урок-мастерская по рассказу А.Платонова "Третий сын"
план-конспект урока (7 класс) по теме

Урок внеклассного чтения в 7 классе. Небольшой по объему рассказ продолжает знакомство с творчеством А.Платонова, не оставляет равнодушными семиклассников.Подготовка к этому уроку предполагает большую самостоятельную работу учащихся.На  уроке же предоставляется возможность каждому участнику мастерской высказаться, получить максимум информации - создается ситуация успеха. Продолжение разговора - в домашнем сочинении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-мастерская

по рассказу А.П. Платонова «Третий сын»

Тема: « Ты одна мне несказанный свет…».

Цель: раскрыть  нравственные  проблемы, которые автор рассматривает в рассказе «Третий сын».

Образовательный аспект цели: показать школьникам, что проблемы человеколюбия – ведущие в творчестве А.П.Платонова.

Развивающий аспект цели: развивать мышление, аналитические способности учащихся.

Воспитательный аспект цели: воспитывать внимание, чуткость к самым близким им людям; умение посмотреть на себя со стороны.

Оборудование:

1.Портрет А. А. Платонова.

2. Эпиграф (оформление на доске).

3.Тексты рассказа, вопросы для обсуждения, дополнительная информация (в приложениях).

Ход урока:

Слово учителя. Сегодня мы поговорим об обыденном и вечном. О любви к матери, о чувстве, заложенном в нас самой природой. Но люди  не всегда умеют это осознать. Задача нашего разговора в том, чтобы, раскрывая проблему, затронутую А.П.Платоновым, задуматься над тем, как научиться понимать самых близких нам людей, пристально взглянуть на себя: всегда ли проявляем заботу о дорогих нам людях. Ведь так часто дети не знают о родителях, о матери главного, самого  существенного, видят ее будничную внешность, обманываются «случайными чертами».

Материнская любовь сопровождает нас от рождения до смерти и передается из поколения в поколение. Для нас мать – самый дорогой и близкий человек на свете. Рядом с ней, будь нам пять, двадцать или пятьдесят лет, мы всегда дети, и у нас всегда есть «помощь и отрада».

Сердце матери – это милосердный судья, самый участливый друг, это солнце любви, свет которого согревает нас всю жизнь.

  1. Индукция.   Введение участников в проблемную ситуацию: создание личностного отношения к предмету обсуждения.

Стихотворение Д.Кедрина «Сердце»

Дивчину пытает казак у плетня:

«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких рублей!»

Дивчина в ответ, заплетая косу:

«Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце мне в дар принесет.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.

Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь - и тебя полюблю!»

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь:

Он сердце ее на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Учитель:

-В данной ситуации на чьей вы стороне?

- Что вы думаете об отношении матери к детям и об отношении детей к матери?

2. Самоконструкция. Учащиеся работают индивидуально с целью определения реальных возможностей в рамках поставленной проблемы.

Варианты ответов семиклассников на уроке.

1. Сын-эгоист. Думает лишь о себе. Разве можно так  поступать с самым родным человеком?!

2. Матери всегда жаль своего ребенка. Ее сердце наполнено любовью к сыну, мать всегда заботится о детях.

3. Все матери хотят, чтобы было хорошо их детям, а о себе порой забывают, живут мыслями, заботами о детях, чего не скажешь о тех или иных сыновьях и дочерях.

4. Какой жестокий, неблагодарный сын…А матери, как никто другой, умеют понять своих детей, прощать им ошибки.

Да, только сердце матери умеет прощать, оправдать своего ребенка даже в такой бесчеловечной ситуации.        

3. Социоконструкция. Работа в микрогруппах с текстом рассказа, погружение в него.

Учитель:

- Вас тоже очень сильно любят ваши родители. А вы любите родителей? Наверное, многие из вас задумались над этим вопросом, прочитав рассказ А.Платонова «Третий сын» .

-Вспомните  содержание рассказа. Какова тема произведения?

(Отцы и дети, жизнь и смерть, материнская любовь)

- Как ведут себя взрослые сыновья, встретившись после долгой разлуки в родительском доме?

