Нестандартные уроки
учебно-методический материал на тему

Порфирьева  Ольга Николаевна

Почему многие школьники плохо учатся? Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался бы над этим вопросом, не переживал, не пытался помочь таким ученикам.

          На поставленный вопрос может быть дано множество ответов. Но ясно и бесспорно то, что формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда учащиеся занимаются не только для отметок, но и для того, чтобы реализовать себя, свои возможности. Все это можно воплотить при использовании нестандартных уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nestandartnye_uroki.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Нестандартные уроки.

          Почему многие школьники плохо учатся? Нет, наверное, ни одного педагога, который не задумывался бы над этим вопросом, не переживал, не пытался помочь таким ученикам.

          На поставленный вопрос может быть дано множество ответов. Но ясно и бесспорно то, что формирование знаний лишь тогда оказывается плодотворным, когда учащиеся занимаются не только для отметок, но и для того, чтобы реализовать себя, свои возможности. Сегодня много говорят о деятельностном подходе в обучении, который возможен только тогда, когда процесс обучения  будет вызывать интерес у ребят, а каждый учитель будет относиться к своему труду творчески.

          Урок литературы в этом смысле – благодатная почва, и нужно постараться сделать так, чтобы ни один урок не прошел скучно. На наших уроках литературы ребята путешествуют вместе с героями литературных произведений, совершают заочные экскурсии в другие времена, спорят, выдвигают гипотезы, решают проблемные вопросы. Можно заняться звукописью стиха, найти в поэзии даже смысл звука. Это может оказаться увлекательным занятием для учащихся, а главное, даст им возможность приблизиться к великому таинству поэзии, и, возможно, самим создать поэтическое произведение.

          Говорят, о вкусах не спорят. Но воспитывать их можно, даже нужно. Поэтому и появилась идея провести  «вкусный» или гастрономический урок. На таком уроке надо «что-то приготовить». Этим можно заниматься и на уроках русского языка, например, спрашивать не просто правила. а рецепт приготовления сложного бессоюзного предложения или составного именного сказуемого и т.д. Такой урок может оказаться притягательным своей необычностью и к тому же потребует блестящего знания теоретического материала у учащихся.

          Ещё одна идея – урок-перевёртыш, на котором пытаемся совершить акробатические упражнения с героями классики, представить их наоборот, дать стимул к пробуждению у учащихся собственной точки зрения. Например, главный герой пьесы Чехова «Вишневый сад» - не кто-нибудь, а лакей Яша, ибо не Лопахины сменили Раневскую и Гаева (к сожалению), а такие, как Яша… А сама пьеса повествует о конце интеллигенции. Или почему в пьесе Островского «Гроза» Кабаниха выступает этаким монстром престарелого возраста? А может, это дама, «приятная во всех отношениях, которой нет и сорока…»? А отношение к Катерине? Вполне современное: как может относиться свекровь к невестке, которую считает не парой своему любимому сыну? И так далее. Каждая парадоксальная ситуация пробуждает ребят к анализу произведения, к отстаиванию своей точки зрения.

         А можно провести урок – «история болезни» и посмотреть «глазами врача» на явления, персонажей литературного произведения. Появляется возможность анализа болезненного состояния общества, человека, явления, вскрытия его симптомов, постановка диагноза, возможность наметить средства профилактики и лечения. Такие уроки оправданы прежде всего по произведениям писателей-врачей (Чехов, Булгаков). Подобная специфика урока даст возможность детального исследования человеческих «душевных», нравственных болезней и болезней социальных («хамелеонство» в рассказе «Хамелеон», «ожирение души» в рассказе «Ионыч» у Чехова, рабства – у Е.Шварца в сказке «Дракон» и др.).

         Можно провести «детективный» урок, который подразумевается как урок-поиск, в котором гармонично будут сочетаться интрига, азарт и чисто аналитическое упражнение. В качестве примера можно привести фрагмент урока по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» о Ноздрёве. Детективную окраску здесь имеет один эпизод, суть которого в том, что Ноздрёв, будучи человеком бойким и юрким, удрал из-под стражи (был задержан «по случаю нанесения помещику Максимову личной обиды розгами в пьяном виде»). И в целях его скорейшего задержания – составляется его словесный портрет (по тексту): внешность, характер, особые приметы и т.д. Когда портрет приобретает завершенность, происходит символическое «задержание героя».

