Урок-конкурс в 5 классе "В гостях у сказки".
план-конспект урока (5 класс) по теме
· Глубокое и расширенное постижение содержания и поэтики народных сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: «В гостях у сказки». Урок-конкурс.
Цели:
- Способствовать более глубокому и расширенному постижению содержания и поэтики народных сказок.
- Развивать умение ориентироваться в тексте.
- Воспитывать уважение к сокровищам народной мудрости.
Предварительное задание: сформировать команды по классам – зайцы, волки, лисы; выбрать капитана, придумать элементы костюмов и приветствие; прочитать 3-4 сказки по выбору (о животных и волшебные); подготовить инсценировку отрывка из народной сказки.
Оборудование: Фонограмма песни «В гостях у сказки», иллюстрации к любимым сказкам, репродукции картин художников.
Ход урока
«Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!»
А.С. Пушкин.
Звучит фонограмма песни в «Гостях у сказки».
Ведущий: Как вы думаете, ребята, чему будет посвящен сегодняшний урок?
Ведущий: Устное народное творчество – сокровищница народной мудрости, и русская народная сказка, пожалуй, составляет самую любимую и популярную его сторону. Сказка – это не просто интересный рассказ, это особое создание.
Народ сам в своих пословицах и поговорках отметил особенность сказки. Наверное, вам не раз приходилось слышать или самим говорить тем, кто сообщает о чем-то, - «в эти трудно поверить», «это все сказки», «не рассказывай мне сказки». Есть пословицы, в которых сказка сравнивается с песней: «Сказка – складка, песня – быль», «Сказка – ложь, а песня – правда».
О каком свойстве сказок все это говорит?
О таком, что сказка повествует о событиях, которые в жизни не могут быть, в основе сказки – всегда вымысел.
И в самом деле, разве можно проверить то, что лиса научила волка ловить хвостом рыбу в проруби? Трудно представить себе в жизни и то, о чем поведала сказка «Царевна-лягушка»: Иван-царевич женился на лягушке , совершающей немыслимые чудеса. И, конечно же, вряд ли можно встретить в жизни человека, который верил бы, что из тучи вместо дождя падают блины, в рыболовные сети в реке ловятся зайцы, а на деревьях в лесу растут щуки.
Постановка проблемного вопроса. Так что же, сказка говорит нам только о том, чего никогда не было и не может быть? Неужели она нужна только затем, чтобы удивить нас, поразить наше воображение? Или еще зачем-то?
Об этом нам и предстоит поразмыслить сегодня на уроке. А потому мы с вами войдем в сказку.
Разминка. Представление команд.
С чего обычно начинается сказка? (С зачина.) проведем небольшую разминку. Аукцион зачинов. Чья команда последней назовет зачин, та и получит первое очко. (Команды называют зачины.)
Итак, в некотором царстве, в некотором государстве, где дождь из земли вырастает, а солнце на бороде расцветает, стоял чудесный лес (не простой лес). В том лесу на сказочной поляне собрались звери (сказочные, необычные).
Семья волков во главе с … Серым Хвостом…
Семья лисиц во главе с … Патрикеевной…
Семья зайцев во главе с … Благородным Сердцем…
Собрались звери, чтобы узнать, кто из них более достоин в сказках участвовать. Каждый хочет доказать свою правоту.
КОНКУРС 1.
- Доказать, что без вашего зверя русская сказка обойтись не может.
- Оценка костюмов.
Вывод: все звери в сказках просто необходимы, без них сказки бы вовсе не было.
КОНКУРС 2.
По строчкам угадать сказку.
- «Что бог дал» - спросил Волк. – Початочек, - ответила Лиса». («Лиса-повитуха».)
- «Битый небитого везет». («Лисичка-сестричка и Серый Волк».)
- «Вот их набилось там в яме четверо и стали они горевать, как им еду добывать». («Звери в яме».)
- «Не обессудь, любезный кум, больше потчевать нечем». («Лиса и журавль».)
- «Цапля. Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня». («Журавль и цапля».)
- «Пустите меня ночевать. Я сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку». («Лисичка со скалочкой».)
КОНКУРС 3.
Угадай героя по характеристике.