(Работа по тексту)Ответы учащихся: Сначала «сыновья молча плакали…Каждый ее сын почувствовал себя одиноко…» Потом из комнаты «раздавался смех и шумный разговор», разбудивший задремавшего отца и его внучку. «Старший сын с увлечением говорил…, братья-моряки рассказывали случаи…и затем хохотали, затем они начали возиться по полу…, два брата опрокинули стул…, старший брат попросил артиста, чтобы он спел что-нибудь… Все засмеялись… и двое из них за хохотали».

- Почему  дети равнодушны к чувствам отца, к памяти матери? В чем причина равнодушия?

Учащиеся обсуждают, почему «громадным мужчинам – в возрасте от двадцати до сорока лет» непонятны чувство обиды старика, нечужого им человека, неуместность их радости.

- Напишите, какие душевные качества необходимы были братьям, приехавшим хоронить свою мать.

- Определите, как они связаны между собой.

(Участники мастерской отмечают отсутствие такта, внимания у взрослых уже людей)  

Варианты ответов.

  1. Они должны были понять, каково их отцу, прожившему рядом с их матерью  всю свою жизнь.
  2. Надо быть благодарным сыном, чтобы не веселиться у гроба родной матери.
  3. Это проявление их душевной черствости и даже кощунства.

Они, молодые, преуспевшие в жизни, не сразу такими родились, они обязаны своим появлением на свет той, что горячо любила их и гордилась ими. Это их мать, а они – ее дети, и между ними кровное родство.

Учитель:

-  Самые, казалось бы, обычные душевные качества отсутствовали в сыновьях. В чем видит причины цинизма, равнодушия, черствости автор рассказа? Оформите результаты работы в виде схемы, сигналов.

Ответы.

  1. Таблица:

а) преуспели в работе – ослепли сердца;

б) долгая разлука из-за повседневных бесконечных дел – отвыкли от родителей;

в) братья радовались своему свиданию- это приглушило боль утраты;

г) эгоисты – живут только своими проблемами;

д) слепо их родители любили – выросли эгоистами.

          2. Иллюстрация - Сердце матери в мелком кружеве, руки протянутые и капля

  Сердце матери в мелком кружеве повседневных дел, отдаливших детей от той, что не устает ждать, прислушиваясь к скрипу, к стуку почтальона. Материнские руки, желающие обнять, прижать к груди своего ребенка, тоже забыты в суете. Не видна за неотложными делами и капля слезы матери, плачущей от тоски по детям.

3 Рисунок – схема.Сердце матери (оно закрашено неравномерно), в котором большую часть составляет любовь к детям, а меньшую забота о себе.

  4. Рисунок – схема. Родительский дом, от которого идут стрелы в шести направлениях, а к нему только одна – от третьего сына.

4. Социализация. Общее  обсуждение изучаемой проблемы, защита позиции каждой группой. Учащиеся используют материал домашнего задания (подобрать пословицы и поговорки о взаимоотношениях родителей и детей). Все, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено. Дается самооценка, проводится самокоррекция при наличии убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.  

Обсуждение по вопросам:

- В наше время актуальна эта проблема?

- Мнение какой группы вы поддерживаете?

- Виновата ли мать в том, что сыновья так черство отнеслись к священной памяти?

Виновата ли была мать в том, что сыновья так черство отнеслись к священной памяти?

Ответы.

1-ая группа. 

В народе всегда отмечалась особая любовь матери к детям, в отличие от неблагодарных последних. Об этом сказано в пословицах: « Материно сердце в детях, а детское – в камне», «Думы матери – о детях, думы детей – об играх». Выросли сыновья, разлетелись кто куда, получили образование, самый младший еще учился, каждый был занят своими делами, а к матери приехали только на похороны, где и «радовались своему свиданию». «Уже много лет они  не съезжались все вместе и в будущем неизвестно, когда еще съедутся. Может быть, только на похороны отца», - цитата из текста. К сожалению, это стало сейчас нормальным:  дети приезжают к родителям на похороны, а то и не приедут вовсе.

2-ая группа.

