РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ВОЗРОЖДЕНИИ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ ЖИЗНЕННЫЙ И ДУХОВНЫЙ ПУТЬ СТАРЦА СХИАРХИМАНДРИТА ИЛИЯ
план-конспект занятия (5 класс)

Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) известный старец, молитвенник и печальник о земле Русской. Илий священнослужитель Русской православной церквидуховник братии Оптиной пустыни, личный духовник патриарха Московского Кирилла.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iliy.docx526.61 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ВОЗРОЖДЕНИИ ДУХОВНЫХ ТРАДИЦИЙ

ЖИЗНЕННЫЙ И ДУХОВНЫЙ ПУТЬ

СТАРЦА СХИАРХИМАНДРИТА ИЛИЯ

                                                           

                                                          Парыгина Валентина Васильевна,

                                                           учитель по предмету

                                                          Основы Православной Культуры

                          МБОУ “Средняя  общеобразовательная  

                                                         школа- детский сад комбинированного

                                                          вида № 6 с углубленным  изучением

                                                          английского языка”

                                                          г. Симферополь

                                               Симферополь 2024

                                   

Тезисы

Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) известный старец, молитвенник и печальник о земле Русской. Илий священнослужитель Русской православной церквидуховник братии Оптиной пустыни, личный духовник патриарха Московского Кирилла.

В работе  раскрыты события жизненного пути Схиархимандрита Илия  в хронологической последовательности, а также представлены истории о старце, которые рассказывают те кто имел опыт встречи с отцом Илией.

Прилагается фотоотчет из магазина православного издательства «Родное Слово».

Содержание

1

Введение

2

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) биография

3

Благословение Старца Илия

4

Заключение

5

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Слова старцев всегда много значили на Руси. Достаточно вспомнить, как в XIX в. Достоевский приезжал в Оптину пустынь для встречи со старцем Амвросием. Сегодня возрождение старчества в знаменитой Оптинской обители связано с именем схиархимандрита Илия (Ноздрина).

Илий (Ноздрин) (род. 1932), схиархимандритдуховник патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Свято-Введенской Оптиной пустыни, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и его Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества.

Схиархимандрит Илий (Ноздрин) биография

В миру Ноздрин Алексей Афанасьевич, родился 8 марта 1932 года в селе Становой Колодезь Орловского района Орловской области, в благочестивой крестьянской семье. Отец — Афанасий Иванович Ноздрин, мама — Клавдия Васильевна. При крещении был наречён в честь Алексия, человека Божьего. Имел трёх братьев и сестру. Его дед - Иван Ноздрин - был большим правдолюбцем, не смирился с новыми порядками, и являлся старостой Покровской церкви в Становом Колодезе. В 1942 году скончались как его дед Иван, так и отец Афанасий - после тяжёлого ранения на фронте [2]. После гибели мужа мать не вышла замуж второй раз, занимаясь детьми и хозяйством.

Крестили Алексея в церкви соседней деревни Лукино. Как он сам впоследствии предполагал, молиться он начал с трёх лет. Семья дала ему лишь косвенное духовное воспитание, но он рос очень религиозным мальчиком и уже в детстве его называли "Божественным," "Божьим человеком". Широко известным в селе и округе стал случай в 1947-1948 году, когда, будучи обокраденным и помолившись со слезами перед Казанской иконой Божией Матери, Алексей нашёл на земле горячий пшеничный каравай.

В 1949 году окончил Становоколодезьскую среднюю школу.

Служил в армии, где старшина уговорил его вступить в комсомол. По возвращении домой он глубоко раскаивался в этом, видя в этом грех против Бога, и тотчас сжёг свой комсомольский билет.

В 1955-1958 годах обучался машиностроительном техникуме в Серпухове. После техникума по распределению попал на работу в город Камышин Волгоградской области. В городе был один действующих храм, Николая Чудотворца, где вторым священником служил Иоанн Букоткин, ставшим первым духовником Алексея. Он много и подолгу говорил со священником, начал ночами молиться в сарае. Отец Иоанн предложил ему поступить в Саратовскую духовную семинарию и помог устроить это, хотя и с большим риском для себя.https://drevo-info.ru/images/002/003996.jpg

После закрытия Саратовской семинарии был переведён в Ленинградскую, потом обучался и в духовной академии. В Ленинграде он решил принять монашество, получил благословление отца Иоанна Букоткина, и был пострижен с именем Илиан, в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Постриг совершил митрополит Никодим (Ротов), он же затем рукоположил его во иеродиакона и иеромонаха.

