доклад на тему "Роль родного языка в развитии школьника"
статья по краеведению (7 класс)
Работа посвящена о роли родного языка в развитии школьника. Какие методы можно использовать, чтобы дети говорили на родном языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_shimeelge_horagay.docx | 42.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Тыва
Муниципальное бюджетное учреждение
«Ийская средняя общеобразовательная школа»
668532, Республика Тыва, Тоджинский район, с.Ий, ул.Советская 15
tyva_school_183@mail.ru
XXVII Республиканская научно-практическая конференция школьников
«Шаг в будущее»
Тема исследовательской работы:
«Роль родного языка в развитии человека»
Предметная секция: Социология
Выполнила ученица 7 А класса
МБУ Ийская СОШ
Шимээлге Хорагай
Руководитель учитель
русского языка и литературы
Куулар Сай-Суу Сергеевна
Ий 2023 год
Содержание
- Введение 3
- Языковая ситуация в Республике Тыва 4
- Вопросы сохранения тувинского языка 5
- Роль детского сада в развитии ребенка 6
- Роль семьи в становлении личности школьника
- Заключение 7
- Использованная литература 8
ВВЕДЕНИЕ
Обоснование выбора темы доклада.
После просмотра видеоролика по Вайберу, где ученики одной из городских школ читают скороговорки в честь праздника Шагаа, мне стало обидно за свой родной язык, за свой тувинский народ. И я решила выяснить почему так происходит и написала небольшую исследовательскую работу под руководством своего учителя русского языка и литературы.
Итак, моя тема «Роль родного языка в развитии человека»
Цель моей работы:
- формирование личности национального характера, сохранение культуры, истории, традиции народа и преемственности поколений.
Задачи:
- сохранение и распространение тувинского языка для будущего поколения;
- развитие мотивации для изучения тувинского языка;
- привитие любви к своему родному языку и уважение к другому.
2023 год – Президентом России утвержден как Год педагога и наставника. Это связано с празднованием 200-летия со дня рождения классика отечественной педагогики, создателя русской национальной школы Константина Дмитриевича Ушинского. Ведь именно великий учитель Ушинский говорил, что воспитание и образование должно учитывать своеобразие каждого народа, т. е. традиции, географию, исторические особенности. Народность — изучение и уважение родного языка и родной истории. Такое воспитание развивает у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости. Константин Дмитриевич подчеркивал, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое и не только выражает собою жизненность народа, но есть именно эта самая жизнь. Идеи Ушинского вдохновляли замечательных педагогов прошлого и не утратили своей значимости в современной системе образования. [5,3]
Языковая ситуация в Республике Тыва
Как продвигается педагогическая идея Константина Дмитриевича Ушинского о роли родного языка, рассмотрим на примере нашей республики. Республика Тыва – многонациональный регион Российской Федерации, где основными государственными языками являются русский и тувинский языки. Сохранение и развитие тувинского языка – одна из важнейших государственных задач, это особо актуально для многонациональной Республики Тыва. В формировании национальной идентичности значительную роль, занимает тувинский язык.
По мнению профессора Тувинского государственного университета Миры Викторовны Бавуу-Сюрюн язык – главнейшая духовная ценность, национальный символ культуры каждого народа. Уважительное отношение к родному материнскому языку – норма цивилизованного общества, категория национальной гордости. Тувинский язык является уникальным культурным и духовным наследием не только тувинского народа, но и всего тюрко-монгольского мира [3,35].
На первый взгляд, кажется, что есть все условия для сохранения и развития тувинского языка. Это:
-законодательная база;
- носители языка проживают компактно на территории– в Республике Тыва;
-в республике имеются все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная;
- титульная нация составляет 70% населения республики и многие районы республики моноязычны, то есть в них проживают тувинцы. 98,5% тувинцев считают тувинский язык родным, 59,2% тувинцев свободно владеют и русским языком;
- создан Институт развития национальной школы;
- в ТувГУ разработана Программа развития тувинского языка;
- утвержден День тувинского языка.