Виновата мать, потому что любовь к детям должна быть разумной. Нельзя детей сильно баловать, делать все только для них. Так они не научатся думать о других.  Не потому ли сейчас много примеров безответственного отношения детей к своим старым родителям?!. Наверное, и мать в этом рассказе не исключение.  «Давшая  сыновьям обильную, здоровую жизнь, сама старуха оставила себе экономичное, маленькое, скупое тело и долго старалась сберечь его, хотя бы в самом жалком виде, ради того, чтобы любить своих детей и гордиться ими,- пока не умерла»,- читаем мы в рассказе.  «Материны глаза слепы»,- говорится в народе. Сначала слепо любят, а потом безутешно плачут.

3-я группа. 

Нет, не виновата мать. Материнская любовь беспредельна, бескорыстна. Любая мать будет любить своих детей, какими бы они ни были: благодарными или неблагодарными и ничего взамен не будет требовать. Пусть она плачет ночами, скучая по своему ребенку, неважно, в каком он возрасте, но это не уменьшит ее любви, полной самоотверженности, ее  заботы. Мать, подобно Марии на картине «Сикстинская мадонна» Рафаэля, смотрящей на свое дитя с вопросом: « Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?», согласится и не перестанет любить его, даже если оно будет только огорчать ее. Будет молиться, ибо для матери, кем бы ни был ее ребенок, всегда останется  милым малышом.  «Материнская молитва со дна моря вынимает. Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет»,- говорится в народе о безграничной, самоотверженной любви матери.

4-ая группа.

Молодые люди, живя своей интересной жизнью, виноваты перед матерями, уделяя им мало внимания. Каждая мать хотела бы: « Все, что есть -  детям, нужду – себе». Поэтому дети должны быть благодарны родителям.  А перед матерью каждый в неоплаченном долгу. В старинной казахской пословице сказано: «Трижды на себе мать в Мекку (священный город мусульман и место их паломничества) свези – с материнским долгом не рассчитаешься». Проблема, поднятая в рассказе, актуальна. Сегодня немало примеров тому, когда состарившаяся мать остается одна, а ухаживают за ней совсем чужие люди. Обремененные своими делами, дети незаметно отдаляются от своих родителей.

 5.Афиширование.  Творческое оформление результатов групповой работы при постижении изучаемой проблемы.

Учитель: С какими фильмами, картинами, телепрограммами, художественными произведениями можно провести параллели? Как бы вы преподнесли творчески?

Учащиеся: 1.Создать проект программы «Жди меня», где рассказывается о страданиях родителей из-за легкомыслия, безрассудности детей (по подобию телевизионной программы).

2.В фильме «Мачеха» девочка не сразу оценила должным образом отношение женщины, старавшейся стать ей близким человеком.  А мачеха проявляла к девочке материнскую любовь, ласку, терпение, мудрость.  

3.Картина Рафаэля «Сикстинская мадонна». Мария должна отдать людям своего сына – маленького Христа на страдание и муку, чтобы они были счастливы. Глубока и сильна материнская любовь, но во имя высшего долга мать способна пойти на жертву. Мария – идеал материнства.

4.На картине художника К. Петрова-Водкина «Мать»  кормящая женщина. Город, где живет она, находится в кольце блокады. Мать же кормит ребенка.  Она занята делом, важней которого для нее ничего нет, даже если и идет война.

5. Киносценарий по рассказу К. Паустовского «Телеграмма». 

 6. Разрыв.    Пополнение прежних знаний новыми.

Учитель: А вы поняли, почему рассказ назван « Третий сын»?

Ответы учащихся. Именно третий сын напоминает братьям о чувстве скорби, о том, по какому поводу они собрались в родительском доме. В нем жива любовь, которая способна спасти людей, только она объединяет человечество в одну большую семью.  

Учитель: В чем оптимистичность финала рассказа?

Вариант ответа. Отец, который в начале рассказа горевал, плакал, в финале «был доволен и горд тем, что его также будут хоронить эти шестеро могучих людей, и не хуже». Любовь жива: и братья опомнились, и есть внучка – символ будущего.

Учитель: Почему, по вашему мнению, автор не называет имен героев?  

