Почему герой рассказа В. Распутина «Уроки французского» начинает играть на деньги?
29. О чем плачут лошади в рассказе Ф. Абрамова?
30. Благодаря чему Кливи удалось спастись на чужой планете? ( Р. Шекли «Запах мысли»)
2 вариант
1.Назовите роды литературы.
2. Как называется род литературы, в котором отражены переживания, чувства, мысли автора литературного произведения, его внутренний мир?
3. Распределите жанры по трем родам литературы: рассказ, трагедия, сонет, повесть, гимн.
4.Как называется эпический жанр – произведение, которое раскрывает историю человеческих судеб на протяжении длительного времени, охватывает порой жизнь целых поколений.
5. Какой жанр относится к лироэпическим?
А) поэма б) сонет в) повесть г) роман
6. Назовите излюбленный жанр И.А. Крылова. Приведите примеры произведений этого жанра.
7. Определите, из какого произведения данная цитата: «Все же два раза она подкладывала мне в письмо по пятерке – на молоко…на них на базаре можно было купить пять поллитровых баночек молока, по рублю за баночку».
8.Как в литературе называется художественное преувеличение?
9. Кем служит Ляпкин-Тяпкин? (Н.В. Гоголь «Ревизор»)
10. С каким зверем сражался Мцыри? (М.Ю. Лермонтов «Мцыри»)
А) с тигром б) с барсом в) с пантерой г) с леопардом
11.К какому жанру относится произведение А.С. Пушкина «Дубровский»?
12.Какой художественный прием используется в строчке: «Как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник»?
13.Назовите известного французского баснописца:
А) Федр б) Эзоп в) Жан де Лафонтен г) И.А. Крылов
14. Кто из авторов XIX века создавал стихотворения в прозе?
А) А.С. Пушкин б) Н.С. Лесков в) И.С. Тургенев г) Н.В. Гоголь
15. Кем стал Владимир Дубровский после смерти отца? (А.С. Пушкин «Дубровский»)
16. Какая характеристика соответствует рассказу Р. Шекли «Запах мысли»?
А) автобиографический б) детективный в) фантастический г) иронический
17. Какие пороки общества высмеивает Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор»?
18. Кто из перечисленных авторов был поэтом?
А) Н.В. Гоголь б) Н.С. Лесков в) Н.А. Некрасов г) И.С. Тургенев
19. С помощью какого прибора можно было разглядеть блоху? ( Н.С. Лесков «Левша»)
20. Что сделали со стальной блохой тульские мастера?
21. Назовите автора рассказа «Хирургия».
22. Кто из перечисленных поэтов творил в XX веке?
А) А.С. Пушкин б) М.Ю. Лермонтов в) В. Я. Брюсов г) Н.А. Некрасов
23. Закончите строчку стихотворения В. В. Маяковского: «Я буду солнце лить свое, а ты свое - …….».
24. Чем похожи поэт и солнце в стихотворении В.В. Маяковского «Необычайное приключение…»?
25. Как Данко помог людям выбраться из леса? ( М. Горький «Старуха Изергиль»)
26. Кто из гостей в финале остался со Старым Годом? (М. Горький «Старый Год»)
27. Определите тему и основную мысль романа М.А. Шолохова «Они сражались за Родину».
28. Почему учительница Лидия Михайловна начинает играть с учеником на деньги? (В. Распутин «Уроки французского»)
29. Как изменилась жизнь Михаила Наконечникова после того, как он решил стать драматургом? (А. Вампилов «Несравненный Наконечников»)
30.Почему Кливи не сумел остаться незамеченным на чужой планете? ( Р. Шекли «Запах мысли»)
Информационно –методическое обеспечение по литературе для 7 класса
Класс | Кол-во часов | Программа | Учебные материалы | Учебно-методические материалы | ||
Учебник для учащихся | Учебные пособия | Методические пособия | Контролирующие материалы | |||
7 | 68 час (2 урока в нед) | «Программа по литературе» под редакцией В.Я.Коровиной, М, «Просвещение», 2008 г. | Коровина В.Я. Литература: 7 класс, учебник-хрестоматия в 2 частях, М, «Просвещение», 2011 г. | Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 7 кл. М, «Просвещение», 2009 г. | Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе: 7 класс, М, «Вако», 2010г | КИМы. Литература: 7 класс. Е.Н.Зубова М.: ВАКО, 2011г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....