Методическая разработка Урок-конкурс в 5 классе по теме «Пословицы и поговорки»
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Урок-конкурс в 5 классе на знание пословиц и поговорок
«Пословица недаром молвится»
Цели:
- повторение и обобщение изученного по теме «Пословицы и поговорки»;
- определение уровня усвоения знаний по данной теме;
- формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
Задачи:
- образовательная – расширение знаний по теме, формирование умений понимать обобщающий смысл пословиц и поговорок и использовать их в своей речи;
- воспитательная – способствовать гражданскому воспитанию, формированию нравственных убеждений, воспитанию толерантности;
- развивающая – расширение словарного запаса учащихся, развитие навыков групповой работы учащихся, создание благоприятных условий для повышения мотивации учащихся к изучению фольклора, развитие любознательности и интереса к народному творчеству.
Тип урока:урок развития речи.
Средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем,
Методы обучения:
- работа в группах,
Пояснение учителя:
- учащиеся перед уроком делятся на три команды;
- за каждый правильный ответ команда получает 1 балл;
- в конце урока подводятся итоги, члены команды, набравшей наибольшее количество баллов, получают «5», команда, занявшая 2-ое место, получает «4».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_-_konkurs_po_poslovicam.doc | 43.5 КБ |
urok-konkurs_po_poslovicam.ppt | 613.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 538
с углубленным изучением информационных технологий
Кировского района Санкт-Петербурга
Урок-конкурс в 5 классе
по теме
«Пословицы и поговорки»
Лопаткина Валентина Ивановна,
учитель русского языка и литературы.
Санкт-Петербург
Урок-конкурс в 5 классе на знание пословиц и поговорок
«Пословица недаром молвится»
Цели:
- повторение и обобщение изученного по теме «Пословицы и поговорки»;
- определение уровня усвоения знаний по данной теме;
- формирование целостной системы ведущих знаний по теме.
Задачи:
- образовательная – расширение знаний по теме, формирование умений понимать обобщающий смысл пословиц и поговорок и использовать их в своей речи;
- воспитательная – способствовать гражданскому воспитанию, формированию нравственных убеждений, воспитанию толерантности;
- развивающая – расширение словарного запаса учащихся, развитие навыков групповой работы учащихся, создание благоприятных условий для повышения мотивации учащихся к изучению фольклора, развитие любознательности и интереса к народному творчеству.
Тип урока: урок развития речи.
Средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем,
Методы обучения:
- работа в группах,
Пояснение учителя:
- учащиеся перед уроком делятся на три команды;
- за каждый правильный ответ команда получает 1 балл;
- в конце урока подводятся итоги, члены команды, набравшей наибольшее количество баллов, получают «5», команда, занявшая 2-ое место, получает «4».
ХОД УРОКА:
- ОРГМОМЕНТ.
- СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
Сегодня у нас пройдет не обычный урок, а урок-конкурс. На предыдущих уроках мы изучили с вами фольклорные жанры, их особенности. Мы познакомились не только с пословицами и поговорками русского народа, но и других народов. Вы готовились дома, а сейчас мы проверим, какая команда знает больше пословиц и поговорок.
- 1-ЫЙ КОНКУРС: продолжите пословицы (максимальное количество баллов – 31).
- Без труда … (не вынешь и рыбку из пруда)
- Готовь сани летом, а … (телегу зимой)
- Старый друг - … (лучше новых двух)
- Кончил дело … (гуляй смело)
- Большому кораблю … (большое плавание)
- Скучен день до вечера, … (коли делать нечего)
- Труд человека кормит, а … (лень портит)
- Волков бояться - … (в лес не ходить)
- Не плюй в колодец, … (случится воды напиться)
- С кем поведешься, … (от того и наберешься)
- Один … (в поле не воин).
- Как волка ни корми, … (он все в лес глядит)
- Учить - … (ум точить)
- Говори меньше, … (думай больше)
- На смелого собака лает, а … (трусливого кусает)
- Сначала думай, а … (потом делай)
- Стреляй редко, … (да метко)
- Кто хочет много знать, … (тому надо мало спать)
- Кто за родину горой, … (тот – истинный герой)
- Век живи – … (век учись)
- Слово – не воробей, … (вылетит – не поймаешь)
- Не говори «гоп», … (пока не перепрыгнешь)
- Живи для людей, … (поживут и люди для тебя)
- За двумя зайцами погонишься - … (ни одного не поймаешь)
- Не имей 100 рублей, а … (имей 100 друзей)
- Лучше меньше, да … (лучше)
- Лучше поздно, … (чем никогда)
- Поспешишь - … (людей насмешишь)
- Семь раз отмерь, … (один раз отрежь)
- Хлеб - … (всему голова)
- Я - … (последняя буква алфавита)
- 2-ЫЙ КОНКУРС: подберите синонимичную пословицу из русского фольклора (максимальное количество баллов – 7).
- В чужом глазу и соломинка кажется верблюдом, а в своем – целый мост не заметил. (арабская пословица)
В чужом глазу соломинку заметишь, а в своем бревна не видишь.
- Осталось дело до завтра – считай, что застряло. (армянская пословица)
Никогда не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
- Кто копает яму другим, тот пусть снимает мерку с себя. (грузинская пословица)
Не копай другому яму – сам в нее попадешь.
- Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь. (латышская пословица)
Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
- Мороза бояться – на двор не ходить. (латышская пословица)
Волков бояться – в лес не ходить.
- Хочешь, чтобы были полны закрома, - вставай с криком петуха. (украинская пословица)
Кто рано встает, тому Бог подает.
