Тестирование как одна из форм контроля знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации.
статья по теме
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Несомненно, эту информацию можно получить в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся. Одним из объективных показателей степени усвоения теоретического материала и одной из эффективных форм контроля, на требующего большого количества времени, приносит выполнение тестовых заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolno-ocenochnaya_deyatelnost_pedagoga.docx | 40.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Тестирование
как одна из форм контроля знаний обучающихся
при подготовке к итоговой аттестации.
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Щенкина О.В.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Несомненно, эту информацию можно получить в процессе контроля учебно-познавательной деятельности учащихся.
Контроль - выявление, установление и оценивание знаний обучающихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных обучающихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
Обучающая роль контроля общеизвестна. Правильно организованная, регулярно проводимая проверка знаний, умений и навыков обеспечивает обратную связь, помогает диагностировать состояние обученности в том или ином классе и вовремя вносить в содержание работы необходимые коррективы.
Контроль должен быть систематическим, оперативным, разнообразным по форме, оказывать положительное влияние на результаты в целом.
Формы контроля, применяемые учителями, очень разнообразны. За многие годы в образовательной практике сложилась определенная система педагогического контроля. Так, в русском языке традиционные формы контроля и оценки знаний это:
Учебный опрос. Самый распространенный метод контроля, который может быть использован из урока в урок и предполагать контроль по той или иной теме.
*** Правила на ту или иную орфограмму или пунктограмму.
К сожалению, эта форма не лишена недостатков. Проведение устного опроса – это относительно большая затрата времени урока при небольшом количестве выставляемых оценок,
Письменный опрос.
Нахождение, подбор и анализ языковых явлений. Умение в результате наблюдения за языковыми явлениями и их анализа прийти к ответу на вопрос, который требует определенного отбора языковых единиц или указанного обобщения.
***Например, обозначить главную и придаточную части в сложноподчиненном предложении
Списывание. Поскольку в старших классах одной из задач обучения является развитие аналитического мышления, на первый план при списывании выступает анализ языковых фактов и явлений; осмысливание языковых решений автора текста;
*** Например, списать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Группировка слов по видам орфограмм. Умение в результате наблюдения за языковыми явлениями и их анализа прийти к правильной группировке слов в соответствии с поставленным заданием.
Диктант.
Наиболее распространенный вид контроля, формирующий орфографическую и пунктуационную зоркость, определяющий уровень владения орфографическими и пунктуационными нормами.
Словарный диктант контроль над усвоением слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.
Выборочные диктанты контроль над умением распознавать в тексте те или иные языковые явления различного уровня, выбора лишь определенных языковых единиц, предусмотренные заданием.
Свободные диктанты. Запоминание предложения или нескольких предложений, связанных одной мыслью, при одноразовом прочтении учителем и запись по памяти.
Творческие диктанты сопровождаются дополнительным заданием, связанным с продолжением текста или с написанием мини-сочинения, развивающего тему написанного диктанта.
Контрольные диктанты. Итоговая проверка знаний и умений учащихся.
Изложение
Подробное, которое требует полного, детального пересказа текста;
Сжатое изложение нацелено на краткую передачу основной мысли определенного
содержания;
Выборочное изложение предполагает пересказ лишь той части текста, в которой
звучит какая-либо обозначенная учителем проблема;
Изложение с творческим заданием включает написание мини-сочинения по
определенномузаданию.
Сочинение
как показатель способности учащегося к аналитической мыслительной деятельности, к критическому анализу и творческо-интеллектуальной работе.
Перечисленные виды работ подготавливали к успешной сдаче экзамена. Традиционная форма итоговой аттестации в 9 классе, а именно, изложение с элементами сочинения, была отработана годами. Была выстроена методика подготовки обучающихся к сдаче экзаменов.
Но с 2007 года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования проводится государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Введение в практику новой модели экзамена для выпускников основной школы продиктовано необходимостью совершенствования форм подготовки и контроля.
