Тестирование как одна из форм контроля знаний
презентация по теме
Работа рассказывает о видах и формах тестирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
testirovanie_kak_odna_iz_form_kontrolya_znaniy.ppt | 796 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Определения тестов Тест (от англ. test – испытание, исследование, опыт) – стандартизированные задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, знаниях, умениях и навыках испытуемого. Тест – это система заданий, позволяющая измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) характера. Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических особенностей. Тест – совокупность заданий, которые позволяют определить, измерить уровень владения школьниками лингвистической, коммуникативной и культурологической компетенции. Тест – это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.
При кажущемся разнообразии эти определения близки между собой. Наиболее существенным для нас представляется то, что тест в психолого-педагогическом понимании этого слова означает проверку, испытание, что тест должен быть стандартизирован и что назначение теста – выявление личностных особенностей. Мы будем придерживаться определения, авторство которого принадлежит достаточно большой группе специалистов из различных регионов России, которые в 1997-1998 гг. принимали участие в работах по согласованию понятийного аппарата тестологии: Тест – это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.
Одна из важных задач квалиметрии – быстрая и надежная оценка знаний человека. Теория квалиметрических тестов рассматривается как часть педагогической квалиметрии. Тестирование является одной из наиболее технологичных форм проведения автоматизированного контроля с управляемыми параметрами качества. В этом смысле ни одна из известных форм контроля знаний учащихся с тестированием сравниться не может. Но абсолютизировать возможности тестовой формы нет никаких оснований. Тестирование позволяет накапливать значительный статистический материал, подвергать математической обработке, получать объективные выводы в пределах тех задач, которые предъявляются к тестовой проверке. Квалиметрия – (от лат. gualitas – какой по качеству), отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества продукции
Тесты учебных достижений Предметом нашего рассмотрения будут тесты, но не все и не всякие тесты, а в первую очередь тесты учебных достижений (синонимичные названия: тесты школьных достижений, педагогические, дидактические и т.д.) Современное понимание тестов и тестирования можно развести по трем уровням: бытовой, словарный, научный.
«Бытовой» уровень (тест понимается как набор вопросов с вариантами ответов, который стоит в одном ряду с кроссвордами, головоломками, служит в большей степени для развлечения и удовлетворения познавательных интересов); «Словарный» уровень (в этом понимании выделяются основные составляющие понятия тестирования, но не учитываются особенности процедуры создания, использования, анализа, специфичные для той или иной сферы применения); «Научный» уровень (наиболее точный, учитывающий особенности тестов, отражающий требования к тестам, которые появляются в процессе развития и научного обоснования тестирования).
Классификация тестов 1 По процедуре создания: - стандартизированные; - нестандартизированные. 2. По средствам предъявления; - бланковые; - предметные; - аппаратурные; - практические; - компьютерные. 3. По направленности: - тесты интеллекта; - личностные тесты; - тесты достижений.
4. По характеру действий: - вербальные; - невербальные. 5. По ведущей ориентации: - тесты скорости; - тесты мощности; - смешанные тесты; 6. По степени однородности задач: - гомогенные (одношкальные); - гетерогенные (многошкальные). 7. Объективные тесты 8. Широкоориентированные тесты 9. По целям использования: - предварительный определяющий тест; - формирующий тест; - диагностический тест; - суммирующий тест. 10. По широте использования
Форма тестовых заданий Задания в закрытой форме Задания с выбором ответов Альтернативные задания Задания на классификацию Задания на обнаружение правильной последовательности Задания в открытой форме Задания, в которых необходимо указать ответ Задания в свободной форме
Тестовые задания закрытого типа Данные тесты содержат в себе: 1. текст задания 2. возможные варианты ответов (вся необходимая информация дана в самом задании, т.е. «закрыта» в нем) По характеру выбранного ответа можно судить о том, какая ошибка была допущена и в каком действии ( на какое умение)
Задания на обнаружение правильной последовательности Задания такого вида удобно использовать для проверки усвоения: правильной последовательности действий правильной последовательности событий правильности расположения объектов, событий в заданном порядке Разновидность задания закрытой формы Задания такого вида используют для выявления усвоения алгоритмов, способов действия, для выявления приоритетов, оценочных суждений
Задание альтернативного вида Разновидность задания закрытой формы Задания с выбором ответов, в которых возможны только два верных ответа: верно – неверно, будет – не будет, …
Задания на классификацию В задании задаются два множества объектов, между которыми необходимо установить соответствие. Соответствие должно быть однозначным Разновидность задания закрытой формы Несколько аналогичных заданий с одинаковыми дистракторами могут объединятся в одно задание на классификацию
Преимущества заданий закрытого типа: задания могут быть надежны, поскольку отсутствуют факторы, связанные с субъективными оценками, которые снижают надежность; оценивание заданий полностью объективно: между оценками различных проверяющих не может быть различий; неважно, умеют ли испытуемые хорошо формулировать ответы; задания этого типа легко обрабатываются, тестирование быстро проводится; простой алгоритм заполнения снижает количество случайных ошибок и описок; эти задания позволяют охватить большие области знания, что для тестов достижений особенно важно; возможна машинная обработка ответов; низкая вероятность угадывания правильных ответов; возможно получение точной оценки содержательности теста, что особенно важно для определения соответствия теста целям исследования.
