Внеклассное мероприятие по русскому языку. Викторина: «Мой родной язык – русский!»
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) на тему
Цель: акцентировать внимание старшеклассников на необходимости говорить и писать грамотно.
Задачи: повторение ранее изученного материала, воспитание патриотизма и любви к родному языку, развитие творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_vneklassnoe_meropriyatie.docx | 31.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10 классе
Викторина: «Мой родной язык – русский!»
Цель: акцентировать внимание старшеклассников на необходимости говорить и писать грамотно.
Задачи: повторение ранее изученного материала, воспитание патриотизма и любви к родному языку, развитие творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.
Оборудование: справочники и словари, карточки с заданиями, на доске записаны высказывания писателей о русском языке.
Участники: две команды «Умники» и «Знатоки»
Ход праздника.
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, дорогие ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящена русскому языку. Русский язык – это язык Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Блока и Цветаевой, Ломоносова и Менделеева, Циолковского и Королева…
На русском языке говорят наши родители, соседи, друзья и прохожие на улице. Мы так привыкли к своему языку, что не замечаем его красоты и богатства, мелодичности и точности. Русский язык - это наш с вами мир, наша жизнь. На русском языке мы говорим свое первое слово - «мама», учимся читать, на русском мы общаемся: спорим, шутим, ругаемся и миримся, признаемся в любви.
Сегодня мы проведем соревнования между старшеклассниками и посмотрим, хорошо ли они знают свой родной язык, такой знакомый и близкий.
Оценивать работу команд будет компетентное жюри, в составе которого учителя русского языка и литературы.
|
Разминка
Я стану перечислять действия, а вы подумайте, какой глагол надо здесь вставить - «надевать» или «одевать».
Итак, я проснулся рано утром и стал собираться в школу. Сначала стал рубашку...
Надевать. А может - одевать?
В данном случае - надевать. Потом стал куртку...
Наверное, тоже надевать, да?
Верно. А потом стал младшего брата...
Это ясно - одевать.
Вот мы и выяснили, когда надо употреблять каждый из этих глаголов.
Надевать можно вещи: платья, шляпы, пальто. Глагол «надевать» употребляется, когда человек сообщает про себя - я надел то-то.
А одевать можно кого-нибудь: ребенка, брата, сестру, куклу.
Теперь пришло время, чтобы наши друзья тоже проверили себя: хорошо ли они владеют русским языком
Первый конкурс. « Крылатые фразы».
Игрокам раздаются фразы на карточках.
- Любви все возрасты…(покорны) –А.С. Пушкин
- В человеке все должно быть прекрасно…(и лицо, и одежда, и мысли) –А.П. Чехов
- И дым Отечества…(нам сладок и приятен) – А.С. Грибоедов
- Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как –нибудь.) – А.С. Пушкин
- Чего не следует делать, того не следует делать даже…(в мыслях) – Л.Н. Толстой
- Счастливые часов …(не наблюдают) –А.С. Грибоедов
- Кукушка хвалит петуха за то, что …(хвалит он кукушку) – И.А. Крылов
Второй конкурс «Фразеологизмы»
Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов.
1.Деньги выпускают в трубу. (Вылетают в трубу.)
2.Слухом не слыхивал. (Слыхом не слыхивал.)
3.Душа кровью обливается. (Сердце кровью обливается.)
4.Мне тоже не хотелось упасть лицом в грязь. (Не ударить лицом в грязь.)
5.Он отдал девушке руку и сердце. (Предложил руку и сердце.)
6.Срепя зубы. (Стиснув зубы.)
Мы просим жюри подсчитать правильные ответы и объявить результаты
Жюри объявляет результаты.
Третий конкурс. «Антонимы».
Все мы знаем, что такое антонимы. Это слова с противоположным значением
На задание дается минута!
Талант ( бездарность)
Благо (зло)
Хаос (гармония)
Разлука (встреча)
Гнев (милость)
Озноб (жар)
Грубый (нежный)
Свобода (неволя)
Многословность (лаконичность)
По истечении одной минуты идет подсчет ответов, жюри объявляет результаты конкурса и промежуточный итог игры.
Четвертый конкурс. «Орфоэпия».
На карточках игроков пишутся следующие слова:
жалюзи
алфавит
кварта
эксперт
каталог
бармен
свекла
арахис
феномен
баржа
творог
мусоропровод
позвонит.
Пятый конкурс. Слова, лексическое значение которых нужно объяснить.
Амбиция – чрезмерное самомнение, самолюбие
Банальный – лишенный оригинальности, избитый
Деградация – постепенное ухудшение, упадок
Депрессия – подавленное психическое состояние; упадок, застой в жизни страны
Дистрибьютер – фирма или ее представитель, занимающийся сбытом товара
Драйвер – управляющая программа
Имидж – впечатление, мнение о лице или коллективе, создаваемое заинтересованными людьми.
