Урок-мастерская по рассказу В.Распутина "Уроки французского"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему
Цели урока: раскрыть глубинный философский смысл повествования рассказа «Уроки французского»;
развивать в учащихся творческую самостоятельную личность, развивать «талант читателя»;
стремиться пробудить мысль о том, что для становления человека очень важна память детства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема "Душа с душою говорит" | 55 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_masterskoy.pptx | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-мастерская по рассказу В.Распутина «Уроки французского».
(Провела С.В.Васенина в 6 «а» классе).
Тема: «Душа с душою говорит»
Цели урока: раскрыть глубинный философский смысл повествования рассказа «Уроки французского»;
развивать в учащихся творческую самостоятельную личность, развивать «талант читателя»;
стремиться пробудить мысль о том, что для становления человека очень важна память детства.
Данный урок – урок с использованием ИКТ. Приложение к уроку - презентация.
Эпиграф: Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо.
В.Распутин. 1974 год.
Этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели урока.
3. Вступление. Рассказ учителя о судьбе В.Распутина. Духовный опыт детства писателя. Выступления учеников о детстве В.Распутина.
4. Основная часть.
- чтение статьи «Уроки доброты» и постановка вопросов по статье;
- работа с текстом (класс работает в группах);
- беседа по вопросам;
- поиск смыслов слова уроки;
- вывод о том, что для писателя важен духовный опыт человека, который приобретается в течение всей жизни.
- чтение стихотворений о доброте.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Разделить класс на 3 равные группы.
2. Сообщение темы и цели урока.
В наше время проблема нравственности стала особенно актуальной, так как происходит распад личности. В нашем обществе назрела потребность говорить и размышлять об изменяющейся человеческой психологии о взаимоотношениях между людьми, наконец, о том смысле жизни, который так неустанно и так мучительно постигают герои и героини повестей и рассказов В. Распутина. Сейчас мы на каждом шагу встречаем утрату человеческих качеств: совести, долга, милосердия, добра. А в произведениях Распутина мы находим ситуации, близкие к современной жизни, и они помогают нам понять всю сложность этой проблемы. Произведения В. Распутина состоят из «живых мыслей», и мы должны уметь их понимать хотя бы потому, что для нас это важнее, чем для самого писателя, потому что от нас зависит будущее общества и каждого человека в отдельности.
В нынешней литературе есть имена несомненные, без которых
представить её уже не сможем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин. В 1974 году в иркутской газете «Советская молодёжь» Валентин Распутин писал: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве». И собственный его пример лучше всего подтверждает верность этих
слов, ведь В. Распутин, как никто другой, пронёс через всю свою жизнь в своём творчестве её нравственные ценности.
Сегодня на уроке мы попытаемся осмыслить мотивы поступков героев рассказа «Уроки французского» и ответить на вопрос:
«Какие «уроки» получил главный герой рассказа из всех произошедших с ним событий?»
3. Вступление. Рассказ о судьбе В.Г.Распутина.
Учитель: Сознательное детство Валентина Григорьевича Распутина частично совпало с войной. Родился будущий писатель 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. И рос в этих же местах, в деревне с красивым названием Аталанка. Там в 1944 году он пошел в первый класс начальной школы.
И хотя здесь не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, временами полуголодной.
Выступление ученика.
От автора: «Голод в тот год еще не отпустил, а нас у матери было трое, я самый старший. Весной, когда пришлось особенно туго, я глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерна овса и ржи, чтобы развести посадки в животе, - тогда не придется все время думать о еде. Все лето мы старательно поливали свои семена чистой ангарской водичкой, но урожая почему-то не дождались, или он был настолько мал, что мы его не почувствовали. Впрочем, я думаю, что затея эта не совсем бесполезная и человеку когда-нибудь еще пригодится, а мы по неопытности что-то там делали неверно».
