Традиции и обряды мордвы Зубова Полянского района
занимательные факты по теме
Традиции и обряды мордвы Зубова Полянского района
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obryady_i_prazdniki_mordvy.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обряды и праздники
мордвы
Зубова Полянского
района
На краю лесного моря-океана,
Где средь рощ берёзовых — хлебные поля,
Выросла красавица Зубова Поляна —
Сторона заветная, Родина моя.
А. Прохоров.
- Зубово-Полянская земля занимает весь юго-запад Республики Мордовия и граничит: с востока и севера — с Торбеевским, Темниковским и Теньгушевским районами Мордовии, на юге — с тремя районами Пензенской области (Спасским, Вадинским, Земетчинским), на западе — с Рязанской областью — с её Шацким, Кадомским и Сасовским районами. И только 15 километров отделяют Зубово - Полянский район от Тамбовской области, с которой наша земля связана общей многовековой историей развития.
- Зубово - Полянский район образован 16 июля 1928 года. По площади район — самый большой из 22 районов Мордовии, его территория — 2 710 км2 (или 271116 га). Это больше десятой части республики, больше территорий карликовых стран Европы (например, больше территории Люксембурга, площадь которого — 2 600 км2). Протяженность района с запада на восток — 64 км, с севера на юг — 79 км.
- Население района — 64 000 чел., в том числе мордва — 34 500 чел., татары — 700 чел., русские — 28 700 чел. Коренное население — мордва, татары, русские. Для мордвы-мокши — одного из древних народов, населяющих территорию России — район является местом наиболее компактного проживания. Но здесь же в небольшом числе проживают представители и других традиционных для центральной России народов, а с недавнего времени — и бывших среднеазиатских республик СССР и закавказского региона. Средняя плотность населения 18,2 чел. на один кв. км
- Район славится лесами, которыми занято около 51% его территории и с которыми, как это было и в прошлые века, и сейчас тесно связана духовная, производственная и бытовая жизнь многих его жителей. Район необыкновенно богат археологическими памятниками разных эпох : отдельными стоянками, могильниками, городищами, твердями, местами находок кладов и старинных предметов X-XV вв. Историками и археологами установлено, что прапредки мордвы появились
- в нашем крае в середине I тысячелетия новой эры, хотя первые стоянки-поселения древних людей возникли на этой территории 10 000 лет назад.
- Один из служилых людей стал основателем деревни Зубова Поляна. Первое упоминание о месте строительства деревни и о её владельце относится к 1679 году. В 37-м выпуске "Известий Тамбовской ученой архивной комиссии", изданном в 1893 году в губернском центре, опубликованы копии с Шацких писцовых книг Фёдора Чеботова о владениях Великой старицы иноки Марфы Ивановны в Верхоценской волости … В 1679 году "… ноября в 23 день отказано Фёдору Васильеву сыну Зубова из поросших отводных земель в Шацком уезде в Замокошском стану пустошь Зарослая Поляна на реке Лундане и на речке Парце".
- Нет никакого сомнения в том, что в писцовой книге речь идёт о месте слияния этих рек, о месте расположения современной Зубовой Поляны.
- Фёдор Васильевич оказался человеком деятельным, он не терял времени понапрасну. В документе — описании Большого Ценского леса, относящемуся уже к следующему 1680 году — есть сведения о появившемся новом населённом пункте : "в том лесу от черты (засечной. - авт.) ... в сорока пяти верстах на реках Парце да Лаудане построил деревню вновь Фёдор Васильев сын Зубов". Вновь — на языке того времени обозначало новую. "Зарослая Поляна" была переименована несколько позже по фамилии строителя деревеньки на этой поляне и стала называться "Зубовой"
- Таким образом, более 325 лет назад на Зарослой Поляне возникла Зубова Поляна — одно из многих поселений XVII века, основанных защитниками сторожевых черт русского государства.
И сегодня мне хочется вас познакомить с обычаями Зубова Полянского района.
1.
7 января – Рождество Христово. Он считается величайшим праздником, который служит началом и основанием для прочих праздников в году. К этому дню пекли хлеб, блины, варили позу. С утра священник со своими певчими заходили в каждый дом с молитвой и освещал дома -
Рождество твоё, Христе Боже наш,
Возсия мирови свет разума в нём
Бо звёздам служащии звездою учахуся
Тебе кланятися, Солнцу правды, и тебе ведети
С высоты востока. Господи, слава тебе!