Если традиционное подробное изложение с элементами сочинения проверяло в основном память, владение речевыми навыками и практическую грамотность,
то сегодня экзаменационная работа в 9 классе проверяет уровень владения следующими компетенциями:
1. лингвистической (умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений);
2. языковой (практическое владение русским языком , его словарем, грамматическим строем, соблюдение языковых норм);
3. коммуникативной (владение разными видами речевой деятельности, умение воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания).
Структура и содержание контрольно-измерительных материалов ориентированы на проверку степени овладения этими компетенциями».
А при помощи традиционного диктанта нельзя проверить уровень усвоения теоретического материала и уж тем более уровень сформированности коммуникативных умений и навыков. Сочинения и изложения осуществляет проверку коммуникативных навыков, но не является основным способом проверки умений и навыков.
Оказалось, что традиционные формы контроля и оценки по русскому языку показывают только одну из компетенций обучающегося, которые по отдельности не работают на общий результат. Прежде всего, это успешное прохождение выпускниками 9 - х классов ГИА по русскому языку
Конечно, новая форма итоговой аттестации базируется на том же предметном материале, который прописан в «Требованиях к уровню подготовки выпускников» в Стандарте образования. Но она предполагает разнообразные виды деятельности ученика:
1. восприятие текстов на слух и в напечатанном виде,
2.выбор ответа из нескольких предложенных,
3.сжатый письменный пересказ,
4.создание собственного текста на одну из двух предложенных тем.
Эта перспектива побуждает
-находить новые методические решения,
-делать акценты на том, что раньше могло казаться необязательным,
- организовывать учебную деятельность так, чтобы она привела к победе ученика,
Следовательно, чтобы эффективнее шел процесс подготовки к ГИА, следует продумать систему контроля и оценки для изучения нового и повторения изученного материала по русскому языку с учетом новой формы итоговой аттестации.
Да и итоговые работы в конце учебного года тоже целесообразно проводить в форме ГИА. Так формируется преемственность в форме проведения экзамена, что способствует снятию излишней напряжённости перед испытаниями в 9 классе.
Структура ГИА по русскому языку следующая:
Часть С 1. Написание сжатого изложения.
Часть С 2. Написание сочинения-рассуждения.
Часть 2. Задания (А1-А7) и ( В1 – В9) на основе прочитанного текста.
К каждому заданию ( А1 – А7) даны 4 варианта ответа, из которых только один верный. Ответы к заданиям (В1 – В9) необходимо сформулировать самостоятельно и записать в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами.
Следовательно, часть 2 включает задания на лингвистический анализ разнообразных языковыхявлений. Значит, подготовка к экзамену требует повторения теоретических сведений и контроля за практическим применением знаний по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике.
Поэтому объективным показателем степени усвоения теоретического материала и одной из эффективных форм контроля, на требующим большого количества времени, приносит выполнение тестовых заданий.
Тест - система заданий, имеющих специфическую организацию и создаваемых с целью 1) выявления специальных способностей учащихся;
2) измерения уровня знаний;
3) оценивания результатов, достигнутых ими в процессе обучения.
Тест рассматривается как форма контрольно-тренировочного задания, предназначенного для определения (диагностики) уровня обученности и характеризующаяся следующими чертами:
а) простотой процедуры выполнения;
б) стандартностью структуры;
в) мелкой дозировкой учебного материала;
г) легкостью осуществления обратной связи;
д) возможностью непосредственной фиксации результатов;
Не подменяя плановый контроль знаний, тесты являются не только «наиболее экономной формой контроля» (Г. В. Рогова), но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала, чем данные текущей, индивидуальной проверки.
но не все считают тест Конечно, существует много мнений
Тест как форма контроля позволяет всем учащимся работать одновременно в одинаковых условиях и записывать выполнение символами. Тест рассматривается как некий «измерительный прибор», который должен отвечать следующим требованиям:
- надежность (показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях);
- валидность (тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста);
- объективность (независимость проверки и оценки знаний от личности преподавателя).
