Технология формирования активной читательской деятельности.
тест по литературе по теме
Материалы предназначены для обучения активной читательской деятельности школьников.В виде схемы представлены этапы читательской деятельности, их смысловое наполнение, дан образец "диалога с текстом" на примере рассказа М Твена "Как я редактировал сельскохозяйственную газету". Кроме этого, разработан комплекс мониторинговых работ для учеников 5 -7 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_chitayushchie_peterburzhtsy.docx | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №349
с углубленным изучением английского языка
Красногвардейского района
Социально ориентированный проект
кафедры русского языка и литературы
Читающие петербуржцы
Авторы
Диана Георгиевна Полищук
Валентина Тимофеевна Прудникова
Наталья Ивановна Косулицкая
Санкт-Петербург
2014 г.
Читается трояким образом: первое, читать и не понимать; второе, читать и
понимать; третье, читать и понимать даже то,что не написано.
Яков Княжнин
Проблема: Как воспитывать социально-активную личность на уроках литературы, если дети не читают и не любят читать?
Все мы прекрасно понимаем, что даже в век компьютеров для успешного обучения ребёнка в школе по всем предметам необходимы его умение читать и сформированный интерес к книге.
Исследования показывают, что в настоящее время лишь малая часть детей читают книги, а если даже и читают, то не понимают смысла прочитанного, не вникают в текст.
Таким образом, были поставлены следующие задачи :
- провести исследования степени сформированности умений работать с книгой;
- разработать систему рациональных способов работы с книгой;
- формировать у детей умение внимательного чтения;
- разработать систему контроля степени сформированности активной читательской деятельности;
- провести сопоставительный анализ стартового и итогового мониторинга.
Форма инновационного продукта:
Диагностические, контрольно-измерительные материалы.
Общее описание и область применения инновационного продукта.
Сборник диагностических и контрольно-измерительных заданий по литературе для 5-7 классов, который включает в себя тестовые задания, инструкции по работе с текстом, работу с разными видами словарей, формирующие читательскую компетентность обучающихся. Может применяться на уроках гуманитарного цикла.
Технология внедрения.
Формируя на уроках литературы читательскую компетентность, у обучающихся развиваем умения и навык работы с любым текстом, поэтому сборник может использоваться не только на уроках, но и во внеурочной деятельности педагогами дополнительного образования.
Сложность внедрения заключается в узком кругозоре большого количества обучающихся и нежелании работать с текстом. Разнообразие форм работы, представленных в сборнике, позволяют решить эту проблему.
Были составлены анкеты для выявления читательской активности школьников.
Далее была разработана технология формирования активной читательской деятельности на основе материалов книги Граник Г.Г. и Бондаренко С.М. «Когда книга учит». Этот вид работы состоит из трех этапов: до чтения, в процессе чтения и после прочтения текста.
Кроме того, разработано обучение «диалогу» с текстом.
Последним этапом этой работы будет разработка мониторингов по литературе для выявления уровня сформированности активной читательской деятельности.
Такой метод обучения работы с текстом должен привести ребят к умению подвергать самостоятельному осмыслению любой прочитанный ими текст.
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I этап. До чтения текста | Обдумывание заголовка и эпиграфа:
заголовка
|
II этап. В процессе чтения. | «Диалог с текстом»:
- самоконтроль;
|
III этап. После прочтения текста. | Фиксирование понятого. Выделение главной мысли и создание ее словесной формулировки. Итог понимания и начало произвольного запоминания: 1) план 2) конспект 3) пересказ. |
НА КАЖДОМ ИЗ ЭТАПОВ | Внимательное отношение к слову:
|
При разработке использованы материалы книги Граник Г.Г., Бондаренко СМ.,
Концввая ПЛ. Когда книга учит. – М: Педагогика, 1991.
ОБУЧЕНИЕ «ДИАЛОГУ» С ТЕКСТОМ
ЭЛЕМЕНТЫ ДИАЛОГА | ПЛАН «ДИАЛОГА» |
1. Автор. | |
2. Заглавие. | |
3. Гипотеза. | |
4. Проверка гипотезы. | |
5. Герои произведения. | |
6. Средства художественной вырази -тельности. | |
| |
8. Читательская позиция. |
ЭЛЕМЕНТЫ ДИАЛОГА | ПЛАН «ДИАЛОГА» (по рассказу М.Твена «Как я редактировал сельскохозяйственную газету») |
1. Автор. | Какие ассоциации вызывает имя М.Твена? |
2. Заглавие. | Почему неожиданным кажется заголовок рассказа? |
3. Гипотеза. | Какие гипотезы о содержании произведения могут возникнуть |
4. Проверка гипотезы. | Совпало ли содержание рассказа с вашими ожиданиями? Перескажите сюжет памфлета в 5-6 предложениях. |
5. Герои произведения. | Сравните главных героев. В чём различие во взглядах на мир двух редакторов |
6.Средства художественной выразительности. | Благодаря каким средствам художественной выразительности раскрываются характеры персонажей. Приведите 2-3 примера. |
7.Авторская позиция. | Что подвергает осмеянию автор в современной ему Америке? |
8. Читательская позиция. | В чём, по-вашему, актуальность рассказа М.Твена. Мотивируйте свою точку зрения. |
Диагностика сформированности читательских умений учащихся.
