Урок чтения по теме: С.Есенин. Черемуха.
план-конспект урока (5 класс) по теме
Цель урока: продолжить знакомство детей со стихами о весне, познакомить со стихотворением С. Есенина "Черемуха"; учить школьников анализировать стихотворение, понимать чувства и настроения, вложенные в нем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s.esenin.cheremuha.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
« Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Открытый урок чтения в 5 классе
Тема:С.А. Есенин. «Черёмуха»
Урок с применением ИКТ
Учитель русского языка
Шуфаева Ольга Сахиповна
Цель урока:
- Продолжить знакомство детей со стихами о весне, познакомить со стихотворением С.Есенина «Черемуха».
- Учить выразительно читать стихотворение.
- Учить школьников анализировать стихотворение, понимать чувства и настроения, вложенные в нем.
- Развивать речь, образное и логическое мышление, внимание и память учащихся.
- Воспитывать в детях любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: Портрет С.А. Есенина, картина черемухи
- Актуализация опорных знаний
Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой «Весна». Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы, и мы продолжаем говорить о весне. Многие поэты и писатели с любовью и нежностью в стихах и прозе воспевали весну.
- Какие изменения происходят в природе весной?
С приходом весны происходят чудесные перемены. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Зимой они казались мертвыми и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу. А вот еще одно дерево, растущее в овраге, о нем нам расскажет С.А Есенин в своем стихотворении «Черемуха».
Тема урока: Стихотворение Сергея Есенина “Черемуха”.
(Слайд №1)
2. Мотивация: для чего?
Сегодня мы должны научиться выразительно читать стихотворение; понимать и чувствовать окружающую природу; находить в нем красивые слова, узнать, почему С.А. Есенин написал это стихотворение.
-Для чего вам это нужно?
(нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать другим)
(Слайд № 2)
С.А. Есенин- русский народный поэт. Родился 1895 году, умер в 1925году.
Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константинове. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта). Вот как Есенин вспоминает детские годы: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду... После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном, и ходил всегда в царапинах».
В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.
Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву
(слайд №3, №4)
- Погружение в урок
Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое - голубое, воздух прозрачен, чист и влажен.
И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.
4. Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения С.А. Есенина «Черемуха»
Учитель: Откройте книги. Хором прочитаем название стихотворения. Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.
- Я прочитаю стихотворение «Черемуха», а вы представьте себе картину, описанную автором в стихотворении.
- Чтение стихотворения.
- Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах?
5. Обмен впечатлениями
- Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное.
(Дети отвечают, что они почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”).
(Слайд №5)
Вывод: Это лирическое стихотворение, в котором отражается не событие, а душевное переживание поэта.
- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения
Вывод: Читая стихотворение, мы можем нарисовать в своем воображении и «веточки золотые», и ручеек, почувствовать аромат цветов черемухи.
- Самостоятельное чтение стихотворение детьми.
Учитель: Прочитайте про себя стихотворение и представьте в своем воображении картины, нарисуйте словами эти картины.
Отметьте непонятные вам слова
7. Работа по развитию речи: уточнение смысла непонятных слов по словарю С.И. Ожегова.
(Роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдает, вкрадчиво, под кручею)
Роса медвяная - ароматная, с запахом меда
Зелень пряная- с острым ароматным запахом
Проталинка- место, где частично растаял снег, и оголилась земля
Обдает- окатывает водой, обливает сразу со всех сторон
Волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки
Вкрадчиво - осторожно, доверительно, любезно
Под кручею - под обрывом, круча-обрыв.
(Слайд №6, №7)
8. Работа над стихотворением С.А. Есенина “Черемуха”.
а) работа над четверостишьями.
Прочитайте строки, в которых говорится о черемухе.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Черемуха душистая
Развесившись стоит
И зелень золотистая
На солнышке горит.
Что вы представили, читая эти строки?
(Черемуха? – большая, белая, вся в цвету.
День? – ясный, солнечный.
Аромат? – хочется вдыхать полной грудью.
Цветы? – белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри.
Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая).
Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок).
А теперь посмотрим, как выглядит ручей? Прочитайте строчки.
А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.
Где протекает ручей?
Какой он? (Маленький, серебряный, звонкий)
Что значит “гремучая волна”? (Ручей гремит, шумит, хотя и маленький)
Как вы понимаете, выражение “вкрадчиво песенки поет”? (Голос ручья может быть нежным, убаюкивающим, доверительным)
Итак, какая перед нами возникает картина?