Инаугурация- торжественное вступление в должность главы государства
Лаконичный – краткий
Мажорный – радостный, бодрый
Менеджер – профессиональный управляющий
Ноутбук – портативный компьютер в форме кейса
Офис – представительская контора фирмы
Постер – красочный плакат, представляющий собой большую фотографию артистов какой-либо музыкальной группы
Прайс-лист –список цен на товары, услуги какой-либо фирмы
Презентация- торжественное публичное представление чего-либо или прием, устраиваемый фирмой с целью рекламы
Рейтинг – цифровой показатель оценки кого или чего-либо
Тинэйджер – подросток 13 до 17 лет
Фанатизм - страстная увлеченность, преданность чему-либо.
Харизма - чья-либо одаренность, удачливость, способность воздействия на окружающих
Эксклюзивный – предоставленный только данному лицу или организации; единственный в своем роде
За правильный ответ – 1 балл.
Жюри объявляет результат конкурса.
Шестой конкурс. «Скороговорки».
Учитель: Теперь просим каждого игрока по очереди из команды выполнить очень трудное, но очень веселое задание!
На карточках написаны скороговорки. Тяните, какой листок достанется. Вам предоставляется 30 секунд для того, чтобы вы прочитали скороговорки про себя. Пожалуйста, читайте
1.Все бобры добры до своих бобрят.
2 У пеньков опять пять опят.
3 Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
4. Вез корабль карамели, наскочил корабль не мели, и матросы три недели карамель на мели ели.
5. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
6.Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
Жюри объявляет результаты.
Седьмой конкурс. «Омонимы».
1.В какую бочку не налить воды? (Бочка - фигура высшего пилотажа
2. Каким патроном не зарядишь ружье?(Патроном для электрической лампочки)3. В какой клетке не держат птиц и зверей?(В грудной)
4. В каких лесах не водится дичь?(В строительных)
5. Из какого крана не берут воду?(Из подъемного)
6. Каким поясом нельзя подпоясаться?(Земным)
7. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем?(Роман)
8. Из какого сосуда не напьешься?(Из кровеносного)
9. Какую мышь не съест кошка?(компьютерную)
10. От каких вирусов не спасет маска и лекарства?(Сбои компьютерных программ)
11. Каким ключом не откроешь дверь?(Музыкальным, родником)
12. Какие ручки не пишут?(дверные)
Просим жюри объявить результаты конкурса .
.
Восьмой конкурс. «Анаграмма».
Анаграмма - это……… что-то запутанное и…… непонятное.
Из одного слова путем перестановки букв должно получиться второе, например: камыш - мышка. Понятно?
По истечении минуты команды читают свои анаграммы и дают на них ответ
- С одним порядком букв его
Увидеть можно в поле.
Большое спелое зерно
К земле его там клонит.
С другим порядком - в высоте
Летит он хищной птицей,
И с ним в проворстве, быстроте
Едва ли кто сравнится.
(Колос - сокол)
Со мною каша лучше станет,
Оближет пальчики едок.
Но буквы поменяй местами,
Я превращусь в древесный сок.
(Масло – смола)
Жюри подводит итоги.
Девятый конкурс. «Классики о русском языке».
Читать надо выразительно, обязательно называть автора. За каждый ответ – 1 балл.
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку». К.Г. Паустовский
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». А.И. Куприн
«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». К.Г. Паустовский
«Человек, равнодушный к своему языку –дикарь. Его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа». К.Г.Паустовский
Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
К. Бальмонт
Тот, кто жизнью живет настоящей,
Кто к поэзии с детства привык,
Вечно верует в животворящий,
Полный разума русский язык.
Н. Заболоцкий
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
И. Бунин
Жюри объявляет итоги. Награждение победителей.
Слово учителя:
Давайте уважать, ценить, любить, беречь наш язык – великий русский язык!
Чтобы в знаниях по русскому языку не было пробелов, чтобы на любой вопрос вы знали ответ, обращайтесь почаще к книгам, к справочной литературе.
!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ «МОЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ! РОДНОЙ ЯЗЫК!»,
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ...
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ К МЕЖДУНАРОДНОМУ ДНЮ РОДНОГО ЯЗЫКА «МОЙ ВЕРНЫЙ ДРУГ! РОДНОЙ ЯЗЫК!»
Мероприятие по литературе разработано для учащихся 6 классов...
Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе на тему: «Произведения великих русских писателей – лучший учебник родного языка»
Урок-диалог по русскому языку в 6-м классе, организованный с привлечением литературного материала, заключает в себе большие возможности для активизации внимания учащихся в отношении темы диалога, ве...
Внеклассное мероприятие по чувашскому языку и литературе "Родной язык - душа народа"
21 февраля весь мир отмечает Международный день родного языка. В этот день МБОУ « Староильмовская СОШ» совместно с сельской библиотекой провели день зан...
Рабочие программы "Русский родной язык" 5-9 класс и "Русский язык" 5-9 класс по УМК В.В.Бабайцевой
В рабочих программах представлены планируемые результаты освоения учебного предмета "Русский язык" и "Русский родной язык", содержание учебного предмета по классам, сетка часов и к...
Внеклассное мероприятие «Великий, могучий..." (к Международному дню родного языка)
Внеклассное мероприятие «Великий, могучий..." (к Международному дню родного языка)...
Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях ФГОС»
Заседание муниципального методического объединения «Русский язык и литература. Родной язык и родная литература» по теме «Современные подходы к организации образовательного процесса в...