Описание инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МБОУ «Зубово-Полянская гимназия» Левиной Людмилы Николаевны
статья на тему

Левина Людмила Николаевна

Описание инновационного педагогического опыта по проблеме «Проектная деятельность на уроках русского  языка  и  литературы  как  средство  формирования  ключевых компетенций обучающихся»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание инновационного педагогического опыта

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

Левиной Людмилы Николаевны

Школа — это мастерская, где

формируется

мысль подрастающего поколения,

надо

крепко держать в руках, если не

хочешь

выпустить из рук будущее.

Анри Барбюс

  1. Актуальность и перспективность опыта.

      Обучение русскому языку и литературе в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования, цели которого сегодня определяются в соответствии с запросами общества, с современными подходами к развитию образования. Современное обучение связано, в первую очередь, с развивающей и воспитательной функциями, с личностно-ориентированными педагогическими технологиями. Это предполагает необходимость всестороннего развития способностей ученика.

       В течение ряда лет я работаю над проблемой «Проектная деятельность на уроках русского  языка  и  литературы  как  средство  формирования  ключевых компетенций обучающихся». На мой взгляд, метод проектов ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, групповую) работу, предполагающую использование исследовательских и поисковых методов, творческой деятельности учащихся, знакомство с разнообразными источниками информации, несущими вариативные точки зрения.

        И в этом нет ничего удивительного. Ведь сегодня очень важно сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни, способную работать с обширнейшей информацией, которая стала доступной благодаря информационно-коммуникационным технологиям. И моя задача заключается не в том, чтобы передать детям сумму знаний, а в том, чтобы научить их получать эти знания. Поэтому сегодня неотъемлемой частью учебного процесса становится проектная деятельность, являющаяся личностно- и практико-ориентированной.

  1. Концептуальность.

    Цель образования в наши дни соотносится с формированием компетентностей. Одной из ключевых компетенций, по моему мнению, является коммуникативная компетентность, которая обеспечивает социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни. Коммуникативная компетентность означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным) других людей.

       «Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения». [2] Она включает в себя знание основных понятий лингвистики речи: стили, типы речи, строения описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста и предполагает знание о речи, её функциях, развитие умений в области четырёх основных видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма). Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, это умение создавать и воспринимать тексты. В основу формирования коммуникативной компетенции положен деятельностный подход, так как он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность каждого ученика. «Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучение правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения», - так сказано в докладе рабочей группы Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию «Школа – 2020. Какой мы её видим?». Поэтому особую важность приобретает формирование на уроках русского языка коммуникативной компетенции.

       Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определённых педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эффективными технологиями, по моему мнению, в данном случае являются следующие: проектная деятельность, технология развивающего и личностно-ориентированного обучения. Именно эти проектные технологии наиболее сочетаемы с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике.

  1. Наличие теоретической базы опыта.

       Учёными-методистами как в зарубежной, так и в российской науке (Н.Видал, Р.Рибе, Д.Фрид-Бул, И.А.Зимняя, Т.А.Сахарова, Е.С.Полат), метод проектов признан одной из наиболее эффективных учебных технологий для школы, так как в нём может быть реализовано сразу несколько современных подходов: личностно-ориентированный, коммуникативно-деятельностный и др.

      Целями проектной деятельности является:

  • понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретённых при изучении различных предметов (на интеграционной основе);
  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.

     

      Задачами проектной деятельности является:

  • обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно её использовать);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • умение составлять письменный отчёт (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать чётко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

       

      Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности:

рефлексивные умения:

  • умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: «Чему нужно научиться для решения поставленной задачи?»

поисковые (исследовательские) умения:

  • умение самостоятельно генерировать идеи, то есть изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;

навыки оценочной самостоятельности:

  • умение работать сотрудничая;
  • умение коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнёром;
  • умение взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнёрского общения;
  • умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

менеджерские умения и навыки:

  • умение проектировать процесс (изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (её хода и промежуточных результатов);

коммуникативные умения:

  • умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.;

презентационные умения и навыки:

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

  1. Ведущая педагогическая идея.

      Жизненно важными умениями, которые должна сформировать школа, являются коммуникативные умения: владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, использование языка в различных сферах и ситуациях общения. «Цель изучения родного языка - не счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и сама внутренняя жизнь – вообще говоря, невозможна». [5]

       Условием формирования коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы может быть использование определённых педагогических технологий, в том числе и инновационных. Наиболее эффективными технологиями, по моему мнению, в данном случае являются следующие: проектная деятельность, технология развивающего и личностно-ориентированного обучения. Именно эти проектные технологии наиболее сочетаемы с ИКТ, особенно востребованными в настоящее время в школьной практике.

1.5. Оптимальность и эффективность средств.

       Как же я применяю метод проектов в практике на уроках русского языка и литературы в среднем звене школы?

        Проектная деятельность – это серия спланированных, обоснованных мероприятий, предназначенных для достижения определённых целей и разрешения конкретных задач за нормированный промежуток времени. В современной методической литературе существует несколько разновидностей учебных проектов.

      Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части по русскому языку.

      В  ролевом проекте учащиеся берут  на себя роли  литературных или исторических  персонажей,  выдуманных  героев.  Например,  инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку, урок-суд над литературным героем.

     Практико-ориентированный  проект  по  русскому  языку  и  литературе направлен на социальные интересы участников проекта. Например, для чего изучаются  правила  по  русскому  языку,  пригодится  ли  знание  правил  в современной жизни?

