Здоровьесбережение
консультация по теме


Предварительный просмотр:

"Как создать ситуацию успеха" 
Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения и на дальнейшую судьбу ребенка.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:
1. Неожиданная радость.
2. Общая радость.
3. Радость познания.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя.

Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя удовлетворенным, стимулируют его усилия. Общая радость – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.

Радость познания. Учебный труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное условие – общение.
Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:
1. 
Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
2. 
Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.
3. 
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
4. 
Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
5. 
Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
6. 
Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
7. 
Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для рассаживания детей за парты.

Подчас затруднение у учителя вызывает вопрос рассаживания детей за парты. Педагогу необходимо знать остроту зрения детей и наличие у них глазных болезней. Если у ребенка имеется зрительная патология учитель в праве попросить родителей принести рекомендации по посадке ребенка в классе от врача офтальмолога.

Нужно сказать, что по остроте зрения дети могут выбрать себе место сами. Педагогу нужно учитывать пожелания учащихся, но нужно знать, что детям с косоглазием без амблиопии следует сидеть в среднем ряду на любой парте,  детям с косоглазием и амблиопией – в среднем ряду на первой парте (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако, необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся – настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения. При расхождении косоглазии – как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. [гри]

Предполагается использование разнообразных приемов. Один из них заключается в максимальном удалении от глаз учебного материала (так называемый режим «зрительных горизонтов»). При этом каждый ученик во время классных занятий находится строго на своей зрительной рабочей дистанции. Определяется она тем расстоянием, с которого ребенок может различать буквы, равные по высоте 1 см. Для этого используется стандартная разрезная касса букв и слогов. В начале учебного года уточняется острота зрение учащихся и, исходя из полученных данных, определяется рабочее место каждого ребенка в классе.

Еще одной особенностью проведения учебных занятий в режиме «зрительных горизонтов» является размер предъявляемого материала (сюжетные и предметные картинки, карточки с буквенным и цифровым материалом, геометрическими фигурами и т.д.). Самые мелкие детали не должны быть менее 1 см. Размер самых  крупных изображений не должен превышать 3-5 см. Картинки должны иметь высокое полиграфическое качество. При соблюдении указанных условий, предъявляемые учителем изображения, видны ученикам на пределе зрительного различения. Тем самым создаются предпосылки для интенсивного зрительного сосредоточения вдаль и снятия напряжения с глазных мышц, долгое время функционировавших в режиме ближнего зрения. Общая продолжительность таких пауз в течение учебного часа должна составлять по объему не менее ¼. Эту работу целесообразно чередовать с занятиями на близких дистанциях (работа с учебником, письмо). Следует отметить, что подобные упражнения являться средством для тренировки глазных мышц.

Если у ученика по той или иной причине не выявлено нарушение зрения и он посажен за парту без учета остроты зрения педагог может наблюдать следующее: ребенок долго присматривается, щурит глаза, трет глаза, долго списывает с доски или просит продиктовать текст с доски, на перемене подходит к доске и рассматривает текст или наглядный материал. Ученик, который плохо видит изображение на доске, быстро устает, может жаловаться на головную боль, боль в глазах, дети младших классов могут отказываться выполнять задание с доски и т.д. Если Вы наблюдаете такое поведение ребенка предложите ему выбрать место с которого ему будет все хорошо видно.  Проведите беседу с родителями и предложите пройти их ребенку обследование у врача офтальмолога.

Рекомендации по воспитанию  и формированию  правильной рабочей позы  

у обучающихся.

Соблюдение требований по правильной рабочей позе особенно видна для младших школьников, так как в этом возрасте чаще всего нарушается осанка. Осанка – это привычная непринужденная манера держать свое тело. Формирование правильной осанки у ребенка необходимо с раннего детства. В большинстве случаев нарушения осанки являются приобретенными. Чаще всего эти отклонения встречаются у детей астенического телосложения, физически слабо развитых. Неправильная осанка создает неблагоприятные условия для функционирования многих органов и систем, в том числе и органа зрения. Дело в том, что у ребенка с нарушенной осанкой теряется динамичность и эластичность опорно – двигательной системы плечевого пояса, и ребенок во время работы на близком расстоянии низко склоняет голову, что в свою очередь ведет к спастическому состоянию аккомодационных мышц глаза. [гри]

Неправильная посадка за рабочим  столом.  Вредная  привычка  читать  и писать, сильно склонив голову, сгорбившись, с наклоном  в  сторону,  в неудобном положении способствует развитию ослабления зрения.

Работа учителя по обучению детей правильной рабочей позе должна проводится систематично и не только в младших классах. Формирование опорно – двигательного аппарата происходит во время всего периода обучения ребенка в школе, формирование осанки важно и в подростковом возрасте.

Рекомендации по воспитанию  и формированию  правильной рабочей позы  у обучающихся.

Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.2821 -10

В целях формирования правильной осанки и сохранения здоровья, необходимо с первых дней обучения в  общеобразовательном учреждении воспитывать и формировать правильную рабочую позу обучающихся за школьной партой. Для этого необходимо посвятить специальный урок в первых классах.

Для формирования правильной осанки  необходимо обеспечить рабочее место для обучающегося мебелью, в соответствии с его ростом; приучить его сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу, которая наименее  утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

При размещении обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь.

Для рационального подбора мебели с целью профилактики нарушений костно-мышечной системы рекомендуется все учебные помещения и кабинеты оснащать ростовыми линейками.

Учитель объясняет обучающимся, как надо держать голову, плечи, руки и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола); расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки лежат свободно, не прижимаясь к столу, на тетради лежит правая рука и пальцы левой.  Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При овладении навыкам письма   обучающийся опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опирается о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки за партой просит обучающихся всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости.  

В учебном кабинете следует поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы обучающиеся всегда имели её перед глазами. Вместе с тем, обучающимся необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий.

Роль учителя в воспитании у обучающихся правильной посадки особенно велика в течение первых трех-четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык, а также и в последующие годы обучения.

Учитель, при сотрудничестве с родителями, может дать рекомендации по выбору ранца для учебников и школьных принадлежностей: вес ранца без учебников для учащихся 1-4 классов должен быть не более 700 г. При этом ранец должен иметь широкие лямки (4 - 4,5 см) и достаточную формоустойчивость, обеспечивающую его плотное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая поддержка как фактор здоровьесбережения на уроках английского языка

Современный урок английского языка характеризуется большой интенсивностью и требует от учеников концентрации внимания, напряжения сил. Быстрая утомляемость на уроках иностранного языка вызвана специфи...

Урока физической культуры в 5 классе с позиции здоровьесбережения"Акробатика"

Цели урока: Привести в систему знания учащихся по акробатике через повторение и обобщение...

Урок в 3 классе по волейболу с позиции здоровьесбережения

Цель: формировать желание заниматься спортивными играми – волейболом. Задачи: дать направление для начальных попыток работы с мячом...

Статья. "Здоровьесбережение на уроках географии через использование игровых технологий"

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет д...

Здоровьесбережение на уроках математики

В презентации рассматриваются основные моменты правильной организации учебной деятельности, рекомендации по проведению урока с целью сохранения здоровья школьников. Представлена тематика задач, состав...

Презентация к работе по здоровьесбережению

Данная презентация подготовлена к работе по теме "Здоровьесберегающие технологии в школе". У меня на страничке они выделены как "Тема, которой я занимаюсь третий год". Может это кому - нибудь поможет ...

Рациональная организация урока математики с позиции здоровьесбережения

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать...