Авторский конспект урока по марийскому языку
план-конспект урока (5 класс) по теме

Волкова Валентина Харитоновна

Конспект урока по марийскому государственному языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока62 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

 открытого урока по марийскому государственному языку

 «Мотор шошо» в 5 классе.

Цели урока:

  1. Формирование речевого умения говорить.
  2. Развитие навыков составления рассказа по картине.
  3. Воспитывать любовь к природе; связь с народной педагогикой.

Оснащение урока:

  1. Компьютер, проектор.
  2. Картинки о весне.
  3. Выставка книг.
  4. Рисунки с изображениями птиц.
  5. Плакаты с поговорками о птицах, кроссворд о весне.

Ход урока:

I. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Беседа в вопросно-ответной форме о дате, времени года, погоде.

II.  Сообщение темы и целей урока.

  1. Йоча-влак, таче мо нерген ойлаш тÿналына? Тидым палашлан туштым туштем, палыза.

Она приходит ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет,

В лесу подснежник зацветет.

  1. Йоча-влак, могай пагыт нерген ойлалтеш? (О каком времени года говорится в стихотворении?)
  2. Икманаш, ме таче  урокышто шошо нерген ойлымынам умбакыже шуэна.

III. Вступительная беседа учителя о весне.

  1. Йоча-влак, мый тыланда шошо нерген рушла почеламутым лудам, колыштса.

Солнце ласково смеётся

Светит ярче, веселей.

И с пригорка звонко льётся

Разговорчивый ручей:

Привет, весна-красна!

(В это время звучит музыка и появляется девочка в костюме весны,

шошо-ÿдыр - девочка-весна).

  1. Шошо-ÿдыр обращается к ученикам:

Йоча-влак, мый колынам, те таче шошо нерген ойлаш тÿналыда. Мыйын пеш колмем шуэш - мом  те шошо нерген паледа?

  1. Учитель:

Ребята, девочка-весна узнала, что мы будем говорить сегодня о весне и хочет услышать то, что мы знаем о ней. Давайте покажем все свои знания и умения нашей гостье. Келшеда? (Согласны?)

IV. Основная часть урока.

  1. Беседа о временах года:

- Йоча-влак, шошо могай идалык деч вара толеш?

- Эше могай идалык жапым паледа?

- Кызыт могай идалык жап?

  1. Беседа об изменениях в природе с приходом весны.

- Шошым пÿртÿсыштÖ  могай вашталтыш лиеш?

Тиде йодышлан вашмутым пуаш мыланна сÿрет-влак полшат.

(Дети по опорным картинкам составляют предложения).

  1. Чын, шошым пÿртÿсыштÖ  шуко вашталтыш лиеш:

Кече ырыкта. Лум шула. Мланде почылтеш. Пушенге-влак ужаргат. Янлык-влак помыжалтыт. Шокшо эл гыч  кайык-влак чонештен толыт.

  1. Беседа о весенних месяцах по картинкам.

 (Картинки о марте, апреле, мае).

Введение новых слов, обозначающих марийские названия весенних месяцев.

- А кÖ ойла, мыняр шошо тылзе уло?

- Могай шошо тылзе-влакым паледа?

- Кызыт могай тылзе шога?

Март – ÿярня - масленица , апрель – вÿдшор - паводок,

май – ага  - весенне-полевые работы.

(Беседа с учащимися о погоде весной в марте, апреле, мае).

  1. Игра «Чын, але чын огыл».

Учитель произносит фразы и предложения. Если ученики соглашаются, то повторяют за учителем, не согласны – высказывают свой правильный вариант.

  1. Беседа о птицах и животных.

Девочка-весна благодарит и хвалит ребят за знания о весне. Проводит конкурс загадок. Дети отгадку должны сказать на русском и марийском языках.

Девочка-весна:

Йоча-влак, те шошо нерген шуко паледа. А те кайык-влакым паледа мо? Тугеже, туштым туштем, палыза.

Учитель:

Ребята, давайте дружно будем отгадывать загадки девочки-весны:

а) Что за чёрная весенняя птица

    Трактору чуть на нос не садится? (Грач – шемгорак)

б) Прилетают к нам с теплом,

    Путь проделав длинный.

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины? (Ласточка – вараксим).