В годы пребывания в Ленинградской епархии много потрудился на разных приходах.

С 1966 года десять лет провёл в Псково-Печерском монастыре. Прочтение в 1967 году книги о тогда ещё не прославленном преподобном Силуане Афонском стало для него важным шагом в духовной жизни.

3 марта 1976 года определением Священного Синода был направлен нести иноческое послушание на Святой Афонской горе, в русскую обитель великомученика Пантелеимона. Он был среди той горстки монахов, которые помогли сохранить тут монашескую жизнь, поддержать связь монастыря с Русской Православной Церковью и предотвратить широко обсуждаемую и ожидаемую в Греции передачу Пантелеимоновского монастыря грекам. Нёс послушание в скиту на Старом Руссике в скрытом в горных ущельях уединённом жилище. В афонский период отцу Илиану было также доверено духовничество в стенах Пантелеимонова монастыря.

В конце 1980-х годов был призван обратно на Родину и направлен в восстанавливающуюся Оптину пустынь как духовник братии. Он прибыл туда в 1989 году, когда монастырь ещё представлял собой заросшие развалины. Вскоре он принял здесь постриг в великую схиму с именем Илий в честь иного Севастийского мученика. Он вступил на путь старческого служения в Оптиной, который продлился 20 лет. Его многочисленные духовные чада и даже люди, которым довелось лишь минутное общение с ним, свидетельствовали о решающей значимости для них его образа, действий и наставлений. Но искатели откровений часто уходили от него в недоумении, т.к. казалось, что говорит он прописные истины, известные каждому.

Вскоре после Поместного Собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником своего сокурсника по духовной академии, вновь избранного патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и перебрался в Переделкино на подворье Троице-Сергиевой Лавры.

5 марта 2010 года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви [3]. С 16 декабря 2010 года - член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия [4].

На Пасху 4 апреля 2010 года возведён в сан схиархимандрита в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Благословение Старца Илия

Старец встречается с людьми, выслушивает их проблемы, дает советы и благословляет на благие дела.

Как-то еще схиигумену Илию, вернувшемуся уже с Афона в возрождающуюся Оптину пустынь, пришел тракторист-комбайнер с Орловщины Валерий Алексеевич Кравец  посоветоваться по одному семейному вопросу  да обмолвился, что храма в округе нет. А Батюшка и говорит:

– Приступай к строительству! Бог, – говорит схимник, – все управит.

Как любит пояснять в таких случаях батюшка Илий: «Строить будет Бог, я буду молиться», – тебе-то, мол, и делать нечего…

Так чудом Божиим практически без отрыва от текущих сельхозработ тракториста-комбайнера храм и поднялся.

Адвокат Ксения Степанищева, неоднократно приезжавшая к батюшке Илию еще в Оптину пустынь за советом, переживала, что муж, бывший десантник, ищет адреналин в прыжках с парашютом. В начале 2000-х это стало небезопасно: специалисты стали уходить из аэроклубов, укладка парашютов превратилась в «русскую рулетку», каждый год на прыжках были какие-то инциденты и несчастные случаи. Супругу охватывало беспокойство, которым она решилась было поделиться с батюшкой Илием, как вдруг он при ней сам стал отчитывать вполне зрелых мужчин, накупивших себе от скуки мотоциклы, чтобы гонять ради того же адреналина:

– У вас же семьи! Дети! Вот разобьешься или калекой станешь – они же пропадут. Надо сельское хозяйство поднимать. Начните работать! Больше трудитесь на земле – некогда вам будет скучать. А на мотоцикле гонять не надо.

Приехала Ксения домой да пересказала всё мужу. Уж не знает, как это опосредованно благословение подействовало, но отец к тому моменту уже двух детей больше на прыжки с парашютом не ездил, а, к удивлению всех, занялся сельским хозяйством. А вскоре по благословению Батюшки в семье родился долгожданный после восьмилетнего перерыва третий ребенок.