5 КЛАСС
Стартовый мониторинг.
- Объясните, как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль» А.С.Пушкин.
- Постройте гипотезу, о чем баллада В.А.Жуковского «Лесной царь»?
- Запишите слова из баллады, значения которых вам непонятны.
- Перескажите в 5-6 предложениях сюжет прочитанного произведения.
- Объясните лексическое значение слов:
I вариант | II вариант |
Бирюзовы Чертоги перлы | Ветлы Пленился оробелый |
6 КЛАСС
Мониторинговая работа № 2.
- Сформулируйте тезисы каждой из пяти частей статьи о Л.Н.Толстом. (Литература 6 класс. Учебник – хрестоматия).
- Прочитайте главу II («Гроза») из повести Л.Н.Толстого «Отрочество», выполните задания:
А) Попробуйте точно определить, внимательно перечитывая текст, в каком месяце происходят события в начале повести «Отрочество»;
Б) Выпишите 5 слов, , значения которых вам непонятны;
В) Объясните лексическое значение слов:
I вариант | II вариант |
Бричка рубище | Армяк лощина |
В) Перескажите в 5-6 предложениях сюжет прочитанной статьи.
6 КЛАСС
Мониторинговая работа № 3.
- Сформулируйте три тезиса статьи « Читателям XXI века».
- Выполните задания к фрагменту из «Бесконечной книги» М.Эндэ.
- Выпишите 5 слов, значение которых вам неясно.
- Пользуясь контекстом, объясните значение словосочетаний
1 в. 2 в.
ломаный грош магнетическая сила
- Перескажите в 5 предложениях сюжет прочитанного эпизода.
- Почему владелец книжной лавки назвал Бастиана «неудачником по всем линиям»? Согласны или нет вы с его мнением? Своё суждение аргументируйте текстом
- Удалось ли вам прочитать надпись на двери книжной лавки? Что там было написано?
6 КЛАСС
Мониторинговая работа № 4.
1. Выпишите 5 слов с неясным значением.
2. Объясните значение словосочетаний:
Вариант №1
Вороной* конь –
Благосклонный* взор –
Урочный* путь –
Наклоня стан*-
Вариант №2
Питомцы* столетий –
Святой* приговор –
К луке* наклоня –
Раскинулся стан*-
Степной нелюдим
- Перескажите сюжет прочитанного стихотворения в 5-6 предложениях.
- Определите основную мысль стихотворения.
7 КЛАСС
Мониторинговая работа № 1.
УНТ. Предания
1. Выпишите слова с неясным значением.
2. Объясните значение следующих слов
Вариант №1
автобиография-
родоначальник-
монументальный-
династия-
жрец-
Вариант №2
очевидец-
деяния-
архаический-
баталия-
верфь-
3. Перескажите главное из статьи в 3-5 предложениях.
4. Почему предания названы "автобиографией народа"?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ АКТИВНЫХ И ИНТЕРАКТИВНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Применение современных педагогических технологий в сельской школе значительно повышает эффективность процесса формирования мотивов учебной деятельности. Наибольшую действенность в процессе ...
Методическое пособие:«Игровой элемент как способ формирования активной познавательной деятельности учащихся"
Каждый учитель из года в год решает для себя один и тот же вопрос: «Как добиться того, чтобы учащиеся хотели учиться?» Использование игровых элементов в учебной деятельности даёт уст...
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРЕДМЕТНОМ КРУЖКЕ
Технология формирования проектно-исследовательской деятельности обучающихся на предметном кружке...
Построение процесса обучения на основе инновационных технологий в условиях информационного пространства как средство формирования активной познавательной деятельности
Тема семинара: информационное образовательное пространство школы как сфера профессионального становления педагога. Тема выступления на сетевом МО: Построение процесса обучения на основе инновацио...
Технология продуктивного чтения,или Формирование правильного типа читательской деятельности
Почему современные дети не любят читать? Этот вопрос стал едва ли не определяющим в судьбе целого поколения. Наш век информационный, значит, уходят на второй план чувства, мысли, отношения. Важнее зна...
Технология продуктивного (медленного) чтения (формирования типа правильной читательской деятельности).
Чтение – это окошко, через которое дети видяти познают мир и самих себя.Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,когда, наряду с чтением,одновременно с ним и даже раньше,чем впервые раскрыта книга,на...
Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения
Формирование правильной читательской деятельности посредством применения технологии продуктивного чтения...