Урок чтения по теме: С.Есенин. Черемуха.
план-конспект урока (5 класс) по теме

Шуфаева Ольга Сахиповна

Цель урока: продолжить знакомство детей со стихами о весне, познакомить со стихотворением С. Есенина "Черемуха"; учить школьников анализировать стихотворение, понимать чувства и настроения, вложенные в нем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon s.esenin.cheremuha.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное специальное  (коррекционное) образовательное  учреждение

для  обучающихся,  воспитанников  с  ограниченными  возможностями  здоровья

« Специальная  (коррекционная)  общеобразовательная  школа-интернат VIII вида»

Открытый урок чтения в 5 классе  

Тема:С.А. Есенин. «Черёмуха»

Урок с применением ИКТ

                                              Учитель русского языка

                                                   Шуфаева Ольга Сахиповна

Цель урока:

  1. Продолжить знакомство детей со стихами о весне, познакомить со стихотворением С.Есенина «Черемуха».
  2. Учить выразительно читать стихотворение.
  3. Учить школьников анализировать стихотворение, понимать чувства и настроения, вложенные в нем.
  4. Развивать речь, образное и логическое мышление, внимание и память учащихся.
  5. Воспитывать в детях любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.

Оборудование: Портрет С.А. Есенина, картина черемухи

  1. Актуализация опорных знаний

Сегодня на уроке мы продолжаем работать над темой «Весна». Весна – прекрасное время года, время пробуждения природы, и мы продолжаем говорить о весне. Многие поэты и писатели с любовью и нежностью в стихах и прозе воспевали весну.

- Какие изменения происходят в природе весной?

 С приходом весны происходят чудесные перемены. Особенно чудесны перемены в жизни деревьев. Зимой они казались мертвыми и вдруг проснулись, ожили, стали покрываться пухом молодой листвы, цвести, набирать силу. Эти перемены издавна подмечались людьми, удивляли и радовали их. Людям казалось, что деревья, как и они, имеют живую душу. А вот еще одно дерево, растущее в овраге, о нем нам расскажет С.А Есенин в своем стихотворении «Черемуха».

Тема урока: Стихотворение Сергея Есенина “Черемуха”.

(Слайд №1)

2. Мотивация: для чего?

Сегодня мы должны научиться выразительно читать стихотворение; понимать и чувствовать окружающую природу; находить в нем красивые слова, узнать, почему С.А. Есенин написал это стихотворение.

-Для чего вам это нужно?

(нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим, и чтобы было приятно слушать другим)

(Слайд № 2)

 С.А. Есенин- русский народный поэт. Родился 1895 году, умер в 1925году.

Родился Сергей Александрович Есенин под Рязанью, в селе Константинове. Родители его были бедными крестьянами, они отдали сына на воспитание в семью деда (отца матери будущего поэта).  Вот как Есенин вспоминает детские годы: «Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду... После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и драчуном, и ходил всегда в царапинах».

В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.

Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о литературе. Он уехал в Москву

(слайд №3, №4)

  1. Погружение в урок

Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое - голубое, воздух прозрачен, чист и влажен.

И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.

4. Первоначальное чтение учителем лирического стихотворения С.А. Есенина «Черемуха»

Учитель: Откройте книги. Хором прочитаем название стихотворения. Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.

- Я прочитаю стихотворение  «Черемуха», а вы представьте себе картину, описанную автором в стихотворении.

- Чтение стихотворения.

- Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах?

5. Обмен впечатлениями

- Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное.

(Дети отвечают, что они почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”).

(Слайд №5)

Вывод: Это лирическое стихотворение, в котором  отражается не событие, а душевное переживание поэта.

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения

Вывод: Читая стихотворение, мы можем нарисовать в своем воображении и «веточки золотые», и ручеек, почувствовать аромат цветов черемухи.

  1. Самостоятельное чтение стихотворение детьми.

Учитель: Прочитайте про себя стихотворение и представьте в своем воображении картины, нарисуйте словами эти картины.

Отметьте непонятные вам слова

7. Работа по развитию речи: уточнение смысла непонятных слов по словарю С.И. Ожегова.

 (Роса медвяная, зелень пряная, проталинка, волной гремучею, обдает, вкрадчиво, под кручею)

Роса медвяная - ароматная, с запахом меда

Зелень пряная- с острым ароматным запахом

Проталинка- место, где частично растаял снег, и оголилась земля

Обдает- окатывает водой, обливает сразу со всех сторон

Волна гремучая - шумная, издающая громкие звуки

Вкрадчиво - осторожно, доверительно, любезно

Под кручею - под обрывом, круча-обрыв.

(Слайд №6, №7)

8. Работа над стихотворением С.А. Есенина “Черемуха”.

а) работа над четверостишьями.

Прочитайте строки, в которых говорится о черемухе.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Черемуха душистая
Развесившись стоит
И зелень золотистая
На солнышке горит.

Что вы представили, читая эти строки?

(Черемуха? – большая, белая, вся в цвету.

День? – ясный, солнечный.

Аромат? – хочется вдыхать полной грудью.

Цветы? – белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри.

Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая).

Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок).

А теперь посмотрим, как выглядит ручей? Прочитайте строчки.

А рядом, у проталинки,
В траве, между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею
Ей песенки поет.

Где протекает ручей?