     Творческий  проект  предполагает  максимально  свободный  и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Творческий и ролевой проекты  перекликаются  между  собой,  например,  «Устное  народное творчество в нашей жизни».

        Проектная деятельность  по русскому языку и литературе включает в себя актуальность избранной темы, обозначает задачи проекта, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.

       Проекты  по  русскому  языку  и  литературе  распределяются   и  по продолжительности. Мини-проекты можно создать за один урок. Например, «Слово о писателях», «Мои любимые писатели», «Сказка о прилагательном», над  такими  проектами  работа  ведется  в  группах,  в  составе  не  более  3-4 человек.

      Краткосрочные проекты по русскому языку и литературе занимают от двух до четырех уроков. Например, «Уроки доброты. Почему учительница поступила  именно  так?»  (по  произведению  В.Распутина  «Уроки французского»).

      Недельные проекты выполняются в группах. Работа идет под руководством  учителя.  Возможно  сочетание  классных  форм  работы (мастерские, лекции) с внеклассными формами (экскурсии).

      Годичные проекты по русскому языку могут выполняться как в группах, так и индивидуально. В ряде школ эта работа традиционно проводится в рамках  ученических  научных  обществ.  Весь  годичный  проект  –  от определения проблемы и темы до презентации – выполняется во внеурочное время. Это серьёзное исследование, защита которого чаще всего проводится на научно-практических конференциях.

1.6.Результативность опыта.

       Проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных  информационных  технологий,  личностно-ориентированного обучения  и  самостоятельной  работы  учащихся,  формирования  умения использования информационных технологий при разработке инструментов и материалов,  повышающих  эффективность  и  результативность  учебного процесса.

      Какие плюсы я, как учитель-практик, отмечаю в практическом применении метода проектов? Эти плюсы утверждены принципами дидактической системы, которую реализовываю с помощью данного метода в своей школе: учет интересов детей; учение через деятельность; познание и знание являются следствием преодоления трудностей; сотрудничество всех участников педагогического процесса; свободное творчество.

     Именно эти принципы во многом характеризуют проектное обучение:

• при неизменности отведенного на занятия времени, которого явно недостаточно для современного уровня развития информационных технологий, резко увеличивается объем содержания предмета, что

требует от учащихся увеличения доли самостоятельной работы, а от преподавателя – изменения подходов в преподавании предмета;

• в творческих работах в рамках выполнения проектов раскрывается характер ребенка, его отношение к миру;

• творческий подход позволяет помочь детям обрести психологическое равновесие, почувствовать и осознать стремление души, научить устанавливать гармонические взаимоотношения с миром и людьми.

    Это формирует лучшие качества личности, развивает творческое воображение; индивидуальный подход к учащимся в рамках проектной деятельности важен для каждого ученика и просто для того, чтобы он нормально учился и развивался, и для раскрытия индивидуальности ребенка, создания благоприятных условий для формирования его способностей.

      Как учитель – организатор проектной деятельности я ставлю следующие задачи, обусловленные общими принципами развивающего и личностно-ориентированного образования:

1. Обеспечить условия для инновационного режима развития учащихся на основе проектной деятельности.

2. Создавать условия для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения.

3. Выбирать подходящие ситуации, способствующие разработке хороших проектов.

4. Проводить сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов.

5. Технологично управлять процессом обучения.

6. Использовать технологию там, где это необходимо.

      Работая над проблемой «Проектная деятельность на уроках русского  языка  и  литературы  как  средство  формирования  ключевых компетенций обучающихся» в течение нескольких лет, мне удалось добиться позитивных результатов, которые отражаются, в первую очередь, во внеурочной деятельности учащихся. Мои ученики принимали участие:

  • в Республиканской научно-практической конференции исследовательских работ обучающихся «Моя малая Родина: природа, культура, этнос» (2013-2018 гг.);
  • в Межрегиональной олимпиаде «Будущий дипломат» (2017 г.);
  • во Всероссийском конкурсе проектных и исследовательских работ учащихся «Горизонты открытий-2015»;
  • во Всероссийском конкурсе научно- исследовательских и творческих работ учащихся «Литературная Россия» (2015 г.);
  • в Международном конкурсе «Рождественская звезда» (2016 г.) и др.

      Я считаю, метод проектов широко востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся. Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика.

1.7.Возможность тиражирования.

      С опытом моей работы: разработанными уроками, мероприятиями, презентациями, проектами учащихся можно познакомиться на моих сайтах, в научно-образовательном журнале «Образовательный альманах», в сборниках по материалам выступлений на конференциях различного уровня в г.Саранск. (См. Приложения)

Литература:

1. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.

2. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926

3. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. - 285с.

4. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности Дисс…докт. Психол. Наук. - К.: 1981

5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. -М.: АРКТИ,2003. - 110с.

6. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Панорама инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы Горелышевой С.А.

Предложена панорама педагогического опыта Горелышевой С.А.  по теме "Развитие креативности школьников на уроках словесности"(обобщение)....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №30» г.о. Саранск Республики Мордовия Богатырёвой Анны В

Основная цель современного  образования – воспитать самостоятельно мыслящую личность, способную адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сформировать у учащихся умение и желание самосовершен...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Луховский лицей» г.о. Саранск Ухановой Раисы Михайловны

Тема инновационного педагогического опыта:«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения познавательного интереса учащихся к урокам русского языка и литературы»....

Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)

Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...