Наше село. Исследовательская работа. Топонимика.
творческая работа учащихся (8 класс) по теме

Иргит Шончалай Борисовна

Данную работу могут использовать учащиеся школ, учителя и студенты 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nashe_selo.docx35.43 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..2-3

Названия исторических местностей и связанные с ними легенды и предания…………………………………………………………………….3-9

Вывод………………………………………………………………………..10

Использованные литературы………………………………………………11

Список информантов…………………………………………………….....12

Приложения № 1,2,3,4………………………………………………………13

Введение

        Существует древняя и мудрая пословица «Не знающий истории будет блуждать, не знающий родства будет бедствовать».  Поэтому исследование истории села, исторических названий местностей и территорий является актуальной и важнейшей задачей каждого человека. А на  карте нашего района много местностей, о которых мы сейчас знаем только по воспоминаниям наших бабушек и дедушек, о них практически не осталось никаких сведений кроме их названия. Есть ученые, которые занимаются исследованием исторических названий. К ним относится Бичен Кыргысовна Ондар, известный филолог, автор «Топонимического словаря Тувы».

Опираясь на работы Бичен Кыргысовны, решили исследовать исторические названия местностей нашего села. Ведь изучение истории родного края и своего народа для человека полезна и поучительна. 

Актуальность: Происходящие изменения во всех сферах жизни общества, заставляют людей повысить определенный интерес к истории своего края. Они хотят знать, осмыслить все происходящие изменения, причины и последствия. В этой связи в последние годы большое внимание уделяют изучению своего края.

Цель работы:

 изучение и исследование исторических названий местностей на территории  села Бай-Тал.

          Предмет исследования: выяснить, какие существуют легенды и предания о данные местности.

Объект исследования: изучить историю данных местностей, дать их объяснение.

Научная новизна исследования заключается в первой попытке изучить историю своего села.

Практическая значимость заключается в том, что данную работу можно использовать на уроках истории, родного языка и литературы, специальных факультативах по краеведению.

Продолжительность работы: данная работа находится на начальном этапе. Далее будут исследованы родословные коренных жителей (аймаков), которые жили в этих местностях; их быт и нравы, обычаи и традиции; какие растут лекарственные растения, какие обитают животные и звери. Поэтому впереди интересная и увлекательная работа. Планируется завершить исследование в течение трех лет.

На данном этапе исследовали некоторые названия исторических местностей и связанные с ними легенды и предания.

Бай-Тал (богат ивами)

Это название нашего села. Раньше на территории села росли ивы, был обильный тальник. Ива была уничтожена, чтобы построить село. На тех местах теперь стоит наше село Бай-Тал.

Сказание о Чаттыг-Хая (магическая скала; камешек, с помощью которого вызывают дождь).

В районе села Бай-Тал есть легендарная местность Чаттыг-Хая. Нужно ехать по дороге  вдоль реки Хемчик (небольшая река), проехать мимо Туралыг-Аксы (местность, имеющая укрытие, логовище зверей). Затем встречает гостей аржаан (источник) Шындазын, некоторые его также называют Белдир-даа (стык гор). Далее по пути летняя стоянка Сурбузун (сопка, пик, вершина горы), где чабаны любят пасти свое стадо. В знойные летние дни некоторые кочуют еще глубже в Теректиг-Бажы (тополевая, лополиная верхушка), Пош-Бажы (вершина с кедровником), Даг-Дозу (подножие горы) и так далее.

Предки, жившие в местечке  Теректиг (тополевый, тополиный), шустрые и трудолюбивые люди, вспоминает Борис Чулдум-оол.  Күжүгет Калзан, Чүлдүм-оол Салчак, Энеш Маӊнай, Күнзүк Калдар-оол, Маадыр-оол Даӊзы-оол, фронтовик Эртине оглу Чудурук и другие.

        Чтобы подняться в эту священную гору, надо подниматься по Алдыы и  Устуу Оъттуг-Озен (нижняя и верхняя травянистая ложбина), через Чаттыг-Хая. Действительно, эта скала одна из достопримечательностей села. Если дотронуться до камней этой скалы, то непременно несколько дней подряд пойдет дождь. Кажется, что этот дождь не пройдет никогда, поэтому старцы начнут молиться хозяину скалы, чтобы он смилостивился. Родители всегда скажут наставления молодежи, которые едут через эти скалы.