Учитель: Матери Валентина Распутина трудно было одной в те почти голодные годы поднимать троих детей. Жили они без отца, жили очень тяжело.
Выступление ученика.
От автора: «Вернувшись с фронта в орденах и медалях, отец не пошел в колхоз, а заступил на должность начальника почты. Деревня наша хоть и была небольшой, но считалась центральной среди полдюжины еще меньших, раскиданных по Ангаре. В ней располагались сельсовет, почта, сберкасса, медпункт, сельпо. По почте пересылались денежные переводы, велись иные мелкие расчеты. И когда у заснувшего на пароходе отца во время его служебного отъезда срезали сумку, денег в ней много находиться не могло. Но в те времена в расправе не мелочились. После четырех лет фронта, всего только два года и пробыв дома, на семь лет он загремел в магаданские рудники и вышел только после амнистии после смерти Сталина, совсем «доходягой», как он с грустью говорил о себе. И вероятнее всего, не вышел бы вовсе, если бы не фантастическое везение: в тот же лагерь попал взятый в армию в конвойные отряды его младший брат, мой дядя. Пока разобрались, что они братья, прошло более полугода, в которые отец успел "подкормиться"». (Из очерка «Откуда есть пошли мои книги».)
Учитель: Маленький Валентин учился хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея: писал за старух и читал письма, но особенно ему доверяли в деревне проверку облигаций. Он перечитал все книги из школьной библиотеки и по вечерам рассказывал из них всякие истории, больше добавляя от себя.
Выступление ученика.
От автора: Валентин Распутин вспоминал: «Свое знакомство с книгами я начал… с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые… За лето я настолько пристрастился к чтению, что придя в школу, почувствовал себя несчастным человеком: читать-то стало нечего. А без книг я уже не мог. В то время я прочитывал все, что могло попасться на глаза, - будь то брошюра, обрывок газеты или плакат. А когда перешел в пятый класс, учиться стал в районном центре».
Учитель: Не просто было Нине Ивановне решиться на это, с ними уже не было отца. А маленький Валентин был старшим в семье, он уже начал серьезно помогать матери. Но не менее страшно было ей отпустить его, совсем маленького, в самостоятельную жизнь. Школа, в которой был пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это – целых пятьдесят километров от родной деревни. Надо было учиться жить одному, без семьи. Для героя рассказа переход в пятый класс стал настоящим испытанием на выносливость и зрелость. Эта история, полная драматических переживаний, изложена писателем в рассказе «Уроки французского».
4. Основная часть.
1) Чтение в учебнике статьи «Уроки доброты»
Вопрос: Почему в названии и статьи, и рассказа употреблено слово «уроки»? Какой смысл вкладывает писатель в это слово? (Записать вопросы на доске и в тетради).
2) Работа с текстом. (Класс разделён на 3 группы).
а) Душевный мир главного героя – мальчика (его мысли, чувства, переживания, проявления характера).
б) Учительница Лидия Михайловна – человек необыкновенный.
в) Голос автора-рассказчика.
Дома учащиеся должны были перечитать текст, выписать детали, отдельные слова и выражения по каждой теме. Приблизительный объём работы – 1 страница.
Задание: обсудите в своих группах выбор деталей. Один человек из группы выходит к доске и комментирует работу группы у доски.
а) Душевный мир главного героя.