          Таким образом, такая форма урока или его фрагмента способствует более внимательному прочтению текста, отыскиванию мельчайших деталей, способных создать более полное впечатление, а также поможет в развитии наблюдательности, интуиции, логического мышления, аналитических способностей. В конце урока можно «поощрить» лучших  «сыщиков и детективов».

          И ещё одна форма урока  –  урок-суд. Подобный урок может оказаться очень эффективным, если его умело организовать. На таком уроке есть возможность тройного взгляда на явления действительности, на литературный образ, а следовательно, возможность найти истину. С одной стороны. стремление выразить негативную, критическую точку зрения, с другой, - позитивную (причем позитив необходимо найти даже в самой непривлекательной сфере) и, наконец, прийти к соглашению сторон, к «золотой середине».

          Разумеется, суд, осуждение возможно только тогда, когда есть что судить (например, преступление в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» или негативное социальное явление типа маниловщины, ноздрёвщины и др.). В противном случае, эта форма неприемлема, ибо судить нечего. Несколько слов об организации. Такой урок оформляется как судебное заседание со всеми его атрибутами и традициями. Вначале осуществляется выбор трех сторон: обвинения, защиты и суда, а также присяжных заседателей. Каждому объясняется сущность выбранной должности. Все оставшиеся ученики автоматически становятся свидетелями, которые должны говорить только «правду и ничего кроме правды» (в том смысле, что должны хорошо знать первоисточник и не искажать сюжет, имена и прочие факты произведения). Таким образом, на таком уроке есть возможность задействовать всех.

          Иногда целесообразно провести не одно, а целую серию заседаний, т.е. всё изучение произведения, его анализ облачить в судебные одежды. Например, так можно выстроить уроки по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»:

Заседание I – замысел и реализация преступления (хроника дней, опрос свидетелей);

Заседание II – теория преступления;

Заседание III – наказание.

          Основной акцент – на опрос свидетелей (по сути, это зачет по тексту, ибо все являются свидетелями, т.е. прочитавшими роман). Вопросы могут быть самые различные, но главное – они должны воссоздавать хронику событий, психологическую и философскую подоплеку преступления, и практически весь ход романа будет освещен в опросе свидетелей.

          Но до этого необходимо заполнить анкету подсудимого: ФИО, место жительства, возраст, социальное положение, сведения о родственниках, портретные данные, особые приметы, а также определить состав преступления (зачитать текст и охарактеризовать).                                  Такая форма проведения урока, как и все предыдущие, обусловит хорошее знание текста и участие в уроке абсолютно всех без исключения учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартные уроки.Обобщающий урок - игра по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс.

В этой работе рассматривается пример нестандартного урока ( обобщающий урок по теме " Покрытосеменные растения " 6 класс). Если учитель работает по учебнику Н. И. Сонина, то такой урок можно проводить...

Нестандартные уроки: 8 кл урок-соревнование по теме "Тепловые явления"

НЕСТАНДАРТНЫЕ  УРОКИ  В ФОРМЕ : урок-соревнование; урок интересных сообщений;урок повторения в виде устного журнала,урок повторения, как ролевая игра \'\'Суд над физи-ческим явленияем\'\' ...

Разработка нестандартного урока литературы: Урок - суд над помещиками из произведения Гоголя Н. В

Данная разработка нестандартного урока литературы в 9 классе по творчеству Гоголя Н. В даёт возможность неназидательно, в интересной форме осмыслить произведение, помогает воспитывать положительные нр...

Нестандартные уроки как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ

Предмет ОБЖ никогда не воспринимался всерьёз, многие ученики считают его слишком простым, поэтому не уделяют должного внимания подготовке домашнего задания. Да и многие взрослые считают, что ОБЖ - пре...

Нестандартные уроки и задания на уроке МХК

Использование нестандартных заданий на уроке МХК.Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...