Разработка урока _ Секрет человеческого счастья литературных героев в моём понимании.
план-конспект урока (8 класс) по теме

Бурлакова Таисия Ивановна

 

О СЧАСТЬЕ МЫ ВСЕГДА ЛИШЬ ВСПОМИНАЕМ,

  А СЧАСТЬЕ ВСЮДУ. МОЖЕТ БЫТЬ,  ОНО

ВОТ ЭТОТ САД  ОСЕННИЙ  ЗА САРАЕМ

  И ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ, ЛЬЮЩИЙСЯ В ОКНО.

 

                                                                                                                                                                          (И. Бунин.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                      Открытый урок

« Секрет  человеческого счастья литературных героев  в моём понимании».

   

  Цели урока: каждая рабочая группа должна защитить

        а) проектную работу по данной теме (согласно новой форме…)

               б) найти своего счастливого героя и выразить к нему своё личное отношение

               в) воспитательное значение авторского стихотворения учителя Т.И. Бурлаковой  с целью понимания проблемы счастья.

                                              ХОД  УРОКА                                                                                     

                                                                                                                                                                                                                                          1. Оргмомент  (Сообщение целей урока, работа с эпиграфом).

                                   О СЧАСТЬЕ МЫ     ВСЕГДА ЛИШЬ ВСПОМИНАЕМ,

                                   А СЧАСТЬЕ ВСЮДУ. МОЖЕТ БЫТЬ,  ОНО

                                   ВОТ ЭТОТ САД  ОСЕННИЙ  ЗА САРАЕМ

                                  И ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ, ЛЬЮЩИЙСЯ В ОКНО.

                                                                                                          (И.Бунин)                                                                                                                                                                                    

УЧИТЕЛЬ: Дорогие ребята, я пришла к вам с открытой душой и искренне надеюсь на то, что урок вам понравится и запомнится.

          Сегодня мне радостно от встречи с вами. Я радуюсь и волнуюсь ещё потому, что нам предстоит встреча с удивительными героями замечательных  книг.

          Не знаю, сколько пройдёт лет,- только в  Каперне расцветёт  одна сказка, памятная надолго. Однажды утром в морской дали под  солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу соберётся много народу, удивляясь и ахая:  и ты будешь стоять там.

           Знакомо ли вам произведение, строки из которого сейчас  прозвучали? Кто автор? О чём оно?

УЧЕНИК:  О чуде, о мечте!

УЧИТЕЛЬ: О чём мечтают его герои?

УЧЕНИК: О счастье!

УЧИТЕЛЬ: Вот сегодня на уроке мы с вами подумаем над тем, что такое счастье? В чём секрет человеческого счастья ( по произведению А.Грина «Алые паруса». Тема ясна, для того, чтобы найти ответ на главный вопрос урока, мы должны:

- познакомиться с судьбой автора, раскрыть образы героев, отождествляя себя с ними, а также я познакомлю вас с новыми приёмами работы на уроках литературы.

УЧИТЕЛЬ: А что в повести символизирует мечту,  счастье? ( Какая деталь?)

УЧЕНИК:  Корабль с алыми парусами.

УЧИТЕЛЬ: А вы помните, как назывался корабль?

УЧЕНИК:  «СЕКРЕТ».

УЧИТЕЛЬ: Уважаемые ребята, капитанам команд и вам розданы АЛГОРИТМЫ работы на уроке, которые помогут вам заработать правильные оценки. Но только после окончания урока мы вместе с экспертами (капитанами) подведём итоги , поставив правильные оценки.

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, ребята, почему произведения Грина полны любви, счастья, мечтаний о прекрасном ?

УЧЕНИК: Потому что жизнь Грина была солнечной и лёгкой , но вместе с тем тяжёлой.

УЧИТЕЛЬ ДАЁТ СПРАВОЧНУЮ СТАТЬЮ. В 1985 ГОДУ Академия наук  СССР назвала планету № 2786 нашей ГАЛАКТИКИ ГРИНЕВИЯ в честь Александра Степановича Гриневского , более известного под псевдонимом Александр Грин. В детстве Саша  страдал от оскорблений. Он очень любил море, поэтому его произведения связаны с морем. Сложно представить , как , пройдя через  всё это, писатель Грин вынес не озлобление и жестокость, а твёрдую и ясную  веру  в добрые и высокие чувства, товарищество , в любовь и человеческое счастье.