Евгения Ульева по благословению батюшки Илия родила восьмерых детей. Первой дочери старец точно предсказал ее встречу с будущим мужем за пять лет до этого, сейчас она сама уже стала мамой. А со второй дочерью вообще интересная история. Приехали они как-то с мамой к батюшке Илию, а он и говорит:

– Поедете в деревню Бурнашево, найдете там Иру, у которой коровы, и выходи, – обращается к дочери, – замуж за ее сына Максима.

Поехали туда, разыскали дом, познакомились с мамой и сыном…

– Самое удивительное, – рассказывает Евгения, – что молодые полюбили друг друга с первого взгляда! И мы вскоре сыграли свадьбу. Теперь они живут в деревне, растят уже двоих деток, счастливы, у них свое стадо коров.

Семья Ульевых

А семью Федора и Софии Белавиных Батюшка благословил вести фермерское хозяйство. Монастырь Оптина пустынь им даже за небольшую плату уступил старенький комбайн, на котором они обрабатывают землю и собирают урожай по соседству с обителью. В свои молодые годы растят уже троих детей.

София Белавина и дети, собственные поля пшеничные

 Директора частной школы «Интеграция» Оксану Вячеславовну Долгалёву Батюшка благословил купить загородный участок и организовать обширное учебно-опытное хозяйство,

– Начинайте, – напутствовал. – Будет тяжело, но делайте!

Дети должны хотя бы просто знакомиться с жизнью на земле. За ней оздоровление и физических, и нравственных сил народа, отрезвление от всяческих призраков, химер, зависимостей и утопий как прошлого, так и настоящего века.

Книжный магазин Владимира Шпатакова «Родное Слово» был создан  ещё в  2000 году в украинском Крыму.   Магазин занимался продажей православной, святоотеческой, исторической, художественной и детской литературы. В 2005 году по благословению схиигумена Илии (Ноздрина) было создано православное издательство «Родное Слово». На сегодняшний день при поддержке и содействии крупнейших российских православных издательств (Данилов монастырь г. Москвы, Сретенский монастырь и др.) изданы десятки книг (часть из которых раздаётся бесплатно), и этот список постоянно пополняется.

Издательство «Родное Слово» занимается миссионерской  и просветительской деятельностью.

 http://www.er-duma.ru/bitrix/cache/s1/virtus/image.show/224w_248h_clipBOTH/upload/iblock/d8a/image%20(1).jpg

Ирина Гусева

Волгоградская область – Волжский одномандатный избирательный округ №84

Первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам 

«Господь даровал нам батюшку Илия- человека, умеющего смотреть в корень, видеть наши человеческие немощи и духовно исцелять их. Он может вовремя сказать свое твердое, решительное пастырское слово, как пластырь на рану, залечит раненную грехом душу и поможет адекватно рассмотреть все поставленные жизнью задачи и принять своевременные и правильные решения…»

На фото: Ольга Кормухина Ольга Кормухина

 Заслуженная артистка России

Обращалась к Батюшке Илию за благословением. Его ответ был: «У вас все будет хорошо, только не забывайте про благотворительные концерты». И спустя немного времени она организовала фестиваль «Дорога добрых дел», где любой желающий может насладиться классической и эстрадной музыкой в исполнении звезд мирового уровня. Как рассказывает певица, фестиваль проходит каждый раз под благословением Отца Илия. «По всей округе идет дождь, а у нас по молитвам отца Илия- круг синего неба над фестивалем».

Картинки по запросу «Дорога добрых дел»Федоров С.Ю. руководитель православного движения «Христианское доброделание»

По благословению Батюшки Илия, в 2012 году Федоров организовал православное движение «Христианское доброделие». Целью этого движения является миссионерская работа, которая делает нашу жизнь добрее.

Они раздают бесплатно православные журналы и литературу по городам страны. Проводят крестный ход по вокзалам г. Москвы, где читают молитвы, раздают иконки, литературу. Это действие несет свет и тепло.