Скала сама по себе напоминает стойкого и сильного человека, который охраняет территорию. У скалы есть места, похожие на человеческие глаза, нос  и рот.

Уш-Монгулектер (серебристый вечный ледник).

Находясь на территории села можно любоваться священной горой Уш-Монгулек (три ледника), которая с давних времен служила верующим и охраняла жителей от злых сил и напастей. Народ молился хозяину тайги и приносил жертвоприношения в виде молока, чая с молоком. Перед поездкой в путь-дорогу  мужчины молились на удачу. Они верили, что хозяин тайги помогает им.

Монгулек-Чайлаа (летнее стойбище Монгулека) находится у подножия горы Уш-Монгулек, это летнее пастбище для скота. Возле горы течет красивый и звонкий ручеек.

Ногаан-Хол (Зеленое Озеро).

Это озеро также находится близ горы Уш-Монгулек. Удивительно, что даже лесной орех там зеленого цвета.

В эту священную высоту поднимались альпинисты. В книге Маадыр-оол Ховалыга «Даглар шулуглели» (поэма гор) написано и про Уш-Монгулек.

Шындазын (Белдир (место слияния, стыка рек или гор).

Если ехать по дороге вдоль по правому берегу реки, минуя Туралыг-Аксы и Кызыл-Хая (красная скала) можно доехать до источника Шындазын. Его также называют Белдир. Лечебные свойства у источника от смолистой скалы (мумие). На этой территории смола (мумие) появляется прямо на трещинах скал. На источнике лечатся люди, у которых переломы и ушибы, также источник помогает от различных болезней суставов.

Чуктуг-Хая (смолистая скала, мумие).

Чуктуг-Хая находится близ источника Шындазын. Его лечебная смола течет прямо к водам источника и помогает людям лечиться от разных болезней. Люди, приезжающие к источнику лечиться, навсегда оставляют там свои трости и уезжают совершенно здоровыми. Вот такая чудодейственная сила у этой лечебной смолы.

В скалах Чуктуг-Хая есть пещера, где зарыты вещи  и одежда  ламы (буддийского монаха). Этого ламу народ вспоминает как Кандааза лама. Поэтому близлежащую территорию также называют Кандааза-Сайыр (галька, высохшее русло реки).

Элезинниг-Хову (песчаная степь).

Если идти вниз по правому берегу реки и пройти через холм, то придешь прямо в Элезинниг-Хову. Кажется, там безграничная песчаная пустыня, но она такая красивая и умиротворяющая. Люди говорят, что там тоже есть минеральный источник, который помогает при гастрите, желудочно-кишечных болезнях и от изжоги.

Шивилиг (еловый).

Самый известный в настоящее время – источник Шивилиг, который отличается высоким  содержанием радона. Кроме лечебного источника, она работает и как туристическая база. Туристическую базу открыли молодая семья Саян и Артышмаа Маадыр. Проводятся работы для улучшения технической базы и для создания курорта.

Эр-Хиндии, Кыс-Хиндии.

Эр-Хиндии (первая часть слова означает человека мужского пола, мужчину, вторая часть-пупок или можно дословно перевести как мужское начало), Кыс-Хиндии (девушка и пупок, женское начало).

Близ источника Шивилиг есть удивительные места под названием Эр-Хиндии, Кыс-Хиндии. Там находятся чудо камни, напоминающие мужские и женские начала. Эти камни помогают от бесплодия. Люди, у которых нет детей, специально приезжают, чтобы помолиться этим камням и попросить у них детей. Многие знающие люди говорят, что это помогает.

Хемчик-Бажы (начало, верховье, исток реки).

Место, где берет свое начало легендарная река Хемчик, называют общим названием Хемчик-Бажы. Если идти дальше, то там находится граница с Республикой Алтай. Давным-давно оттуда пришли к нам племя делегов и стали жить с нами. От них берет начало фамилия Делег. Эти люди были трудолюбивыми и мирными, позднее они стали жителями нашего села. На территории Хемчик-Бажы построен Субурган (башня, шпиль).

Улуг-Даш (большой камень).

На близлежащей территории Хемчик-Бажы есть местечко Улуг-Даш.

Кара-Чода (черная голень).

Легенда гласит, что давным-давно на территории Хемчик-Бажы жил огромный снежный человек. Происхождение этого утеса в тувинских преданиях связывается с именем человекоподобного богатыря Кара-Чода, который временами спускался в долину и уносил скот в горы.  Про него сложили легенды. Эти легенды написаны в книге «Кыс-Халыыр».