УЧИТЕЛЬ: ГРУППА «МОРЯКИ» зачитывают своё сочинение о счастье. А какие ещё вы приготовили стихотворения или ёще что о счастье?

                             2.    Группа « Синяя птица»  изучила знаменитую пьесу бельгийского символиста Мориса Метерлинка «Синяя  птица».Ключевой темой этого произведения является довольно многогранное понятие «счастья».

УЧИТЕЛЬ: Что по-вашему, ребята, является символом счастья в этой пьесе?

СИНЯЯ  ПТИЦА.

УЧИТЕЛЬ: Почему  Метерлинк выбрал жанр феерия (сказка? ).

УЧЕНИК: Фантастическая история рассказывает о важных проблемах в жизни каждого человека. Автор пытается раскрыть истинное  и ложное в жизни человека. И именно дети способны сразу постичь и прочувствовать истинные смысл жизни.

УЧИТЕЛЬ: Кто главные герои?

УЧЕНИК: Тильтиль и Митиль. Они отправляются на поиски счастья Синей птицы. Суть пьесы в том, что пришлось пережить героям, когда они отправились на поиски птицы. Дети узнают об  истинных жизненных ценностях, их долгий и насыщенный необычными         приключениями путь учит различать истинное и ложное в жизни. Становится ясно, что главной целью поисков детей было не иллюзорное счастье, а жизненные ценности , которые ведут  человека к истинному счастью.

УЧИТЕЛЬ: Кого на своём пути встречают дети?

УЧЕНИК:  ДУШУ СВЕТА. Она помогает преодолеть многие препятствия. Преподносит детям важные нравственные уроки - любить и почитать старших, заботиться о родителях, забыть  разные виды наслаждений: ничего не делать, быть богатым и т.д.

УЧИТЕЛЬ:  Какую роль в пьесе играет ДВОРЕЦ НОЧИ?

УЧЕНИК: Понимание зла. Ночь представляет собой не только зло, но  является  невозможностью многих людей отличить зло от добра. На пути к счастью, дети обретают те знания, которые помогают человеку сформировать для себя смысл жизни, И только тогда можно ощутить истинное счастье, которое для каждого человека- совершенно индивидуально.

 УЧИТЕЛЬ: Ребята, я знаю, что вы особенно готовились к уроку. Учили стихотворения. Кто расскажет?

УЧЕНИК: Мы ещё подготовили «Аукцион пословиц о счастье».

                                           3.Третья группа «Знатоки» кратко проанализируют рассказ В.П.Астафьева «Весенний остров».

УЧИТЕЛЬ: Какие проблемы затрагивает автор в своем рассказе?

ОТВЕТ: Автор поднимает  в своём рассказе 3 проблемы:

             ПЕРВАЯ: Размышления о том, почему долго не был на родине. Зачем?

            ВТОРАЯ проблема заключается в том, что не каждому дано увидеть красоту.

            ТРЕТЬЯ наводит на размышления о том, что каждый человек несёт  просто свою «весну».

УЧИТЕЛЬ: Где происходит действие?

ОТВЕТ: В Сибири, на реке ЕНИСЕЙ. Автор пишет: « На подоле острова живая лента зелени! Это только что распустившийся гусятник и низенький хвощ. Весна на острове! Весна!..

УЧИТЕЛЬ: Как вы понимаете слова из рассказа « Вспоминая о весеннем острове, я думаю и о нас, людях. Ведь к каждому человеку поздно или рано приходит своя весна. В каком облике, в каком цвете – не важно. Главное, что она приходит.

ОТВЕТ: Нам кажется, что «приходит своя весна» - это метафора. Весна- счастье. Нужно только его заметить. ВЕДЬ  КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК – кузнец своего счастья. На наш взгляд, счастье заключено в совокупности моральной удовлетворённости, душевного покоя и материального благополучия.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, а я тоже вместе с вами писала сочинение на тему « Что такое счастье?». Только я выразила эту мысль в своём стихотворении (п р и л а га е т с я).