В овраге холодно. Наверное, там сохранилось с зимы немного льда и почерневшего снега. Бежит маленький, звонкий ручей. Он омывает корни черемухи, его брызги обдают нежные ветви влагой.
А сейчас мы с вами прочитаем очень интересные строчки. В этих строчках Есенин нам не только показал время года. Но и время суток.
Подумайте, какое же это время суток?
Кругом роса медвяная
Сползает по коре
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
Это утро. Ребята, что значит “роса медвяная”? (Черемуха – медоносное растение. И также как у березы по весне появляется березовый сок, так и у черемухи…)
А что значит “зелень пряная”? (Пряные, острые, ароматные по вкусу и запаху.
Стихотворение разобрано. Давайте еще раз представим весеннюю природу.
б) Анализ лирического стихотворения
1.Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?
На доске выбор ответов:
Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха
Чтобы передать свою радость
Чтобы привлечь читателя к красоте природы
Чтобы вызвать сопереживание
(ненужное стереть)
2.Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?
(природа).
3.Что удивляет автора?
( красота природы)
(Слайд № 8)
4. С каким чувством вы прочтете это стихотворение?
( с чувством радости, восторга)
5.Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы возьмете?
(темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую)
6. Прочитайте понравившееся строчки.
Физкультминутка
9. Карточка «Чтение пейзажной лирики».
Правила выразительного чтения:
1. Читайте медленно.
2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.
3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства
Вывод: Стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.
(Слайд № 9)
10. Коллективное чтение стихотворения «Черемуха»
Чтение выразительное, стараться передать настроение автора.
11. Кульминационный момент
- Прикрыли книжки. Кто какие строчки запомнил? (Ответы учащихся.)
- Откройте книжки. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.
Учитель читает стихотворение “Черемуха” З.Александровой.
На фоне прочувствованной окружающей красоты оцените поступки людей.
- Как вы можете оценить поступки прохожих?
Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет. (3. Александрова)
Молчание. Слушание выводов учеников – оценка поступков прохожих.
Учитель: Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой? (Ответы учащихся)
Учитель: Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.
Вывод: Такую красоту природы надо видеть и беречь.
12. Домашнее задание:
Выучить стихотворение наизусть
Нарисовать те картинки, которые возникли в воображении при чтении этого стихотворения.
13. Рефлексия.
- Что вы не знали, а сейчас знаете- это новое для вас?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Зачем нужна такая работа со стихотворением?
14. Оценка работы
Детям предлагается провести самооценку по критериям:
«5»- на вопросы отвечали, стихотворение читали выразительно
«4»- на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно
( · )- не очень понравилась моя работа: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал не выразительно.
Встаньте те, кто за свою работу не поставил оценку, теперь те, кто поставил «4», «5».
Спасибо за работу!
Приложение №1
Карточка «Чтение пейзажной лирики».
Правила выразительного чтения:
1. Читайте медленно.
2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.
3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства
Карточка «Чтение пейзажной лирики».
Правила выразительного чтения:
1. Читайте медленно.
2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.
3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства
Карточка «Чтение пейзажной лирики».
Правила выразительного чтения:
1. Читайте медленно.
2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.
3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства
Приложение№2
Черемуха
Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
(3. Александрова)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы на тему "Сергей Есенин и Айседора Дункан"
В презентации помещен материал о непростых отношениях двух известных людей: поэта Сергея Есенина и танцовщицы Айседоры Дункан....
Обобщающий урок чтения на тему: Спешите делать добро.
Конспект урока, презентация обобщающего урока чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида...
Урок чтения по теме: К. Симонов "Сын артиллериста"
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством К. Симонова. Учатся выразительно читать его произведения, работать с текстом....
Конспект урока чтения по теме "Кононенко. Резеда."
Данный урок чтения может быть проведён в 4 классе кррекционной школы VIII вида....
Открытый урок чтения по теме"Г.Х.Андерсен "Снежная королева" в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида МКОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск Кировской области
Обобщающий урок в 6 классе VIII вида по теме: Г.Х.Андерсен "Снежная королева". Данный урок был зачётным в школьном конкурсе "Учитель года - 2013"...
Презентация к уроку чтения по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"
В данном материале представлена презентация к уроку чтения в 4 классе С(к)ОУ VIII вида по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"....
Конспект урока чтения по теме "Э.Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" Сказка".
В данном материале представлен подробный конспект урока чтения для учащихся 3 классов С(к)ОУ VIII вида по теме "Э.Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" Сказка"....