Педагогический проект
методическая разработка по теме

Педагогический проект опыта работы по теме: "Духовно - нравственное развитие личности через урочную и внеурочную деятельность"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Визитная карточка педагогического проекта

Фамилия, имя, отчество автора

Баданова Айас Анатольевна

Название общеобразовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кош – Агачская основная общеобразовательная школа»

Вид проекта

учебный

Тема

«Духовно – нравственное развитие личности через урочную и внеурочную деятельность на уроках алтайского языка и литературы»

Цель проекта

Моделирование системы работы учителя – словесника, обеспечивающий духовно – нравственное развитие личности на уроках с использованием деятельностного подхода обучения

Методические задачи

- изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике

- провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности духовно – нравственных ценностей

- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по развитию духовно – нравственных ценностей у младших школьников конкретно с учётом специфики предмета алтайский язык и литература

- определить способы диагностики и показателей достижения результатов

Ведущая идея проекта

Разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию алтайского языка и литературы позволит осуществлять целенаправленное  формирование духовно – нравственного развития учащихся, и в конечном счёте повысить качество знаний по предмету и создать условия для воспитательной среды

Применяемые технологии

- идеи деятельностного подхода(«учение через деятельность») – Д. Дьюи, А. В. Хуторской

- технологи РКМЧП (Темпл Ч, С. Уолтер)

- технология проектной и исследовательской деятельности

Предметные области, в рамках которых проводится проект

Алтайский язык и литература

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта

1 – 4 классы

Программно – техническое обеспечение

Мультимедиапроектор

Средства телекоммуникации (интернет)

Экран

аудиоцентр

Введение

Духовно-нравственный кризис поразил многие социальные институты России,  в том числе и образование. Проведение масштабного экспериментирования в системе народного образования без соответствующей материально-технической и кадровой базы, без теоретического обеспечения не привело к позитивным результатам. Но, пожалуй, наиболее значимым фактором, негативно сказавшимся на развитии современной системы российского образования, стало поспешное копирование зарубежного опыта без знания и учёта своей национальной принадлежности.

Нравственое воспитание из всех святых дел самое святое.
Феофан Затворник. 

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодёжи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, который отмечал:
«Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности…
Настоящий человек начинается там, где есть святыни души…» Детство – это удивительная страна. Её впечатления остаются на всю жизнь. Человек как храм закладывается в детстве. В сегодняшней жестокой действительности ребёнку необходимо введение в традиционную духовную культуру. Ведь культура – это организованная человеком среда обитания, это совокупность связей и отношений человека и природы, искусства и человека, человека и общества, человека и Бога.
Духовно-нравственное воспитание на основе  традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. «Воспитать» - значит способствовать формированию духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нём как можно раньше духовный «уголь», чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте.

 Однако, несмотря на многоплановость исследований, проведённых по данной проблеме, решение её не может быть признано окончательным и полным. Анализ трудов показывает недостаточную теоретико-практическую изученность использования народной культуры в духовно-нравственном формировании современных школьников как на теоретическом, так и на методическом уровнях.

В связи с  вышеизложенным появилась необходимость поиска новых подходов к воспитанию, что актуализировало проблему духовно-нравственного и национального воспитания, которое призвано сохранить лучшие национальные и историко-культурные традиции отечественного образования, дав молодому поколению не только систему знаний, но и духовно-нравственные идеалы и ценности. Современное воспитание школьников актуализируется: «Нет, и не может быть школы... без стремления помочь ребенку стать личностью, нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству». Это все приобретает особую остроту в ситуации движения человечества к мировой цивилизации, глобальному образовательному пространству, постиндустриальному, в котором мотивы свободы, ответственности, стремление человека к самоопределению будут играть значимую роль. XXI век, по мнению ученых, прогнозируется как век Человека, где современные воспитательные технологии признаются высшей ценностью. Они являются основой развития не только образования, но и науки, искусства, культуры. Вместе с тем недооценка современных технологий в развитии личности школьников в связи с господством на протяжении длительного времени авторитарной педагогики является спецификой воспитания российских школ. Формирование мира молодежи осуществляется в процессе созидательной, добротворческой деятельности подрастающего поколения под воздействием позитивной социальной среды. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью воспитания учащихся в сложных условиях социума: это дефицит социального оптимизма, высокий уровень социального неравенства; возросшее количество тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, совершенных подростками; мировое лидерство России по детской проституции, наркомании, бродяжничеству, социальному сиротству; ослабление педагогического потенциала средств массовой информации, книжной продукции для детей; кризисом семьи и детства, разрыв между детско-взрослой жизнью, радикальными изменениями опыта, ценностей, смыслов жизни молодого поколения по сравнении с их родителями и т.д.