- «в 11 лет началась самостоятельная жизнь», «самый старший»;
- «учился хорошо, с удовольствием», «грамотей», «башковитый парень»;
- «держались пятёрки», «способный мальчишка»;
- «тоска по дому, по деревне» - «плохо, горько, постыло»;
- «крепился, не жаловался, не плакал»;
- «всё вокруг было пусто: чужие люди, чужие огороды, чужая земля»;
- «постоянно недоедал», «хотелось есть даже во сне»;
- «робость, молчаливость, деревенская замкнутость»;
- «стал выигрывать, не позволял себе чересчур увлекаться игрой»;
- «не было на всём белом свете человека несчастнее меня»;
- «не посмел обмануть»;
- «тощий и диковатый мальчишка»
- «не мог смириться с тем, что меня набили и выгнали»;
- «от природы робкий и стеснительный»;
- «каменел и боялся дышать». «пугался и терялся»;
- «злость помогала держаться уверенней»;
- «скованность и угнетённость отступали», «осмеливался задавать вопросы, вступать в спор»;
- «непреклонность, упрямства мне хватало на десятерых»;
- «почувствовал вкус к языку»;
- «подстёгивало самолюбие: не получилось – получится»;
- «я опомнился не сразу и не легко»;
- «честный выигрыш»;
- «яблоки» - «догадался».
б) Учительница Лидия Михайловна – «человек необыкновенный».
- «привычка внимательно осматривать каждого»;
- «остановила Тишкина»;
- «мелкий и лёгкий голос, как у птички в клетке»;
- «аккуратная, умная и красивая»;
- «сказочный, особый французский язык»;
- «внимательные глаза»;
- «расспрашивала меня или рассказывала о себе»;
- «иная жизнь… много книг, радиоприёмник с проигрывателем»;
- «»не было видно в её лице жестокости»;
- «покраснела, смутилась», «хотела как лучше»;
- «иногда надоедает быть только учительницей»;
- «для учителя самое важное понимать, что он может научить совсем немногому»;
- «была отчаянной девчонкой»;
- «вела себя как обыкновенная девчонка», «весёлая, смеялась»;
- «спокойно ответила»;
- «Учись…».
в) Голос автора – рассказчика своих воспоминаний.
- «испытания ждут меня, голубчика, на новом месте» (ирония взрослого человека);
- «ангарское происхождение», «отдувался один за всех» (юмор в описании занятий французским языком);
- «осень стояла тёплая и сухая» (воспринимает природу душой, любит и тонко чувствует её);
- «жестокость в лице становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей»;
- «человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком» (мудрые наблюдения над жизнью, обобщение).
Вопросы для беседы:
- Какие качества главного героя вы выделили при работе над текстом?
- Какой представлялась мальчику Лидия Михайловна?
Стихотворения об учителе рассказывают учащиеся.
Учитель, дни жизни своей, как один,
Ты школьной семье посвящаешь,
Ты всех, кто учиться к тебе приходил,
Своими детьми называешь.
Но дети взрослеют, от школьной скамьи
Дорогами жизни шагают
И в памяти носят уроки твои,
А в сердце тебя сохраняют.
Любимый учитель, родной человек,
Будь самым счастливым на свете,
Хоть трудно порой достаются тебе
Твои непослушные дети.
Ты дружбой и знаньями нас наградил,
Прими благодарности наши!
Мы помним, как в люди ты нас выводил
Из робких смешных первоклашек.
М. Садовский
Не смейте забывать учителей!
Они о нас тревожатся и помнят,
И в тишине задумавшихся комнат,
Ждут наших возвращений и вестей.
Им не хватает этих встреч не частых.
И сколько бы не миновало лет,
Слагается учительское счастье,
Из наших ученических побед!
А мы порой так равнодушны к ним,
Под Новый год не шлем им поздравлений.
И в суете, и попросту из лени,
Не пишем, не заходим, не звоним!
Не смейте забывать учителей!
Ведь лучшее все в нас от их усилий,
Учителями славится Россия!
Ученики приносят славу ей!
Не смейте забывать учителей .
Б. Гайкович.
- Как автор и вы как читатель относитесь к герою? Какие мысли автора вам показались важными и интересными?
- В народе говорят: «Жизнь учит». Как вы считаете, какие жизненные уроки вынес герой из всех событий? Как «самостоятельная жизнь» расширила его духовный опыт?
Стихотворения о доброте читают учащиеся.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то.
Я.Романов.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
А. Лесных.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
А.Лисянский.