- Как ты относишься к лесу, так и лес к тебе. (эстонская пословица)
Как аукнется, так и откликнется.
Каков привет, таков и ответ.
- 3-ИЙ КОНКУРС: подберите как можно больше пословиц на одну тему (сколько правильно подобранных пословиц, столько и баллов).
1-ая группа:
Книга – мост в мир знаний.
Книга подобна воде – дорогу пробьет везде.
С книгой поведешься – ума наберешься.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Кто много читает, тот много знает.
Знание – солнце, книга – окно.
Книга – твой друг, без нее как без рук.
Книга – зеркало жизни.
2-ая группа:
Без труда нет плода.
Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Труд кормит, а лень портит.
Кто поздно встает, у того хлеба недостает.
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на деле гож.
Лежа пищи не добудешь.
3-я группа:
Один в поле не воин.
Старый друг – лучше новых двух.
Кто не знается ни с кем, глуп совсем.
Одной рукой и узла не развяжешь.
Нет друга – ищи, а нашел береги.
Дружба – в делах помощница.
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
- ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Продолжите пословицы 1. Без труда …
Продолжите пословицы Готовь сани летом, а …
Продолжите пословицы 3. Старый друг - …
Продолжите пословицы 4. Кончил дело …
Продолжите пословицы 5. Большому кораблю …
Продолжите пословицы Скучен день до вечера, …
Продолжите пословицы 7. Труд человека кормит, а …
Продолжите пословицы 8. Волков бояться - …
Продолжите пословицы 9. Не плюй в колодец, …
Продолжите пословицы 10. С кем поведешься, …
Продолжите пословицы 11. Один …
Продолжите пословицы 12. Как волка ни корми, …
Продолжите пословицы 13. Учить - …
Продолжите пословицы 14. Говори меньше, …
Продолжите пословицы 15. На смелого собака лает, а …
Продолжите пословицы 16. Сначала думай, а …
Продолжите пословицы 17. Стреляй редко, …
Продолжите пословицы 18. Кто хочет много знать, …
Продолжите пословицы 19. Кто за родину горой, …
Продолжите пословицы 20. Век живи – …
Продолжите пословицы 21. Слово – не воробей, …
Продолжите пословицы 22. Не говори «гоп», …
Продолжите пословицы 23. Живи для людей, …
Продолжите пословицы 24. За двумя зайцами погонишься - …
Продолжите пословицы 25. Не имей 100 рублей, а …
Продолжите пословицы 26. Лучше меньше, да …
Продолжите пословицы 27. Лучше поздно, …
Продолжите пословицы 28. Поспешишь - …
Продолжите пословицы 29. Семь раз отмерь, …
Продолжите пословицы
Продолжите пословицы 31. Я - …
Подберите синонимичную пословицу из русского фольклора 1. В чужом глазу и соломинка кажется верблюдом, а в своем – целый мост не заметил. ( арабская пословица )
Подберите синонимичную пословицу из русского фольклора 2. Осталось дело до завтра – считай, что застряло. ( армянская пословица )
Подберите синонимичную пословицу из русского фольклора 3. Кто копает яму другим, тот пусть снимает мерку с себя. ( грузинская пословица)
Подберите синонимичную пословицу из русского фольклора 4. Руку не протянешь, так и с полки ложку не достанешь. (латышская пословица)
Подберите синонимичную пословицу из русского фольклора 5. Мороза бояться – на двор не ходить. (латышская пословица)
Подберите синонимичную пословицу из русского фольклора 6. Хочешь, чтобы были полны закрома, - вставай с криком петуха. (украинская пословица)
Подберите синонимичную пословицу из русского фольклора 7. Как ты относишься к лесу, так и лес к тебе. (эстонская пословица)
Подберите как можно больше пословиц на одну тему 1-ая группа: Книга – мост в мир знаний.
Подберите как можно больше пословиц на одну тему 2-ая группа: Без труда нет плода.
Подберите как можно больше пословиц на одну тему 3-я группа: Один в поле не воин.
Итоги урока: I место - … группа II место - … группа III место - … группа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические материалы к уроку литературы в 5-6 классах по теме "Пословицы и поговорки"
Материал представляет из себя подборку заданий по теме "Пословицы и поговорки" и может быть использован как на уроке литературы, так и при подготовке к олимпиадам по литературе....
Методическая разработка Урок-конкурс в 5 классе по теме «Пословицы и поговорки»
Урок-конкурс в 5 классе на знание пословиц и поговорок«Пословица недаром молвится»Цели:повторение и обобщение изученного по теме «Пословицы и поговорки»;определение уровня усвоения знаний по дан...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА - КОНКУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БИОЛОГИЯ» ТЕМА: ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ
Изучение раздела цитологии в курсе «Общая биология» представляет определенную сложность для студентов. Содержание раздела отличает множество понятий, «сухой» и сложный для усвоения фактический материа...
Методическая разработка урок-конкурс "Лучшее время в году"
Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО, изучающих иностранный язык в цикле ОГСЭ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА «РАСЧЁТ ФИНАНСОВОГО РЕЗУЛЬТАТА (ПРИБЫЛИ) И ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ЕГО В УЧЕТЕ»
С целью реализации профессиональных навыков и творческих способностей студентов подготовлена методическая разработка урока игрового характера профессиональной направленности – «Расчёт финансово...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ И СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ»
Предлагаемая разработка позволяет на основе организации групповой работы проконтролировать усвоение материала тем IV; VII; VIII программы курса Истории для СПО. Способствует закреплению сложившиеся у ...
Методическая разработка урока Конкурс май 2024
Методическая разработка урока Конкурс май 2024...