Генерал-лейтенант Ð’.С.Ивановский и старец ИлийГенерал-лейтенант Владимир Сергеевич Ивановский был назначен старшим борта ТУ-154 – в 2016 году летел в Сирию на выполнение ответственной боевой задачи. Знакомый предложил по пути в аэропорт завернуть в Переделкино, где принимает народ схиархимандрит Илий. Так первая в жизни встреча со старцем и состоялась. Сразу – чай, теплая задушевная беседа. Генерал поглядывает на часы и уже откровенно нервничает: надо же лететь на выполнение задания! А Батюшка его все не отпускает…

– Он меня отмолил! – признается теперь Владимир Сергеевич. – Когда все-таки благословил, дал с собой иконку, выезжаю – вся дорога стоит. Я уже пересел в машину военной полиции, чтобы быстрее проскочить пробки. Прибыл в аэропорт, а там еще, оказывается, предыдущий самолет, который должен был вылететь в 15:00, до сих пор стоит на взлетной полосе… Пока я был у батюшки Илия, как раз все и поменялось. Мне приказали вылетать этим первым бортом. Хотя еще со среды, когда мы в последний раз с ныне покойным генералом Валерием Халиловым играли в футбол, договорились, как он предложил: «Полетим вместе, я тебя познакомлю с Доктором Лизой, пообщаемся…» Но борт был так загружен медикаментами для сирийских детей, что я снял с него еще 18 человек из Ансамбля А.В. Александрова: мужчинам легче мобилизоваться. Вызываю их срочно в аэропорт, и мы вылетаем на такой же «ТУшке», точно так же проходим дозаправку в Сочи… А их жены летят Александр Иванович Фокинвечерним самолетом, который упал в море…

Александр Иванович Фокин

Лет 15 назад к тогда еще схиигумену Илию в Оптину обратился Александр Иванович Фокин с больным сыном. Батюшка благословил их поехать на источник и искупаться, что и было сделано. И мальчик исцелился.

Фокин рассказывает:

– Я после знакомства с батюшкой Илием стал каким-то невероятным для меня образом оказываться там, где я в тот момент был нужен.

Александр Иванович продолжает: «… допустим, едем мы на машине, а водитель в родном городе возьми да и заблудись. (Это происходило в Ленинск-Кузнецком Кемеровской области.) Внезапно выруливает к какой-то церкви, а это, как оказалось, старейший женский монастырь в Западной Сибири, и его храм уже пять лет как стоит в лесах. Только подходит столичный гость к воротам, как они со скрипом открываются, выходит монахиня и говорит:

– Я с утра вас жду…

Провела по обители и рассказала, что у них священник в бегах (продал корову, трактор), храм разморожен.

– Пять лет, – говорит, – не можем ничего сделать.

Так храм и был восстановлен. По благословению схиархимандрита Илия там настоятельница матушка Нектария (Седова), в монастыре собралось уже достаточно большое сестричество.

Батюшка таким же сложно постижимым образом приводил и в монастырские приюты.

– Это все трудно понять и тем более описать, – говорит депутат, – но такие чудеса стали происходить постоянно. Господь меня по молитвам старца стал направлять туда, где нужна помощь.

Елена Леонидовна Николаева с сыном Левушкой и старшей дочерью

Елена Леонидовна Николаева

Депутату Государственной Думы шестого созыва Елене Леонидовне Николаевой к тому моменту, когда батюшка Илий благословил ее родить второго ребенка, было 45 лет. Предыдущие 12 она боролась с раком, болезнь не отступала. От химиотерапии пришлось отказаться. При проведении лучевой терапии была остановка сердца и клиническая смерть. Выжила, считает, только благодаря приходу к вере. Тогда и познакомилась со схиархимандритом Илием.

Однажды стояла на службе в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а к ней подошла подруга и предложила съездить к старцу, сказав, что он сам благословил ее к нему привезти.

На следующее утро рванули в Оптину Пустынь. Но батюшки там не оказалось…

«Как же так?.. – недоумевали. – Вроде и благословение у нас есть…»

Тогда кто-то из братии посоветовал поехать к нему в домик в Козельск, на пальцах объяснил дорогу, а в качестве ориентира назвал зеленый забор: «Подъедете к нему – и вы на месте».

– А там в округе оказалось столько зеленых заборов! – вспоминает Елена Леонидовна. – Мы останавливались у каждого и спрашивали, нет ли тут батюшки Илия. Нас сочли за полоумных! Мы совершенно выбились из сил. Я себя чувствовала не очень хорошо и предложила выйти из машины и пройтись немного пешком…

Идет она с подругой вдоль поля по самой его кромке, как вдруг перед ними останавливается старенькая черная «Волга», дверца распахивается.