Действительно, на тувинском языке выходят государственно-правовые акты Республики Тыва. Фактически он является языком воспитания во всех ступенях образования, обучения до 5 класса; предметом изучения в национальной школе сохраняется до окончания средней школы. Тувинский язык преподается в средних учебных заведениях и в Тывинском государственном университете на специальности «Тувинский язык и литература». На тувинском языке ведутся теле- и радиопередачи, выходят свыше 20 газет и журналов, создаются и печатаются произведения художественной литературы. Тувинский музыкально-драматический театр им. В. Кок-оола, художественные коллективы Тувинской государственной филармонии представляют свои работы на родном языке титульной нации. Судебные, правоохранительные органы обеспечивают перевод на тувинский язык судебные и следственные действия.
Тем не менее, считает Мира Викторовна, на сегодняшний день вопрос о сохранении тувинского языка как одной из основ целостности тувинского этноса и его национальной культуры становится острым. Несмотря на очевидное численное превосходство тувинцев (более 80% населения Тувы), за последнее десятилетие в республике отмечается устойчивый языковой сдвиг в сторону русского, что вызывает опасения среди лингвистов и этнографов, также людей, болеющих за судьбу своего родного языка.[3,40]
Языковая ситуация в Туве разношерстная. Есть смешанные районы, где есть русскоязычные, в том числе тувинцы. Есть русскоязычные районы. Есть приграничные районы с Монголией, в который наряду с тувинским функционирует монгольский язык. Есть моноязычные районы , в которых все население говорит только на тувинском языке. Тем не менее, даже в таких районах под влиянием канала «Карусель» дети детсадовского возраста начинают говорить на русском языке. В городе ситуация с функционированием тувинского языка сложная. В школах вне урока тувинского языка дети в основном общаются на русском языке.[4,30]
Описывая современную языковую ситуацию в Республике Тыва Мария Каплунова пишет, что информанты обращают внимание на влияние телевидения и Интернета на формирование русскоязычной компетенции, прежде всего, у младшего поколения.
Невозможно не согласится с автором статьи Марией Каплуновой, действительно под влиянием телевидения и Интернета многие дети уже с раннего возраста приучаются к русскому языку.[4,31]
Рассмотрим результаты анкетирования учащихся Тоора-Хемской средней школы русский класс, в котором учатся в основном русскоговорящие ученики. Всего респондентов было 13 человек, им заданы следующие вопросы:
Я говорю на тувинском языке | Пригодится ли мне в жизни владение тувинским языком? | |||||||
свободно | хорошо | удовлет | плохо | Не говорю | да | нет | Не знаю | Свой вариант |
2 | 4 | - | 7 | - | 5 | 2 | 6 | - |
15% | 31% | 54% | 38% | 15% | 47% | - |
Как видно из диаграммы учеников плохо владеющих родным тувинским языком больше половины опрошенных 54%. Меня, как человека болеющего за судьбу своего родного языка это сильно волнует.
Вопросы сохранения тувинского языка
Как воспитать в ребенке любовь к родному языку?
Аржаана Сюрюн – известная в Туве российская лингвистка, специалист по тувинскому и тофаларскому языкам, на своем открытом лектории в музыкально-драматическом театре, предложила способы сохранения тувинского языка:
- создание ярких и красочных мультфильмов на тувинском языке (посмотрите как дети любят смотреть «Фиксики», «Машу и медведь», «Лунтик»);
- перевести известные любимые мультфильмы детей на тувинский язык;
- создавать лайфхаки и видеоролики на тувинском языке;
- в кафе и магазинах общаться на тувинском языке;
- каждый день по радио на площади Арат и на Арбате транслировать передачи на родном языке
- издавать журналы, статьи в Интернете на тувинском языке.
Я же предлагаю обратить внимание изучению родного языка с детсадовского возраста. Обучать родному языку наших ребятишек с раннего возраста, когда дети только начинают разговаривать, формируя у детей речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству.[1.200]
Любовь к родному языку начинается с семьи
Все прекрасно знают, что воспитание начинается с семьи. Ребенок – это зеркало родителей. Считаю, что любовь и уважение к родному языку в первую очередь должны прививать родители: начинать нужно тогда, когда ребенок еще находится в утробе матери, разговаривать на тувинском языке и матери и отцу, а после рождения, баюкая ребенка, петь колыбельные на родном языке, рассказывать тувинские народные сказки на тувинском языке. В семье нужно общаться только на родном тувинском языке, нельзя забывать, что все зависит в большей степени от взрослых. Каждый носитель родного языка обязан понимать важность его сохранения и стараться научить ему хотя бы своих детей. Язык должен передаваться из поколения в поколение и тогда всякие угрозы его исчезновения испарятся: для этого надо нам самим постараться.