Какой он? (Маленький, серебряный, звонкий)

Что значит “гремучая волна”? (Ручей гремит, шумит, хотя и маленький)

Как вы понимаете, выражение “вкрадчиво песенки поет”? (Голос ручья может быть нежным, убаюкивающим, доверительным)

Итак, какая перед нами возникает картина?

В овраге холодно. Наверное, там сохранилось с зимы немного льда и почерневшего снега. Бежит маленький, звонкий ручей. Он омывает корни черемухи, его брызги обдают нежные ветви влагой.

А сейчас мы с вами прочитаем очень интересные строчки. В этих строчках Есенин нам не только показал время года. Но и время суток.

Подумайте, какое же это время суток?

Кругом роса медвяная
Сползает по 
коре
Под нею 
зелень пряная
Сияет в 
серебре.

Это утро. Ребята, что значит “роса медвяная”? (Черемуха – медоносное растение. И также как у березы по весне появляется березовый сок, так и у черемухи…)

А что значит “зелень пряная”? (Пряные, острые, ароматные по вкусу и запаху.

Стихотворение разобрано. Давайте еще раз представим весеннюю природу.

б) Анализ лирического стихотворения

1.Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение?

На доске выбор ответов:

Чтобы сообщить о том, что расцвела черемуха

Чтобы передать свою радость

Чтобы привлечь читателя к красоте природы

Чтобы вызвать сопереживание

(ненужное стереть)

2.Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?

(природа).

3.Что удивляет автора?

( красота природы)

(Слайд №  8)

4. С каким чувством вы прочтете это стихотворение?

( с чувством радости, восторга)

5.Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Какие краски вы возьмете?

(темно-коричневую, светло-зеленую, белую, голубую, желтую)

6. Прочитайте понравившееся строчки.

Физкультминутка

9.  Карточка «Чтение пейзажной лирики».

Правила выразительного чтения:

1. Читайте медленно.

2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства

Вывод: Стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства.

(Слайд № 9)

10. Коллективное чтение стихотворения «Черемуха»

Чтение выразительное, стараться передать настроение автора.

11. Кульминационный момент

- Прикрыли книжки. Кто какие строчки запомнил? (Ответы учащихся.)

- Откройте книжки. Проверьте себя, правильно ли вы воспроизвели.

Учитель читает стихотворение “Черемуха” З.Александровой.

На фоне прочувствованной окружающей красоты оцените поступки людей.

- Как вы можете оценить поступки прохожих?

Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
(3. Александрова)

Молчание. Слушание выводов учеников – оценка поступков прохожих.

Учитель: Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой? (Ответы учащихся)

Учитель: Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.

Вывод: Такую красоту природы надо видеть и беречь.

12. Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть

Нарисовать те картинки, которые возникли в воображении при чтении этого стихотворения.

13. Рефлексия.

- Что вы не знали, а сейчас знаете- это новое для вас?

- Какие задания вам больше всего понравились?

- Зачем нужна такая работа со стихотворением?

14. Оценка работы

Детям предлагается провести самооценку по критериям:

«5»- на вопросы отвечали, стихотворение читали выразительно

«4»- на вопросы отвечали, но стихотворение прочитали не очень выразительно

      ( · )- не очень понравилась моя работа: на вопросы не отвечал, стихотворение прочитал  не выразительно.

Встаньте те, кто за свою работу не поставил оценку, теперь те, кто поставил «4», «5».

Спасибо за работу!

Приложение №1

Карточка «Чтение пейзажной лирики».

Правила выразительного чтения:

1. Читайте медленно.

2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства

Карточка «Чтение пейзажной лирики».

Правила выразительного чтения:

1. Читайте медленно.

2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства

Карточка «Чтение пейзажной лирики».

Правила выразительного чтения:

1. Читайте медленно.

2. После каждой строчки надо обязательно делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания.

3.Постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства

Приложение№2

Черемуха

Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.

(3. Александрова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы на тему "Сергей Есенин и Айседора Дункан"

В презентации помещен материал о непростых отношениях двух известных людей:  поэта Сергея Есенина и танцовщицы Айседоры Дункан....

Обобщающий урок чтения на тему: Спешите делать добро.

Конспект урока, презентация обобщающего урока чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида...

Урок чтения по теме: К. Симонов "Сын артиллериста"

На уроке учащиеся знакомятся с творчеством К. Симонова. Учатся  выразительно читать его произведения, работать с текстом....

Конспект урока чтения по теме "Кононенко. Резеда."

Данный урок чтения может быть проведён в 4 классе кррекционной школы VIII вида....

Открытый урок чтения по теме"Г.Х.Андерсен "Снежная королева" в 6 специальном (коррекционном) классе VIII вида МКОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск Кировской области

Обобщающий урок в 6 классе VIII вида по теме: Г.Х.Андерсен "Снежная королева".  Данный урок был зачётным в школьном конкурсе "Учитель года - 2013"...

Презентация к уроку чтения по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

В данном материале представлена презентация к уроку чтения в 4 классе С(к)ОУ VIII вида по теме "Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"....

Конспект урока чтения по теме "Э.Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" Сказка".

В данном материале представлен подробный конспект урока чтения для учащихся 3 классов С(к)ОУ VIII вида по теме "Э.Шим "Камень, ручей, сосулька и солнце" Сказка"....