Применение тестов при контроле и оценке обучающихся целесообразно потому, что они задают направление мыслительной деятельности учащихся, приучают варьировать процесс переработки воспринимаемой информации.
Тесты предполагают владение пользователем определенным объемом информации, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. Они обеспечивают учителю возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.
По одному и тому же учебному материалу могут быть составлены тесты разной степени трудности, что расширяет возможности реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Перечисленные выше характерные черты и функции тестов делают их особенно пригодными для проведения как текущего, так и итогового контроля, в значительной мере устраняя субъективизм в оценках и резко снижая время, затрачиваемое учителем на проверку выполнения заданий.
Итоговые тесты предназначены для того, чтобы объективно подтвердить достигнутый обучающимися уровень обученности.
Тематический тест призван способствовать улучшению самого учебного процесса.
Не подменяя плановый контроль знаний, тесты являются не только «наиболее экономной формой контроля» (Г. В. Рогова), но и более объективным показателем степени усвоения учащимися языкового материала, чем данные текущем, индивидуальной проверки.
Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий.
В своей педагогической деятельности наряду с традиционными формами итогового и текущего контроля уже несколько лет регулярно использую тестовую форму контроля.
Как и в любом изучаемом вопросе необходимо рассмотреть положительные и отрицательные стороны предмета изучения.
Считаю, что тестовые формы контроля имеют свои положительные стороны, а именно:
- удается проверить большой объем материала;
- быстро обработать полученные результаты;
- скорректировать знания каждого ученика и снять психологический барьер перед
данной формой контроля.
А отрицательными считаю:
- мыслительная деятельность учащегося и результат может быть только вероятностным;
- имеет место возможность угадывания верного ответа.
Для устранения недостатков считаю необходимым применять различные виды тестов и форм тестовых заданий с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся.
Использование мною тестового контроля повлияло на мотивацию учащихся к обучению.
На уроках русского языка использую следующие виды тестов:
тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях или правильных формулировках определений, правил;
тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждений;
тесты, предполагающие выбор ответа (ответов) из целого ряда вариантов;
тесты, которые ведут к созданию схем, графиков и др.
Такая форма проверки, если она носит регулярный характер, приучает обучающихся к ответственности за весь материал цикла, что способствует успешности их обучения, поскольку тестом, рассчитанным на 10—15 минут выполнения, можно охватить весь изученный за соответствующее время материал и проверить всех учащихся. С этой точки зрения тест является весьма действенным и экономным средством контроля.
Тесты можно использовать на разных этапах урока: при первичном закреплении, обобщении и систематизации материала, итоговом контроле. Но необходимо целесообразное сочетание метода тестов с другими методами. Только тогда он может стать полезным в руках учителя-практика.
Работу с тестами промежуточного контроля рекомендую проводить за 10—15 минут до конца урока. Это позволит проверить и оценить одновременно всех учащихся класса. выполнение тестов занимает немного времени, что делает возможным их проведение практически на любом занятии;
при выполнении тестов все учащиеся поставлены в равные условия — они работают в одно и то же время с одинаковым по объему и сложности материалом, что исключает влияние на оценку их ответов такого фактора, как везение/невезение.
Тест дает возможность включать большой объём, материала и контролировать не только его усвоение, но и наличие отдельных умений пользования им.
Результаты проверки тестов анализируются мною и служат, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой - самооценкой работы, что позволяет внести необходимые коррективы в
процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок учащимися.
Задания в тестовой форме не только средство контроля знаний, но и те познавательные формы, от правильного применения которых зависит будущее образования. В современных образовательных системах они становятся главным средством автоматизированного обучения и развития учащихся и меняют учебный процесс, улучшая специально организованную самостоятельную работу учащихся.