в) Гнездо своё он в поле вьёт,

    Где тянутся растенья.

   Его и песня и полёт

   Вошли в стихотворенья. (Жаворонок – турий).

                   

  1. Учитель:

Ребята, давайте теперь сделаем стенгазету о птицах. У меня не столе лежат картинки с птицами. Вам нужно подойти по очереди, выбрать птицу и прикрепить на газету. У нас получится красивая стенгазета о весенних птицах. Нужно птиц называть по-марийски.

  1. Беседа о бережном отношении к птицам.

Девочка-весна:

Йоча-влак, корнышто мылам кайык-влак тыланда серышым пуаш кÿштышт.

Учитель:

Дети, вам нужно прочитать и перевести то, о чем птицы нас просят помнить:

Кайыкым аралыза!

Кайык – мемнан йолташна.

Кайык – пÿртÿсын поянлыкше.

Кайык пыжашым ида пудыртыл!

(Ученики читают и переводят).

  1. Игра «Шошо кайык» («Весенняя птица).

Учитель называет птицу на марийском языке. Если названная птица прилетает весной, то дети хлопают в ладошки. 

 

 10. Знакомство с приметами о весне.

       Шошо-ÿдыр: Йоча-влак, а те могай шошо пале-влакым паледа?

Учитель: Шошо пале – приметы о весне. Какие приметы вы знаете о   весне? Марийцы с древних времён внимательно наблюдали за природой. Благодаря этим наблюдениям складывались приметы. Например, наблюдая за птицами, народ создал такие приметы:

  • Шошым шырчык эр толеш – лум вашке кая.
  • Шошым шемгорак-влак йÿштылыт гын, леве лиеш.
  • Шошым эн ончыч кайыккомбо толеш гын, кенеж сай лиеш.

йÿштылыт –купаются

эн ончыч – раньше всех

гын – если

вашке – быстро

эр – рано

Ученики переводят приметы и записывают понравившуюся в тетрадь.

Учитель: ребята, вы узнали лишь несколько примет марийского народа о весне. Понаблюдайте эти приметы в природе. О приметах, о птицах, о весне вы можете прочитать в книгах марийских писателей и поэтов. Некоторые из них я принесла сегодня на урок, вы их видите на выставке. Будет желание, можете почитать.

V. Обобщение урока.

  1. Прощание с девочкой-весной.

Шошо-ÿдыр: Йоча-влак, мылам каяш жап шуын. Мылам тендан дене моткоч келшыш, те шошо нерген пеш шуко паледа.

Учитель: Подожди, шошо-ÿдыр, ребята на прощание хотят тебе рассказать стихи в подарок.

Дети рассказывают стихи девочке-весне. Поблагодарив, девочка-весна прощается с детьми и уходит под музыку.

  1. Решение кроссворда о весне.

VI.  Подведение итогов урока.

  1. Беседа о пройденном материале урока.

Учитель:  

- Таче ме урокышто мо нерген ойлышна?

- Шошым пÿртÿсыштÖ  могай вашталтыш лиеш?

- Шошым игече могай?

- Шошым могай кайык-влак чонештен толыт?

  1. Задание на дом: написать 5-7 предложений о весне.
  2. Оценивание ответов детей.
  3. Прощание.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по марийской литературе "Пиал - тиде..." по поэме С.Вишневского "Пиал"

Комбинированный урок по поэме Семена Вишневского "Пиал"...

авторский конспект урока по марийскому языку

Авторский конспект урока по марийскому государственному языку в 5 классе...

план-конспект урока по марийскому (государственному) языку по теме "Моя семья"

Цель: развитие устной речи – диалогической и монологической, навыков правильного письма слов, словосочетаний и предложений; закрепление лексического материала по пройденной теме.Задачи:1....

План - конспект урока СБО "Марийская национальная кухня. Приготовление картофельных вареников"

Урок знакомства с марийской национальной кухней и приготовлением национального блюда народов мари "Вареники из картофеля"...

Разработка открытого урока по марийскому языку в 6 классе "Пале мутын ышталтмыже" ("Способы образования имен прилагательных")

Данный урок с применением элементов информационно-коммуникативных, здоровьесберегающих, проблемно-поисковых технологий и сингапурской методики был проведен на кустовом семинаре учителей марийского язы...