- Черты этого персонажа – хитрость, ловкость, изворотливость, лицемерие. (Лиса.)
- Безобидный, немного трусливый, беззащитный и очень добрый и доверчивый. (Заяц.)
- Он является воплощением глупости, часто его оставляют в дураках, хотя он один из самых опасных и сильных зверей. (Волк.)
Ведущий: Мы видим, что за каждым сказочным животным закреплены черты человека, так отразилась в сказках вера древних людей в разум и силу окружающего природного мира.
Но…быстро сказка сказывается, нескоро дело делается. Подходим мы постепенно к сказке волшебной, где звери служат героям помощниками, где «на неведомых дорожках следы невиданных зверей, избушка там на курьих ножках стоит без окон, без дверей».
А кто живет в этой избушке? (Баба Яга.)
Баба Яга не хочет пускать в волшебную сказку, пока мы не выполним ее задания.
КОНКУРС 4.
- Назовите сказочные жилища.
- Назовите волшебные предметы.
- Назовите сказки, представленные на картинах художников (Васнецов, Билибин, Поленов и др.)
Баба Яга: Ну, что ж, деточки, вы справились с моими вопросами, а потому я пущу вас в гости к волшебным героям.
КОНКУРС 5.
Представить инсценировку отрывка из народной сказки. Остальные участники должны узнать, о какой сказке идет речь.
Подсчет очков, определение победителей, награждение «сказочными грамотами».
Итоги. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Замечательный поэт А. Прокофьев так писал о сказке:
Я знаю Россию по сказкам,
Где рядом леса и луга,
И где на тропиночке вязкой
Яга – Костяная нога;
Я знаю Россию по сказкам,
Которые в детстве слыхал,
В которых ни разу, ни разу
Великий народ не солгал.
Подведение итогов конкурса, награждение команд.
Автор-составитель урока: Мелентьевна Елена Николаевна
Предмет: литература
Класс: 5
Тема урока: «Лесная газета». Устный журнал по произведениям В. Бианки и В. Белова о природе.
Цели:
- Расширить представление учащихся о многообразии форм отражения темы природы в художественной литературе, дать первичное понятие об экологических проблемах, затронутых в произведениях писателей.
- Развивать навыки самостоятельной подготовки сообщений о жизни и творчестве писателей, умение видеть мир чувств и переживаний персонажей.
- Воспитывать любовь и восхищение природой, стремление беречь и защищать природу.
Предварительное задание: всему классу – прочитать следующие произведения В. Бианки: «лесной колобок – колючий бок», «Теремок», «Анюткина утка» и В. Белова: «Радуга», «Мышонок, бабушка и кот», «Птички-рукавички», «Как воробья ворона обидела», «Жадный петух» из циклов «рассказы о разной живности»; творческим группам – подготовить рассказ о писателях В. Бианки и В. Белове; подготовить чтение по ролям (или инсценировать) сказку В. Бианки «Люля»; подобрать вопросы по произведениям В. Бианки и В. Белова для викторины «Веселый тир».
Оборудование: Портреты писателей, красочно оформленные названия страниц «Лесной газеты»: «Визитная карточка», «Сказочная», «Экологическая», «Веселый тир».
Ход урока
Слово учителя. Ребята, сегодня на уроке мы с вами будем читать газету. Но газету не обычную, а лесную. «В обыкновенных газетах пишут только про людей и их дела. Но нам всем интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые, растения. В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А в обычных газетах об этом мало пишут, и поэтому никто не знает всех лесных новостей». (В. Бианки.) Впервые придумал и выпустил все 12 номеров такой газеты Виталий Бианки – писатель, охотник, следопыт.
Страница первая. «Визитная карточка». На первой странице нашей газеты помещены портреты двух выдающихся писателей, которые написали немало произведений о родной природе, обо всем живом, что существует на свете. Это Виталий Бианки и Василий Белов. Любовь к природе – вполне естественное чувство каждого нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется. Сама природа только и ждет момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Такими писателями были и М. Пришвин, и К. Паустовский, и В. Бианки, таков и В. Белов и многие другие. Ребята из первой творческой группы подготовили небольшие сообщения о писателях В. Бианки и В. Белове.