Без такой молитвы не проходил ни один праздник Рождества. Этим людям даровал здоровье, мир, согласие. И в знак благодарности люди давали хлеб, блины.
После батюшки ходили – колядовали пастухи, которые нанимались пасти скот каждый год.
Они заходили в каждый дом и совершали обряд посевания, т.е. рассыпали зерно по дому, при этом напевая –
Каляда, каляда!
Ламоне валяда.
Траксне вазыяльхть кафтасть,
Учатне верозальхть ярканят,
Аватне шачфтольхть цёранят!
2.
С 8 января начинаются святки. И длятся они до 17 января. В этот время проводились различные игры, гадания, пляски, пение песен. А 13 января в день отдания праздника Рождества Христова люди посещали Божий храм, где проводилась утренняя праздничная служба. В этот день в каждом доме пекут орешки из теста, свиные головы и ножки, и совершают обряды, которые сопровождаются песнями – тауськами.
Утром дети собираются группами и ходят из дома в дом таусить.
Уси, тауси!
Жареные гуси!
Открывай сундучок,
Вынимай пятачок.
Дёрнем за пятку –
Вынимай десятку.
А десятки нету –
Вынимай конфету.
Тауси – тауси!
Кишки залуси.
На печи сидели,
Кушать захотели.
Та-ла-лай, та-ла-лай!
Щакай, шачфт Николай,
Аф Николай – Проса.
Пяштенятне коса?
Сяканяса лапаняса
Тейнек лифть кружканяса
Аф кружканяса, коморняса.
А кда аф максат пяштенят,
Конязт шаван эсконят.
Та-ла-лай, та-ла-лай!
Тувонь пильге подавай!
После этого хозяин каждого дома выносил гостям угощения.
3.
Следующий праздник у мордовского народа – День памяти 40 Севастийских мучеников.
Они были мужественными воинами и все исповедовали христианскую веру, и за это они пострадали. В этот день жители Зубово-Полянского района утром посещали богослужение в местном Храме. В каждом доме по обычаю выпекали 40 маленьких булочек – жаворонков и поднимали на крыши сараев, при этом приговаривая:
Жаворонушки, услышьте нас,
Скорее заметьте нас!
Скорее прилетите,
Весеннее тепло принесите.
Нам зима уж надоела,
Все запасы хлеба съела,
О вас мы соскучились.
Жаворонушки, сюда прилетите,
Здесь гнёзда свои свейте.
Много яиц насидите,
Много птенцов вырастите.
4.
Масленица… Широкая масленица… Так называется последний зимний праздник. Издревле отмечается этот праздник у славянских народов, в том числе и у мордвы. В селах нашего района праздновали масленицу всю неделю. Пекли блины, варили позу. Люди, одетые в праздничный наряд, собирались на площади. Здесь проходило основное гулянье. Молодые люди катались на санках и эйгиве. Играла гармошка, под неё пели частушки:
Масленицась маладкшни,
Просань щамняц каладкшни.
Оцю панксса паннезе,
Масленцяста каннезе.
По всем улицам разливались мордовские песни.
В начале недели праздника прощали молодожёнов. Мать невесты звала в гости молодых и его родню. Звучали песни и пляски. После гулянья мать провожала молодых. В этот день она дарила им телёнка или овечку для того, чтобы в молодой семье был достаток. В масленицу с утра до вечера гулял народ. Ходили из дома в дом с гармошкой, пели песни, задорные частушки и плясали.
Празднование масленицы не обходилось и без катания на лошадях. Звон колокольчиков разливался по всей округе. На разукрашенных цветными лоскутками и колокольчиками лошадях разъезжали люди с песнями под гармошку. В пятницу или субботу прощали крестников. Крёстные звали к себе в гости крестника. Накрывали стол, и за столом дарили ложку и чашку с гостинцами.
Конечно, праздничный стол был не такой богатый, как в настоящее время, но ни один праздник не обходился без блинов и позы. Кроме этого были на столе кислое молоко, т. е. ряженка, квашеная капуста и рыба.
В последний день масленицы, в воскресенье, люди ходили друг к другу просить прощения. Этот день назывался «прощёным» воскресеньем.
