Программа дополнительного образования "Азбука творчества"
рабочая программа (9 класс) по теме
Программа дополнительного образования "Азбука творчества"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_azbuka_tv-va_2013-2014.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к программе литературного кружка «Азбука творчества»
В каждом ребенке заложены огромные творческие возможности, и чтобы их развить, необходимо как можно раньше приобщить детей к литературному творчеству. Увлечение литературой, желание узнать как можно больше, попробовать самому создать художественное произведение способствуют расширению кругозора, лучшему усвоению предмета в школе, развивают творческое мышление.
В творческой деятельности ребята любого возраста раскрываются так интересно, что порой за один час узнаешь то, что может скрываться годами, а может вообще не раскрыться никогда. Разбуженное творческое начало в какой-то области непременно послужит импульсом к более многостороннему развитию и стимулом творческого подхода к любой деятельности.
Цель работы литературного кружка «Азбука творчества» - создание условий для развития творческих способностей и интересов ребят, расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду, развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей, вовлечение в самостоятельную творческую деятельность.
Задачи программы:
- развитие навыков творческого чтения;
- развитие знаний об общении литературы с другими видами искусства;
- развитие литературных способностей;
- ориентация детей на приобретение более глубоких знаний в области литературы;
- развитие навыков художественного освоения действительности;
- развитие наблюдательности, внимания к окружающему миру;
- развитие стремления к самовоспитанию;
- развитие навыков сравнения и стилистического анализа, суждения и оценки;
- развитие коммуникативных навыков
В литературно-творческий кружок принимаются все дети, обнаруживающие склонности к литературному творчеству в любом жанре. В задачу кружка не входит подготовка профессиональных литераторов, однако творческая среда способствует эффективному развитию школьников с ярко выраженной литературно-творческой одаренностью.
Литературное творчество – это путь нравственного и идейного становления ребёнка, ибо в литературном творчестве человек определяет свое отношение к жизни, свое место в ней. Литературное творчество - всегда форма общения, поэтому в процессе его развивается коллективизм и гражданственность. Оно способствует самовоспитанию и самовыражению учащихся.
Тот, кто приобщается к творчеству в каком- либо виде искусства, всегда более компетентно и заинтересованно судит о произведениях искусства в данной области. Литературно-творческие занятия способствуют идейно-эстетическому воспитанию и развивают культуру чтения художественных произведений.
Занятия литературно-творческого кружка делятся на два вида:
1. Освоение теоретических знаний, основ литературного творчества;
2. Практические занятия, включающие непосредственную творческую деятельность.
Для успешного эстетического воспитания школьников, развитие у них навыков самостоятельного мышления и творческих способностей работа литературного клуба «Вдохновение» строится на следующих основных принципах:
1. Эстетический принцип. Нравственное воспитание эффективно лишь тогда, когда этические проблемы произведения искусства рассматриваются в неразрывной связи с эстетическими.
2. Стимулирующий принцип. Поставленные перед членами клуба проблемы должны быть реальными, давать возможность для размышлений и споров. Поставленная проблема должна стимулировать не только расширение кругозора членов клуба и обогащение их новыми сведениями, но и стремление к активному проявлению собственного отношения к вопросу, попытки убедительно аргументировать свои оценки.
3. Оперативный принцип (принцип активизации мыслительных операций). При работе с различного рода заданиями члены клуба выполняют максимум мыслительных операций, таких, как сравнение, узнавание, художественное воспроизведение (стилизация), мысленный эксперимент с художественным образом, аргументированное суждение и оценка, целенаправленное наблюдение. Оперативный принцип исключает пассивное запоминание и пересказ прочитанного.
4. Принцип актуализации художественных впечатлений. У членов клуба воспитывается способность воспринимать каждое художественное произведение в связи со всеми предыдущими художественными впечатлениями, в связи с развитием искусства в целом. Так воспитывается историзм мышления.
Программно-методическое обеспечение программы.
- Арнаудов М. Психология литературного творчества. М„ 1970.
- Берхин Н. Особенности литературного творчества младших школьников и подростков. - Вопросы психологии, 1972, №4.
- Воспитание культуры чтения школьников. /Под ред. И.И. Долецкой. М., 1971.
- Выготский Л. Воображение и творчество в детском возрасте. М, 1967.
- Детское творчество. - Большая советская энциклопедия. М., 1972, т. 8.
- Лейбсон В.И. Педагогические проблемы развития литературно-творческих способностей учащихся. Виды творческих работ. - В кн.: Эстетическое воспитание школьников. М., 1975;
- Литературные кружки. - Педагогическая энциклопедия. М., 1965, т.2.
- Левин В.А. Воспитание творчеством. М., 1977.
- Мотяшов И.П. Счастливый труд души. М., 1974.
- Цейтлин А. Труд писателя. М, 1968.
- Шарадин В.Н. Развитие литературно-творческих способностей школьников на уроках литературы. М., 1977.
- Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1986.
- Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи/ - 2 изд. исправл. и дополн.М.: АО «СТОЛЕТИЕ», 1997.
- Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах/ 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.
- Коган И.И., Козловская Н.В., Митюшина И.В. и др. Искусство написания сочинений. Под ред. Н.В.Козловской. Изд. 2-е, исправл. и дополн. – Спб: САГА, 2002.