Задания в свободной форме Задания, в которых важен не только ответ, но и решение, объяснение. Задания, нацеленные на проверку творческого уровня освоения содержания предмета. Задания, направленные на выявление способности создавать собственный продукт (высказывание, текст, способ действия) на основе общих приемов его построения.
Положительные стороны заданий открытого вида краткость и однозначность ответов; необходимость воспроизведения ответа по памяти; отсутствие необходимости искать несколько вариантов ответа; простота формулировки вопросов; простота проверки; невозможность угадать ответ. Основное преимущество этих заданий - невозможность угадать ответ, а основной недостаток - сложность формализации правильного ответа. Тем не менее, для задач на вычисление, задач с формулами в качестве ответа эта форма представляется оптимальной.
Оценка выполнения тестовых заданий Оценка тестовых заданий в закрытой форме дихотомическая , т.е. успешно выполненное задание оценивается 1 баллом , неуспешное – 0 баллов . Оценка тестовых заданий в открытой форме политомическая . Задание допускает несколько категорий оценки ответа, например, полностью верный ответ – 2 балла , частично верный ответ – 1 балл , неверный ответ – 0 баллов .
Определение целей тестирования Отбор содержания учебного материала Составление, подбор тестовых заданий Компоновка заданий для апробации Апробация тестовых заданий Определение и расчет показателей качества тестовых заданий (НОТ) Отбраковка заданий и составление окончательного варианта теста. Стандартизация и нормирование теста Этапы составления тестов
Требования к тестовым заданиям Содержательная валидность – соответствие содержания теста проверяемому материалу Уровневая валидность – соответствие уровня задания проверяемому уровню Определенность – обеспечение общепонятности формулировок заданий всеми учащимися Однозначность – создание эталона ответа, соответствующего полному и правильному решению заданий Ограниченность – определенные временные рамки на выполнение заданий. Пригодность для быстрой обработки результатов. Пригодность для широкого практического использования.
Требования к составлению тестовых заданий Ответ на поставленный вопрос не должен зависеть от предыдущих ответов (цепные задания). Если ставится вопрос количественного характера, то ответы к нему должны располагаться упорядочение от меньшего к большему или наоборот; в том случае, если дистракторы представлены в виде слов, текста, располагайте их в алфавитном порядке. Неправильные ответы ( дистракторы ) должны быть разумны, умело подобраны, не должно быть явных неточностей, подсказок. Правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и общему количеству слов; Применяйте правдоподобные ошибочные варианты, взятые из опыта.
Требования к составлению тестовых заданий Формулируя вопрос не следует акцентировать внимание учеников на неверных, ошибочных формулировках, фактах, неточностях, ошибочных суждениях и пр. Следует избегать вопросов типа «укажите неправильную формулировку…», «какими свойствами не обладает…» Лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ Один правильный ответ, а в том случае, если правильных ответов несколько, то такое задание переделывается в форму заданий с альтернативными ответами. Поиск правдоподобных однородных ответов составляет основную трудность для разработчиков заданий множественного выбора. Решить эту проблему возможно только на основе анализа результатов решения задачи.