И в связи с актуальностью выбранной нами темы объектом исследования является - процесс воспитания школьников.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребёнке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твёрдой и свободной воли». Н.И. Пирогов.
Обращение к опыту народной  педагогики в настоящее время, когда идёт духовное возрождение России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Поэтому именно духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи, основанное на приобщении их к православным традициям, является приоритетным направлением работы школ, организационной и методической деятельности УО и ЦРО, а так же всех заинтересованных структур в Белореченском районе. Успех в области духовно-нравственного воспитания школьников зависит в первую очередь от профессионализма педагогов, работающих с молодёжью: преподавателей предметов гуманитарно-эстетического цикла, учителей ОПК, педагогов дополнительного образования.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах и предметных олимпиадах православной направленности.
В течение нескольких лет в школе  проходят праздник Чага, ежегодные выставки декоративно-прикладного творчества алтайского  народа, школьники участвуют в районных  творческих конкурсах, праздниках.  Каждая работа ребёнка есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными ценностями, формирование собственной картины мира. Духовно-нравственное воспитание на основе  традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов образовательного учреждения.
Хочу поделиться проектом  работы по духовно-нравственному воспитанию школьников сложившимся в нашей школе, в моей практике за 2 года

Цель проекта: Моделирование системы работы учителя – словесника, обеспечивающий духовно – нравственное развитие личности на уроках с использованием деятельностного подхода обучения. Для реализации данной цели были выдвинуты следующие задачи.

Методические задачи: - изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике

- провести диагностику среди учащихся на выявление уровня сформированности духовно – нравственных ценностей

- осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по развитию духовно – нравственных ценностей у млдаших школьников конкретно с учётом специфики предмета алтайский язык и литература

- определить способы диагностики и показателей достижения результатов

1. Этапы реализации проекта

Этап проекта

реализация

Подготовительный 2011 – 2012 г

- изучение теоретических основ проблемы

- разработка модели

-  создание банка  заданий

- составление плана работы

-  апробирование модели

Поисково э экспериментальный 2012 – 2013 г

- разработка и проведение уроков

-  ключевая реализация проекта

-  мониторинг процесса и промежуточных результатов

-  корректировка дальнейших действий

Заключительный 2013 – 2014 г

- оценка эффективности модели

- анализ результатов

- обобщение и распостранение опыта своей работы

 2. Теоретические основы духовно – нравственного развития личности


Изучение философско-социологической и психолого-педагогической литературы показывает, что проблема роли духовно нравственного развития личности  была и остаётся важной проблемой в трудах целой плеяды русских исследователей как М.В. Ломоносова, К.Д. Ушинского,  В.А- Сухомлинского.

В настоящее время формирование национального сознания и духовной культуры анализируется в трудах исследователей, занимающихся национальным образованием. Вопросы духовности и нравственности постоянно являются предметом обсуждения в русле тематики возрождения национальных школ. Широкое освещение получила данная проблема в работах современных отечественных психологов и педагогов: Е.П, Белозерцева., Г.Н. Волкова, И.Ф.Гончарова, И.Ф. Исаева, Н.Д. Никандрова, B.IVL Меньшикова, В.А, Сластёнина, А.Г. Пашкова, В.Ю. Троицкого, А.Н. Ходусова, В.Д. Шадрикова, М.А. Некрасовой, С.Ф, Ивановой, Ю. М. Юдина и др. Народной культуре, проблемам нравственного воспитания, культуры общения, поведения, духовности посвящены  работы региональных кандидатов филологических наук М.П. Чочкиной, Н. Б. Тайбориной, Э. П. Чининой, где рассматриваются различные аспекты теории духовно-нравственного воспитания и использования традиций народной культуры врешении задач образования и воспитания.

3. Методологические основы

Методологической основой  исследования являются принципы историзма, целостного изучения воспитания в их развитии и взаимной связи; теоретические изыскания отечественных и зарубежных философов, педагогов, психологов по вопросам народной духовной культуры; положение о связи образования подрастающего поколения с историко-культурными ценностями общества, его духовными и национальными истоками; об использовании личностно-ориентированного подхода в процессе духовно-нравственного воспитания; положения философской и педагогической антропологии, аксиологии и культурологии о духовно-нравственных основах развития личности.

 В исследовании был использован комплекс следующих методов: изучение и теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы; изучение и анализ процесса духовно - нравственного воспитания учащихся в школе; педагогическое наблюдение; групповые и индивидуальные беседы; тестирование; анкетирование; анализ сочинений и творческих работ; проведение дискуссий; педагогический эксперимент; включенное наблюдение.

