ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРЕДМЕТНОМ КРУЖКЕ
рабочая программа по технологии по теме
Технология формирования проектно-исследовательской деятельности обучающихся на предметном кружке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nosyreva_2.doc | 253.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 177
ОБЛДАСТНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ
«ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕНТЕЙ:
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ»
«ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ПРЕДМЕТНОМ КРУЖКЕ»
Руководитель кружка:
Носырева Елена Рудольфовна
Нижний Новгород
2013 год
Пояснительная записка
Из всего многообразия видов творчества декоративно-прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
С давних времён огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили и украшали одежду и другие предметы быта, вязали. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению.
В настоящее время, несмотря на обилие вещей, имеющихся в продаже, многие пытаются создавать одежду и предметы для украшения интерьера дома самостоятельно своими руками, обогащая, таким образом, свой досуг, создавая свой, неповторимый имидж, делая свой дом уникальным, непохожим на другие дома. Вещи, выполненные своими руками, несут магию тепла, доброты, любви.
Данная программа является комплексной, вариативной. Она имеет художественно-эстетическую направленность, предполагает приобщение детей к истокам русской культуры и духовным традициям русского народа, формирование ценностных эстетических ориентиров, овладение основами творческой деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику открыть для себя мир декоративно-прикладного искусства, развить и реализовать свои творческие способности. Программа предназначена для обучения детей среднего школьного возраста 11-15 лет. Срок реализации программы 3 года. Первый год обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, второй и третий года – 2 раза в неделю по 3 часа.
Особенностью данной программы является то, что она состоит из 7-х блоков:
- Традиционная русская народная кукла.
- Мягкая игрушка.
- Вышивка.
- Технология изготовления швейных изделий.
- Лоскутное шитьё.
- Вязание крючком.
- Вязание на спицах.
Такое построение программы даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём.
Содержание программы предусматривает ознакомление учащихся с историей развития различных видов рукоделия, с народными художественными промыслами, с основными традициями и обычаями русского народа, основами материаловедения, цветоведения, технологией изготовления и декорирования изделий. Одновременно с получением теоретических знаний, учащиеся приобретают практические умения и навыки.
Данная программа разработана на основе следующих программ:
- Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта./ Воропаева Н.В., Гришин В.К., Голубева М.Б. и др.
- Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации/ авт-сост. Л.В. Горнова и др.- Волгоград: Учитель, 2008.
Любое обучение, в том числе и дополнительное образование, ставит перед собой не только обучающие, но и развивающие цели. Научить не шаблонно мыслить, а творчески подходить к решению проблем - одна из задач педагогов дополнительного образования. Практические работы на занятиях творческих объединений весьма разнообразны и предусматривают выполнение графических работ, упражнений на приобретение навыков обработки материла, выполнение образцов, например, декоративных швов. В целом, практические работы включают создание изделий декоративного и прикладного назначения. При подаче материала по декоративно-прикладному искусству подход к обучению должен быть диференцированным. Для поддержания постоянного интереса обучающихся к занятиям педагогу необходимо разнообразить традиционные методы работы, учитывая знания и практические навыки обучающихся, их возрастные и психологические особенности.
Метод проектов наиболее перспективен, так как способствует формированию саморазвивающейся личности, способной к самостоятельному решению проблем. Этот метод формирует у обучающихся активность, повышенную мотивацию, помогает сделать познаваемое значимым. Программа составлена таким образом, чтобы при обучении осуществлялась последовательность выполнения проекта. При выполнении прослеживается тесная связь между преподавателем и обучающимся. При организации работы обучающегося по проекту педагог выполняет большую подготовительную работу - проводит планирование проекта (приложение № 1)- составляет план организации процесса обучения (приложение №2 - разрабатывает процесс выполнения проекта. Преподаватель оказывает помощь при выборе идеи проекта, осуществляет контроль за выполнением проекта.
- Цели и задачи проекта
Сформировать систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы; способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.
2.Тематика проекта
Темы проектов выбираются обучающимися самостоятельно или по рекомендации преподавателя. Проекты выполняются индивидуально или в составе группы - временного творческого коллектива, в зависимости от сложности и объемности работы.