Требования к оформлению тестовых заданий Всё задание должно располагаться на одной странице. Необходимо следить за тем, чтобы у ученика было достаточно места для записей, черновых заметок, вычислений. Для зданий открытого типа необходимо выделить достаточно места для фиксации ответов, с учетом различного объема почерка испытуемых. Место для ответа должно быть выделено определенным образом, лучше, если место для ответа будет выделено единообразно для заданий разного типа (многоточие, линия, квадратик или иным способом). Размер шрифта теста, шрифтовое и полиграфическое оформление должны соответствовать возрасту детей, для которых проводится тестирование, и быть не ниже, чем рекомендации соответствующих санитарных служб.
Требования к оформлению тестовых заданий Варианты ответа лучше располагать в один столбик, максимум в два. Особые места инструкций и заданий должны выделяться шрифтом (информация о необычном количестве ответов, отрицания в тексте и т.д.) Невербальный материал должен быть высокого качества, его шрифтовое и полиграфическое оформление соответствовать оформлению всей тестовой тетради. В том случае, если тестирование предполагает несколько частей теста (субтестов), то каждую следующую часть следует начинать с новой нечетной страницы, поместив на четной стороне предупреждение о необходимости перевернуть страницу после сигнала ведущего.
Невербальные способы преподнесения информации в тестах Таблицы Диаграммы, графики Карты Рисунки, фотографии Комиксы
На рисунке показан способ образования озона с помощью комикса (смешного рассказа в рисунках). Что может обозначать группа из двух маленький человечек из комикса? А. Атом кислорода В. Молекулу кислорода С. Молекулу озона. D. Ион Невербальные способы преподнесения информации в тестах Использование комиксов
Фактор времени в тестировании При создании тестов школьных достижений одним из фундаментальных по значимости факторов является время. Увеличение времени тестирования приводит к утомлению испытуемого, что в свою очередь снижает результаты тестирования. При составлении варианта теста можно ориентироваться на следующее время выполнения: начальная школа - 30-40 минут; средняя школа – 50 – 60 минут; старшая школа – 70 – 80 минут. Наиболее благоприятное время для проведения теста – 9 -12 или 16 – 18 часов .
Работа над тестами Подбор тестовых заданий Составление плана тестовой работы Составление спецификации тестовой работы 1 2 3
Итоговое тестирование Итоговое тестирование осуществляется во время повторения и обобщения знаний и умений в конце каждой четверти и учебного года. Тестовая проверка позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности об объективности результатов обучения. Тесты осуществляют проверку знаний без дополнительных затрат времени, а учащимся также дают возможность подготовиться к выпускным экзаменам в форме ГИА и ЕГЭ.
Необходимые психолого-педагогические условия тестирования Во время тестирования создайте школьникам возможность почувствовать себя легко и комфортно. Не создавайте волнения тем, что вы делаете из теста самое важное событие учебного года. Расслабьтесь сами, убедитесь, что в аудитории тихо. Не давайте списывать, наблюдайте за всем классом. Не увлекайтесь своей бумажной работой во время тестирования. Помните, что никакие баллы не совершенны.
Нравственные нормы тестирования Выбор теста и его использование в работе со школьником должно быть основано на гуманных ценностях, а также на точной информации о том, что данный вид теста может проверить, а чего не может. При проведении тестов и их анализе предполагается, что тестируемый правдив и объективен. Надо осторожно интерпретировать итоги тестирования, помня, что любой тест говорит о результате успеваемости ученика только на данный момент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме Тестирование как одна из форм контроля
Ведущей педагогической идеей опыта является развитие личности через новую организацию обучения, при которой каждый ученик мог бы продвигаться вперед сообразно своим способностям, одной из таких методи...
Тестирование как одна из форм контроля знаний обучающихся при подготовке к итоговой аттестации.
Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно-познавательной деятельности обучающихся. Несомнен...
Использование тестов как одна из форм контроля знаний и умений учащихся
Выступление на конференции...
Компьютерное тестирование как одна из форм контроля на уроках химии
В данной статье рассмотрены возможности использования программы iSpring Suite в рамках урока химии при закреплении матерала...
Тестирование как одна из форм контроля знаний.
Определение, достоинства и недостатки тестов, требования, виды тестов, фактор времени....
ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Тест (от англ. test – испытание, исследование, опыт) – стандартизированные задания, по результатам, выполнения которых судят о знаниях, умен...