Сообщения учащихся.
Виталий Валентинович Бианки (1894-1959 гг.) родился в семье ученого-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под ее руками расцветал самый зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе, указали ему жизненную дорогу: Виталий Бианки поступил на естественнонаучное отделение Санкт-Петербургского университета. Окончив университет, Виталий Бианки побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл «сказки-несказки». Герои Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят «человечьим языком». Такое сочетание сказки с реальностью помогает лучше понять жизнь природы.
В 1927 году была впервые напечатана «Лесная газета на каждый год», и до 1949 года автор дополнял и переписывал эту книгу, которая превратилась в своеобразную энциклопедию жизни леса и ее обитателей.
Василий Иванович Белов родился в 1932 году в деревне Тимониха Вологодской области. Прежде чем стать писателем, В Белов испробовал множество профессий: столяра и плотника, моториста-дизелиста, электромонтера, радиотелеграфиста и др. В 1954 году окончил Литературный институт. Сначала В. Белов писал стихи, но по-настоящему известен он как прозаик. В своих произведениях В.Белов стремится передать русскую живую речь, быт, уклад деревенской жизни. В. Белов для детей написал несколько произведений. Среди них – повесть «Каникулы» о детях, которые остались на некоторое время одни в деревне, рассказы «Даня», «Скворцы», кроме того, цикл из 33 коротеньких рассказов «Рассказы о всякой живности». Писателя волнуют многие современные проблемы, среди которых главная – сохранение духовности русского человека и прежде всего ребенка.
Страница вторая. «Сказочная страница».
Слово учителя. Сказки В. Бианки и В. Белова отличаются от хорошо известных нам народных сказок. Это особенные сказки – лесные. Из них можно узнать, чей нос лучше, кто чем поет, кто ночью спит, где реки зимуют, как муравьишка домой спешил, как Лис Ежа перехитрил, как воробья ворона обидела, кто такие птички-рукавички и многое другое. Есть на этой странице сказки, названия которых кажутся нам знакомыми: «Теремок», «Лесной колобок – колючий бок», «Муравей и стрекоза».
Вопросы:
О каком Теремке рассказывает В.Бианки, и кто в нем живет? (Теремок – дупло в старом дубе, жители – Дятел, Скворец, Сыч, Белка, Куница, пчелиный рой и, наконец, Медведь.)
Кто пел такую песенку: Я – Лесной Колобок – Колючий Бок! Я по коробу не скребен, по сусеку не метен, на сметанке не мешан, я под кустиком рос, весь колючками оброс, я кругом нехорош, как меня ты возьмешь? (Еж.)
Какие рукавички сидели на деревьях? (Снегири.)
С кем разговаривал родничок? (Пчелка, синичка, девочка, дедушка.)
О многих птицах, животных, насекомых рассказывают В. Бианки и В. Белов в своих рассказах. И каждый раз за сказочной историей встает лесная жизнь, как, например, в сказке В. Бианки о птичке-нырке Люле, которая помещена в нашей «Лесной газете».
Представители второй творческой группы инсценируют или читают в лицах сказку В. Бианки «Люля».
Вопросы:
Почему Люля трижды ныряла на дно моря?
Почему у птички Люли нос и глаза красного цвета?
Где живет птичка Люля и почему?
В своей сказке писатель не только рассказал о повадках и внешнем виде незаметной птички, а сумел поведать нам о бескорыстии и самоотверженности незаметных на первый взгляд героев.
Из сказок В. Бианки и В. Белова мы узнаем не только о загадках и тайнах лесной жизни. Но и о добром отношении друг к другу, взаимовыручке, справедливости. Один из учеников В. Бианки говорил, что «он только из хитрости пишет о зверях и птицах. На самом деле он учит мальчишек и девчонок, как вырасти настоящими людьми».
Страница третья. «Экологическая страница».
Слово учителя. Ребята, знаете ли вы, что означает слово экология? Вот как дается его объяснение в толковом словаре: «Экология – наука об отношениях растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой. (от греческого экос – дом, логос – учение)». Назовите рассказы В. Бианки и В. Белова, в которых встречаются экологические проблемы, проблемы взаимоотношений человека и природы, охраны окружающей среды. (Рассказы В. Бианки «Анюткина утка» и В. Белова «Радуга».)