 Методологической основой послужили современные теории по системно – деятельностному подходу формирования личности А. Г. Асмолова.

Также я реализую:

  1. идею личностно – ориентированного развития   (И. С. Якиманская)
  2. идеи деятельностного подхода  (Д.  Дьюи) Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами»
  3. технологию проектной и исследовательской деятельности

4. Технология проекта

За основу своей системы работы по духовно – нравственному развитию личности на уроках я взяла технологию  деятельностного метода, нацеленную на формирование у учащихся деятельностных  способностей.

Идея простая: в универсуме деятельности выделить те виды деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.

На понятийных основаниях теории деятельности теоретически обоснована и практически апробирована дидактическая система развивающего обучения, в которой:

1) осуществлен синтез идей ведущих отечественных педагогов и психологов о способах включения ребёнка в учебно-познавательную деятельность;

2) обеспечена преемственность с традиционной моделью обучения, что позволяет перейти к её реализации в практическом преподавании эволюционным, а не революционным путём.

      Любая система деятельности, в том числе и система образования, функционирует в соответствии с целями, которые реально контролируются в данной системе.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).

На данном этапе организуется положительное самоопределение ученика к

деятельности на уроке, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу); 2)выделяется содержательная область (могу)

2.Актуализация знаний и фиксация

затруднения в деятельности.

Данный этап предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:! )актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2)тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.

3.Постановка учебной задачи.

На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Учитель организует коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.

4.Построение проекта выхода из затруднения детьми нового знания. На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.

Учитель организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа

действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками, принятыми в культуре. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.

б. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в познавательную дальнейшую деятельность.

7.Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.

8.Рефлексия деятельности (итог урока).

На данном этапе организуется самооценка

учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели

и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.

Разработанная последовательность деятельностньгх шагов обеспечивает реализацию деятельностного метода.

         Формирование духовно – нравственных ценностей предполагает умелое сочетание различных методов и приёмов работы. Так, наряду с технологией деятельностного метода очень удачно на уроке литературы применяется технология РКМЧП, основополагающими идеями которой являются: приоритет мнения каждого ученика, неавторитарность учителя, важность каждого суждения, опора новых знаний на имеющийся опыт.  

 Под технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП) понимается система конкретных методических стратегий и приемов, формирующих метапредметные навыки работы с текстом и информацией

Технология РКМЧП позволяет решать задачи:

• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

• культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;

• информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

• социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.

      Организация обучения, методы и формы работы на уроке, должны быть адекватны специфике психического и социально-психологического развития ребенка на определенном возрастном этапе.

        Применение технологии РКМЧП в младшем школьном возрасте помогает учителю переключить ученика с внешней атрибутики на собственно учебную деятельность посредством вовлечения в процесс поиска знаний, организации свободной обстановки на уроке и предоставления возможности сотворчества. Уместно применять на занятиях в младшей школе такие приемы, как лексическая «Мозаика», «Прогнозирование», «Перепутанные логические цепочки», «Сказка по ключевым словам», «Чтение со стопом», поскольку они дают импульс для активизации образного мышления.

Возможности  активного включения учащихся в  различные виды деятельности, освоение  новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде,  развитие навыков и умений адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека предоставляет  метод проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.

     Педагогические цели и задачи в рамках учебных проектов:

•  Когнитивные – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.

•  Организационные – овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.

•  Креативные – умение конструировать, моделировать, проектировать и т.д.

•  Коммуникативные – развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

      Развивать мышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет технология исследовательской деятельности учащихся.

       В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

•  учатся умению самостоятельно добывать знания;

•  испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

•  развивают навыки самоорганизации;

•  формируют адекватную самооценку;

•  приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

•  осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

     Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

    Метод проектов и технология исследовательской деятельности – необходимое условие духовно – нравственного развития личности.

             Помогают сохранять высокую мотивацию к изучению предмета, а также реализовать идеи и исследовательская работа. Исследование имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?»

 5. Ведущая педагогическая идея

Основная цель духовно – нравственного воспитания состоит в формировании  личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к малой и большой  Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем  нравственной культуры общества.

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, «отечественник» или «отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме -уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо малой и большой Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации и Республики Алтай: герба, флага, гимна, символики.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего, это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Любой поступок человека, если он в той или иной степени влияет на других людей и небезразличен для интересов общества, вызывает оценку со стороны окружающих. Мы оцениваем его как хороший или плохой, правильный или неправильный, справедливый или несправедливый. При этом мы пользуемся понятием морали.