3. Проекты рекомендуется выполнять в следующем порядке:
№П/П | Этапы выполнения | Содержание этапа |
1 | Подготовительный | 1) Выбор темы проекта, его обоснование и 2) Определение объема знаний, умений и 3) Составление учащимися вместе с 4) Обучение умению работать с литературой, |
2 | Конструкторский | 1) Разработка конструкции, технологии 2) Разработка соответствующей технико- 3) Подготовка необходимых материалов, |
3 | Технологический | Выполнение решения поставленных задач, направленных на реализацию проекта |
4 | Заключительный | Результаты труда, представленные к защите должны иметь этикетку, техническое описание, инструкцию по эксплуатации, схемы, эскизы и иную документацию, полностью отражающую содержание выполненного проекта |
5 | Подведение итогов работы по проекту | Результаты выполнения проектов оцениваются по 4-х бальной системе -«неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Проекты получившие «хорошо» и «отлично» выставляются на выставку творчества в школе, в выставочном зале Центра творчества, продаются на выставках-ярмарках |
4. Основные требования к выполнению проекта обучающийся выполняет не менее одного проекта. При выборе темы необходимо учитывать потребности и возможности школы, семьи. Во время выполнения проекта, обучающиеся должны пополнять знания и умения в соответствии с программой творческого объединения.
Заключение.
Декоративно-прикладное и техническое творчество располагает большими возможностями по изменению отношения к физическому труду для тех, кто недооценивает его значимость. Увлекаясь декоративно-прикладным и техническим творчеством, такие учащиеся без назиданий включаются в физический труд и начинают положительно относиться к нему. Все это готовит обучающихся, особенно выпускных классов, к работе на промышленном производстве, поскольку вырабатываются навыки, а умения труда, формируется устойчивая инициатива и привычка вносить рационализаторство и творчество в свою работу.
Приложение №1
Планирование проекта
Тема: «Изготовление изделия» | |
Количество часов 16 | |
Описание проекта: Учащиеся спроектируют и изготовят необходимые изделия в технике лоскутная мозаика с целью освоения новых техник соединения лоскута и закрепления знаний о базовых компонентах | Потребность: Изделия индивидуальной ручной работы всегда украшали интерьер дома, и во все времена были востребована. Панно, картины, выполненные в технике лоскутная мозаика неповторимы, индивидуальны и поэтому особенно ценятся. Такие изделия могут быть не только украшением дома, но и прекрасным подарком для близких. |
Методические рекомендации по выполнению проекта: Для обучающихся старшего звена предложить более сложную композицию. | Краткая формулировка задачи: Разработать и изготовить панно в технике лоскутная мозаика, используя в работе полученные на занятиях навыки. |
Запуск проекта: 1. Экскурсия в музей народных промыслов. 2, Демонстрация фотографии и | Ожидаемые результаты проекта: В результате проекта могут быть выполнены различной сложности панно и картины в технике лоскутная мазика |
Фокус (центр) проекта: 1. Освоение и закрепление навыков вышивки в технике | Межпредметные связи: Изобразительное искусство -выполнение эскизов идей. Информатика — возможно выполнение проекта с использованием компьютера (оформление текста проекта, расчеты) Экономика - расчет себестоимости изделия. |
2. Выработка идей. 3. Проведение исследований. |
Приложение № 2
Организация процесса обучения
Формирование навыков и знаний | Практическая деятельность | |||||
проектирование | изготовление | знания | Новая | Исследовательская | Упражнения | Упражнения |
терминология | деятельность и дизайн-анализ | до выполнения проекта | во время выполнения проекта | |||
1. Определение | 1 Определение | |||||
потребности. | 1.Эскизирование | размера и места | Лоскут. лоскутная | 1. Проведение | 1. Выполнение | 1 Отработка |
2. Формулировка | и раскрой | узора в изделии. | лоскутная мозай | опроса - интервью с | рисунка на | техники при |
задачи. | изделия и | 2. Принципы | мозайка, | потенциальными | основе . | выполнении |
3. Проведение | перевод | составления | аппликация, | потребителями | лоскутной | |
исследований. | рисунков на | вопросника и | объемная | изделий | мозайки. | |
4. Написание | ткань. | проведения | аппликация | выполненных в лос- | 2. Выполнение | 2.Составление |
дизайн - | 2. Подбор лоскута | интервью. | «Роза», ««Колодец | кутной технике, | аппликации | вопросника. |
спецификации. | для картины | 3. Технологичекие | «Колодец», | 2.Анолиз | на вспомога- | 3. Написание |
