Урок развития речи в 6 классе "Описание внешности"
методическая разработка (6 класс) по теме

Сущенко Людмила Николаевна

Урок русского языка в 6 классе "Описание внешности" направлен на развитие творческих способностей учащихся. При работе с произведениями М.А.Шолохова отрабатываются навыки  языкового анализа  текста,  умения совершенствовать речь. Урок служит подготовкой учащихся к сочинениям на литературную тему. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Описание внешности человека

Цели: 

  1. Развивать у учащихся наблюдательность, внимание их к окружающим людям, к самим себе.
  2. Подготавливать школьников к пониманию внутреннего мира человека, индивидуальности каждого, воспитывать эстетический вкус.
  3. Готовить учащихся к сочинениям на литературную тему (сочинениям-характеристикам).
  4. Расширять общее развитие, обогащая речь учащихся “портретной лексикой”

Ход урока

  1. Литературная викторина.

Угадайте, какой литературный героя спрятан.

  1. «…мужчина 12 вершков роста, сложённый богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой…»
  2. «Как дитя лежит она,

Распылалася от сна;

Молод цвет её ланит;

Меж ресницами блестит

Пламя сонное очей;

Ночи тёмныя темней,

Заплетённые косой

Кудри чёрной полосой

Обвились вокруг чела…

В.Жуковский «Спящая царевна»

  1. Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть…

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава…

А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

  1. Как вы угадали, о ком идёт речь?

О чём, как вы думаете, будем говорить на уроке? Какие задачи поставим перед собой?     (Что такое портрет? Какие существуют способы и средства создания портрета?)

Урок мы проведём, работая с произведениями нашего земляка, М.А.Шолохова, с творчеством  которого подробно познакомимся в старших классах.

  1. Что же такое портрет?

«Образ – явление собирательное,- писал Орест Верейский, художник, иллюстратор книг Шолохова, - и, чтобы он стал убедительным, узнаваемым, нужно приложить немало усилий. Нужно наделить его характером, нужно по мере сил вдохнуть в него жизнь. Характеристика героя – вот над чем бьёшься, изводя горы бумаги».

  1. Посмотрите, перед  вами портреты Шолохова и героев его произведений. Какое впечатление производят на вас? (Высказывания учащихся)Обратите внимание: портретисты не просто изображают человека, а, стараясь уловить особенное, индивидуальное, передают своё отношение.  Но не всем дано мастерство владения красками. Что же делать, если под рукой нет ни карандаша, ни красок?  (Словесное рисование)
  2. Что же такое портрет в литературном произведении?(Определение записывается в тетрадь) 
  3. Как вы думаете, зачем автор вводит описание персонажей?

На какие детали обращает внимание?

Какие средства использует при создании портрета?  На все эти вопросы мы ответим вместе.

  1. Работа в группах.     Перед вами тексты. Выпишите слова, помогающие увидеть героя произведения. Как они помогают понять отношение автора к персонажу?

А) «Федотка Ушаков смотрел на него узенькими щёлками глаз. А румяный рот его расползался в широчайшей, неудержимой улыбке…Живой, как ртуть, мальчишка нетерпеливо ёрзал за партой»

«Поднятая целина»

Б) Мишка собой щуплый, волосы у него с весны были как лепестки цветущего подсолнечника, в июне солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами; щеки, точно воробьиное яйцо, исконопатило веснушками, а нос от солнышка и постоянного купания в пруду облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогий Мишка - глазами. Из узеньких прорезей высматривают они, голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда».

«Нахалёнок»

Выступления ребят.

Какую роль играет портрет  в произведении?  (Портрет помогает увидеть внешность героя, понять его характер… В портрете передаётся отношение автора к персонажу.)

  1. Вам нужно будет самим создать портрет. Чтобы облегчить работу, давайте подумаем, какие слова можно использовать при описании:

--глаз;

-- взгляда;

--  лица;

-- улыбки.      (Работа в группах) 

  1. А теперь я предлагаю вам поработать портретистами. Перед вами тексты, в которых пропущены слова, и описание внешности неполное.  «Дорисуйте» портреты, используя слова, которые вы выписали из словаря  эпитетов.  (По окончании работы сравнивают с оригиналом).
  2. Подведение итогов.  

Узнали ли вы что-нибудь новое сегодня на уроке? Как вы считаете, понадобится вам то, что мы изучали сегодня? Где это может применить?

      11.Домашнее задание.    

         Я думаю, что у вас есть любимые книги, любимые персонажи.  Представьте, что вам нужно экранизировать книгу.  Каким должен быть актёр, который исполнит роль персонажа. Опишите его.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи. Описание внешности человека

Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у...

Урок развития речи в 7 классе на тему "Описание внешности человека"

Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»....

Урок развития речи "Описание внешности человека"

Показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях...

урок развития речи в 7 классе по теме "Описание внешности человека"

Данная разработка урока развития речи по теме "Описание внешности человека "содержит материал , помогающий учителю подготовить учащихся к сочинению по этой теме. Предлагается описать внешнось одноклас...

Урок развития речи "Описание внешности человека по картине"

Урок по картине владимирской художницы Н. Бритовой "Люба"- один из этапов работы по написанию творческих произведенийпо созданию словесных художественных портретов....

Конспект урока развития речи "Описание внешности человека"

На данном уроке  учащиеся познакомятся с описанием внешности человека, литературным портретом....

Урок развития речи. Описание внешности. 6 класс. Строгие глаза- не гроза

Разработка урока направлена на  формирование  у учащихся наблюдательности и внимания  к окружающим.             П...