УЧИТЕЛЬ: Взгляните, у наших героев много общего, даже характер. Имеют ли эти люди право на счастье? Получили ли они то, о чём мечтали? Стали счастливы ?

УЧИТЕЛЬ: В чём же секрет человеческого счастья по Грину, Астафьеву, Метерлинку?

ОТВЕТ:  Человек может быть счастлив не только тогда, когда исполняются его мечты, но и тогда, когда он делает счастливым другого человека. Герои этих авторов прекрасно это понимают.

УЧИТЕЛЬ: Я надеюсь, эти книги заставят вас вдруг пожелать счастья так яростно, как его желала  Ассоль и наполнят ваши души ожиданием чуда. Возможно, захотите, как Грэй построить для кого-нибудь корабль и плыть под алыми парусами.   Слышите : ,,  Играет музыка. Значит, ваше счастье совсем рядом. Мечтайте…  Любите.  Думайте о счастье и будьте счастливы

Д.З. Ребята,  посетите  библиотеку .Самостоятельно  найдите ещё по одному произведению на эту тему. Сделайте необходимые записи в рабочих тетрадях до 21 марта.

    А теперь прослушайте моё стихотворение, которое  даёт ответ на вопрос «Что такое счастье?»  в моём понимании.

                        Меня спросили: « Что такое счастье?»

                        Как мне ответить на вопрос такой?

                        Как объяснить : в хороший день, в ненастный

                        По-разному его я чувствую душой!

                       Одни считают: «Счастье – власть и деньги!».

                       Другим же деньги вовсе не нужны.

                       Им  не нужны квартиры, «тачки», серьги,

                       Друзья им только верные важны.

                       Живёшь и дышишь – нет напасти,

                       И звёзды светят всем в ночной тиши,

                       И нет войны – вот в этом-то всё счастье-

                       Запомни это, а хочешь запиши!

                                                                                                                                                                           

                       А утром будет небо голубое,

                       И солнце будет литься и сиять.

                       Проснётся счастье и умоется росою,

                       И будет меня днём сопровождать.

                       Я  счастлива, когда не плачут дети,

                       Когда  без смеха не проходит дня,

                       Когда все радостны на всей планете-

                       И большего нет счастья для меня!

                       Моё богатство -  это зелень мира:

                       Деревья, травы, звёзды и цветы.

                       Мои друзья: работа, признанная лира.

                       Мои приятели – тетрадные листы.

                       Парит орёл, лазурь красивая,

                                                                                                                                                                   

                       И я парю с ним вместе, как во сне.

                       И в этот миг – я самая счастливая

                       Во всей родной, любимой мне стране.

                       Весенний день кружит меня так лихо,

                       Стою я в окружении друзей.

                                                                                                                                                                 

                       Потом пройду мимо берёзок тихих,

                       Таящих счастье в глубине ветвей.

                       Трель соловья – вот для меня награда!

                       Цветёт подснежник, озаряя сень.

                       Другого счастья мне совсем не надо,

                       Лишь звон весны услышать в этот день.

                       Увидеть счастье всем подвластно,

                       Заметить каждому вот эту красоту.

                       Я рассказала, что такое счастье,

                       Я вам поведала свою мечту!

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интервью у литературных героев (По сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина для учащихся 7 класса)

 Кто из вас хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть желающие?Ведущий приглашает для участия в конкурсе по одному игроку от каждой команды и предлагает ребятам, ...

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

ИП "Портрет литературного героя в художественном произведении"

Интерактивные плакаты необходимы: 1.Информация, представленная на них, охватывает темы нескольких классов. Этим создается огромная экономия времени по созданию презентации по данной теме в ...

Литературная игра " По следам литературных героев"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...

Литературная композиция по страницам произведений о детстве "В стране литературных героев"

quot;Какой великий праздник - хорошая, правильная книга...Эти книги вымыли мне душу, очистив от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности; я почувствовал, что такое хорошая книга, и понял е...

Путь героя. Личностный потенциал литературного героя.

Урок «Путь героя»,  позволяет на примере литературных героев или биографии известных личностей показать, какие качества необходимы человеку для самостоятельного совершения выборов, пр...