- Теперь переходим к кульминации нашего творческого процесса.
- Закончите, пожалуйста, предложение: «С моей точки зрения, уроки – это…
- учебные часы в расписании;
- ростки доброты в человеке;
- опыт общения с учителем;
- выводы, жизненные наблюдения;
- духовный рост человека;
- итоги событий, раздумий, переживаний, поступков.
Записать выводы в тетрадь.
5. Итоги урока.
- Заканчиваем мастерскую. Я надеюсь, что каждый получил какой-то важный для вас жизненный урок, урок доброты, сострадания; обогатил свой духовный опыт мыслями автора, героев и ваших товарищей.
Основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро.
Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!
Благодарю вас, ребята, за активную работу на уроке.
6. Домашнее задание. Написать сочинение «Мой любимый учитель»
.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели урока : раскрыть глубинный философский смысл повествования рассказа «Уроки французского»; развивать в учащихся творческую самостоятельную личность, развивать «талант читателя»; стремиться пробудить мысль о том, что для становления человека очень важна память детства.
Эпиграф: Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать всё то, что даёт ему потом право взяться за перо. В.Распутин. 1974 год.
Сознательное детство Валентина Григорьевича Распутина частично совпало с войной. Родился будущий писатель 15 марта 1937 года в Иркутской области, в поселке Усть-Уда, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. И рос в этих же местах, в деревне с красивым названием Аталанка . Там в 1944 году он пошел в первый класс начальной школы.
Беседа по статье «Уроки доброты». Почему в названии и статьи, и рассказа употреблено слово «уроки »? Какой смысл вкладывает писатель в это слово?
Работа в группах Душевный мир главного героя.
Работа в группах Учительница Лидия Михайловна – «человек необыкновенный».
Работа в группах Голос автора – рассказчика своих воспоминаний. И.Глазунов. Портрет В.Г . Распутина.
Кульминация - Закончите, пожалуйста, предложение: «С моей точки зрения, уроки – это … - учебные часы в расписании; - ростки доброты в человеке; - опыт общения с учителем; - выводы, жизненные наблюдения; - духовный рост человека; - итоги событий, раздумий, переживаний, поступков.
Итоги урока: Основное назначение человека – творить добро. Может быть, именно поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – земля, Л – люди, М – мыслите, буква Д обозначалась словом Добро. Азбука как бы призывала: Люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!
Домашнее задание: Написать сочинение «Мой любимый учитель» Как хорошо, что доброта живёт на свете рядом с нами. Без доброты – ты сирота, без доброты – ты серый камень.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«В сердце все человеческое богатство» Урок – мастерская по рассказу А.П.Платонова «Корова»
Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое знание. Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого уч...
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска». ( урок внеклассного чтения)
Урок по технологии развития критического мышления (ТРКМ).Одной из важных проблем школьного обучения является нежелание детей читать художественную литературу. С одной стороны, многообразие мультимедий...
Урок – мастерская с применением технологии французских творческих мастерских
Урок русского языка...
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
«КРАСОТА РУССКОЙ ДУШИ» ( 140 лет со дня рождения Бориса Михайловича Кустодиева) (урок- мастерская с применением технологии французских мастерских
Это самый жизнерадостный, пожалуй, среди русских живописцев. Все созданное им пронизано радостью бытия. Это бодрое, улыбчивое и свежее искусство. Он был влюблен в женщину и солнце, искусство и ц...
Урок – мастерская по рассказу В.П.Астафьева «Записка» (из сборника “Затеси”), Урок-мастерская по рассказу В. Пелевина «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (11 класс)
Конспект урока отражает суть методической системы учителя: формирование УУД средствами педагогоческой мастерской...
Урок – мастерская по рассказу А.П. Чехова «Тоска»: «Тоска громадная, не знающая границ» (урок внеклассного чтения)
Урок-мастерская по рассказу А.П.Чехова в 9м классе....