Ответ:   У всех бывает в жизни печаль. Так поступить могли не только сыновья умершей старухи и скобящего старика, как мы увидели в рассказе. Так поступают и в жизни.

Учитель: О какой современной проблеме идет речь в этом рассказе?  

Варианты ответов.

1.О проблеме одиночества. В балладе Шэла Сильверстейна рассказывается о том, как любила Яблоня Мальчика и была счастлива тем, что маленький Мальчик играл ее ветвями, подросшему – отдала свои яблоки, когда ему понадобились деньги. Взрослому мужчине отдала ветки и тоже была счастлива, пожилому - жертвует своим стволом, а когда Мальчик состарился, яблоня-пень счастлива исполнить его последнее желание – сесть и отдохнуть. Щедрая, по-матерински, любовь Яблони.  Жаль, что Мальчик приходил только брать и только когда ему нужно было что-то.  Яблоня же, одинокая, забытая, грустила в его отсутствие. Вот так же печалятся матери, забытые своими любимыми, ненаглядными деточками.  

2. В басне Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» рассказывается о том, как сын и невестка перестали за стол сажать старого деда, у которого ноги «не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было»,   за то, что, «когда он ел, у него текло назад изо рта». За то, что дед разбил чашку, невестка пообещала кормить его из лоханки. Лишь тогда им  стало стыдно, когда  увидели своего сынишку, делающего лоханку, чтобы кормить своих старых родителей. Только тогда они поняли, что обижали старика. Почему же сейчас не стесняются взрослые дети отправлять своих родителей в дома престарелых?! К стыду всеобщему, растет число домов для престарелых, где доживают свой век забытые матери при живых детях. Одинокие старики…

3.И все же счастье матери – в детях. Притча о Корнелии  Гракх. Многих она затмевала в Риме своей прелестью, блеском украшений, ежегодно участвуя в смотрах красоты. После гибели мужа Корнелия перестала бывать на смотрах. Но через несколько лет снова стала участницей конкурса. Она вышла в строгом одеянии без браслетов ожерелий. «Корнелия, где же твои драгоценности?» - раздались голоса. «Сейчас покажу», - ответила красавица и вывела за руку троих детей: «Вот мои драгоценности». Это притча, а в печальной действительности сегодня детей-сирот больше, чем в годы войны. И это проблема. Одинокими становятся оставленные матерями малыши. Об этом стихотворение А. Прокопьева «Отказная».   

Учитель: А вот о чем рассказывается в песне Игоря Саруханова «Дорогие мои старики». (Звучит запись песни).

7. Рефлексия. Отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, умение высказывать эти чувства.

Учитель: О чем заставил задуматься сегодняшний урок?

Варианты ответов.

- Мне неудобно за себя. Оказывается, я эгоистка. Я пересмотрю свое отношение к маме.

-Как трудно быть матерью, и вместе с тем это ответственно.

-Как часто дети несправедливы к родителям. Увы, но это так.

-Почему в одной и той же семье одни дети благодарные по отношению к своим родителям, а другие – нет?!

-Жаль, что в спешке, в своей занятости мы часто забываем о самых близких нам людях, не говорим им нежных слов и  только вспоминаем по праздникам, как будто по обязанности.

Учитель: «Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это МАТЬ», - слова великого писателя А.М.Горького. Мне бы хотелось, чтобы вы тихим вечером посмотрели пристально на своих близких, постарались понять их, вовремя сказать доброе слово.

8. Домашнее задание. 

Учитель: Очень приятно было общение с вами, вы творчески поработали, верно поняли проблемы,  поднятые автором рассказа, а главное, каждый сможет заглянуть в себя, а дома попробуйте написать  сочинение - миниатюру  «Нежной, ласковой самой письмецо я пишу…»

Советую прочитать повести  В.Закруткина «Матерь человеческая», В. Распутина «Последний срок»

Приложение 1.

Оформление доски.

Тема: « Ты одна мне несказанный свет…».

Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.

                                                                                                                                                     А.М.Горький

Портрет писателя.

Выставка книг - произведений А. Платонова.