Мораль в прямом значении этого слова понимается как обычай, нрав, правило. Часто в качестве синонима этого слова используют понятие этика, означающее привычку, обыкновение, обычай. В другом значении «этика» употребляется как философская наука, изучающая мораль. В зависимости от того, как освоена и принята человеком мораль, в какой мере он соотносит свои убеждения и поведение с действующими моральными нормами и принципами, можно судить о его уровне нравственности. Иначе говоря,  нравственность  -- это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека.

Поведение человека оценивается по степени соответствия определенным правилам. Если бы таких правил не было, то один и тот же поступок оценивался бы с разных позиций и люди не могли бы прийти к единому мнению -- хорошо или плохо поступил человек. Правило, имеющее общий характер, т.е. распространяющееся на множество одинаковых поступков, носит название нравственной нормы. Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нормы определяют порядок взаимоотношений с обществом, коллективом, другими людьми.

Отношение к другим людям предполагает формирование гуманизма, взаимного уважения между людьми, товарищеской взаимопомощи и требовательности, коллективизма, воспитание заботы о старших и младших в семье, уважительное отношение к представителям противоположного пола. Отношение к себе складывается из осознания собственного достоинства, чувства общественного долга, дисциплинированности, честности и правдивости, простоты и скромности, нетерпимости к несправедливости, стяжательству. Отношение к своему труду проявляется в добросовестном, ответственном исполнении своих трудовых и учебных обязанностей, развитии творческих начал в трудовой деятельности, признании важности своего труда и результатов труда других людей. Отношение к природе требует бережного отношения к ее богатству, нетерпимости к нарушениям экологических норм и требований

6. Новизна проекта

Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к  проблеме, обозначенной в работе, в отборе и  оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются также использованием в практике преподавания предмета мини проектов, которые соотнесены к определённым темам по тематическому плану, имея конкретную цель, разделены по сложности, учитывая возрастные особенности младших школьников.

класс

Тема урока

Цель формированиядуховно – нравственных ценностей

Название ученического мини - проекта

1 класс

А.а таныктар уренери

Знание наследия своего народа

«Алтай айыл»

Кеп состор

Честность, трудолюбие

«Кен тон jыртылбас, кеп сос бузулбас»

Теертпек (алтай чорчок)

Бережное отношение к хлебу, всесилие человека перед всеми

«Ненин учун кижи кучту?»

Б б таныктарды уренери

Дружелюбие, любовь в семье, почитание родителей

«Менин билем эн ле нак»

2 класс

А. Ередеев Кара калаш

Почитание пожилых бабушек, дедушек, традиций отношения к еде

«Калащ кайдан келет?»

Тулку ле турна (орус чорчок)

Гостеприимство, общение с людьми

«Ненин учун тулку ле   турна наjылашпаган?

Адалгыш

Бережное отношение к природе, ролной земле, источникам

«Аржан суу»

А. Г. Калкин Очы -Бала

Знание истории своей Родины, уважение к народу

«Алтай баатырлар»

3 класс

В. Ойношев Тодоштор

Знать свою родлословную, соок

«Мен кем?»

Кадын ла Бий (сооjын)

Экологическое сознание значимости большой реки Алтая

«Кадын – улу суу»

Солума

толерантность,  согласие и уважение с другими народами

« Кош – Агаш – бирлик jурт»

Т. Шинжин Алтай

Знание символики, геральдики России, Республики Алтай

« Алтай ла Россия – бистин Торолис»

4 класс

А. Ередеев Ачыныш

воспитание милосердия

«Jылу колдорлу jаанагым»

Ачап чай (алтай чорчок)

не быть алчными, думающими о материальном благе

«Ненин чайдын кози кызыл?»

Глагол

Трудолюбие, помщь родителям, аккуратность

«Менин куним»

Ю. Тувим Балдарга ийген самара

Беречь здоровье своё и близких, забота

«Су – кадыгынды jаштан ала чеберле»

Совместно с родителями, под руководством учителя учащиеся составили мини – пректы своих исследований на стадии апробации. Результаты весьма неплохие. Прилагаю некоторые мини проекты.