5.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
А. Майков
Плывёт, переливается в воздухе торжественный колокольный звон. Такой звон во все колокола бывает только на Пасху. Светлое Христово воскресение. Его называют «красный» - как праздник Победы жизни над смертью. Своим воскресением Христос предвосхитил в будущем всеобщее воскресение и вечную жизнь. Празднование Пасхи в календаре за конкретным числом не закреплено. Бывает в разное время.
У любого народного праздника – своя красота, свои обычаи, свои обряды и приметы. Немало их и на Пасху. На Пасху есть обычай обмениваться яйцами домашних птиц в знак уважения и любви. Предание говорит, что равноапостольная Мария Магдалина, прежде чем начать перед римским императором свою проповедь о Воскресении Христа, поднесла ему красное яйцо. С тех пор все православные христиане на Пасху поздравляют друг друга и обмениваются крашеными яйцами. Яйца красили ещё в четверг, потом в Храме на Пасху их освящали. Важное место на пасхальном столе занимали крашенные яйца. Именно яйцо стало символом праздника. Его едят первым, когда садятся за стол. Яйцами обменивались и обмениваются до сих пор, их дарят: родным, соседям, всем, кто придёт поздравлять с праздником.
В сёлах нашего района в этот день любимой забавой было катание яиц. Оно начиналось в первый день Пасхи после обеда и продолжалось целую неделю. Их катали с какого-нибудь бугорочка. Яйцо играющего катится с вершины и ударяется в чьё-либо яйцо, одно из тех, что лежит на земле. Счастливец это яйцо берёт себе.
Но катание яиц было не столько забавой, сколько важным делом. Яйцо –символ зарождения новой жизни. Прикасаясь к земле, оно пробуждало вечную нашу кормилицу ото сна.
Также существовал такой обычай – в каждом дворе устраивать качели для детей, а на деревенской площади выкапывались ямы, вставлялись столбы, навешивались верёвки, прикреплялись доски – возводились общественные качели. Качались все. Пасха длилась целую неделю, она была наполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости.
6.
Вадово-Селище – это село, где до сих пор сохранились некоторые традиционные праздники, такие как «Акша Келу», который проводится на Троицу.
Накануне Троицы жители этого села приносили из леса молоденькие берёзки и сажали возле своих домов. В воскресенье, т.е. в день Троицы, молодые берёзы сажались около поля в виде ворот. И по краям берёзок вставали две самые красивые девушки. На берёзки вешали крестик и венки, плетённые из цветов и веток берёзы. Молодые девушки плели венки и надевали на головы. Старожил этого села вставал около берёзок и молился Богу, молились и все присутствующие. Просили у Бога богатый урожай, чтобы народ не голодал. Потом вставали все вокруг берёз и водили хоровод, проходили между берёзок. Затем молодёжь шла к речке, и пускала в воду свои венки, чтобы узнать, выйдет или нет девушка замуж. Потом все подходят к «праздничному столу» и отмечают праздник. После всего этого народ шёл к тому месту, где проходила борьба. (Около реки Вад).
Все мы любим наш район,
В нём мы весело живём.
Приходите, приезжайте,
Путь свободой освещён
В самый добрый и прекрасный
В Зубово - Полянский наш район
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результаты исследования по проблеме формирования здорового образа жизни на базе Зубово-Полянского педагогического колледжа
В работе представлены результаты проведенного исследования, оформлены протоколы исследования...
2. Материап к портфолио Кривоноговой ЛП, преподавателя Зубово-Полянского педколледжа
Материалы портфолио Кривоноговой Людмилы Павловны представлены в форме 4-х файлов:Файл №1 содержит общие сведения о преподавателе, о прохождении курсов повышения квалификации, об участии педагога в ме...
Проектная работа " Исследование радиационного фона на территории Зубово-Полянского района РМ "
Цели проекта: Изучить дополнительный материал о радиации и рассмотреть ее воздействие на человека; Определить факторы радиационного техногенного воздействия на окружающую среду; Экспериментально измер...
Доклад на тему"О работе педагогического коллектива МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» по предупреждению совершения противоправных действий со стороны обучающихся, профилактике безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий учащихся, защите их п"
Данный материал будет полезен для классных руководителей и заместителей директора по ВР....
Культура и обряды мордвы родного края
Описание культуры и обрядов морвы...
Описание инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны
Описание инновационного педагогического опыта по проблеме «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы как средство формирования...
Электронное портфолио (ССЫЛКА) учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны
ССЫЛКА на Электронное портфолио учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны. Портфолио собрано в соответствии с показателями...