Рассказы «Корова», «В прекрасном и яростном мире», «Еще мама», сказка «Неизвестный цветок», « Песчаная учительница», «Цветок на земле», «По небу полуночи», «Девушка Роза», «Любовь к родине или Путешествие воробья», «Сухой хлеб», «Третий сын».

Приложение 2.

Вопросы для обсуждения.

1.Что вы думаете об отношении матери к детям и об отношении детей к родителям?

2.Найдите по тексту, как ведут себя сыновья, встретившись в родительском доме.

3.Какие душевные качества необходимы были братьям в данной жизненной ситуации?  

4.В чем видит причины цинизма, равнодушия, черствости автор рассказа? Оформите результаты в виде схемы, сигналов.

5.В наше время актуальна проблема взаимоотношений отцов и детей?

6.В чем вина матери, что ее сыновья так черство отнеслись к священной памяти?

7.В каких фильмах, картинах, телепрограммах, художественных произведениях поднимается проблема отношения матери к детям и детей к матери?

8.Почему рассказ назван «Третий сын»?

9.В чем оптимистичность финала рассказа?

10.Почему автор не называет имен героев?

Приложение 3

1.Репродукция картины «Сикстинская мадонна» С. Рафаэля.

2.Репродукция картины «Мать» К. Петрова-Водкина.

3.Иллюстрации.

Приложение 4

1.Текст «Щедрое дерево» Шэла Сильверстейна.

2.Текст «Старый дед и внучек» Л.Н.Толстого.

3.Текст «Отказная» А. Прокопьева.

Литература.

1. Еремина Т.Я. Учение. Общение. Творчество:  девять мастерских.  

2.Клочкова Р.П. «Проблема формирования личности на уроках литературы через педагогические мастерские».                                  Педагогическая мастерская.-2004.-№2.

3. Маккоева Г. Р. «Технология обучения – педагогическая мастерская».Педагогическая мастерская.-2004.-№1.

4. Мурзиянова Л.А. «Творческие мастерские». Русский язык в школе.-2003.-№6  

5. Мурзиянова Л. А. «Мастерская по рассказу Е. И.Носова «Кукла».

7.Степанова Г.В. Педагогические мастерские. Поиск. Практика. Творчество.

Отказная

Алексей Прокопьев

Знакомый почерк. Строчки, как колючки.
И проштампованный, безадресный листок.
Семь слов, наструганные ручкой,
В раздумии смотрели на восток.
"Условий нет, для проживанья с сыном.
Устала. До свиданья. Мать".
На юг летели стаи, клин за клином,
Ум понимал, а сердцу не понять.
Но отказная на столе. Неровно буквы,
В узоре прыгали на подпись и число.
И только предстоящая разлука,
Скрывала материнское лицо.
И побежали месяцы и годы,
И заплясало детство на стекле.
Ведь матерью не станешь, если роды,
Инстинкт природы спрятали во мгле.
Ах, эта жизнь, смешная до безумья,
Где матерям не нужна плоть своя,
Наводит на печальные раздумья,
Съедает червоточина и тля.
За годы, пройденных, с той памятной бумажки,
Подарков не было, на праздники дитя.
Сгорело материнство промокашкой,
Конечно, мама, вам я не судья.
Живите для себя вы, Бога ради.
Обиды нет, и сын потом поймет:
Не все проходят жизненные глади,
А счастье он без мамы обретет.


               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»

Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...

Урок-мастерская по рассказу В.Шаламова "Заклинатель змей"

“Колымские рассказы” В.Т. Шаламова изучаем после художественных произведений о Великой Отечественной войне и плене и произведений А.И.Солженицына о советских концлагерях. Рассказы Шаламова способствую...

Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)

Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...

Урок-мастерская по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

Цели урока: раскрыть глубинный философский смысл повествования рассказа «Уроки французского»;развивать в учащихся творческую самостоятельную личность, развивать «талант читателя»;стремиться пробудить ...

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"

Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....

Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)

Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...


 

Комментарии

Супрун Ирина Викторовна

Не один раз обращалась к творчеству Платонова в своей практике. Нашла много интересного в Вашей разработке. Спасибо!