5. Выработка | 3. Выполнение картины в техниеке лоскутная мозайка | приемы | «Ёлочка», «Лика | исторических | тельной | дизайн - |
идей | картины в техни- | выполнения | Лекала, | сведений о | ткани,. | спецификации. |
6. Выбор и | ке лоскутная м | картины в | соединения в стык | лоскутных | соединение | 4.Экономический |
проработка | мозаика | технике лоскутная | стык, в нахле- | техниках | лоскута | расчет |
лучшей идеи. | .мозайка | ст | 3.Выбор материалов | простой | изготовления | |
7. Изготовление | 4. Материалы и | композицион- | (исследование | строчкой. | изделия в | |
изделия. | инструменты. | ный центр, | цвета и ткяни). | технике | ||
8. Экономическая | особенности | цветовая гамма. | 4. Дизайн - анализ | 3.Выполнение | лоскутной | |
оценка изделия. | перевода рисунка | готового изделия. | обводки | мозайки. | ||
9. Испытание и | для «картины» и | зигзагообраз-. | ||||
оценка изделия и | способы | ной строчкой | ||||
самооценка | перевода рисунка | и шерстяной | ||||
процесса | на ткань. | пряжей. | ||||
проектирования. | 5. Правила ухода за изделиями из лоскутного шитья. |
Администрация города Нижнего Новгорода
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 177
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«МАСТЕРИЦА»
1 год обучения
№ п/п | Тема программы | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное организационное занятие. Виды декоративно-прикладного искусства. | 2 | 2 | 0 |
2 | Правила техники безопасности. Инструменты и приспособления. Организация рабочего места. | 2 | 1,5 | 0,5 |
3 | Традиционная русская народная кукла | 40 | 10 | 30 |
4 | Мягкая игрушка | 20 | 5 | 15 |
5 | Вышивка | 24 | 6 | 18 |
6 | Лоскутное шитьё | 36 | 9 | 27 |
7 | Экскурсии, выставки, работа в библиотеке | 6 | 2 | 4 |
8 | Выполнение итоговых самостоятельных работ | 12 | 2,5 | 9,5 |
9 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
Итого: | 144 | 40 | 104 |
2 год обучения
№ п/п | Тема программы | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное организационное занятие. Правила техники безопасности. Оборудование, инструменты и приспособления. Организация рабочего места. | 3 | 3 | 0 |
2 | Мягкая игрушка | 27 | 7 | 20 |
3 | Тряпичная кукла | 36 | 9 | 27 |
4 | Технология изготовления швейных изделий (поясных) | 39 | 10 | 29 |
5 | Вышивка | 33 | 8 | 25 |
6 | Вязание крючком | 57 | 14 | 43 |
7 | Экскурсии, выставки, работа в библиотеке | 9 | 5 | 4 |
8 | Участие в выставках, конкурсах, ярмарках | 9 | - | 9 |
9 | Итоговое занятие | 3 | 3 | - |
Итого: | 216 | 59 | 157 |
3 год обучения
№ п/п | Тема программы | Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное организационное занятие | 3 | 3 | 0 |
2 | Вязание на спицах | 84 | 20 | 64 |
3 | Технология изготовления швейных изделий (плечевых) | 60 | 15 | 45 |
4 | Лоскутное шитьё | 48 | 12 | 36 |
5 | Экскурсии, выставки, работа в библиотеке | 9 | 5 | 4 |
6 | Участие в выставках, конкурсах, ярмарках | 9 | - | 9 |
7 | Итоговое занятие | 3 | 3 | - |
Итого: | 216 | 58 | 158 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии
Опытно-экспериментальная работа по теме:«Применение информационно-коммуникативных технологий в проектно - исследовательской деятельности на уроках биологии»....
Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся
В презентации кратко представлена структура работы по формированию проектно-исследовательских компетенций обучающихся...
Инновационная программа "3D моделирование с применением технологии организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся"
В современных условиях быстроразвивающихся информационно-коммуникационных технологий к числу инновационных образовательных технологий целесообразно отнести и технологии 3D – моделирования. Напри...
Формирование проектно-исследовательских навыков в работе историко-краеведческого кружка
В статье раскрывается взаимосвязь успешного формирования проектно-исследовательских навыков и краведческой деятельности....
Методическая разработка "Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе"
Методическая разработка"Технология организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках ИЗО в 5 классе" поможет учителям изобразительного искусства, руководителям ...
«Внеурочная деятельность обучающихся на занятиях кружка «Творческая мастерская» в рамках совместного инновационного проекта по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся го
Обмен опытом по партнерской работе с детским садом....
Статья "Практические аспекты формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся"
Статья "Практические аспекты формирования проектно-исследовательских компетенций обучающихся"...