Конечно же главное это – уроки со деятельностному полходу, где напрямую проходит духовно – нравственное развитие обучающихся. Прилагаю ряд уроков по теме данного проекта (прил№)

Глаывное, я привела в систему работу учителя – словесника, обеспечивающую духовно – нравственное развитие личности в урочной и внеурочной деятелность. Отобрала приемлемые методы и формы с родителями и детьми. Это выглядит следующим образом:

Характеристика деятельности: 
сочетание деятельностного метода  обучения и духовно-нравственного воспитания

Методы реализации программы духовно – нравственного развития младших школьников


1.Наглядный  (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование)
2.Словесный (чтение литературных произведений  с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов нравственного  содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).
3.Практический ( проекты и исследовательские работы)

Формы работы с детьми:
- Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания.
- Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества
- Проведение народных праздников Чага,  Jылгайак
- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, посещение музея, создание презентаций).
- Исследовательская деятельность учащихся.
- Экскурсии.
- Организация выставок.
- Тематические и творческие вечера.
- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.
Формы работы с родителями:
- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.
- Лекторий для родителей.
- Вечера вопросов и ответов.
- Выставки, конкурсы.
- Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.
- Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.
- Совместно организованные с родителями праздники

7. Предполагаемые образовательные и воспитательные  результаты

- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.
- Потребность к сопереживанию.
- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.
- Приобщение к опыту православной культуры.
- Деятельное отношение к труду.
- Ответственность за свои дела и поступки.

8. Способы диагностики

По мнению некоторых авторитетных ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты.

Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях компетентностного подхода учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности, выбрать сроки выполнения из предложенных заранее как минимум двух дат, привлекать дополнительные источники информации (грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, а помощь соседа может снять баллы), апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам работы учитель обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы ученика (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших учащихся (создание ситуации успеха).

Мониторинги уровня воспитанности также дают возможность выявления.

Умение защищать свой проект, саблюдение правил поведения, норм общения, поведение в семье, школе, осознание себя как личности, патриота своей малой и большой Родины, проявление гордости за родной край, участие в его процветании.

8. Описание полученных образовательных результатов и анализ результативности проекта

Под «образовательным результатом» понимается приобретение обучающимся эффективных способов и средств позитивного построения своей личной, профессиональной и общественной жизни.

     Осуществляемая модель духовно – нравственного развития личности является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:

 1.    100%- ная успеваемость по предмету;

2.     Повышение % качества образования по алтайскому языку и литературе  -  от 60 % до 80%.

3.    Успешное участие в НОУ, предметной олимпиаде по алтайскому языку

год

уровень

Ф.и. класс обучающихся

результативность

2011 -2012

школьный

Тадыева Алина 4 «б»

I место

школьный

Киндиков Тамерлан 4 «а»

II место

муниципальный

Тадыева Алина 4 «б»

II место

Участие в НОУ

2012 - 2013

уровень

Ф. и обучающейся

результативность

школьный

Хасенова Жанель

I место

муниципальный

Хасенова Жанель

II место

4.    Результативность исследовательской, проектной деятельности.

5.    Развитие  творческого потенциала учащихся .

6.    Активность жизненной позиции школьника.

7.    Высокая мотивация к изучению родного языка и литературы

8.    Высокий рейтинг образовательных достижений .

    Доказательством являются многочисленные победы моих учеников в конкурсах разного уровня, что говорит также о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий.

Выше названные образовательные результаты говорят о результативности проекта и выборе эффективных путей его реализации.

. 9. Адресная направленность проекта

Свой педагогический проект адресую учителям алтайского языка и литературы, учителям  гуманитарного цикла, учителям начальных классов.

10. Список литературы

1. Выготский Л. С. Педагогическа психология.- М.: Педагогика – Пресс; 1999.

2. Демчинова М. А. Алтайская волшебная сказка.- Горно – Алтайск, 2003.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. – Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.

4. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение.- М.:Педагогика, 1991.

5. Укачина К. Е. Алтай табышкактар.- Бийск, 1981.

6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов.— М.: ИОСО РАО, 2002.

7. Чочкина М. П. Алтайский детский фольклор.- Горно Алтайск, 2003.

8. Чочкина М. П. Игра в этнопедагогической традиции алтайцев.- Горно – Алтайск, 1996.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект учителя физики Макаровой Татьяны Николаевны «Формирование универсальных учебных действий при обучении физике через активные педагогические технологии»

Тема проекта: «  Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии» Объект исследования: Процесс обучения физике в 7-11 кла...

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Педагогический проект "Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики"

Проект описывает систему работы учителя математики по повышению положительной мотивации к преедмету. В проекте описаны используемые технологии, результаты педпроекта....

Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.

Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...

Педагогический проект на тему «Организационно-педагогические условия функционирования педагогической технологии исследования по математике»

Цель представленного проекта: обоснование и проверка исследовательской деятельности в  образовании как средства развития  интеллектуальных, творческих способностей учащихся, поддержка научно...

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа".

Педагогический проект "Музейная программа «Педагогическое наследие» как средство развития профессиональной мотивации студентов Нижнекамского педагогического колледжа"....