Вопросы:
Кто является главными героями рассказа В. Бианки «Анюткина утка»?
Почему Анюта отпустила Белое Зеркальце на волю?
В чем проявилась хитрость и самоотверженность уточки?
Как вела себя Анюта по отношению к утке, живущей на воле?
Почему Белое Зеркальце вернулась в Анюткину запруду?
Итак, ребята, обратите внимание на то, что в столкновении с силами природы (наводнения, хищные птицы) Белое Зеркальце всегда выходила победителем. Но вот появились охотники. И спасти уточку от людей смог только человек.
Какова главная мысль сказки В. Белова «Радуга»? (Необходимость бескорыстной заботы о других, иначе – гибель.)
Чему же учат нас рассказы этих писателей? (Внимательному отношению к природе и друг к другу.)
Четвертая страница. «Тир» - «Бей ответом прямо в цель».
Викторина по произведениям В. Бианки и В. Белова. Вопросы готовит третья творческая группа, а между первой и второй творческими группами идет соревнование. На доске вывешиваются символические мишени, рядом записывается количество очков, «выбитых» правильными ответами учащихся.
Вопросы:
Как звали отважного мышонка-путешественника из известной сказки В. Бианки? (Мышонок Пик.)
В какой сказке насекомые приходят на помощь своему собрату, попавшему в беду? («Как Муравьишка домой спешил».)
Почему в рассказе «Анюткина утка» уточка носила прозвище Белое Зеркальце? (Потому что на крыле, где у обычных уток бывает синее с фиолетовым отливом пятно (зеркальце), у нее была белая тряпочка.)
Какая собака каждый день бегала за два километра в чужую деревню, чтобы накормить своего сына? (Малька из «Рассказов о всякой живности» В. Белова.)
Кому родничок дал воды напиться? (Пчелке, синичке, зайчику, Маше, дедушке, комару. – В. Белов «радуга».)
За какую провинность выгнала бабушка кота в рассказе В. Белова «Мышонок, бабушка и кот»? (Кот стащил и съел сметану.)
Подведение итогов викторины.
Вот и подошла к концу наша «Лесная газета». Но знакомство с ней на этом не должно закончиться. И читая рассказы уже известных вам писателей, и наблюдая самостоятельно природы, учитесь быть внимательными к ней, видеть ее красоту и незащищенность, стремитесь не нарушить ее гармоничного мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Урок-конкурс в 5 классе по теме «Пословицы и поговорки»
Урок-конкурс в 5 классе на знание пословиц и поговорок«Пословица недаром молвится»Цели:повторение и обобщение изученного по теме «Пословицы и поговорки»;определение уровня усвоения знаний по дан...
Методическая разработка Урок-конкурс в 5 классе по теме «Пословицы и поговорки»
Урок-конкурс в 5 классе на знание пословиц и поговорок«Пословица недаром молвится»Цели:повторение и обобщение изученного по теме «Пословицы и поговорки»;определение уровня усвоения знаний по дан...
Открытый урок-конкурс в 5 классе "Добро пожаловать в Лондон"
урок-конкурс в 5 классе по английскому языку http://www.proshkolu.ru/user/1vera1105/folder/...
Урок-конкурс "Металлы",11 класс
Урок составлен учителем Квитоксой СОШ №1 Левицкой Л.В. Урок проводится ссопровождением слайд- фильма. Подсчёт баллов и подведение итогов возлагается на капитанов команд, которые в своей группе...
Урок – конкурс в 8 классе по теме: «Опора и движение»
Обобщение изученного материала проводится в виде урока - конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, свя...
Урок-конкурс во втором классе (УМК Биболетова М.З.)
Урок-конкурс во втором классе (УМК Биболетова М.З.) Конкурс на лучшего ученика лесной школы....
Урок-конкурс в 6 классе. (K. Kaufman, 6, Unit 1, Lesson1)
Обобщение изученного материала в 5 классе (1-й год обучения), также можно использовать в 4 классе (3-й год обучения)...