– Вот и девушки приехали! – смеется старец.

Многое потом в ее жизни батюшка предвидел, направляя идти тем или иным путем. Например, потихонечку стал обращать ее внимание на социальную сферу, потом сфокусировал на жилищной проблематике и ЖКХ. Все это удивляло, но обстоятельства в дальнейшем действительно складывались так, что именно эта сфера и стала полем применения сил.

Но главное предназначение женщины – быть матерью. Но при имеющемся заболевании, которое обнаружилось, когда была еще крохотной старшая дочка, снова стать мамой казалось нереальным.

Врачи настаивали на аборте, а батюшка благословил рожать и ничего не бояться.

Во время беременности Елена Леонидовна часто обращалась к отцу Илию за словом поддержки. Господь сотворил чудо: родился совершенно здоровый малыш, назвали Левушкой. По милости Божией этот младенец исцелил и саму маму: после родов все метастазы исчезли.

– Господь с нами! Укрепляет нас в вере, – говорит Елена Леонидовна. – Все, что происходит в нашей жизни, – Его святая воля о нас, Его попечение о спасении наших душ.

Заключение

Люди со всех уголков страны приезжают к нему за помощью, исцелением, благословением, наставлением, каждое слово старца воспринимают как пророчество. Считается, что его молитва обладает двойной силой, потому как это молитва просветленного.

Многие едут на прием и обращаются к старцу Илию, и каждый находит свое благословение от отца Илия не зависимо от возраста, статуса. Его кротость и смирение действуют успокаивающе даже на самых темпераментных и буйных. Человек надолго заряжается этой умиротворенностью, наслаждаясь ею еще очень долго после встречи с старцем Илией. Практически все говорят о его прозорливости, благодаря которой не требуется много слов, чтобы поведать ему о своей беде. Однажды попав к отцу Илию на прием, хочется возвращаться снова и снова, сообщая ему не только о горестях и проблемах, но и разделять с этим светлым человеком свою радость и духовные достижения.

Литература

[1]  Патриаршее поздравление схиархимандриту Илию (Ноздрину) с 80-летием со дня рождения, официальный сайт Московского патриархата, 08.03.2012: http://www.patriarchia.ru/db/text/2060225.htmlПоздравления схиархимандриту Илию (Ноздрину) с 80-летием со дня рождения, сайт Орловско-Ливенской епархии, 08.03.2012: http://www.orel-eparhia.ru/node/1088

[2]  По данным Министерства обороны рядовой Афанасий Ноздрин скончался уже 16 декабря 1941 года. См. http://www.shurovo.info/publ/rabotnik_bozhij/6-1-0-53

[3]  ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 5 марта 2010 года - http://www.patriarchia.ru/db/text/1106470.html

[4]  "Состав комиссий Межсоборного присутствия (от 16 декабря 2010 г.)", официальный сайт Московского Патриархата, 16 декабря 2010, - http://www.patriarchia.ru/db/text/1343204.html

[5]  http://www.patriarchia.ru/db/text/1130062.html

[6]  Патриаршее поздравление схиархимандриту Илию (Ноздрину) с 80-летием со дня рождения, официальный сайт Московского патриархата, 08.03.2012: http://www.patriarchia.ru/db/text/2060225.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей.

Данный материал поможет узнать о роли семейных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной ...

Роль духовных традиций в сохранение национального достояния русского народа

Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные ...

Возрождение русских традиций как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся

Возрождение народных традиций( традников) не только призывает формировать любовь к истории своего народа, но и способствует развитию личности в духе патриотизма....

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СООТВЕТСТВИИ С ДУХОВНЫМИ ТРАДИЦИЯМИ НАРОДА.

Огромное значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного...

Возрождение духовных традиций в работе с учащимися МКОУ «Кустарёвская СШ"

В выступлении на августовском совещании руководителей школ Сасовского района продемонстрирован опыт работы по возрождению духовных традицийв работе с учащимися МКОУ «Кустарёвская СШ»...

Жизненный путь и духовный подвиг Схиархимандрита Илия

Схиархимандрит Илий (в миру Алексей Афанасьевич Ноздрин) известный старец, молитвенник и печальник о земле Русской....