Кодурер-Даш (Камень, который поднимают).

Эта местность находится вблизи местечка Кара-Чода. Камень этот – символ силы. Старые жители нашего села говорят, что этот камень в свое время поднимал легендарный Кара-Чода.

Кара-Дыт (лиственница с густой, разросшейся кроной) аржааны.

На территории Хемчик –Бажы находится источник Кара-Дыт. Этот источник помогает от болезней суставов и нервных заболеваний. Там очень много лиственниц. Поэтому эту местность назвали Кара-Дыт.

Алдыы, Устуу Ажыктар (верхняя и нижняя открытая поляна).

Эти места названы по-особенному. Здесь находятся огромные просторы высокогорного пастбища.

Кызыл-Одуруг (красная тропинка, идущая по склону горы) аржааны.

Источник находится вблизи летника Доктур (бугорок), местечка Алдыы-Ажык. Источник помогает от болезней суставов и остеохондроза.

Доргун (перелесок, заросли)

Территория напоминает свободное пространство, редкий лесок. Подобные названия встречается и в других районах республики. (Ср. Топонимический словарь Тувы, стр. 202).

Сурбузун (сопка, пик, вершина горы).

Раньше эту местность называли Суур-Буузун, от Суур (острая, конусообразная вершина) - (Топонимический словарь Тувы, стр. 369).

Кара-Тош (черный пень; грудина) аржааны.

В тайге Пош-Бажы местечка Сурбузун находится минеральный источник Кара-Тош. С давних времен там лечатся от заболеваний глаз. Дорога очень трудная, скалистая, но, несмотря на это туда до сих пор ездят лечиться.

Мешпен-Хол (Мешкен-Хол)

Озеро между горами Хол-Даа (озеро-гора) и Туралыг-Оваазы (насыпь, курган). Мешкен-Хол имеет два пупка: маленький и большой. На поверхности озера – мох желтоватого цвета, который имеет соленый вкус. (стр. 298). Озеро находится на пути к источнику Шивилиг. С давних времен там все лето птицы разводят своих птенцов. Это осеннее стойбище чабанов. Существует легенда о том, что в озере обитает бык-производитель. Шерсть у него напоминает чешую рыб.

 

Мугур-Тал (короткий, тупой; ива, тальник)

За озером, по пути в Шивилиг находится Мугур-Тал. Там много ив. Местность названа по тупой (как бы обрубленной) верхушке тальника. Это весеннее и осеннее стойбище чабанов.

Бош-Даг (незакрепленный, неустойчивый, шаткий; гора, с которого осыпается камень).

Слева от села стоят горы, стоящие в некотором отдалении. Люди говорят, если внезапно на них посмотреть, то они кажутся двигающимися или шатающимися.

Ленин-Даа (гора Ленина).

Прямо напротив нашего села находится гора Ленин-Даа. Эта гора названа в честь вождя коммунистов Владимира Ильича Ленина.  Необходимо оставить молодому поколению сведений об этой горе.

Албыс-Аяа (чашка, пиала ведьмы, степной девы).

Рядом с Ленин-Даа находится большой камень, который напоминает чашку. Летом внутри камня всегда лежит дождевая вода. Народ верит, что оттуда пьют воду ведьмы. Люди говорят, что вода от чаши помогает при ушибах и ссадинах. Об этой чаше упоминал и писатель Борис Чюдюк. (имеется видеоролик)

Улуг-Шуйлар, Биче-Шуйлар (Большой и малый Шуй)

Шуй – предположительно, в основе названия тиб.-кит. Чу-шу-шуй «вода». Это огромная тайга названа так, потому что граничит с селом Шуй Бай-Тайгинского района.

Ала-Белиг (пегая, пятнистая кобыла).

По народной этимологии: 1) в этих местах жил человек, у которого была кобыла необычной пегой масти (стр. 101). Так же об истории этой местности написано в книге «Кыс-Халыыр» стр. 100.

Кургаадыр (засохшая развилина, приток реки).

Кургаг-Адыр из-за слитного произношения перешел в Кургаадыр.

Кускуннуг-Хая (скала с обилием ворон)

Расположенную сверху нашего села скалу называют Кускуннуг-Хая. Потому что там обитают вороны, большое обилие ворон. Старые жители села рассказывают, что там когда-то был монастырь.

Стрижка.