Родителям необходимо ограничивать время пользования телефоном, ноутбуком своих детей. Нужно живое общение с уютном семейном кругу. Обсуждения, чтение, просмотр фильмов, прослушивание песен в домашней непринужденной обстановке станут залогом не только совместного времяпрепровождения, но и сохранности родного языка.[2,56]
Если с ребенком мало разговаривают, и он растет «один», если ребенок все время лежит и смотрит в телевизор или айфон, сидит часами в Интернете, то речь у такого малыша будет развиваться , конечно же, на русском языке. Как показывает практика языковая ситуация в селе по сравнению с городом и русскоязычными районами более устойчивая. В нашей школе села Ий Тоджинского района учащиеся общаются на тувинском языке, но преобладает тоджинский диалект. Хотя они тоже играют в телефонах, смотрят ТИКТОК, сидят в Контакте. Может это связано с тем, что нам подключили Интернет значительно позже, чем в других районах? В селе стоит другой важный вопрос – это низкое владение русским языком. Но эта тема для другого доклада, не будем подробно на этом останавливаться.
Я уверенна в том, что не знать свой родной язык равносильно неуважению своих предков и предательству родного народа. Язык – душа народа, это не просто крылатое выражение. С помощью языка любой народ из поколения в поколение передает свое мировоззрение, свое восприятие окружающей действительности, ценностные ориентиры.
Заключение
Подводя итог в своей небольшой работе, хочется сказать, что невозможно быть по-настоящему счастливым без владения родным языком. Мы достойны уважения и признания, когда поддерживаем связь со своими корнями, с прошлым, с культурой и самобытностью нашего народа. Без понимания родного языка мы не способны понимать уникальность нашей жемчужины - горлового пения; не способны ощущать этот загадочный мир тувинской земли, а значит тем самым утратим важную способность узнавать свою родину и понимать всех тех, кто в ней живет.
Мы должны сохранить свой родной язык, как важнейшее звено, связывающее нас с прошлым, а с нами последующие поколения. Помните! Бессмертие народа в его языке.
Я начала свое выступление о великом педагоге Ушинском и хочу закончить свою речь словами Ушинского о родном языке.
« ….родной язык- это не только лучший выразитель духовных свойств народа, но и удивительный ПЕДАГОГ, лучший народный НАСТАВНИК, учивший еще тогда, когда не было ни книг, ни школ.» И эти слова созвучны нынешним годом- Годом педагога и наставника в Российской Федерации.
Предлагаю посмотреть небольшой ролик.
Использованная литература
- Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.В. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — Спб: Детство — Пресс, 2001. — 308 с.
- Алексеева М.М, Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку. Учебное пособие для студентов и педагогических учебных заведений. Москва: Academia, 2007. С.
- Бавуу-Сюрюн М.В. Тувинский язык на современном этапе: образовательный аспект// Новые исследования Тувы. 2010.№ 3,
- Каплунова М.Я. Оценка восприятия языковой ситуации в Республике Тыва местным населением (на материале полевого исследования 2021г)// Новые исследования Тувы.2022.№ 4.с.28-37
- Кондукторова, Н. В. Педагогические идеи К. Д. Ушинского в современной системе образования / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. 2016. № 5 (10). С. 3-6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родной язык для умственного и духовного развития школьника
Знание родного языка как средства выражения мысли, отражает внутренний мир человека, тип мышления, его патриотизм....
«Роль родного языка в развитии и воспитании личности ученика».
Национальный(родной) язык – это ценность народа, которая формировалась веками, одна из форм духовного наследия....
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».
Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет опре...
Доклад "Преемственность важное условие для успешного развития школьника"
Закончился учебный год. Учащиеся 4 класса начальной школы с радостью и гордостью идут на каникулы. Они стали взрослыми перешли в старшую школу. Подумать только уже большие. Что ждет их в новом у...
Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)
Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...
Доклад на тему «Родной язык (русский) в школе: зачем, что и как изучать».
Мы живем в прекрасной большой стране, в которой на протяжении многих веков сосуществуют дружно и в равенстве множество разных национальностей. Народы России на своем пути встречали много т...
Работа с текстом на уроках русского родного языка как способ формирования и развития метапредметных умений школьников
Представлена работа с текстом забайкальского писателя А.А.Черкасова...