Таким образом, тестовые задания выступают для ученика не только как тренировочная практическая работа, требующая лишь применения имеющихся знаний, но и как объект познания. Вопросы и задания тестов развивают мыслительные операции детей, учат их обобщать явления, устанавливать причинно-следственные связи, побуждают к применению определенных способов действий. Любую самостоятельную, проверочную или контрольную работу, кроме диктантов, изложений и сочинений, можно проводить в форме тестов
Необходимо помнить: обучая ребят, каждый раз учимся сами, ибо подготовка учащихся к Г(И)А – школа развития для самого учителя. И это не только успешная сдача выпускниками 9 - х классов экзамена по русскому языку, это прежде всего воспитание личности, уважительно относящейся к родному языку, владеющей письменной и устной речью, личности компетентной.
Свое выступление хотелось бы закончить словами: «Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление- содержательной».
Я в своей работе пользуюсь многими источниками:
- специальной литературой (КИМы, тестовые задания, тренировочные упражнения)
Например,
- Интернет- ресурсами.
Например,
- электронными тренажерами.
Например,
Далее корректирую полученный материал в соответствии с уровнем подготовки класса.
Для успешной сдачи ГИА необходимо проводить контроль и давать оценку развитию речи обучающихся, так как без этих навыков невозможно написать ни сжатое изложение, ни сочинение. Развивая речь обучающихся, стремлюсь сформировать у обучающихся умение точно и лаконично выражать мысли.
Для того чтобы речь была точной, необходимо, во-первых, знать предмет речи, во-вторых, ориентироваться в языковой системе, в-третьих, иметь такие речевые навыки, которые помогли бы соотнести знание предмета со знанием языковой системы в конкретной речевой деятельности.
Механизм выражения связной письменной речи требует от пишущего и читающего целого комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно. Они складываются и совершенствуются в процессе целенаправленного воздействия в ходе обучения, поэтому для успешной сдачи ГИА работаю над развитием речи обучающихся, начиная с 5 класса, а именно обучаю комплексному анализу текста. С 5-го по 9-ый класс с целью формирования ключевых компетенций использую пособие А. Б.. Малюшкина «Комплексный анализ текста». Работа с данным пособием в системе дает положительные результаты: у учащихся вырабатываются навыки определения стиля и типа речи, выделения микротем текста, навыки всех видов разбора. Это помогает мне оценить умение разбираться в структуре текста, различать главную и второстепенную информацию, выделять ключевые слова.
Я ненавижу себя за то, что являюсь “средненькой” и иногда не хочу жить.
Если быть честной, нет во мне ничего такого, чем можно было бы гордиться. Человек со средними знаниями во всем разбирающийся поверхностно, а по многим предметам и того хуже. Как я завидую людям одержимым, с твердым характером, умеющим добиваться цели и бороться.
Что греха таить, недобросовестно мы учимся в школе, на “3”. Если раньше мечтали стать героями, космонавтами, артистами, то теперь мои сверстницы хотят быть кто парикмахером, кто танцовщицей в ночном баре, а кто продавцом косметики.
У большинства из нас нет великой цели. Мы не понимаем, зачем мы в этом мире. Отсюда сознательный выбор усредненного стиля жизни и линии поведения
Задания:
1. Какова тема текста?
2. Определите тип речи.
3. Какую проблему поднимает автор сочинения?
4. Запишите 5-6 ключевых слов, которые помогут вам передать содержание.
5. Что, по вашему мнению, означает выражение “средненький человек”?
6. Передайте содержание текста тремя предложениями.
Задания такого типа могут быть использованы на каждом уроке, они развивают навыки точного отбора ключевых слов, которые отражают не только тему текста, но и его идею, с их помощью можно показать отношение автора к тому, о чем идет речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тестирование как одна из форм контроля знаний
Работа рассказывает о видах и формах тестирования...
Использование тестов как одна из форм контроля знаний и умений учащихся
Выступление на конференции...
Доклад ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Доклад "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕСТА КАК ОДНОЙ ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА " подготовлен к заседанию цикловой методической комиссии, 2017 год...
Тестирование как одна из форм контроля знаний.
Определение, достоинства и недостатки тестов, требования, виды тестов, фактор времени....
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Тест (от англ. test – испытание, исследование, опыт) – стандартизированные задания, по результатам, выполнения которых судят о знаниях, умен...