Перед тем, как перекочевать в летнее стойбище, чабаны обязательно будут стричь овцу. Стрижка находится возле реки Хемчик в нижней части села. Электрическими ножницами могут стричь в один день до трех стад овец.

Хой-Чуур (мытье овец).

После стрижки овец загоняют в специальное помещение, там их моют раствором креолина, чтобы мухи и комары не беспокоили скот. Это помещение находилось вблизи Кускуннуг-Хая. В настоящее время там виднеются только развалины от этого строения.

Вывод.

Такое исследование интересное и увлекательное. Провели анкету среди учащихся школы на знание достопримечательностей села. В дальнейшем планируем исследовать другие местности нашего села, а также будем исследовать родословные. Какие роды (аймаки) жили в определенной местности, чем они занимались. Какие у них особенности, обычаи и традиции – все это мы планируем исследовать в дальнейшем.

В настоящее время мы проделали только начало нашей большой работы – исследовали названия 30 местностей нашего села. Сделали снимки этих мест. Некоторые названия, такие как Шивилиг, Мешкен-Хол, Хемчик, Доргун, Сурбузун, Хемчик-Бажы, Шындазын исследованы в Топонимическом словаре Тувы.

Легенду о местечке Ала-Белиг напечатали в книге «Кыс-Халыыр». В той же книге говорится, что легендарный Кара-Чода также жил на территории Сут-Холского района.

 Использованные литературы:

1.Ондар Б.К., Топонимический словарь Тувы. 2-е изд. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2007. – 552с.

2.Куулад Д.С., Куулар Ч.Ч. Кыс-Халыыр: Тыва улустуӊ тоолчургу болгаш төөгү чугааарыныӊ чыындызыныӊ катап үндүрүлгези. Кызыл: Тываныӊ ном үндүрер чери. 1996. – 160 ар.

Список информантов:

1.Алдын-оол Бичии-кыс Карыӊ-ооловна, родилась 1958 году в селе Бай-Тал. Работала чабаном.

2.Делег-оол Бараат Иргитович, родился 1942 году в селе Бай-Тал. Работал учителем истории, обществознания, права и экономики  Бай-Талской средней школе.

3.Иргит Полина Карыӊ-ооловна, родилась 1955 в селе Бай-Тал, работала в школе техническим работником, в данное время пенсионер.

4.Чамбый Виктор Салчакович, родился 1951 году в селе Бай-Тал, ведет личное подсобное хозяйство.

5.Чүлдүм-оол Борис Салчакович, родился 1954 году в селе Бай-Тал,  пенсионер.

6.Очур-оол Шолбанмаа Маскаевна, родилась 1967 году в селе Бай-Тал, заведует школьным музеем, логопед.

7. Эрелчин Олимпиада Борисовна, родилась1979 году в селе Бай-Тал, работает чабаном государственного унитарного предприятия «Бай-Тал».

8. Активное участие приняли учащиеся 8-11 классов нашей школы.

Приложение № 1. Анкеты учащихся 8-11 классов.

Приложение № 2. Слайд-шоу с фотографиями.

Приложение № 3. Видеоролик о местечке Албыс-Аяа (чашка, пиала ведьмы, степной девы)

Приложение № 4. Видеоролик о нашем селе Бай-Тал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Топонимика села октябрьское"

Проблема: Человек,  живя  в любой стране,  имеет две родины. Одна Родина – это любимая страна,  а другая  -  это место, где человек родился,  вырос,  его ...

Исследовательская работа "Топонимика рек в Республике Коми"

Данная работа представляет системный подход к исследованию топонимики рек Республики Коми, промежуточный этап выполнения этнокультурного проекта в связи с принятием Закона о языке, где коми и русский ...

Учебно-исследовательская работа "Топонимика"

Целью работы является  научное обоснование практической значимости исследовательской деятельности по изучению топонимики Кингисеппского района  для дальнейшего её использования в учебно-восп...

Презентация к учебно-исследовательской работе "Топонимика Кингисеппского района"

Презентация к учебно-исследовательской работе "Топонимика Кингисеппского района."...

Исследовательская работа "Топонимика Сакмарского района"

Географические названия – своеобразный язык Земли, они отражают природу, историю, этнографию края.     Часто в литературе географическое название заменяют греческим словом «топоним...

Исследовательская работа "Топонимика села Толька"

Исследовательская работа "Топонимика села Толька"...

Исследовательская работа «Топонимика родного села Малка»

Исследовательская работа«Топонимика родного села Малка»...