Литературный кружок «Азбука творчества»
(2-й год обучения, 1 час в неделю)
Календарно-тематическое планирование на 2012 – 2013 учебный год
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | № недели |
I четверть ( 9 недель по 1 ч. – 9 ч.) Сентябрь | ||||
1. | Вводное занятие «Служенье муз не терпит суеты…» | 1 ч. | 1 | |
2. | Развитие речи. Обучение выразительному чтению, умению вести себя перед аудиторией. *Представляем свои произведения, написанные за лето | 1 ч. | 2 | |
3. | Теория. Рифма. Группы рифм и её особенности. Основные способы рифмовки. | 1 ч. | 3 | |
4. | Практика. Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять способ рифмовки. | 1 ч. | 4 | |
Октябрь | ||||
5. | Практика. Участвуем в конкурсе творческих работ ко Дню Учителя ( стихи, сочинения, рассказы, сценки). * «Мой любимый предмет» «Мой любимый учитель» «Признание в любви математике, биологии и т.п.» | 1 ч. | 1 | |
6. | Практика. Корректируем и совершенствуем написанное. | 1 ч. | 2 | |
7. | Теория. Принципы ритмической организации стихотворного произведения. | 1 ч. | 3 | |
8. | Теория. Системы стихосложения и основные стихотворные размеры. | 1 ч. | 4 | |
Ноябрь | ||||
9. | Практика. Анализируем стихи русских поэтов. Учимся определять стихотворный размер лирического произведения. | 1 ч. | 1 | |
II четверть ( 7 недель по 1 ч. – 7 ч.) | ||||
10. | Теория. Языковые средства художественной выразительности: тропы (повторение изученного). | 1 ч. | 3 | |
11. | Практика. Анализируем стихи русских поэтов. Учимся «видеть» изобразительно-выразительные средства и определять их роль в поэтическом тексте. | 1 ч. | 4 | |
12. | Практика. Пишем этюд об осени: о дожде, листопаде, осенних цветах ( в стихах или прозе). | 1 ч. | 5 | |
Декабрь | ||||
13. | Практика. Корректируем и совершенствуем написанное. | 1 ч. | 1 | |
14. | Теория. Лирические жанры и их особенности. Ода, дума, элегия как жанры лирики. Знакомство с классическими образцами произведений данных жанров. | 1 ч. | 2 | |
15. | Теория. Лирические жанры и их особенности. Послание, эпиграмма, мадригал как жанры лирики. Знакомство с классическими образцами произведений данных жанров. | 1 ч. | 3 | |
16. | Теория. Лирические жанры и их особенности. Дифирамб, эпитафия, песня, сонет как жанры лирики. Знакомство с классическими образцами произведений данных жанров. | 1 ч. | 4 | |
III четверть (10 недель по 1 ч. – 10 ч.) Январь | ||||
17. | Практика. Пробуем написать лирическое произведение определённого жанра. | 1 ч. | 3 | |
18. | Теория. Лироэпические жанры и их особенности. | 1 ч. | 4 | |
Февраль | ||||
19. | Практика. Сочиняем балладу. | 1 ч. | 1 | |
20. | Практика. Корректируем и совершенствуем написанное. | 1 ч. | 2 | |
21. | Практика. Пишем этюд о зиме ( в прозе или в стихах). | 1 ч. | 3 | |
22. | Практика. Корректируем и совершенствуем написанное. | 1 ч. | 4 | |
23. | Развитие речи. Вечер русского романса. | 1 ч. | 5 | |
Март | ||||
24. | Теория. Строфа. Виды строф в лирике. | 1 ч. | 1 | |
25. | Практика. Пишем этюд о весне ( в прозе или в стихах). | 1 ч. | 2 | |
26. | Практика. Корректируем и совершенствуем написанное. | 1 ч. | 3 | |
IV четверть ( 8 недель по 1 ч. – 8 ч.) Апрель | ||||
27-28. | Теория. Твёрдые стихотворные формы и их особенности. | 2 ч. | 1,2 | |
29. | Теория. Изобразительно-выразительные средства языка: поэтический синтаксис (повторение изученного) | 1 ч. | 3 | |
30. | Теория. Драматические жанры и их особенности. | 1 ч. | 4 | |
Май | ||||
31. | Теория. Эпические жанры и их особенности. | 1 ч. | 1 | |
32. | Практика. Сочиняем в прозе. | 1 ч. | 2 | |
33. | Практика. Корректируем и совершенствуем написанное. | 1 ч. | 3 | |
34. | Итоговое занятие «Творчество как состояние души» (круглый стол). | 1 ч. | 4 | |
35. | Резерв. | 1 ч. | 5 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская образовательная программа дополнительного образования «Фортепианный ансамбль» для детских школ искусств,центров детского творчества.
Предполагаемая программа направлена на формирование и развитие навыков коллективного инструментального /фортепианного/ музицирования. Коллективное инструментальное музи...
Обучение по дополнительной образовательной программе по театральному творчеству «Постижение» как ступень к профессиональному самоопределению подростка (из опыта работы педагога ДО Вициной И.И.)
Преимуществом данной программы и ее отличительными чертами от других образовательных программ по театральному творчеству является не только ее духовно-нравственная направленность, н...
Программа дополнительного образования "Декоративное творчество" 1-4 класс
Рабочая программа «Декоративное творчество» автор Е.И. Кожина, художественно – эстетического направления создана на основе примерной программы внеурочной деятельности В.А. Горь...
Авторская программа дополнительного образования по народному творчеству «Возвращение к истокам»
Данная программа направлена на активные приобретения детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к...
Программа дополнительного образования по направлению « Декоративно-прикладное творчество»
Программа дополнительного образования по направлению« Декоративно-прикладное творчество»"РАДУГА"...
Учебно-методический материал к дополнительной образовательной программе "Декоративно-прикладное творчество". Модуль "Художественная культура"
Методический материал для педагогов дополнительного образования по Художественной культуре...
Рабочая программа дополнительного образования детей по общекультурному направлению "Декоративное творчество" ( 1-4 класс)
Пояснительная запискаДекоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готови...