Внеклассное мероприятие по родному языку (уйльта) Игра "Эрудит"
план-конспект занятия (7 класс) по теме
Игра "Эрудит расширяет представление учеников о самобытном народе уйльта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_erudit.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра «Эрудит» «История моего народа»
для учащихся 5-7 классов.
Цель: расширить знания учащихся о народе уйльта;
привить интерес к истории своего народа.
Ход игры:
1.Что объединяет слова уильта, ульча, ольча, ороко, орокхо, орнгта, орнышку, ороки, орочоны ?
Ульта – народ на Сахалине. Самоназвание- ульта, ульча, ольча. Айны, южные соседи ороков, называют их ороко, орокхо, нивхи — оронгта, орнышку.
2. Что обозначает слово уильта?
Уильта – самоназвание народа, образовалось от слова ула, оро – олень. В настоящее время ороки называют себя уильта.
3.Отличался ли северный говор от южного? (С середины 19 века, а возможно и ранее, в языке существовал южный говор, отличный от северного. Создается письменность на основе кириллицы. В 1989 г. орокский язык считали родным лишь 44,7%.
4.Как расселились ороки на Сахалине к середине 19 века?
К середине XIX в. сформировались две территориальные группы. Северная заселяла срединную часть Северного Сахалина, южная — включала 12 селений ороков, проживающих вместе с айнами в южной части острова от залива Терпения до залива Анива.
(Работа с картой)
5.Какие факторы влияли на развитие народа?
Контакт с другими аборигенными народами —нивхами, айнами, амурскими народами. Начиная с середины XIX в. для добычи уникального местного соболя на Сахалин ежегодно приезжали жители Нижнего Амура, поддерживавшие с ороками давние связи. Некоторые амурские охотники женились на орокских женщинах и оставались на Сахалине. В тот же период северная группа переселилась на Амур, в район расселения ульчей.
6. Основной вид занятий коренных народов Севера?
Хозяйство носило комплексный характер. Северные занимались оленеводством, охотой, рыболовством, морским зверобойным промыслом. Оленеводство имело в основном
транспортное направление, оленей доили. Каждая семья держала 20 — 30 голов вьючных, верховых или запрягаемых в нарты оленей, на которых зимой отправлялись на
промысел в тайгу. Охотились с луками, копьями, позже —с огнестрельным оружием —
на медведя, северного оленя, с петлями — на соболя, с давящими ловушками (капира, нангу) — на других мелких зверей, с самострелом (дэнггурэ) — на лисиц. С наступлением весны пе-
ребирались на восточное побережье Сахалина и жили здесь до осени. Промышляли нерпу, сивуча, ларгу, а также рыбу, прежде всего лососевых. Морского зверя добывали гарпунами (пара)с костяной головкой и железным вкладышем, острогами (дарги) с очень длинным — до 15 м — древком и «рулем» — насадкой (лаху) на ее переднем конце. С конца XIX в. в морском промысле стали широко применять огнестрельное оружие. Для ловли рыбы пользовались
разнообразными сетями (адули), неводами (кэрэку), удочками (лочо, умбу) и острогами (падари, дэгбо), строили запоры-заездки (пинди).На зиму запасали вяленую рыбу (юколу), рыбий жир, мясо лесных и морских зверей. Жир последних употребляли зимой для освещения, а шкуры — для пошива одежды и обуви. Занимались собирательством.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой родной язык -русский!" Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10 классе
Внеклассное мероприятие по русскому языку в старших классах средней школы. Цель: акцентировать внимание обучающихся на необходимости говорить и писать грамотно....
конспект урока по родному языку (уйльта) Тема урока: "Зима"
Урок проводится в начальной школе для учащихся 2-4 классов....
Внеклассное мероприятие "Праздник родного языка"
Итоговое мероприятие в рамках проведения предметной недели по русскому языку и чтению. День родного языка – праздник, который начали отмечать не так давно. С 2000 года 21 февраля отмечается...
Внеклассное мероприятия по русскому языку "Что ближе есть родного языка"
Внеклассное мероприятие по русскому языку, цель которого: воспитание интереса к теории и практике языка, культуре речи....
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Викторина: «Мой родной язык – русский!»
Цель: акцентировать внимание старшеклассников на необходимости говорить и писать грамотно.Задачи: повторение ранее изученного материала, воспитание патриотизма и любви к родному языку, развитие творче...
Внеклассное мероприятие по чувашскому языку и литературе "Родной язык - душа народа"
21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка. В этот день МБОУ « Староильмовская СОШ» совместно с сельской библиотекой провели день зан...
Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля - Международный День родного языка»
Внеклассное мероприятие: «Международный год языков коренных народов. 21 февраля - Международный День родного языка»«ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? – ЭТО ВЕСЬ НАРОД. ЭТО ЕГО КУЛЬТУРА, ...